Премьерский пасьянс
Четверг, 31 октября 2002, 17:47
Почти все участники политических процессов в Украине убеждены в том, что Новый, 2003 год страна встретит с новым премьер-министром, хотя формального повода для этого, откровенно говоря, нет - парламентского большинства де-факто не существует. Тем не менее, всем понятно, что предпосылки для создания коалиционного правительства состоят совсем не в желании ключевых политических групп взять на себя ответственность за экономическое положение в стране, которое во втором полугодии приобретает все больше стагнационных признаков. Тем более, что на сегодня почти все партии, представленные в виртуальном пропрезидентском большинстве, имеют "своих людей" в Кабинете Министров. Другое дело, что далеко не всех ключевых субъектов устраивает количественный и качественный состав своего представительства в правительстве
Собственно политических предпосылок для срочного формирования нового состава Кабмина фактически две: объективная - фактический старт президентской кампании, и субъективная - паранормальная активность главы президентской администрации Виктора Медведчука вместе с обостренным "хватательным рефлексом" его коллеги по СДПУ (О) Григория Суркиса.
Совершенно ясно, что четыре претендента, задекларированные фракциями, так называемого большинства, далеко не окончательный вариант. В тени остались едва ли не самые весомые фигуры в перечне вероятных преемников: министр транспорта Георгий Кирпа и глава СБУ Владимир Радченко. О выдвижение собственной кандидатуры от "агонизирующей" НДП заявил и Валерий Пустовойтенко. Однако, по мнению многих экспертов, кандидатура на пост премьера будет предлагаться именно из уже засвеченной четверки: Кинах - Азаров - Дубина - Янукович.
Предложенная ниже таблица с объяснениями к ней является попыткой упорядочить различные мнения экспертов и источников из разных фракций о шансах каждого из заявленной четверки на поддержку, по крайней мере, 226 голосами.
Таблица №1
Примечания. В графе "Деминициативы" следует учитывать, что эта депутатская группа проголосует за все четыре кандидатуры.
* - вариант "а" считается более возможным чем "б"
** - в таблицу внесены прогнозные данные, которые означают не готовность оказать поддержку той или иной кандидатуре или ее желательность для той или иной силы на данном этапе, а достоверность ее поддержки в случае внесения ее кандидатуры президентом.
Перед тем как перейти к сугубо арифметическим подсчетам, следует предоставить определенные объяснения приведенным цифрам.
"Наша Украина"
Поддержка кандидатур Кинаха или Азарова исключается априори. Возможно и то, что переговоры, о необходимости ведения которых постоянно говорит Ющенко, не состоятся (по причине несовместимости предметов переговоров, которые предлагаются разными сторонами), а потому будет принято жесткое решение и ни одна из внесенных президентом кандидатур не получит голосов "НУ".
Тем не менее, при определенных условиях, может одержать победу линия компромисса и кандидатура Олега Дубины получит 50-60 голосов от "НУ" (однозначно против будут группы ПРП и НРУ, а также часть УНР).
Еще большую поддержку при определенных обстоятельствах может получить Янукович – до 80 голосов, но это лишь при наличии результативных переговоров с "донецкими" по предмету, который непосредственно выходит за пределы кресла премьера, и взятии на себя определенных четких обязательств. Ведь, учитывая условия ведения президентской кампании, Ющенко заинтересован в налаживании отношений с донетчанами. В то же время, Янукович -премьер - это почти на сто процентов Янукович - кандидат в президенты, даже если у Кучмы будет на этот счет другое мнение.
СПУ
В последнее время все чаще слышно о переходе СПУ на более умеренные позиции в рамках оппозиционной тройки. Однако, это скорее продиктивано попыткой фракции СПУ, которую несколько "затерли" информационно более привлекательные БЮТ и КПУ, идентифицироваться, продемонстрировав свою особую позицию.
