Три кризиса Леонида Кучмы

Пятница, 18 октября 2002, 12:39
Десять лет назад, 14 октября 1992 года на трибуну украинского парламента
легкой походкой поднялся лысеющий мужчина в помятом пиджаке – претендент на пост премьер-министра. Его звали Леонид Кучма. Тогда ударение в его фамилии еще делали на последнем слоге, и никто не подозревал, что в Украине наступает десятилетие Леонида Даниловича.

Леонид Кучма был широко известен лишь в узких кругах советского военно-промышленного комплекса. Даже в Днепропетровске, где он возглавлял Южный машиностроительный завод (ЮМЗ) – предприятие, которое, по словам Никиты Хрущева, штампует ракеты, как сосиски, его фамилия мало кому что-то говорила. Его знали лишь подчиненные.

ЮМЗ был государством в государстве. Со своей собственной милицией, скорой помощью, пожарными и КГБ. Из-за этого гиганта отечественного ракетостроения Днепропетровск до конца восьмидесятых был закрытым городом, а футбольная команда "Днепр", принадлежавшая, тому же ЮМЗ, была вынуждена проводить международные встречи на стадионе "Металлург" в Кривом роге. Первый чернокожий на центральном городском проспекте Карла Маркса появился лишь в 1991 году – после того, как в местный медицинский институт приехала учиться группа нигерийцев.

Через год украинское правительство возглавил Леонид Кучма.

Президент Леонид Кравчук стоял перед дилеммой. Ему предстояло определиться с кандидатурой нового премьера. Предыдущий премьер Витольд Фокин не соответствовал текущему моменту и никак не вписывался в новую конфигурацию власти. Украинский лидер искал компромиссную фигуру.

Новый премьер должен был быть сторонником экономическим реформ, его назначение должно было удовлетворить влиятельных персон из западных и восточных регионов страны, а также – Кремль и Белый дом. Выбирая между одесситом Валентином Симоненко, харьковчанином Владимиром Гриневым, уроженцем Донецка Владимиром Буляндой и днепропетровцем Леонидом Кучмой, он остановил свой выбор на директоре ЮМЗ.

Господин Кучма обладал связями в России. Одновременно он представлял крайне влиятельный корпус украинских "красных директоров". На президентских выборах в 1991-м был доверенным лицом любимого Западной Украиной академика Игоря Юхновского. При этом, претендент совершенно не знал государственного языка, а когда переходил на украинский, то говорил на таком суржике, что за голову хватались все. Но русскоязычный премьер импонировал востоку страны в той же мере, как и стремлением выучить украинский - западу.

Даже то, что его фамилия состояла из пяти букв, говорило в его пользу. "Изберут Кучму. У украинского премьера в фамилии, должно быть пять букв и два слога, - убеждал в парламентском буфете журналистов известный астролог. – Был Масол, потом – Фокин. Теперь – Кучма". Тогда в дискуссию вклинился один из языковедов. "Если исходить из этимологии его фамилии, - заунывно вещал он, - то избирать его вовсе не следует. Кучма – это "шапка с ярко выраженным дефектом", например, – с оторванным "ухом" или с дыркой.

Правда, у автора "Энеиды" Котляревского встречается это же слово с другой трактовкой – "кучма" – скандал, потасовка, драка между близкими приятелями". Ничего не зная о новом премьере, украинская общественность считала буквы в его фамилии.

Кризис первый. Премьерство

Премьер Леонид Кучма рьяно взялся за порученное ему дело. В Кабинет министров пришли новые молодые люди, шокировавшие старожилов Совмина, не только своими дорогими галстуками и запонками, но и подходом к делу. Они легко оперировали большими цифрами, считали, что печатный станок для того и изобретен, чтобы "делать" деньги, и не видели ничего плохого в создании трастов и приватизации металлургических гигантов.

Мало кто догадывался в тот момент, что новый руководитель украинского правительства недееспособен. Уже спустя месяц он оказался на больничной койке. Запрос одного из депутатов парламента по этому поводу вызвал сенсацию. Он просил подтвердить или опровергнуть слух о том, что премьер-министр находится в больнице, а не на своем рабочем месте. На следующий день председатель Верховной Рады сообщил парламентариям – "Да, это так. Премьер-министр Украины перенес плановую операцию по поводу хронического воспаления на щитовидной железе".

Впоследствии слухи о том, что Леонид Кучма смертельно болен, будут возникать часто. В те моменты, когда кресло под ним особенно "шаталось". Появлялись претенденты на якобы "вакантное" место, тратились деньги на начало избирательных кампаний, а он – все жил и жил.

Его визиты на Кубу или поездки в Прикарпатье порождали очередную волну сплетен: лучшие онкологи мира – кубинские, а лучшие радоновые источники - в Трускавце. Единственным опровержением всех слухов стала информация о единственной медицинской операции, перенесенной украинским лидером. Шевелюра на лысеющей голове Леонида Даниловича неожиданно стала густой. Но по прежнему рыжей.

