"Наша Украина": что дальше?
Понедельник, 25 ноября 2002, 09:51
Одной из главных интриг голосования по кандидату на пост премьера был вопрос о позиции "Нашей Украины". Большинство комментаторов предсказывали, что если кто-то из оппозиционеров и проголосует за Януковича, то это будут представители фракции Виктора Ющенко. Называли конкретные цифры – 20-30 депутатов. Появлению подобных прогнозов способствовали и конкретные факты – переговоры между донецкими и представителями "Нашей Украины", и заявления отдельных членов фракции Виктора Ющенко о возможности поддержки кандидатуры Януковича, и устойчивый стереотип, сложившийся в околополитической среде, о взаимном интересе друг к другу "донецких" и Виктора Ющенко. То, что этот интерес имеет место, сомнению не подлежит, но его реальное значение и последствия во многом преувеличиваются и даже мифологизируются.
Голосование по Януковичу это лишний раз подтвердило. "Наша Украина" почти единодушно (о единственном исключении речь далее) не приняла участия в голосовании, заявив, что раз Янукович не готов к подписанию коалиционного договора с "Нашей Украиной", значит, и фракция Виктора Ющенко не будет поддерживать его кандидатуру. "Наша Украина" солидаризировалась с другими оппозиционными фракциями, однако обращает на себя мотивация их решения. Она традиционна – либо фракция Виктора Ющенко участвует в правительственной коалиции на своих условиях, либо отказывает кандидату в премьеры в поддержке. Вопрос о большинстве на основе "Нашей Украины" стал своеобразной идеей фикс Виктора Ющенко. Ситуация в Верховной Раде менялась, а парламентская тактика "Нашей Украины" оставалась неизменной. В чем-то она напоминала известный лозунг Троцкого: "Ни войны, ни мира, а армию распустить".
Утверждение Виктора Януковича главой Кабинета Министров фактически подвело черту под утопическим проектом создания "Нашей Украиной" "своего" парламентского большинства. Формально своим голосованием фракция Виктора Ющенко зафиксировала уход в оппозицию. Однако цели "Нашей Украины", ее состав и социальная база коренным образом отличаются от других оппозиционных сил. Поэтому с окончательными выводами торопиться не стоит.
Критика Виктора Ющенка за политическую двойственность и неопределенность, метания между президентом и оппозицией, давно уже стало больным местом. Однако мало кто обращает внимание на то, что большинство избирателей и сторонников Виктора Ющенко и "Нашей Украины" относится к политической нише "между властью и оппозицией".
По данным опроса, проведенного Фондом "Демократические инициативы" и компанией СОЦИС в августе 2002 г., среди избирателей "Нашей Украины" почти половина (48%) соглашались с тем, что блок, за который они проголосовали, должен добиваться отставки президента Леонида Кучмы, 27% выступали против этого, 25% затруднялись с ответом. Эти данные почти совпадают с общей структурой ответов на данный вопрос среди всех опрошенных.
Тогда же в августе провел свой опрос и Центр Разумкова. Респондентам было предложено ответить на вопрос о том, какую позицию должны занять Виктор Ющенко и блок "Наша Украина" по отношению к президенту. Почти треть опрошенных – 32,9% - выбрали ответ "не занимать однозначной позиции, а действовать исходя из обстоятельств". 23,9% посчитали, что необходимо занять четко оппозиционную по отношению к президенту позицию, а 9,6% - напротив, высказались за то, что следует четко поддержать президента Украины. Треть опрошенных затруднились с ответом на этот вопрос.
На другой вопрос - должен ли Виктор Ющенко поддержать акции протеста оппозиции, намеченные на сентябрь, - 35,9% ответили утвердительно, 27,6% дали отрицательный ответ, 36,5% затруднились с ответом.
Опрос Центра Разумкова, проведенный в июне, показал, что треть респондентов считают блок Виктора Ющенко "Наша Украина" оппозиционной силой, треть придерживается прямо противоположной точки зрения, а еще треть опрошенных затруднилась с ответом на этот вопрос.