В начале недели Александр Мороз сказал, что в анонсированной четверке претендентов есть неприемлемые лица. По нашим источникам, речь шла о Кинахе и Азарове. Вряд ли можно надеяться на поддержку "регионального барона" – Януковича, а вот Дубина, при определенных обстоятельствах, может получить поддержку СПУ, но лишь в том случае, если его позиции будут шаткими, и он на самом деле будет нуждаться в этой поддержке. При этом, в таком случае, СПУ может убедиться, что Дубина-премьер сможет хотя бы частично, учитывая особое отношение к нему президента, уравновесить влияние Медведчука на процесс принятия решений правительством.
КПУ
Для проформы, коммунисты могут предложить кандидатуру Гуренко, понимая, что такой шаг – не более, чем создание информационного повода и напоминание о кадровом потенциале КПУ.
Мнения отдельных экспертов о возможности поддержки со стороны КПУ кандидатуры Азарова трудно воспринимать как серьезные, поскольку со стороны радикально оппозиционной КПУ было бы верхом неосмотрительности брать на себя часть ответственности за премьера, на которого они не будут иметь никакого влияния, фактически накануне избирательной кампании.
БЮТ
Позиции БЮТ совершенно ясны, и вероятность поддержки любой из кандидатур, внесенных Кучмой, даже вне указанной четверки, равняется нулю.
Регионы Украины
Для "Регионов" на самом деле пробил час "Х". Впервые после бесславного премьерства Ефима Звягильського, Донецк имеет реальную возможность усадить в кресло главы правительства своего человека. Это может произойти только сейчас, когда обеспокоенные действиями Медведчука политические игроки, готовые при определенных обстоятельств сделать что угодно по принципу "клин клином выбивают". На роль такого клина претендуют двое: Николай Азаров и Виктор Янукович. Однако, есть нюанс.
Должность премьера - это граница политических перспектив господина Азарова и при любых обстоятельствах он не станет реальным претендентом на должность президента. Поэтому его приход на должность премьера может иметь целью только создание реального противовеса влиянию Медведчука, получение "разрешения" на создание которого может обойтись этой группе весьма дорого, а отдача может и не быть такой, как ожидали.
Кандидатура губернатора области Януковича имеет более стратегическую составную, ведь после года его премьерства, Донецк может получить серьезного кандидата в президенты. И сегодня уже понятно, что непосредственно донецким кандидатом в президенты может стать лишь Янукович. Вопрос в том, устраивает ли он настоящего хозяина края - Рината Ахметова.
Если вариант с Януковичем-премьером не проходит, тогда почти стопроцентной выглядит вероятность дальнейшего более тесного блокирования "Регионов" с "Нашей Украиной" уже в ближайшее время на предмет поддержки на определенных условиях кандидатуры Ющенко на должность президента Украины.
СДПУ (О)
Фракция СДПУ(О) - единственный из ключевых игроков, кого ситуация совершенно устраивает, и кто заинтересован в сохранении статус-кво. Влияние Медведчука на президента разрешает говорить о том, что любая кандидатура, внесенная Леонидом Кучмой на рассмотрение парламента, станет результатом сложного компромисса, в котором в значительной мере будут учтены интересы СДПУ (О) (и это может быть не только должность главы ГНАУ).
Поэтому даже если будет внесена наименее желательная для Медведчука кандидатура Януковича, она получит 100% поддержку фракции, поскольку сам факт представления будет означать, что кандидатура согласована с главой АП. Конечно, самым желанным из реальных сценариев для социал-демократов яляется формирование нового правительства с усилением позиций "донецких", но во главе с Кинахом. Тем не менее, такой сценарий – наиболее проигрышный для фракции Регионов, а потому – наименее возможный.
ППУ и Трудовая Украина
В самом неудобном положении в этой ситуации оказалась "Трудовая Украина", которая должна выполнить "брачную обязанность", поддержав кандидатуру Кинаха, с которым партия имеет общую фракцию и тем не менее не имеет общих планов стратегического характера.
То, что ТУ, которая имеет в своих рядах кандидата в преемники в лице Тигипко разрешила загнать себя в такую ситуацию, является существенной ошибкой штаба, что обнаружило ошибочность стратегического планирования в окружении Тигипко.
