Похвала пиару
Среда, 23 октября 2002, 16:59
Я не люблю "пиар". Иногда я его просто ненавижу. По вполне простой и человечески понятной причине. Основной контингент заказчиков у представителей моей профессии – политики и бизнесмены, точнее политики-бизнесмены. В нашей стране практически невозможно отделить политику от бизнеса и наоборот, бизнес от политики. Увы, но людей делающих деньги пополам с политикой, политику с помощью денег и деньги с помощью политики, интересует не столько объективный анализ политических процессов, сколько возможность "попиарить" себя, удовлетворить собственное тщеславие и, заодно, "поиграть" против явных и скрытых врагов.
Инструментом пиар-игрищ в первую очередь становятся журналисты, но не остаются в стороне и политологи (а также социологи). Мнение экспертов не редко становится политическим товаром. Политологи и социологи превращаются в спецназ политических армий. С печалью я читаю некоторые материалы своих коллег, поскольку вижу, что это – элементарный пиар. Элементарный для специалистов, но не для широкой публики, которая привыкла доверять мнению специалистов, особенно известных. Коллег, пошедших по простому и выгодному пути, жалко, а за профессию обидно. Социологию во время последней избирательной кампании едва не превратили в продажную девку пиара. Но и политологам не стоит обольщаться. Их уже давно воспринимают как неких астрологов от политики. Комментарий политолога – нечто вроде соуса к основному информационному блюду. Вот только кто повар этого блюда?
И все-таки, я хочу сказать доброе слово пиару. В свое время Эразм Роттердамский написал "Похвалу глупости". В конце концов, чем пиар хуже? Настало время для похвалы пиару.
Что бы сейчас получал на рынке СМИ простой украинский потребитель информации, если бы не было пиара? Стандартизированную и стерильно удобоваримую жвачку, приготовленную на кухне "единой информационной политики" (не будем всуе о "темниках"). Но, слава всевышнему, потихоньку пиарят все – от рядовых журналистов до медиа-магнатов. Иногда создается впечатление, что слегка подхалтуривает и "сам" г-н Васильев.
Язык не повернется назвать "это" свободой слова, но какой никакой информационный плюрализм все-таки просматривается. Даже наблюдателям из ПАСЕ можно продемонстрировать. Мониторьте на здоровье.
А чтобы делали политики без пиара? Даже страшно подумать. Как бы удовлетворялось их неуемное тщеславие? Как бы выясняли между собой отношения г-да Пинчук и Медведчук, Деркач(и) и Марчук, и т.д. и т.п.? Ведь надо же иногда "папе" накапать на "нехорошего мальчишку". Можно конечно сказать напрямую. Но это примитивно и неинтересно. К тому же подобным занимается и противоположная сторона. Получается что-то вроде "Сам дурак". То ли дело, наябедничать в эстетически и интеллектуально оформленной упаковке, в как бы независимых СМИ. Судя по записям на пленках майора Мельниченко, "папе" даже доставляет определенное удовольствие наблюдать за информационными войнами и схватками под ковром своих "бульдогов". Параллельно, некую небесполезную информацию получает и общество.
Без пиара Украина толком не узнала бы об акциях антипрезидентской оппозиции. "Захват" телецентра и президентской администрации, народный трибунал с последующим возбуждением уголовного дела против Кучмы, митинг со свечами и установление на Банковой памятного знака жертвам режима Кучмы – все это блестящие пиар-акции. А что бедной оппозиции делать, ведь обычные ее манифестации не интересны ни СМИ, ни населению.
Долгосрочной пиар-операцией стало так называемое "парламентское большинство". О нем говорят уже два месяца. Тема не сходит с газетных страниц, новостных выпусков телевидения и радио. Но вот в самой Верховной Раде, по четвергам, в дни голосований, это самое большинство куда-то исчезает. Еще немного и наше парламентское большинство можно будет занести в книгу рекордов Гиннеса – за рекорд виртуального существования.
А каково было бы политическим аналитикам? Ведь прогнозировать нашу политическую ситуацию без знания закулисной информации практически невозможно. Однако и эта информация весьма субъективна. Хорошо, что наши политики постоянно ведут пиар-войны и пиар-игры, которые позволяют отслеживать болевые точки и тектонические разломы украинского политикума, расцвет и падение фаворитов, амбиции одних и объекты жгучей ненависти других. Если в СМИ, подконтрольных Деркачу, появляется большое интервью Виктора Ющенко, а СМИ, близкие к Пинчуку, вдруг начинают проявлять повышенное внимание к жертве гонений объединенных социал-демократов, то начинаешь делать выводы. Профессионально более состоятельными в нынешних условиях оказываются те аналитики, которые умеют читать между строк официальных информационных сообщений и газетных статей.
Наконец, как бы существовали без пиара украинские СМИ и работающие в них журналисты? Хорошо известно, что подавляющее большинство отечественных масс-медиа убыточны. Тем не менее, их владельцы не спешат с ними расставаться. А редакторы и журналисты получают свою "корочку хлеба", многие – с маслом, а некоторые еще и с икрой. Причем на икрометание первыми успевают те "акулы пера", что знают толк в пиаре.