Приведенные данные подтверждают предположение, что "Наша Украина" воспринимается массовым сознанием как политическая сила, занимающая промежуточное положение между властью и оппозицией. Точнее, речь идет об оппозиционной силе, которая показывает свое недовольство и неудовлетворение действующей властью, но стремится избегать прямого конфликта с ней. Эта позиция характерна и для лидера "Нашей Украины" и для значительной (если не большей) части фракции, и для большинства рядовых сторонников Виктора Ющенко. В этих условиях ожидать от Виктора Андреевича превращения в последовательного и радикального противника нынешнего президента просто нелепо. Эффективнее всего Ющенко делает оппозиционером сама власть. Это показали выборы, затем спикериада и возвышение Медведчука, а теперь и приход Януковича.
21 ноября "Наша Украина" вновь была вынуждена уйти в оппозиционные окопы. В голосовании по Януковичу ей удалось сохранить политическое и моральное лицо, опровергнуть мрачные прогнозы скептиков и недоброжелателей. Но проблема остается. Ее индикатором стало голосование в поддержку донецкого губернатора младшего Омельченко.
Сын киевского мэра оказался перед тяжелейшим выбором. С одной стороны, политические обязательства перед фракцией и симпатия к Ющенко, с другой – объективные интересы семьи. Это и моральная и личностная дилемма. Вряд ли младшего Омельченко прельщал образ Павлика Мороза. У Ющенко своя игра с "донецкими" и Януковичем. Лидер "Нашей Украины" понимает, что уже в ближайшем будущем новый премьер может стать для него грозным политическим оппонентом, не меньшим, нежели ныне Медведчук. А вот для киевского городского головы в настоящее время важно найти новых влиятельных союзников в противостоянии все более усиливающемуся нажиму со стороны администрации президента и ее руководителя. Да и с Кинахом у Омельченко отношения не сложились. Голос "младшего" в пользу Януковича не был решающим, но для семьи крайне полезным, тем более что киевский мэр принес в копилку нового премьера сразу несколько голосов.
Старший Омельченко, в отличие от своего сына, опытный и искушенный политик. Он прекрасно понимает, что с приходом Януковича на властный Олимп существенно меняется политическая конфигурация в окружении Кучмы, и максимально пытается использовать это в своих интересах. А вот как может действовать в новых условиях Ющенко?
Политическая структуризация Верховной Рады уже произошла. На какое-то время парламентское большинство будет сохранять свое единство, особенно в тех случаях, когда необходимо будет отстаивать интересы президента. Но политические, экономические и личностные противоречия внутри админбольшинства не являются секретом. Дележка портфелей в структуре исполнительной власти только усилит эти противоречия. Обязательно появятся обиженные. Неизбежен и другой процесс – внутри большинства появятся твердые большевики, ориентирующиеся на премьера, и скрытые оппортунисты, одна часть которых будет в большей степени прислушиваться к слову главы президентской администрации, а другая – тайно посматривать в сторону Ющенко.
В нынешних условиях у лидера "Нашей Украины" есть два варианта тактического поведения. Первый очевиден – попытаться возглавить антипрезидентскую оппозицию и сформировать оппозиционную коалицию в парламенте. Второй вариант – попытаться играть на объективных противоречиях внутри нового парламентского большинства и раз за разом формировать в Верховной Раде ситуативное большинство, отвечающее интересам "Нашей Украины".
При всей очевидности и политической логичности первого варианта его реализация не представляется столь уж бесспорной и возможной. Ведь антипрезидентская оппозиция достаточно ситуативна. Можно говорить о ее ядре в лице БЮТ и СПУ. Тимошенко и Мороз заинтересованы в союзе с Ющенко и в голосах его фракции. Но вряд ли они примут безоговорочно лидерство Виктора Андреевича. К тому же Ющенко будет сложно выделиться на фоне радикальных и последовательных оппозиционеров. Кроме того, взгляды социалистов и тимошенковцев заметно различаются по ряду экономических и политических вопросов, в частности по отношению к политической реформе.