Идеальным вариантом для ТУ в этой сложной ситуации стало бы внесение президентом кандидатуры Кинаха с дальнейшим ее непрохождением, которое открыло бы новый тур выдвижения кандидатур, среди которых могла бы появиться фамилия Тигипко. Однако, и здесь есть определенная сложность, ведь внесение два раза подряд кандидатуры, предложенной только фракцией "ППУ и ТУ", может многим не понравиться в так называемом большинстве. Тем не менее, все равно такое развитие событий, по крайней мере, открывает путь для переговоров о выдвижении общего кандидата от 4-5 фракций.
Остальные политические силы, представленные в парламенте, тяжело назвать самостоятельными игроками первого эшелона, хотя у каждой из них есть интересы, как тактического, так и стратегического характера. Однако, эти интересы не будут играть ключевой роли, и возможно даже будут несколько прижаты интересами ключевых пропрезидентских фракций.
В случае неучета при внесении определенной кандидатуры на должность премьера этих более локальных политических или бизнесов-интересов, максимум на что способны группы и фракции, отнесенные к этой категории – это мелкий саботаж голосования (по болезни, срочная командировка). Вообще такие потери могут составить вместе с внефракционными не более 10 голосов.
Следует также отметить два следующих момента.
Первое. Официальное согласие фракции на поддержку определенного кандидата еще не будет гарантировать 100% положительное голосование при условии ведения ключевыми игроками двойной игры. В последний момент два-три голоса могут не сработать (срочная командировка, операция). В итоге - вроде и обязательства выполнены, а с другой стороны, открывается перспектива второго тура с другим кандидатом.
Второе. Реализация заявленной возможности выдвижения фракциями большинства общего кандидата на должность премьера предусматривает наличие тайной договоренности о взаимной поддержке другой общей кандидатуры в случае непрохождения первой, что создает почву для трюков с не 100% поддержкой.
Подводя итог таблицы № 1, следует обратить внимание на таблицу № 2
Понятно, что Анатолий Кинах является наименее проходным из претендентов и внесение его кандидатуры вероятнее всего приведет к провалу в сессионном зале. Не очень крепки позиции и у Николая Азарова. Вместе с тем, факт внесения Олега Дубины или Виктора Януковича почти стопроцентно гарантирует им получение согласия парламента на назначение.
Поэтому, если в случае внесения кандидатур Кинаха или Азарова ключевым будет переговорный процесс после внесения кандидатуры, то факт внесения кандидатур Дубины или Януковича, скорее всего, будет означать, что компромисс достигнут.
Собственно политических предпосылок для срочного формирования нового состава Кабмина фактически две: объективная - фактический старт президентской кампании, и субъективная - паранормальная активность главы президентской администрации Виктора Медведчука вместе с обостренным "хватательным рефлексом" его коллеги по СДПУ (О) Григория Суркиса.
Совершенно ясно, что четыре претендента, задекларированные фракциями, так называемого большинства, далеко не окончательный вариант. В тени остались едва ли не самые весомые фигуры в перечне вероятных преемников: министр транспорта Георгий Кирпа и глава СБУ Владимир Радченко. О выдвижение собственной кандидатуры от "агонизирующей" НДП заявил и Валерий Пустовойтенко. Однако, по мнению многих экспертов, кандидатура на пост премьера будет предлагаться именно из уже засвеченной четверки: Кинах - Азаров - Дубина - Янукович.
Предложенная ниже таблица с объяснениями к ней является попыткой упорядочить различные мнения экспертов и источников из разных фракций о шансах каждого из заявленной четверки на поддержку, по крайней мере, 226 голосами.
Таблица №1
* - вариант "а" считается более возможным чем "б"
** - в таблицу внесены прогнозные данные, которые означают не готовность оказать поддержку той или иной кандидатуре или ее желательность для той или иной силы на данном этапе, а достоверность ее поддержки в случае внесения ее кандидатуры президентом.
