Оценка США разговора Кучмы про "Кольчуги" остается неизменной

Среда, 2 октября 2002, 11:17
Украина пригласила американских специалистов принять участие в исчерпывающем расследовании обвинений по поводу согласия на продажу радарных систем в Ирак, но Соединенные Штаты до сих пор не определили, следует ли направлять в Киев экспертов.

Во время встреч и переговоров заместителя госсекретаря США Елизабет Джоунс в Киеве, члены украинского правительства, включительно с президентом Кучмой, высказали готовность обеспечить всестороннее и прозрачное расследование обвинений, которые официальный Киев решительно отвергает.
Представители украинского МИД и министерства обороны сообщили, что Джоунс согласилась на создание общей группы экспертов с тем, чтобы завершить расследование до 15 октября.

Тем не менее спикер госдепартамента в Вашингтоне заявил, что окончательное решение о дальнейших шагах в расследовании еще не принято.

Во вторник вечером появилась информация об очередном брифинге в Государственном департаменте США, на котором спикер этого учреждения Ричард Баучер снова коснулся украино-иракского вопроса.

Би-Би-Си разместило полный перевод части брифинга, посвященной Украине.

Вопрос: Очертите цель визита в Украину американской представительницы.

Ричард Баучер: Заместитель госсекретаря Джоунс подчеркнула ту серьезность, с которой мы воспринимаем свидетельства о согласии на продажу радаров Кольчуг в Ирак. Она четко продемонстрировала нашу решительность глубоко разобраться в этом деле путем открытого и прозрачного расследования. Президент Кучма настаивает, что факта продажи не было и согласился на профессиональное расследование, пообещав предоставить исчерпывающую информацию. Теперь мы дождемся отчетов, от которых будет зависеть решение о наших дальнейших шагах.

Вопрос: Пришли ли вы к выводу о целесообразности прислать в Украину экспертов? По крайней мере министерство иностранных дел в Киеве, судя по всему, немного опередило события, заявив о согласии Соединенных Штатов прислать группу специалистов.

Баучер: Как я уже сказал, у нас есть лишь предварительные доклады. И прежде, чем я буду иметь возможность объявить о наших дальнейших шагах, я должен еще раз все тщательно проверить. Я не готов дать сейчас окончательный ответ.

Вопрос: Разрешите мне спросить - я знаю, возможно, этот глупый вопрос, но... Вы присылаете группу экспертов - хотя нет, я знаю, что вы этого не подтвердите... Представьте себе, что вы присылаете..., нет, снова не так...Если бы..е-е, нет, я не так хотел сформулировать...(Общий смех)

Баучер: Хорошо, следующий вопрос!

Вопрос: Нет, нет, я хочу спросить, остается ли в силе ваш вывод, ваша оценка пленок?

Баучер: Наша оценка остается неизменной. Мы считаем, что он, то есть президент Кучма, в самом деле одобрил продажу радаров.

Вопрос: В чем же тогда состоит цель расследования?

Баучер: Мы стремимся узнать детальнее о попытках Ирака приобрести эти системы, узнать больше о самом оборудованит, выяснить точно, была ли осуществлена сделка. Остается много невыясненных вещей, кроме имеющегося свидетельства о намерении продать радары, которое содержится на пленках.

Вопрос: Украинская сторона высказывает полнейшее убеждение, что расследование оправдает президента Кучму. Но действительно ли для вас имеет большое значение сам факт продажи или не продажи радаров, если говорить о текущем пересмотре политики в отношении Украины и лично президента Кучмы? В конце концов, вы убеждены, что он давал согласие на продажу.

Баучер: Прежде всего, для нас в самом деле важно знать, есть ли у Ирака эти системы. Есть некоторые основания предполагать, что эти радары в Ираке есть, хотя мы пока что не нашли конкретных подтверждений. Мы хотим знать, насколько успешными были попытки Ирака приобрести эти системы. Мы хотим выяснить ЧТО произошло, и КАК это произошло. Что касается пересмотра нашей политики, вполне очевидно, что мы считаем пленку аутентичной, и мы знаем о ее содержании, но для нас также важно, какой уровень сотрудничества мы увидим, насколько открытой готова быть Украина в этом вопросе и насколько гарантировано неповторение подобных инцидентов.

Вопрос: Не выглядит ли это так, что вы фактически даете президенту Кучме шанс на искупление, что из-за его готовности сейчас на любое сотрудничество вы уже не будете считать, что наличие пленки его навсегда запятнало?

Баучер: Я просто предлагаю остановиться на этом. Я не готов сейчас говорить условными фразами. Ограничимся сейчас тем, что я уже сказал.