Особая позиция у коммунистов, в том числе и по отношению к "Нашей Украине". Поэтому единственное, что, пожалуй, возможно, и давно уже необходимо, так это координация парламентской тактики оппозиционных фракций по принципиальным политическим вопросам. Следует отметить и то обстоятельство, что еще в октябре оппозиционные фракции (за исключением "Нашей Украины") стали менять свою парламентскую тактику и включились в активные тактические игры с "большевиками", "сливая" часть своих голосов в поддержку отдельных законопроектов политических оппонентов.
Второй тактический вариант более органичен политической природе "Нашей Украины" и политическому стилю Виктора Ющенко. К тому же он может оказаться более эффективным. Однако его реализация потребует и большей гибкости и большего политического искусства. Кроме того, Виктору Ющенко придется разобраться с той неразберихой, которая зачастую царит в его фракции в день голосований. Если по принципиальным политическим вопросам "Наша Украина" в большинстве случаев голосует солидарно, то, как только дело доходит до отдельных социально-экономических законопроектов, иногда трудно поверить, что речь идет о членах одной и той же фракции.
Вот только один, но очень показательный пример. Обсуждается вопрос о принятии во втором чтении закона "О предотвращении и противодействии легализации доходов, полученных преступным путем". Член "Нашей Украины" Асадчев предлагает не голосовать за представленный законопроект, его коллега Ключковский вносит проект соответствующего постановления. Однако, с едкой критикой этого постановления выступает другой член "Нашей Украины" Терехин. Вслед за чем соратники по блоку обмениваются весьма резкими репликами. В итоге за проект постановления, предложенный Ключковским, голосует 25 членов фракции Ющенко, 6 – против, 50 – не голосует. А за проект закона, раскритикованного Асадчевым и Ключковским проголосовало 26 депутатов от "Нашей Украины", 5 – против, 47 – не голосовало. Причем Борис Беспалый проявил поразительную гибкость. Он проголосовал "за" в обоих случаях. Такая вот "тактика".
Все знают, куда и зачем идет "Наша Украина". Вот только как идти и что делать? В частности, в Верховной Раде. Ответ на этот вопрос срочно необходимо искать Виктору Ющенко и его коллегам по фракции. А то, не ровен час, политические оппоненты обойдут на повороте, и слева и справа.
Голосование по Януковичу это лишний раз подтвердило. "Наша Украина" почти единодушно (о единственном исключении речь далее) не приняла участия в голосовании, заявив, что раз Янукович не готов к подписанию коалиционного договора с "Нашей Украиной", значит, и фракция Виктора Ющенко не будет поддерживать его кандидатуру. "Наша Украина" солидаризировалась с другими оппозиционными фракциями, однако обращает на себя мотивация их решения. Она традиционна – либо фракция Виктора Ющенко участвует в правительственной коалиции на своих условиях, либо отказывает кандидату в премьеры в поддержке. Вопрос о большинстве на основе "Нашей Украины" стал своеобразной идеей фикс Виктора Ющенко. Ситуация в Верховной Раде менялась, а парламентская тактика "Нашей Украины" оставалась неизменной. В чем-то она напоминала известный лозунг Троцкого: "Ни войны, ни мира, а армию распустить".
Утверждение Виктора Януковича главой Кабинета Министров фактически подвело черту под утопическим проектом создания "Нашей Украиной" "своего" парламентского большинства. Формально своим голосованием фракция Виктора Ющенко зафиксировала уход в оппозицию. Однако цели "Нашей Украины", ее состав и социальная база коренным образом отличаются от других оппозиционных сил. Поэтому с окончательными выводами торопиться не стоит.
Критика Виктора Ющенка за политическую двойственность и неопределенность, метания между президентом и оппозицией, давно уже стало больным местом. Однако мало кто обращает внимание на то, что большинство избирателей и сторонников Виктора Ющенко и "Нашей Украины" относится к политической нише "между властью и оппозицией".