Перед тем как перейти к сугубо арифметическим подсчетам, следует предоставить определенные объяснения приведенным цифрам.
"Наша Украина"
Поддержка кандидатур Кинаха или Азарова исключается априори. Возможно и то, что переговоры, о необходимости ведения которых постоянно говорит Ющенко, не состоятся (по причине несовместимости предметов переговоров, которые предлагаются разными сторонами), а потому будет принято жесткое решение и ни одна из внесенных президентом кандидатур не получит голосов "НУ".
Тем не менее, при определенных условиях, может одержать победу линия компромисса и кандидатура Олега Дубины получит 50-60 голосов от "НУ" (однозначно против будут группы ПРП и НРУ, а также часть УНР).
Еще большую поддержку при определенных обстоятельствах может получить Янукович – до 80 голосов, но это лишь при наличии результативных переговоров с "донецкими" по предмету, который непосредственно выходит за пределы кресла премьера, и взятии на себя определенных четких обязательств. Ведь, учитывая условия ведения президентской кампании, Ющенко заинтересован в налаживании отношений с донетчанами. В то же время, Янукович -премьер - это почти на сто процентов Янукович - кандидат в президенты, даже если у Кучмы будет на этот счет другое мнение.
СПУ
В последнее время все чаще слышно о переходе СПУ на более умеренные позиции в рамках оппозиционной тройки. Однако, это скорее продиктивано попыткой фракции СПУ, которую несколько "затерли" информационно более привлекательные БЮТ и КПУ, идентифицироваться, продемонстрировав свою особую позицию.
В начале недели Александр Мороз сказал, что в анонсированной четверке претендентов есть неприемлемые лица. По нашим источникам, речь шла о Кинахе и Азарове. Вряд ли можно надеяться на поддержку "регионального барона" – Януковича, а вот Дубина, при определенных обстоятельствах, может получить поддержку СПУ, но лишь в том случае, если его позиции будут шаткими, и он на самом деле будет нуждаться в этой поддержке. При этом, в таком случае, СПУ может убедиться, что Дубина-премьер сможет хотя бы частично, учитывая особое отношение к нему президента, уравновесить влияние Медведчука на процесс принятия решений правительством.
КПУ
Для проформы, коммунисты могут предложить кандидатуру Гуренко, понимая, что такой шаг – не более, чем создание информационного повода и напоминание о кадровом потенциале КПУ.
Мнения отдельных экспертов о возможности поддержки со стороны КПУ кандидатуры Азарова трудно воспринимать как серьезные, поскольку со стороны радикально оппозиционной КПУ было бы верхом неосмотрительности брать на себя часть ответственности за премьера, на которого они не будут иметь никакого влияния, фактически накануне избирательной кампании.
БЮТ
Позиции БЮТ совершенно ясны, и вероятность поддержки любой из кандидатур, внесенных Кучмой, даже вне указанной четверки, равняется нулю.
Регионы Украины
Для "Регионов" на самом деле пробил час "Х". Впервые после бесславного премьерства Ефима Звягильського, Донецк имеет реальную возможность усадить в кресло главы правительства своего человека. Это может произойти только сейчас, когда обеспокоенные действиями Медведчука политические игроки, готовые при определенных обстоятельств сделать что угодно по принципу "клин клином выбивают". На роль такого клина претендуют двое: Николай Азаров и Виктор Янукович. Однако, есть нюанс.
Должность премьера - это граница политических перспектив господина Азарова и при любых обстоятельствах он не станет реальным претендентом на должность президента. Поэтому его приход на должность премьера может иметь целью только создание реального противовеса влиянию Медведчука, получение "разрешения" на создание которого может обойтись этой группе весьма дорого, а отдача может и не быть такой, как ожидали.
Кандидатура губернатора области Януковича имеет более стратегическую составную, ведь после года его премьерства, Донецк может получить серьезного кандидата в президенты. И сегодня уже понятно, что непосредственно донецким кандидатом в президенты может стать лишь Янукович. Вопрос в том, устраивает ли он настоящего хозяина края - Рината Ахметова.
