Африканский связной: ракеты для Либерии
Вторник, 22 октября 2002, 14:34
13 марта 1999 украинский Ан-124, один из крупнейших в мире самолетов, приземлился в столице Буркина-Фасо Уагуду. Туда же прибыл и самолет поменьше – с логотипом баскетбольной команды из Сиэтла Supersonics. Постепенно разгружая Ан-124, это воздушное судно переправило его содержимое в другое место.
Еще больше груза было на грузовиках. Они направлялись в ближайший город, куда, как говорят свидетели, прилетал тот же самолет Supersonics, раз за разом увозивший их груз.
В соседней Либерии многие видели, как тот же самолет периодически садился и разгружался. В Монровии, столице страны, этот самолет был обычным зрелищем.
Дипломатам, находившимся в западной Африке, не понадобилось много времени, чтобы догадаться, что происходит на самом деле: поставки оружия в обход санкций Революционному объединенному фронту (RUF), повстанческой армии, ведущую жестокую борьбу за контроль над алмазными копями Сьерра-Леоне. То, что Либерия поддерживает RUF, несмотря на эмбарго ООН, уже было хорошо известно.
Отвечая на запрос ООН в апреле 1999 года, правительство Украины подтвердило, что на борту Ана находилось 68 тонн украинского оружия, включая противотанковые мины, ракеты земля-воздух, гранаты и гранатометы, 715 автоматов и магазинов к ним, 408 коробок с порохом.
Но украинские чиновники настаивали, что они заключили законную сделку с министерством обороны Буркина-Фасо; в Буркина-Фасо говорят, что оружие до сих пор находится в их распоряжении.
Комиссия ООН смогла отследить историю самолета с логотипом Supersonics на борту. Когда-то он принадлежал спортивному клубу, после чего продавался и перепродавался, и в конце концов оказался в собственности компании Limad (Монако), которая, как оказалось, возила нефть из Одессы.
15 июля 2000 года, пока продолжалось ооновское расследование, в западной Африке приземлился еще один Ан-124, на этот раз в Абиджане, столице Кот-д'Ивуар. Позднее следователи из ООН установили, что он перевозил 113 тонн патронов калибра 7,62 мм, предназначенных для Либерии.
Российский торговец оружием Валерий Черный приобрел патроны в Украине и заказал для их транспортировки Ан-124. Оружие было доставлено в Либерию на Ил-18, нанятом Либерией у молдавского авиаперевозчика, который раньше работал на российского торговца оружием Виктора Бута.
Пока в ООН искали информацию об этой новой поставке, конец нелегальному каналу поставок вооружения положил арест, произошедший в Италии 2 года назад. Ранним утром 5 августа 2000 года, действуя по наводке итальянская полиция проверяла гостиницу неподалеку от Милана и арестовала Леонида Минина. Сотрудники правоохранительных органов нашли портфель с 1500 страницами документов, раскрывавших суть роли, которую Минин играл в поставках украинского оружия в Либерию. Он владел Limad и самолетом, который в 1999 году перевозил оружие из Буркина-Фасо в Либерию. Он также заплатил Черному за поставку 2000 года.
В документах, оказавшихся в распоряжении полиции, содержалась переписка о возможной продаже более крупного и высокотехнологического оружия, чем доставлявшееся в Либерию. Они показали, что г-н Минин знал и интересовался радарами "Кольчуга", хотя доказательств того, что он когда-либо пытался приобрести их или продать, нет.
В своих показаниях, которые видела FT, Минин заявил, что сделка была организована бизнесменом Вадимом Рабиновичем и народным депутатом Андреем Деркачем. Деркач является сыном Леонида Деркача, который в то время возглавлял Службу безопасности Украины, основную разведывательную службу Украины. Андрей Деркач сам бывший агент.
Рабинович признает, что летал в Либерию в 1999 году, а затем одолжил у Минина самолет, чтобы привести туда делегацию из Киева. Но, по словам Рабиновича, он ездил в Либерию, чтобы обсудить вопросы добычи железной руды, а не сделки по оружию.
В интервью Рабинович сказал, что комиссия состояла из гражданских лиц, чьи знания соответствовали его интересам в области добычи руды и других невоенных проектов. Он настаивает, что Андрей Деркач не причастен к этому вопросу. Связаться с самим Деркачем, чтобы получить его комментарий, не удалось.
Согласно показаниям Минина и других свидетелей, опрошенных итальянской полицией и инспекторами ООН, в состав делегации входили генерал украинской армии в отставке и чиновник, который отвечает за контроль над экспортом. Они встречались с президентом Либерии Чарльзом Тейлором и верхушкой либерийской армии.
Нынешний глава СБУ Владимир Радченко сказал, что собственное расследование его структуры подтвердило, что в составе делегации, посетившей Либерию в феврале 1999 года, действительно находился генерал в отставке. Но он настаивает, что ни один действующий украинский чиновник любого сорта не имел отношения к этой поездке.