По данным опроса, проведенного Фондом "Демократические инициативы" и компанией СОЦИС в августе 2002 г., среди избирателей "Нашей Украины" почти половина (48%) соглашались с тем, что блок, за который они проголосовали, должен добиваться отставки президента Леонида Кучмы, 27% выступали против этого, 25% затруднялись с ответом. Эти данные почти совпадают с общей структурой ответов на данный вопрос среди всех опрошенных.
Тогда же в августе провел свой опрос и Центр Разумкова. Респондентам было предложено ответить на вопрос о том, какую позицию должны занять Виктор Ющенко и блок "Наша Украина" по отношению к президенту. Почти треть опрошенных – 32,9% - выбрали ответ "не занимать однозначной позиции, а действовать исходя из обстоятельств". 23,9% посчитали, что необходимо занять четко оппозиционную по отношению к президенту позицию, а 9,6% - напротив, высказались за то, что следует четко поддержать президента Украины. Треть опрошенных затруднились с ответом на этот вопрос.
На другой вопрос - должен ли Виктор Ющенко поддержать акции протеста оппозиции, намеченные на сентябрь, - 35,9% ответили утвердительно, 27,6% дали отрицательный ответ, 36,5% затруднились с ответом.
Опрос Центра Разумкова, проведенный в июне, показал, что треть респондентов считают блок Виктора Ющенко "Наша Украина" оппозиционной силой, треть придерживается прямо противоположной точки зрения, а еще треть опрошенных затруднилась с ответом на этот вопрос.
Приведенные данные подтверждают предположение, что "Наша Украина" воспринимается массовым сознанием как политическая сила, занимающая промежуточное положение между властью и оппозицией. Точнее, речь идет об оппозиционной силе, которая показывает свое недовольство и неудовлетворение действующей властью, но стремится избегать прямого конфликта с ней. Эта позиция характерна и для лидера "Нашей Украины" и для значительной (если не большей) части фракции, и для большинства рядовых сторонников Виктора Ющенко. В этих условиях ожидать от Виктора Андреевича превращения в последовательного и радикального противника нынешнего президента просто нелепо. Эффективнее всего Ющенко делает оппозиционером сама власть. Это показали выборы, затем спикериада и возвышение Медведчука, а теперь и приход Януковича.
21 ноября "Наша Украина" вновь была вынуждена уйти в оппозиционные окопы. В голосовании по Януковичу ей удалось сохранить политическое и моральное лицо, опровергнуть мрачные прогнозы скептиков и недоброжелателей. Но проблема остается. Ее индикатором стало голосование в поддержку донецкого губернатора младшего Омельченко.
Сын киевского мэра оказался перед тяжелейшим выбором. С одной стороны, политические обязательства перед фракцией и симпатия к Ющенко, с другой – объективные интересы семьи. Это и моральная и личностная дилемма. Вряд ли младшего Омельченко прельщал образ Павлика Мороза. У Ющенко своя игра с "донецкими" и Януковичем. Лидер "Нашей Украины" понимает, что уже в ближайшем будущем новый премьер может стать для него грозным политическим оппонентом, не меньшим, нежели ныне Медведчук. А вот для киевского городского головы в настоящее время важно найти новых влиятельных союзников в противостоянии все более усиливающемуся нажиму со стороны администрации президента и ее руководителя. Да и с Кинахом у Омельченко отношения не сложились. Голос "младшего" в пользу Януковича не был решающим, но для семьи крайне полезным, тем более что киевский мэр принес в копилку нового премьера сразу несколько голосов.
Старший Омельченко, в отличие от своего сына, опытный и искушенный политик. Он прекрасно понимает, что с приходом Януковича на властный Олимп существенно меняется политическая конфигурация в окружении Кучмы, и максимально пытается использовать это в своих интересах. А вот как может действовать в новых условиях Ющенко?