Если СССР называли страной советов, поскольку все друг другу давали советы, то Украину впору назвать страной пиара. Пиар постепенно заменяет у нас политику, информацию, общественное мнение.
Да здравствует пиар!
Но… король таки голый, как бы не надували щеки он сам и его ПиаРные. И казаться, не значит быть.
Инструментом пиар-игрищ в первую очередь становятся журналисты, но не остаются в стороне и политологи (а также социологи). Мнение экспертов не редко становится политическим товаром. Политологи и социологи превращаются в спецназ политических армий. С печалью я читаю некоторые материалы своих коллег, поскольку вижу, что это – элементарный пиар. Элементарный для специалистов, но не для широкой публики, которая привыкла доверять мнению специалистов, особенно известных. Коллег, пошедших по простому и выгодному пути, жалко, а за профессию обидно. Социологию во время последней избирательной кампании едва не превратили в продажную девку пиара. Но и политологам не стоит обольщаться. Их уже давно воспринимают как неких астрологов от политики. Комментарий политолога – нечто вроде соуса к основному информационному блюду. Вот только кто повар этого блюда?
И все-таки, я хочу сказать доброе слово пиару. В свое время Эразм Роттердамский написал "Похвалу глупости". В конце концов, чем пиар хуже? Настало время для похвалы пиару.
Что бы сейчас получал на рынке СМИ простой украинский потребитель информации, если бы не было пиара? Стандартизированную и стерильно удобоваримую жвачку, приготовленную на кухне "единой информационной политики" (не будем всуе о "темниках"). Но, слава всевышнему, потихоньку пиарят все – от рядовых журналистов до медиа-магнатов. Иногда создается впечатление, что слегка подхалтуривает и "сам" г-н Васильев.
Язык не повернется назвать "это" свободой слова, но какой никакой информационный плюрализм все-таки просматривается. Даже наблюдателям из ПАСЕ можно продемонстрировать. Мониторьте на здоровье.
А чтобы делали политики без пиара? Даже страшно подумать. Как бы удовлетворялось их неуемное тщеславие? Как бы выясняли между собой отношения г-да Пинчук и Медведчук, Деркач(и) и Марчук, и т.д. и т.п.? Ведь надо же иногда "папе" накапать на "нехорошего мальчишку". Можно конечно сказать напрямую. Но это примитивно и неинтересно. К тому же подобным занимается и противоположная сторона. Получается что-то вроде "Сам дурак". То ли дело, наябедничать в эстетически и интеллектуально оформленной упаковке, в как бы независимых СМИ. Судя по записям на пленках майора Мельниченко, "папе" даже доставляет определенное удовольствие наблюдать за информационными войнами и схватками под ковром своих "бульдогов". Параллельно, некую небесполезную информацию получает и общество.
Без пиара Украина толком не узнала бы об акциях антипрезидентской оппозиции. "Захват" телецентра и президентской администрации, народный трибунал с последующим возбуждением уголовного дела против Кучмы, митинг со свечами и установление на Банковой памятного знака жертвам режима Кучмы – все это блестящие пиар-акции. А что бедной оппозиции делать, ведь обычные ее манифестации не интересны ни СМИ, ни населению.
Долгосрочной пиар-операцией стало так называемое "парламентское большинство". О нем говорят уже два месяца. Тема не сходит с газетных страниц, новостных выпусков телевидения и радио. Но вот в самой Верховной Раде, по четвергам, в дни голосований, это самое большинство куда-то исчезает. Еще немного и наше парламентское большинство можно будет занести в книгу рекордов Гиннеса – за рекорд виртуального существования.
А каково было бы политическим аналитикам? Ведь прогнозировать нашу политическую ситуацию без знания закулисной информации практически невозможно. Однако и эта информация весьма субъективна. Хорошо, что наши политики постоянно ведут пиар-войны и пиар-игры, которые позволяют отслеживать болевые точки и тектонические разломы украинского политикума, расцвет и падение фаворитов, амбиции одних и объекты жгучей ненависти других. Если в СМИ, подконтрольных Деркачу, появляется большое интервью Виктора Ющенко, а СМИ, близкие к Пинчуку, вдруг начинают проявлять повышенное внимание к жертве гонений объединенных социал-демократов, то начинаешь делать выводы. Профессионально более состоятельными в нынешних условиях оказываются те аналитики, которые умеют читать между строк официальных информационных сообщений и газетных статей.
Наконец, как бы существовали без пиара украинские СМИ и работающие в них журналисты? Хорошо известно, что подавляющее большинство отечественных масс-медиа убыточны. Тем не менее, их владельцы не спешат с ними расставаться. А редакторы и журналисты получают свою "корочку хлеба", многие – с маслом, а некоторые еще и с икрой. Причем на икрометание первыми успевают те "акулы пера", что знают толк в пиаре.
Если СССР называли страной советов, поскольку все друг другу давали советы, то Украину впору назвать страной пиара. Пиар постепенно заменяет у нас политику, информацию, общественное мнение.
Да здравствует пиар!
Но… король таки голый, как бы не надували щеки он сам и его ПиаРные. И казаться, не значит быть.