Как только премьер-министр оправился после болезни, он был вызван на "ковер" в парламент. На главный вопрос о том, куда ведет страну его экономическая политика, он ответил прямо: "Вы мне скажите, что мы строим, и я это сделаю!". В ответ на упреки в свой адрес, он попросил дополнительных полномочий.

Это многим импонировало. В Киеве заговорили о новом "украинском Пиночете". Затяжной экономический кризис Леонид Кучма объяснял разрывом связей между бывшими советскими республиками. Это запомнили все. На претензии украинского премьер-министра к Москве никто не обратил внимания тогда, никто не помнит и сегодня.

В ноябре 1992-го в интервью "Ъ" украинский премьер подытожил: "Я для себя иногда думаю – ну ладно, выгодно ли России, чтобы Украине жилось совсем плохо? И сам себе отвечаю, что если Украина завалится сегодня, то Россия – через две недели. Образно говоря".

Бывший член команды премьера Кучмы вспоминает тогдашние времена, как
"непрекращающийся стресс": "Леонид Данилович считал, что он может управлять экономикой страны, как ранее руководил "Южмашем" - в ручном режиме, при помощи мата и угроз положить на стол партбилет. Его качества управленца не шли дальше познаний парторга оборонного предприятия. Кстати, директором ЮМЗ он стал уже в перестроечные времена. Нельзя говорить о том, что он не пытался что-то изменить. Но он достиг порога своей некомпетентности уже тогда. И бесился от бессилия что-либо изменить. Например, к министру его правительства приезжают старинные российские приятели, привозят с собой ящик коньяка, сутки у них идет "гудеж", а после этого подписывается контракт, который прямо противоречит заявлениям главы правительства".

Премьерство Леонида Кучмы стало для него "курсом молодого бойца". Он не сумел осилить "стихию", но научился ею пользоваться. Его отставка осенью 1993-го была ожидаема и предрешена заранее. Из этого кризиса он вышел не только с пониманием того, как делается политика, но и с новыми прочными связями.

Он не дал себя уволить. Леонид Кравчук позволил ему красиво сложить с себя полномочия. И тем самым создал себе преемника. Спустя год бывший директор "Южмаша" стал президентом Украины.

Кризис второй. Хунта

Приходя к власти летом 1994-го, Леонид Кучма обещал сделать вторым
государственным языком в стране русский, грозился остановить разгул преступности и преодолеть экономический спад.

Весомый вклад в его победу внесли российские СМИ, особенно в освещении скандала вокруг пропавшего в Симферополе "взглядовца" Владимира Мукусева. Журналист утверждал, что в его руках оказались документы, подтверждающие, что на Леонида Кучму готовится покушение. Затем он таинственно исчез и так же таинственно возник в Москве.

В тот момент Киев не контролировал собственное информационное пространство. У "телевизора" было только пять "кнопок" и украинские граждане регулярно смотрели "Останкино", ни в чем не отличаясь от жителей, например, Иркутска. Выводы о том, что информационный вакуум необходимо заполнять украинским конкурентоспособным продуктом, новый президент сделал исходя из своего личного опыта победившего политика.

Тем не менее, осознание одержанной победы пришло к нему не сразу. Все члены избирательного штаба Кучмы помнят непрекращавшийся банкет по поводу итогов народного волеизъявления. По сути, Украина целую неделю в июле 1994 года находилась без власти. К счастью, это совпало с сезоном отпусков, и этого никто не заметил.

К тому времени страна окончательно распрощалась с ядерным оружием и Запад этот момент также упустил. В Кремле царила похожая на киевскую "атмосфера". Там изменения в руководстве соседнего государства были замечены, но вряд ли, осознанны. Для Москвы Леонид Кучма оставался "котом в мешке".

Именно поэтому спустя всего лишь несколько месяцев бывшие республики СССР оказались на грани вооруженной конфронтации из-за крымской проблемы. Только спустя годы нынешние политики расскажут о том, как едва не началась война между Украиной и Россией по поводу Севастополя. Но уже сегодня можно услышать воспоминания морского спецназовца из Очакова о том, как ему было поручено взорвать один из кораблей Черноморского флота. Или о том, как штурмовики Су-27, летали тогда над "городом славы русских моряков", чуть ли не цепляя крыши севастопольских домов. А также – о перестрелке украинского катера "СКР-112" с российским сторожевиком. Или – об окопах, которые рыли украинские милиционеры возле поселка Тыловое под Севастополем.

В этот момент Леонид Кучма в первый раз реально находился на грани своей
отставки, а вернее - низложения. Против него ополчились местные силовики.
Украинский президент упустил важный момент: забыл о том, что в Украине есть не только вечно голодная армия, но и спецслужбы.