В прошлом месяце Леонид Минин, который находился в итальянской тюрьме по обвинениям в незаконной торговле оружием, был выпущен на свободу. Его дело все еще находится на стадии рассмотрения.
Еще больше груза было на грузовиках. Они направлялись в ближайший город, куда, как говорят свидетели, прилетал тот же самолет Supersonics, раз за разом увозивший их груз.
В соседней Либерии многие видели, как тот же самолет периодически садился и разгружался. В Монровии, столице страны, этот самолет был обычным зрелищем.
Дипломатам, находившимся в западной Африке, не понадобилось много времени, чтобы догадаться, что происходит на самом деле: поставки оружия в обход санкций Революционному объединенному фронту (RUF), повстанческой армии, ведущую жестокую борьбу за контроль над алмазными копями Сьерра-Леоне. То, что Либерия поддерживает RUF, несмотря на эмбарго ООН, уже было хорошо известно.
Отвечая на запрос ООН в апреле 1999 года, правительство Украины подтвердило, что на борту Ана находилось 68 тонн украинского оружия, включая противотанковые мины, ракеты земля-воздух, гранаты и гранатометы, 715 автоматов и магазинов к ним, 408 коробок с порохом.
Но украинские чиновники настаивали, что они заключили законную сделку с министерством обороны Буркина-Фасо; в Буркина-Фасо говорят, что оружие до сих пор находится в их распоряжении.
Комиссия ООН смогла отследить историю самолета с логотипом Supersonics на борту. Когда-то он принадлежал спортивному клубу, после чего продавался и перепродавался, и в конце концов оказался в собственности компании Limad (Монако), которая, как оказалось, возила нефть из Одессы.
15 июля 2000 года, пока продолжалось ооновское расследование, в западной Африке приземлился еще один Ан-124, на этот раз в Абиджане, столице Кот-д'Ивуар. Позднее следователи из ООН установили, что он перевозил 113 тонн патронов калибра 7,62 мм, предназначенных для Либерии.
Российский торговец оружием Валерий Черный приобрел патроны в Украине и заказал для их транспортировки Ан-124. Оружие было доставлено в Либерию на Ил-18, нанятом Либерией у молдавского авиаперевозчика, который раньше работал на российского торговца оружием Виктора Бута.
Пока в ООН искали информацию об этой новой поставке, конец нелегальному каналу поставок вооружения положил арест, произошедший в Италии 2 года назад. Ранним утром 5 августа 2000 года, действуя по наводке итальянская полиция проверяла гостиницу неподалеку от Милана и арестовала Леонида Минина. Сотрудники правоохранительных органов нашли портфель с 1500 страницами документов, раскрывавших суть роли, которую Минин играл в поставках украинского оружия в Либерию. Он владел Limad и самолетом, который в 1999 году перевозил оружие из Буркина-Фасо в Либерию. Он также заплатил Черному за поставку 2000 года.
В документах, оказавшихся в распоряжении полиции, содержалась переписка о возможной продаже более крупного и высокотехнологического оружия, чем доставлявшееся в Либерию. Они показали, что г-н Минин знал и интересовался радарами "Кольчуга", хотя доказательств того, что он когда-либо пытался приобрести их или продать, нет.
В своих показаниях, которые видела FT, Минин заявил, что сделка была организована бизнесменом Вадимом Рабиновичем и народным депутатом Андреем Деркачем. Деркач является сыном Леонида Деркача, который в то время возглавлял Службу безопасности Украины, основную разведывательную службу Украины. Андрей Деркач сам бывший агент.
Рабинович признает, что летал в Либерию в 1999 году, а затем одолжил у Минина самолет, чтобы привести туда делегацию из Киева. Но, по словам Рабиновича, он ездил в Либерию, чтобы обсудить вопросы добычи железной руды, а не сделки по оружию.
В интервью Рабинович сказал, что комиссия состояла из гражданских лиц, чьи знания соответствовали его интересам в области добычи руды и других невоенных проектов. Он настаивает, что Андрей Деркач не причастен к этому вопросу. Связаться с самим Деркачем, чтобы получить его комментарий, не удалось.
Согласно показаниям Минина и других свидетелей, опрошенных итальянской полицией и инспекторами ООН, в состав делегации входили генерал украинской армии в отставке и чиновник, который отвечает за контроль над экспортом. Они встречались с президентом Либерии Чарльзом Тейлором и верхушкой либерийской армии.
Нынешний глава СБУ Владимир Радченко сказал, что собственное расследование его структуры подтвердило, что в составе делегации, посетившей Либерию в феврале 1999 года, действительно находился генерал в отставке. Но он настаивает, что ни один действующий украинский чиновник любого сорта не имел отношения к этой поездке.
В прошлом месяце Леонид Минин, который находился в итальянской тюрьме по обвинениям в незаконной торговле оружием, был выпущен на свободу. Его дело все еще находится на стадии рассмотрения.