Всегда есть кто-то, кто знает правду, или побег от трудностей – это не про него

Вторник, 5 ноября 2002, 10:07
"Украинская правда" продолжает следить за событиями вокруг исчезновения нашего коллеги Михаила Коломийца. Пока мы не знаем ничего нового о его судьбе. И продолжаем надеяться, что все обойдется. Материал Михаила Кухара - о друге и учителе…

Читайте также:

Теперь нас будут объявлять самоубийцами

В УКРАИНЕ ПРОПАЛ ЕЩЁ ОДИН ЖУРНАЛИСТ - исчез директор "Українських Новин" Михаил Коломиец

Для Миши — не свойственно проявлять свои эмоции даже перед друзьями и коллегами по работе. Последние девять лет он постоянно находился в состоянии человека, который несет ответственность не только за свою жизнь, но и за судьбы своих подчиненных. Он организовал информационное агентство на нашем нестабильном рынке, начав работу в гиперинфляционном 1993-м. Он приглашал на работу лучших журналистов, занимаясь, помимо редакторской работы еще и поиском новых подписчиков, чтобы обеспечить людям, которых он принял под свое крыло, достойные зарплаты. Он не просто нанимал людей — он каждому из них обещал, а затем, как показали последующие годы, и обеспечивал будущее в большой журналистике.

В 1996-м мне довелось пережить рядом с ним один из самых сложных ударов, нанесенных судьбой не просто по его бизнесу, а по делу его жизни. Государственное агентство "ДИНАУ-Укринформ" при очередной смене руководства наконец-то обратило внимание на хозрасчетное подразделение, существовавшее у него внутри, под названием "Укринформ Бизнес Новости" (УБН). Хотя впоследствии конфликт и пытались представить как коммерческий, но деньги никого в той ситуации не интересовали. Просто существование под крышей бывшего ТАСС, а ныне государственного информагентства "Укринформ", ленты достаточно смелых новостей об экономике, рассылка которых была устроена таким образом, что окончательная их редакция не проходила общеагентской цензурной вычитки, — было явлением аномальным, и рано или поздно должно было закончиться скандалом.

Поняв, наконец, что происходит, руководство "Укринформа" избавилось от "каких-то неподконтрольных" экономических новостей быстро и эффективно. В комнатах, где работала редакция Коломийца, выключили свет, а охране дали список всех ее сотрудников, которых с завтрашнего дня попросту было велено не пускать в здание.

Я хорошо помню тот субботний день, когда мы ввязались в потасовку с людьми в пятнистой форме, которые не позволяли нам вынести со вчерашнего места работы наши личные вещи, и что более ценно, личные журналистские архивы.

Потом мы сидели все в кафе напротив "Укринформа" и думали, что нам делать дальше. О том, чтобы разойтись и по отдельности искать работу, ни у кого, по-моему, даже мысли не возникало. Мы уже тогда были командой. Коломиец с такой уверенностью и легкостью говорил о будущем открытии и неизбежном успехе нашего нового независимого информагентства экономических новостей, что дурные мысли проходили сами собой. Долго спорили о названии, пока не остановились на самом простом — "Українські Новини". Затем Миша из своих сбережений раздал всем зарплату на месяц вперед и сказал, что через неделю перезвонит и скажет, куда выходить на работу.

Он действительно все устроил. Нашел компьютерную фирму, которая дала нам 12 машин не то что в кредит, а вообще без каких-либо документов. Мы платили за них в рассрочку по 30 долларов в месяц за компьютер, кажется года два. Под трехмесячную зарплату Коломиец на свое имя взял кредит в банке — закладывать ему было просто нечего. Офисом поначалу нам служил актовый зал здания через дорогу от "Укринформа" — за него мы тоже поначалу долго не платили "по блату" Мыколы Вересня. Большое ему спасибо.

Однако сказать, что мы тогда начинали с нуля, – значило бы сильно приукрасить правду. У редакции "Укринформ Бизнес Новости" на тот момент было 70 подписчиков, каждый из которых платил около 1000 долларов в год за ленту ежедневной информации. Подписчики были для нас единственным источником дохода, как и для любого информагентства. С момента изгнания из "Укринформа" до момента перезаключения годовых контрактов на подписку — а они, как правило, всеми заключались на год — нас отделяло еще девять месяцев и более 50 тыс. долларов долга. В принципе, шансов на экономическое выживание у Михаила Коломийца тогда вообще не было.

Но он не просто выжил, а по-сути на пустом месте построил ту фабрику новостей, которая называется сейчас "Украинские Новости". "Закусить удила" — тогда было его частой фразой.

Поэтому сейчас, когда меня спрашивают: а правда ли, что Коломиец убежал из города от того, что у агентства были финансовые проблемы, мне трудно подобрать слова, чтобы объяснить людям, какая это чушь. Потому что я не знаю другого человека, который бы был наделен подобной мерой чувства долга и ответственности. В первую очередь за людей, которые стояли за ним, доверяя ему просто как редактору и учителю в жизни.

Побег Коломийца, для людей, которые с ним знакомы — вещь в принципе непостижимая. Миша - из тех, кто умеет встречать в жизни трудности лицом к лицу, каковы бы они ни были. После сложного периода становления "Украинских Новостей" он доказывал это всем, кто его окружал не раз и не два.

Единственное, что приходит на ум — непреодолимая внешняя угроза, которую сам Михаил Коломиец — человек смелый и умудренный жизненным опытом — счел настолько серьезной, что в одночасье бросив любимый город и страну, семью, друзей, близких ему людей, и, наконец, дело своей жизни, ради сохранения которого он выносил все, что угодно, предпочел убежать не оставляя следов, и, возможно, спасая свою жизнь. А возможно, благодаря своему неожиданному выходу из неведомой игры, и не только свою.

Мы не знаем, что было источником этой угрозы. Но кто-то знает ответ на этот вопрос. Кто-то всегда знает. Но этот ответ скоро узнаем и мы. Нас слишком много, тех, для кого Миша является другом, коллегой, учителем. И когда мы узнаем, ничто не заставит нас молчать.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования