Мифы о "Золотой газовой трубе"

Четверг, 14 ноября 2002, 23:00
За десять лет независимости Украина превратилась в настоящую страну сказок, где происходят самые невероятные вещи и с каждым годом становится все страшнее жить. Судите сами. В какой еще стране премьер, за два года государственной службы (!) может стать самым богатым человеком в государстве? Какая страна на высшем политическом уровне провозглашает "многовекторную внешнюю политику", в результате которой, не то что приобретаются друзья или враги, а теряется то немногое, что в мире принято называть государственными интересами.

И вряд ли найдется еще хоть одна страна, где после трех лет небывалого экономического роста, население продолжает влачить нищенское существование. А потому власть предержащим приходится создавать мифы и легенды о невиданных достижениях (для народа) и неисчерпаемом потенциале (для будущих инвесторов) Украины.


Самый модный из них сегодня – это миф об украинской газотранспортной системе или, проще, о "золотой газовой трубе" из России в Европу. Присказка такова: Украина за счет своего выгодного географического положения и вовремя проложенных в советские времена магистральных газопроводов (то есть "на шару"), имеет фантастические доходы в казну, и при этом ни в коем случае не должна ими ни с кем делиться или по цивилизованному – "приватизировать".

Миф №1 "Газовый рог изобилия"

Данная версия политико-экономической саги гласит, что последние 5 лет украинская газотранспортная система (ГТС) является становым хребтом бюджета и гарантом благосостояния украинского народа. Она дает стране в год $2,5 млрд. чистого дохода. Во всяком случае, так заявила классик украинской газовой отрасли Юлия Тимошенко, комментируя подписание октябрьских межправительственных соглашений о создании международного консорциума по управлению украинской ГТС. Для страны с ВВП не превышающим $37 миллиардов, эта сумма прямого дохода, в самом деле, впечатляет. Тем более, что, по высказываниям других депутатов ВР, для ее получения особых затрат, якобы, не потребуется.

Попробуем все-таки разобраться, где легенда, а где суровая действительность, проанализировав статистические данные Госкомстата, НАК "Нефтегаз Украины", Налоговой администрации и проведя на их основании нехитрые арифметические подсчеты.

Бытуют два утверждения на уровне аксиомы:

1. Расчет за транзит российского газа через украинскую ГТС идет исключительно натурой – российским газом;

2. Газа этого в виде товарной компенсации в Украину поступает 26-30 млрд. м. куб. ежегодно, в зависимости от объема транзита в Европу и страны СНГ.

Первое положение проверять не будем, оно фиксировалось всеми ранее заключенными двухсторонними договорами о транзите российского газа по украинской ГТС. Что касается второго положения, зафиксируем точно верхнюю границу объема – 30 миллиардов куб. метров российского природного газа или 30.000.000. тысяч куб. метров для большего удобства подсчетов, поскольку от корректности этих цифр, как, оказывается, может зависеть государственная политика самого высокого уровня.

Во время начала рассмотрения вопроса о продаже украинской ГТС в 1994-1995 гг. Украина получала в качестве оплаты за транзит 30-32 млрд. куб. метров газа. В 2000 году объем российского газа, полученного в качестве компенсации за транзитные услуги зафиксированный по окончании взаиморасчетов составил 27,6 млрд. куб. метров. Согласно межправительственному российско-украинскому протоколу от 1 июля 2002 года в 2003 году объем натуральной оплаты за транзит российского газа предусмотрен в размере 26 млрд. куб. метров.

Аналогичными протоколам подписанными в октябре, до 2013 года эта цифра гарантирована как минимальная. Превышение объемов транзита будут оговариваться ежегодно межправительственными протоколами или разница по факту будет оплачиваться в денежной форме из расчета $50 за 1000 куб. метров в бартерном эквиваленте.

Далее следует простейший подсчет: 26.000.000 Х $50 = $1.300.000.000. – то есть эквивалентный товару доход равняется 1,3 млрд. долларов в год. Откуда же тогда взялась сумма в 2,5 млрд. долларов? Выдумка политиков и депутатов, дезинформация заинтересованных организаций или просто нечаянно вырвавшиеся вслух аппетиты некоторых бизнесменов, рассчитывающих на участие в этих прибылях? Ответ на эти вопросы столь же многогранен, как политическое заявление: много красивых формулировок при практически нулевом смысловом наполнении, что дает возможность любой трактовки продекларированного.

Ну, во-первых, очень уж запала в душу некоторым политикам времен 1994-1995 годов ситуация, когда "транзитный газ" из России заходил на Украину в полном объеме и, рассчитываться за него было совсем необязательно. Можно было провести бартерную операцию или "втюхать" российским партнерам пустые бумажки, что не без успеха реализовывалось компаниями ЕЭСУ, "Интергаз", "Орион" и многими другими. Недаром же тогда был очень популярен анекдот об украинских галошах, поставлявшихся в Туркмению известным украинским политиком и его структурой по цене взрослого барана.

В цифрах это выглядело 32 млрд. куб. метров по цене $80 за 1000 куб. метров или 2,56 млрд. долларов в год. Вот эта цифра не дает спокойно спать бизнесовому и политическому бомонду в Украине. Как же можно просто так потерять тот источник, который кормил украинскую "энергетическую" элиту на протяжении последних 8 лет. Да и ситуация кардинально изменилась: цены на газ за транзит реально снизились, а платить за него налоги и нести ответственность за транзит, а не воровать газ из магистрали, стало жесткой необходимостью.

Во-вторых, есть еще одна особенность – получаемый газ реализуется по внутренним ценам, а они разные. Например для всех бюджетных организаций и для нужд населения Украины (в сумме сопоставимые с платой за транзит объемы потребления) цена на газ с учетом всех форм налоговой нагрузки составляет $41 - 42,6 (в зависимости от курса) за 1000 куб. метров. Если пересчитать стоимость получаемого из России газа в этих ценах, то получается сумма в $1, 07 млрд. в год.

А еще можно пересчитать эту стоимость через оптовые цены на газ для промышленных предприятий ($62) или экспортные цены на контракты по поставке газа в восточную Европу ($90-105 за 1000 куб. метров) В итоге получится еще ряд цифр: $1,6, $2,34-2,73 миллиарда в год валового дохода от транзита. Интрига, как видим, бесподобна. Противники действующего кабинета могут критиковать действия правительства и требовать дезавуировать соглашения с Россией по ГТС (вариант $2,73).

Сторонники, наоборот же будут говорить о необходимости создания консорциума для увеличения поступлений в казну (вариант $1,07). Самому же правительству не грех бы было задуматься над таким порядком цифр и провести легкую политэкономическую PR-кампанию a la "Виктор Ющенко-2000": "У бюджета нет проблем, так как газа хватит всем". При этом для каждой конкретной группы населения использовать необходимую цифирь "цено-газовго ряда". Или что-то еще в подобном роде с обещаниями удержания, сохранения и безудержного роста в дальнейшем.

Миф №2 "Властелин газопрокачки (волшебник-недоучка)"

Особенность украинского законодательства и его применения в данном случае заключается в том, что между украинским бюджетом и ОАО "Газпром", плательщиком за транзит газа по украинской ГТС, существует посредник в лице НАК "Нафтогаз Украины". Она же является его оператором на внутреннем рынке и ответственным плательщиком всех налогов в бюджет, связанных с транзитом.

В частности, НАК платит прямые отчисления в бюджет в размере 60% стоимости российского газа, за исключением газа, идущего на технические нужды транзита. Она же платит НДС и налог на валовую прибыль (самостоятельно и вместе с дочерними структурами ТД "Газ Украины" и "Укртрансгаз") при реализации этого газа на территории Украины.

В настоящее время прямые отчисления от дохода за транзит российского газа (отдельная статья поступлений) составляют 430-530 млн. гривен (гривен!) в квартал или до 2,2 млрд. гривен в год, то есть – $420 млн. НАК за 9 месяцев 2002 собрал порядка 50-55% требуемой суммы (за аналогичный период прошлого года – 83%). Значит, в 2002 году будет ожидаться поступление в бюджет около 1,2 млрд. гривен прямых отчислений от транзита или $225 млн.

Налоговые обязательства по валовой прибыли НАК "Нефтегаз Украины", в которой трудно определить весовое соотношение транзита газа как источника прибыли, все равно составляют достаточно скромную цифру. В прошлом году это было около 1,6 млрд. гривен или $300 млн. В этом году ожидается по прогнозам уменьшение валового дохода и соответственно снижение объемов отчисления от прибыли до уровня 1,25 млрд. гривен или $235 млн. Реальный процент выполнения налоговых обязательств НАК по налогу на прибыль в этом году составлял 65-70% от планового показателя. А потому живыми деньгами казна может получить из прибыли НАКа порядка $165 млн.

Всего же в 2002 году максимальная теоретическая отдача "Нефтегаза" в бюджет страны средств, связанных с компенсацией РФ за транзит российского газа, составит $655 млн., а с учетом реальной платежной дисциплины и действительной доли транзита в валовой прибыли компании, чуть более $250 млн. Так что, если современные политэкономы Украины имеют ввиду реальные поступления в бюджет в размере $2,5 млрд. в год, то они ошибаются ровно в 10 раз.

Приведенные выше простейшие арифметические расчеты показывают реальную ситуацию, которая тщательно скрывается политико-экономическими мифами об украинской ГТС. За этим практически не просматривается реальная причина проблем, связанных с ГТС Украины.

Главная из них – включенность ГТС в заведомо убыточную финансовую структуру НАК "Нефтегаз Украины". Если вспомнить приводимые выше цифры платежей в бюджет, проанализировать всю финансовую деятельность украинского супермонополиста и его взаимоотношения с потребителями и кредиторами. Кстати, финальный этап международного аудита НАК так и не состоялся. Нужно думать, что он не состоится никогда, поскольку может случайно дать правдивый ответ о происхождении фантастических долгов НАК. Ведь, по состоянию на 1.сентября 2002 года система предприятий непосредственно входящих в НАК имеет следующие показатели баланса:

Дебиторская задолженность – 10,83 млрд. гривен

Кредиторская задолженность – 23,6 млрд. гривен

Сальдо баланса (отрицательное) – 12,77 млрд. гривен

Самое главное – отрицательное сальдо самого аппарата НАК составляет – 17, 2 млрд. гривен. Согласно подсчетам, если взять сумму декларированной прибыли всего холдинга за 2001 год за единицу отсчета (205,5 млн. гривен), то для ликвидации отрицательного сальдо платежного бюджета аппарата НАК холдингу нужно будет отдавать полностью прибыль в течении 83,5 лет.

Исходя из того, что всего в отрасли только две структуры - Дочерняя Компания "Укргазодобыча" и Аппарат НАК имеют отрицательное сальдо баланса, можно предположить определенную целенаправленность в формировании финансовых потоков. Неэффективность такой системы в том, что финансово состоятельные части холдинга не имеют статуса полноценного юридического лица и не ведут самостоятельной хозяйственной деятельности. А аппарат холдинга, управляющий финансовыми потоками, является полным банкротом и не в состоянии привлекать средства извне. Холдинг является стопроцентно государственным субъектом и государство несет ответственность по его обязательствам.

И дело здесь отнюдь не в непрофессионализме топ-менеджмента НАКа. Просто структура изначально поставлена государством в такие условия, что даже сам великий финансист Джордж Сорос вряд ли смог бы что-то исправить. Судите сами, компания получает ежегодно доход от транзита российского газа в сумме 2,2 млрд. гривен, а платит отчислений и налогов 2,5 млрд. гривен. При этом, расходуя примерно 200-250 млн. гривен в год на поддержание работоспособности и модернизацию трубопроводного хозяйства. А по оценкам специалистов, необходимая сумма для этих целей в ближайшие годы должна составлять по $400-500 млн. (!) в год.

Вот в такую обанкротившуюся финансовую структуру и вмонтирована "золотая газовая труба". И с каждым годом эта сказка будет все больше походить на страшилку, поскольку с банкротами (пусть даже государственными монополистами) серьезные финансисты дел иметь не будут. А это значит, что при сохранении существующей ситуации, украинская ГТС уже через несколько лет превратится в груду никому ненужного железного хлама. И легенда о ней займет достойное место в отечественной мифологии в аккурат рядом с легендой о "Золоте гетмана Полуботка".

Владимир Сапрыкин, директор энергетических программ Центра экономических и политических исследований им. Разумкова

Владислав Моругин, аналитик компании "РосГаз - консалтинг"