День позора украинского телевидения

Четверг, 17 октября 2002, 19:41
Если честно, то такого позора украинского телевидения не было давно. Понемногу уже привыкаем к призме, через которую с экрана подаётся реальность. Но теперь - новый прорыв в развитии украинской демократии.

В последний раз игнорирование топ-события дня произошло два года назад. Если быть точным, то 28 ноября 2000 года, когда Александр Мороз впервые обнародовал пленки Мельниченко. Тогда на некоторых каналах абсурдность ситуации переходила все границы - в вечерних выпусках новостей Литвин опровергал то, о чём зрители просто не знали. Теперь ситуация повторяется.

В среду вечером бывший флагман украинской журналистики канал "1+1" сообщил Украине новость… вторника - о возбуждении уголовного дела против Кучмы. Как понятно, во вторник в вечернем выпуске новостей ТСН об этом просто промолчала. Ни единого слова. Ноль реакции.

Поступок ТСН - это своеобразный рекорд того, как нужно "правильно" подавать антипрезидентское событие. Конкурентом ему - только "Новый канал", на котором в 19-часовых новостях во вторник о событии также промолчали.

Для сравнения - так 15 октября освещали в телевизионных выпусках новостей возбуждение уголовного дела против Кучмы:

УТН-панорама, УТ-1, 21-00: седьмое сообщение выпуска. Устно в студии проинформировали о том, что "несколько народных депутатов подали заявление в апелляционный суд города Киева о возбуждении уголовного дела в отношении Кучмы, а суд постановил направить это заявление прокурору города Киева". Об возбуждении дела - ни одного слова.

"Підсумки", ТРК "Эра", УТ-1, ночной эфир, 23-00: об открытии дела сообщил только диктор в студии. Сам сюжет - о неправомерности решения.

ТСН, канал 1+1, 19-30: НИ ЕДИНОГО СЛОВА

ТСН, канал 1+1, ночной эфир, 23-59: первое сообщение выпуска, начитка в студии.

"Подробности", канал "Интер", 20-00: восьмое сообщение выпуска. Более важными оказались рассказы о кадровом конкурсе в администрации президента и пребывании президента Эстонии в Одессе.

"Вікна", СТБ, 19-00: пятое сообщение выпуска.

"Вікна опівночі", СТБ, ночной эфир, 23-50: первый сюжет выпуска.

Репортер, "Новый канал", 19-00: НИ ЕДИНОГО СЛОВА.

Репортер, "Новый канал", ночной эфир, 23-15: второе сообщение выпуска.

"Факты", ICTV, 21-45: пятое сообщение выпуска.

Как уже могли заметить внимательные зрители, цензура в Украине - это явление, которое распространяется не только в пространстве, но и во времени. После 23 часов ее уровень начинает снижаться. При Брежневе тоже с наступлением темноты начинали ловить транзисторами "Голос Америки"...

Анализировать приведенные факты можно очень долго. Ниже мы приводим комментарий главного редактора ТСН Вячеслава Пиховшека, под которым, наверное, согласятся подписаться и ответственные лица других телекомпаний. Стоит только сказать, что в нормальном мире такое игнорирование главного события дня сразу должно отражаться на рейтингах телекомпании и быть прямой дорогой к банкротству.

Ответом же им пусть будет еще такой факт. Сообщение о возбуждении уголовного дела против Кучмы буквально облетело полмира. 16 октября об этом написали: Los Angeles Times, Washington Post, Washington Times, Chicago Tribune, The Wall Street Journal Europe, Tiroler Tageszeitung (местная австрийская газета), Berliner Zeitung, Financial Times.

Это то, что УП удалось разыскать за час сканирования Интернета. И этим изданиям хватило таланта и сенсацию передать, и демократические каноны соблюсти. Те, кто не верят, пусть, например, прочтут статью в Chicago Tribune.

При этом, наверное, уже никто не удивится, если узнает – 16 октября нет ни слова о возбуждении дела против Кучмы в самых массовых украинских газетах: "Фактах" и "Сегодня".

В то же время о появлении в биографии президента Кучмы факта открытия против него уголовного дела позволили себе написать соседи Украины: флагман польской демократии Gazeta Wyborcza, флагман пропаганды Беларуси "Советская Белоруссия" и практически вся российская пресса.

Зато умолчало об этом украинское телевидение.

И вот универсальный ответ – почему:

"За информационный продукт телеканала "1+1" ответственность несу я лично. Ответственен я и за то, что является информационным поводом и что им не является", - сразу отметил Пиховшек.

"Мне с самого начала было понятно, что произошло процессуальное нарушение [при открытии уголовного дела против Кучмы]. Чтобы подтвердить или опровергнуть это впечатление, необходимо было собрать все необходимые комментарии. "Купиться" на PR-операцию не хотелось, и в тех случаях, когда этого можно не делать, я пытаюсь этого избегать.

Я руководствовался статьей Закона Украины "Об информации", которая требует полного и всестороннего предоставления информации. Когда я не могу быть уверенным, я проверяю достоверность события.

Мы подали сюжет вчера, когда проверили все это дело. Расчет же этих людей [организаторов возбуждения дела против Кучмы] и состоял в том, чтобы журналисты дали материал, не проверив процессуальный аспект этого дела.

Я учитываю аргумент об общественной важности того или другого события. Взрыв на ЧАЭС следует немедленно выдавать в эфир. Когда идет речь об открытии уголовного дела против президента, то это общественно важная информация, которая требует проверки".

Пиховшек сказал, что не мог давать комментировать решение судьи Василенко политикам, и настаивал, чтобы оценку открытия дела против Кучмы дали юристы. "Претензии по темпам сбора комментариев я принимаю", - подчеркнул он.

- Остаётся ли Вячеслав Пиховшек таким же принципиальным, когда речь идёт о PR-операциях президента Украины или лидеров СДПУ(О)?

- Я такой же принципиальный, и не только с этими структурами. Именно такую логику я применяю относительно всех других событий.

- Было ли какое-то влияние на вас в связи с освещением дела против Кучмы со стороны власти, администрации президента?

- Я постоянно разговариваю с представителями украинского политикума, включая представителей администрации президента, членов парламентского большинства, людьми, которые принадлежат к провластным кругам, а также представителями оппозиции. Интенсификации разговоров во вторник и среду не было.

- Были ли рекомендации относительно освещения иска против Кучмы в СМИ?

- Никаких рекомендаций не было. Высокое давление я ощущаю со стороны журналистов и редакторов ТСН канала 1+1, к которым я отношусь с уважением и всех и каждого отдельно я искренне люблю.

- Связано ли освещение этого сюжета с тем, что через две недели продолжится судебный процесс относительно лицензии канала 1+1?

- При принятии всех без исключения редакторских решений, включая события спорта и общественной жизни, я эту проблему выношу на первое место как приоритетную в моей работе. Работая над всеми материалами ТСН, я в первую очередь учитываю эту проблему.