Собраться в один кулак, а не бить по власти растопыренными пальцами. План для оппозиции

Понедельник, 2 декабря 2002, 13:50
21 ноября в Украине произошло знаковое событие. Казалось бы, не случилось ничего особенного: просто Верховная Рада утвердила очередного, десятого премьера. Только у Кучмы Янукович – уже седьмой, дай Бог, не последний: не угодили же ему аж шесть предыдущих!

"Продавливание" кандидатуры Януковича через парламент проходило совсем не просто, но само голосование дало результат гораздо более значительный, чем согласие на назначение нового премьера. На этот раз это не просто проявление правительственной чехарды. Худо-бедно, но зарождается, пусть и уродливая, модель решения политических вопросов, связанная с уже оформившимся, пусть и насильственно, парламентским большинством. Первый блин комом, но в целом это "блин" в правильном направлении.

21 ноября были полностью сброшены маски. Теперь даже самым непонятливым ясно, кто входит в большинство и тем самым берет на себя всю полноту ответственности за ситуацию в стране. Теперь ясно, с кого можно и нужно будет спрашивать, если ситуация (либо экономическая либо политическая) ухудшится. С момента голосования за Януковича больше нет того непонятного мигрирующего центра ответственности, который "прятался" в разных местах. Спрашивали с правительства, а правительство намекало на ответственность администрации президента. А из администрации отправляли в Кабмин. Оттуда ответственность отфутболивали в парламент. И все Кучме что-то мешало – как плохому танцору.

Теперь предельно ясно: за все отвечает большинство из девяти партий, от гигантов вроде СДПУ(о), ПР и "ТУ" до мелюзги вроде конвульсирующей НДП. С них будут спрашивать и народ, и оппозиция. И президенту не уйти от ответственности – как подлинному координатору парламентского большинства, ибо, если бы оно формировалось не по принуждению, а по добровольному согласию, то имело бы совсем иную конфигурацию.

Понятно и то, что большинство создано исключительно для "дерибана портфелей", ибо никто и в глаза не видел программы, на базе которой они соединились. Да разве для них программа имеет какое-то значение?

Безусловно, то, что случилось – еще не система и даже не тенденция. И не так важно, кто создал большинство, важно, тем не менее, что оно есть. Но еще более существенно, что прецедент создания большинства есть, а прецедента организационного оформления оппозиции отсутствует. Но ведь оппозиция будет иметь политический вес только тогда, когда сможет продемонстрировать столь же серьезную организацию, как и пропрезидентские силы, упорствующие в желании на свалку истории отправиться вместе со своим "дорогим Леонидом Даниловичем".

У оппозиции нет такого объединительного стимула, как президентская дубина, которой Кучма "смонтировал" большинство и даже заставил его членов делегировать в правительство по своим квотам представителей враждебных кланов. И никто против такого издевательства не возражал: президент для "большинства" – помазанник Божий, а хозяева нашей жизни – его рабы. В его кабинете они забывают о своей крутизне, а распущенные павлиньи перья сменяют на поджатые хвосты.

Оппозиция же должна найти в себе силы и умение к демократическому объединению. И для начала она должна иметь позицию. Ведь судя по голосованию в день утверждения Януковича… парламентской оппозиции у нас нет. Против Януковича не было подано ни одного(!) голоса. Так почему оппозиция не принимала участия в голосовании за кандидатуру Януковича? Почему, раз она – оппозиция – она не проголосовала "против", открыто заявив свою позицию и, сделав тот шаг, на который ее уполномочили избиратели? Не потому ли, во-первых, что лидеры оппозиции до самого последнего момента надеялись сторговаться с Януковичем? Да и теперь надеются?

Не потому ли, во-вторых, что лидеры фракций элементарно не были уверены в своих коллегах. Не потому ли Ющенко отобрал у своих карточки, что знает, что у него – десятки "щербаней"? Только тогда оппозиция получит право так себя называть, когда каждый ее член, имея на руках карточку, имея мощные соблазны проголосовать против своей совести и воли избирателей, зная, что одно маленькое вложение карточки в момент голосования может обеспечить солидное вложение на его счет в банке – проголосует "против". Силой можно загнать в пропрезидентские фракции, но в оппозиции удерживать принуждением – невозможно.

"Четверка" должна отпустить на все четыре стороны всех колеблющихся и аппетитно причмокивающих в ожидании кучминых коврижек. Скатертью им дорога. Это первое, что должна сделать оппозиция, и касается оно прежде всего "Нашей Украины". Все социологические опросы показывают, что народ воспринимает "НУ" как оппозицию. Все, кто голосовал за нее - недовольны нынешней властью. "НУ" должна идти на поводу не у внутриблочных конформистов (еще верю в то, что сам Ющенко не является главным конформистом), а только у избирателей. Потеря десятка-другого депутатов Ющенко ничем не грозит, ибо теперь, когда власть уже мобилизовала количество "штыков", необходимое для критически важных решений, не имеет значения, сколько человек остается в "НУ", 108 или 90. Понимаю, в каких сложных условиях находятся бизнесмены-нашеукраинцы. На месте Ющенко я бы дал им отступить на вполне понятных условиях. Придет время – вернутся.

Второе, что необходимо оппозиции – ее переформатирование. Вместо ситуативной тройки КПУ-БЮТ-СПУ должна быть создана организационно оформленная новая "тройка" в составе "НУ", БЮТ и СПУ. Это будет центристская оппозиция, которая в принципе в состоянии выдвинуть единого кандидата в президенты. Левая оппозиция в лице КПУ уже достаточно хорошо организационно оформлена, и между нею и новой тройкой должно быть заключено политическое соглашение о взаимных действиях в тех вопросах, где их позиции совпадают - а в тех сферах, где они кардинально расходятся, стороны должны действовать на основе взаимного уважения.

Третье Новая "тройка" должна непременно создать теневое правительство. Эти три политические силы имеют солидный общий знаменатель в своих политических и экономико-социальных программах, на котором и может базироваться деятельность "теневого правительства". То есть, это бы могла быть достаточно гибкая и мобильная структура по координации усилий оппозиционных партий и блоков – не только тех, кто представлен в парламенте, но и внепарламентских.

Теневое правительство будет предлагать решения, альтернативные предложениям обанкротившейся олигархии, которая узурпировала власть, наплевав на волеизъявление людей. Традиция теневого правительства, безусловно, посодействует общей демократизации политической системы.

Такая организационно-мощная форма существования и консолидации оппозиции привела бы к прорыву информационной блокады, так как замалчивать ее деятельность было бы невозможно. Это повысило бы политическую ответственность оппозиции, разрешило бы более наглядно продемонстрировать избирателям свой кадровый потенциал.

Теневое правительство - мощный фактор для консолидации усилий всей оппозиции. Это уже то, с чем власть не сможет не считаться. Если же оппозиция не предпримет никаких организационных усилий, власть нас перещелкает всех по одиночке.

P.S. У Ющенко есть еще и возможность стать, как и Чорновил, в конструктивную оппозицию. Но мы все видели, чем это закончилось для Руха и для Чорновила.