Если вариант с Януковичем-премьером не проходит, тогда почти стопроцентной выглядит вероятность дальнейшего более тесного блокирования "Регионов" с "Нашей Украиной" уже в ближайшее время на предмет поддержки на определенных условиях кандидатуры Ющенко на должность президента Украины.
СДПУ (О)
Фракция СДПУ(О) - единственный из ключевых игроков, кого ситуация совершенно устраивает, и кто заинтересован в сохранении статус-кво. Влияние Медведчука на президента разрешает говорить о том, что любая кандидатура, внесенная Леонидом Кучмой на рассмотрение парламента, станет результатом сложного компромисса, в котором в значительной мере будут учтены интересы СДПУ (О) (и это может быть не только должность главы ГНАУ).
Поэтому даже если будет внесена наименее желательная для Медведчука кандидатура Януковича, она получит 100% поддержку фракции, поскольку сам факт представления будет означать, что кандидатура согласована с главой АП. Конечно, самым желанным из реальных сценариев для социал-демократов яляется формирование нового правительства с усилением позиций "донецких", но во главе с Кинахом. Тем не менее, такой сценарий – наиболее проигрышный для фракции Регионов, а потому – наименее возможный.
ППУ и Трудовая Украина
В самом неудобном положении в этой ситуации оказалась "Трудовая Украина", которая должна выполнить "брачную обязанность", поддержав кандидатуру Кинаха, с которым партия имеет общую фракцию и тем не менее не имеет общих планов стратегического характера.
То, что ТУ, которая имеет в своих рядах кандидата в преемники в лице Тигипко разрешила загнать себя в такую ситуацию, является существенной ошибкой штаба, что обнаружило ошибочность стратегического планирования в окружении Тигипко.
Идеальным вариантом для ТУ в этой сложной ситуации стало бы внесение президентом кандидатуры Кинаха с дальнейшим ее непрохождением, которое открыло бы новый тур выдвижения кандидатур, среди которых могла бы появиться фамилия Тигипко. Однако, и здесь есть определенная сложность, ведь внесение два раза подряд кандидатуры, предложенной только фракцией "ППУ и ТУ", может многим не понравиться в так называемом большинстве. Тем не менее, все равно такое развитие событий, по крайней мере, открывает путь для переговоров о выдвижении общего кандидата от 4-5 фракций.
Остальные политические силы, представленные в парламенте, тяжело назвать самостоятельными игроками первого эшелона, хотя у каждой из них есть интересы, как тактического, так и стратегического характера. Однако, эти интересы не будут играть ключевой роли, и возможно даже будут несколько прижаты интересами ключевых пропрезидентских фракций.
В случае неучета при внесении определенной кандидатуры на должность премьера этих более локальных политических или бизнесов-интересов, максимум на что способны группы и фракции, отнесенные к этой категории – это мелкий саботаж голосования (по болезни, срочная командировка). Вообще такие потери могут составить вместе с внефракционными не более 10 голосов.
Следует также отметить два следующих момента.
Первое. Официальное согласие фракции на поддержку определенного кандидата еще не будет гарантировать 100% положительное голосование при условии ведения ключевыми игроками двойной игры. В последний момент два-три голоса могут не сработать (срочная командировка, операция). В итоге - вроде и обязательства выполнены, а с другой стороны, открывается перспектива второго тура с другим кандидатом.
Второе. Реализация заявленной возможности выдвижения фракциями большинства общего кандидата на должность премьера предусматривает наличие тайной договоренности о взаимной поддержке другой общей кандидатуры в случае непрохождения первой, что создает почву для трюков с не 100% поддержкой.
Подводя итог таблицы № 1, следует обратить внимание на таблицу № 2
Поэтому, если в случае внесения кандидатур Кинаха или Азарова ключевым будет переговорный процесс после внесения кандидатуры, то факт внесения кандидатур Дубины или Януковича, скорее всего, будет означать, что компромисс достигнут.