Политическая структуризация Верховной Рады уже произошла. На какое-то время парламентское большинство будет сохранять свое единство, особенно в тех случаях, когда необходимо будет отстаивать интересы президента. Но политические, экономические и личностные противоречия внутри админбольшинства не являются секретом. Дележка портфелей в структуре исполнительной власти только усилит эти противоречия. Обязательно появятся обиженные. Неизбежен и другой процесс – внутри большинства появятся твердые большевики, ориентирующиеся на премьера, и скрытые оппортунисты, одна часть которых будет в большей степени прислушиваться к слову главы президентской администрации, а другая – тайно посматривать в сторону Ющенко.
В нынешних условиях у лидера "Нашей Украины" есть два варианта тактического поведения. Первый очевиден – попытаться возглавить антипрезидентскую оппозицию и сформировать оппозиционную коалицию в парламенте. Второй вариант – попытаться играть на объективных противоречиях внутри нового парламентского большинства и раз за разом формировать в Верховной Раде ситуативное большинство, отвечающее интересам "Нашей Украины".
При всей очевидности и политической логичности первого варианта его реализация не представляется столь уж бесспорной и возможной. Ведь антипрезидентская оппозиция достаточно ситуативна. Можно говорить о ее ядре в лице БЮТ и СПУ. Тимошенко и Мороз заинтересованы в союзе с Ющенко и в голосах его фракции. Но вряд ли они примут безоговорочно лидерство Виктора Андреевича. К тому же Ющенко будет сложно выделиться на фоне радикальных и последовательных оппозиционеров. Кроме того, взгляды социалистов и тимошенковцев заметно различаются по ряду экономических и политических вопросов, в частности по отношению к политической реформе.
Особая позиция у коммунистов, в том числе и по отношению к "Нашей Украине". Поэтому единственное, что, пожалуй, возможно, и давно уже необходимо, так это координация парламентской тактики оппозиционных фракций по принципиальным политическим вопросам. Следует отметить и то обстоятельство, что еще в октябре оппозиционные фракции (за исключением "Нашей Украины") стали менять свою парламентскую тактику и включились в активные тактические игры с "большевиками", "сливая" часть своих голосов в поддержку отдельных законопроектов политических оппонентов.
Второй тактический вариант более органичен политической природе "Нашей Украины" и политическому стилю Виктора Ющенко. К тому же он может оказаться более эффективным. Однако его реализация потребует и большей гибкости и большего политического искусства. Кроме того, Виктору Ющенко придется разобраться с той неразберихой, которая зачастую царит в его фракции в день голосований. Если по принципиальным политическим вопросам "Наша Украина" в большинстве случаев голосует солидарно, то, как только дело доходит до отдельных социально-экономических законопроектов, иногда трудно поверить, что речь идет о членах одной и той же фракции.
Вот только один, но очень показательный пример. Обсуждается вопрос о принятии во втором чтении закона "О предотвращении и противодействии легализации доходов, полученных преступным путем". Член "Нашей Украины" Асадчев предлагает не голосовать за представленный законопроект, его коллега Ключковский вносит проект соответствующего постановления. Однако, с едкой критикой этого постановления выступает другой член "Нашей Украины" Терехин. Вслед за чем соратники по блоку обмениваются весьма резкими репликами. В итоге за проект постановления, предложенный Ключковским, голосует 25 членов фракции Ющенко, 6 – против, 50 – не голосует. А за проект закона, раскритикованного Асадчевым и Ключковским проголосовало 26 депутатов от "Нашей Украины", 5 – против, 47 – не голосовало. Причем Борис Беспалый проявил поразительную гибкость. Он проголосовал "за" в обоих случаях. Такая вот "тактика".
Все знают, куда и зачем идет "Наша Украина". Вот только как идти и что делать? В частности, в Верховной Раде. Ответ на этот вопрос срочно необходимо искать Виктору Ющенко и его коллегам по фракции. А то, не ровен час, политические оппоненты обойдут на повороте, и слева и справа.