В июне 1995-го это обернулось первыми уличными побоищами на киевских улицах. В стране, где каждый второй - верующий, религиозный вопрос значит очень много. Не получившая от Константинополя самостоятельности Украинская православная церковь, хоронила патриарха Владимира (Романюка). Запутавшийся уже тогда в вопросах вероисповедания своих граждан, президент счел за лучшее уехать из страны. В дальнейшем он будет повторять этот трюк каждый раз. Нет в Украине в данный момент президента – нет проблемы. Есть только стрелочники.

Эту ситуацию хотели использовать люди, принадлежащие к элите так называемого "украинского разведсообщества". Благо – премьер-министром тогда в Украине был бывший шеф Службы безопасности Украины (СБУ - трансформировалась из КГБ УССР) Евгений Марчук. Считается, что тогдашняя украинская "хунта" состояла из министра обороны, председателя СБУ, исполняющего обязанности генерального прокурора и имела ощутимую поддержку в парламенте. Однако ситуация до логического конца доведена не была. Брать власть силой силовики просто не решились.

Третий кризис. Оппозиция и "Дело Гонгадзе"

Сразу после победы на президентских выборах в 1999-м году Леонид Кучма пообещал, что "страна увидит нового президента". Имел в виду он, естественно, себя, но в новом качестве. И действительно, если ранее он ориентировался на политиков и топ-менеджеров ведущих предприятий страны, то теперь перепрофилировался на реальных владельцев украинских "заводов, газет, пароходов". Это отразилось даже на его потомстве. Дочь Елена ушла от своего мужа, сына экс-председателя крымского Верховного совета, к одному из наиболее удачливых украинских предпринимателей,
днепропетровцу Виктору Пинчуку.

Украинский президент начал вести очень тонкую игру, которую на
внешнеполитической арене называют "многовекторной". Он балансировал не только между Вашингтоном и Москвой, но и даже между Скопье и Белградом, не говоря уже о Тель-Авиве и Багдаде.

Точно так же и в Украине он назначал ненавидимую так называемыми "олигархами" Юлию Тимошенко вице-премьером, а затем сажал ее в тюрьму, триумфально освобождая через несколько месяцев из "застенок". После чего выпускал на свободу еще и ее мужа, в честь своего дня рождения.

"Он хорошо изучил не только теорию сопротивления металлов, ненавидимый всеми "сопромат", но и понятия о равновесии и центростремительности, - считает его недавний соратник, стыдящийся сегодня называть свою фамилию, - Леонид Данилович выстроил весьма любопытную властную вертикаль. С одной стороны он подвешивает гирьку, а с другой – рваный кед. А для того, чтобы они пребывали в равновесии, насыпает в этот кед дроби. Здесь у него – шелковая веревочка, а там – резинка от трусов с прищепкой. В итоге получилась очень сложная "архитектурная" конструкция, называемая почему-то "властной вертикалью". И так – везде. Если Клинтон – друг, то Ельцин приятель. Буш – не звонит, позвоним Альберту Гору! Сегодня принимаем Владимира Путина на запорожской "Днепроспецстали", а завтра владельца этого завода посадим в КПЗ. Все – нормально! Главное – теория равновесия".

Леонид Кучма мог бы и дальше с успехом доказывать, что он в состоянии продолжать свою "многовекторную" политику. Однако, вмешался другой вектор, тот, на котором он уже обжигался - спецслужбы. Майор Мельниченко, храбрый и неутомимый охранник президента, как оказалось, специально во внеурочное время выходил на работу, чтобы поменять батарейки в диктофоне, спрятанном им в президентском диване.

Дело исчезнувшего журналиста Георгия Гонгадзе стало краеугольным камнем в нынешних обвинениях президента Украины. Движение "Украина без Кучмы" превратилось в смысл жизни простых украинских граждан. Лозунг "Кучму – геть" можно услышать в каждой школе и прочитать в любом украинском общественном туалете. Разменивавший всех на мелочь бывший директор ЮМЗ, сам стал разменной монетой в игре Запада и Востока. И сегодня никого уже не волнует как он сможет выкарабкаться из своего очередного кризиса, продавал он "Кольчуги" в Ирак или нет.

Мы описали всего лишь три кризиса из жизни украинского президента. На самом деле их было гораздо больше. Леонид Кучма остается законно избранным украинским президентом и по его словам, не собирается нарушать Конституцию и баллотироваться на третий срок. Украинская оппозиция, конечно же, хочет, чтобы третий срок Леонида Кучмы был сроком его тюремного заключения и даже проводит аналогии с Николаем Чаушеску. Однако силы, сосредоточенные сегодня против президента Кучмы, столь же многовекторны, как и сам нынешний лидер украинского государства.

Читайте другие статьи на тему 10 лет Кучмы

В "Зеркале недели"
СТЕНА

Десятилетие под знаком Кучмы