Крым довыбирался

Четверг, 26 сентября 2002, 11:06
Результаты повторных крымских выборов, победителями на которых стали Лев Миримский и Василий Хмельницкий, несмотря на заклинания политиков о том, что они не изменят политической ситуации на полуострове, уже сегодня грозят нарушить установившуюся было стабильность в автономии.
Два округа, на которых прошли перевыборы, до этого момента считались однозначно "красными". Один из них - №25 – приобрел на прошлых выборах скандальную известность.

И не только тем, что именно здесь регистрировался кандидатом в депутаты крымского парламента Леонид Грач. В этом округе собрался удивительный по своему составу окружкомом, практически просаботировавший всю предвыборную кампанию, а затем, в противовес решению суда, включивший имя лидера крымских коммунистов в избирательные бюллетени. Как известно, это не помогло ни самому Грачу, переехавшему вскоре в Киев, ни окружкому, основной состав которого был вскоре заменен, ни избирателям, вынужденным еще раз прийти к урнам в конце сентября.

Эти самые избиратели, которых Грач считал абсолютно "своим" электоратом, дали самый главный повод утверждать, что на солидном авторитете коммунистов пора ставить точку. После того, как Леонид Иванович решил не рисковать своим украинским мандатом и отказался от повторных выборов, Крымский Реском Компартии решил подарить "грачиный" округ редактору "Крымской правды" Михаилу Бахареву. Эта поддержка была столь серьезной, что, рискуя получить нагоняй от своих партийных шефов в Киеве, крымские коммунистические лидеры на акции протеста 16 сентября вместо того, чтобы агитировать народ против Кумы агитировали его за Бахарева.

Но красный выбор редактору самой многотиражной на полуострове газеты, судя по всему, только помешал. Начнем с того, что он практически повторил тернистый путь Грача: в противовес Михаилу Бахареву выставили на округе целых 3 двойников-кандидатов, а затем его через суд пытались снять с регистрации. Но главное и самое неожиданное, из 6 748 проголосовавших 22 сентября на округе №25 за Бахарева отдали свои голоса лишь 998 избирателей, позволив ему занять почетное третье место.

Финал печальный, поучительный, когда-то уже зафиксированный Козьмой Прутковым: "Не все стриги, что растет". А разочарование Леонида Грача, наверное, несколько смягчило поражение и его погубительницы, инициировавшей против него громкие судебные процессы – главы ТРК "Черноморская" и выдвиженки общественного комитета "Прозрачная власть" Татьяны Красиковой. Она проиграла с результатом в 220 голосов.

Такое же разочарование постигло еще одного "красного" кандидата – правую руку и однопартийца Леонида Грача, бывшего председателя парламентской комиссии по законодательству и законности, а до этого начальника медчасти Симферопольского СИЗО Афанасия Иванова. С ним судьба обошлась вообще самым злодейским образом. Афанасий Яковлевич столь успешно участвовал в выборах 31 марта, что по округу №30 набрал наибольшее количество голосов избирателей. Но коварные конкуренты оспорили чистоту его победы, и выборы были признаны недействительными, несмотря на десятки пламенных и разоблачительных речей, произнесенных пострадавшим на заседании Избиркома.

Казалось, перевыборы дадут ему шанс посмеяться над врагами и доказать, что именно Иванов владеет сердцами избирателей. Но 22 сентября поставили "галочки" против его фамилии лишь…265 человек из 8 687 проголосовавших. Возможно, утешением для коммуниста стало то, что бывшего министра финансов автономии Людмилу Денисову, на полную катушку раскрученную телерадиокомпанией "Черноморская" и той же "Прозрачной властью", избиратель оценил еще дешевле – 105 голосов.

Что же произошло с крымским электоратом на отдельно взятых и теперь уже бывших коммунистических территориях? Тот, кто ответит на этот вопрос, с уверенностью и оптимизмом может готовиться к очередным парламентским выборам.

Судя по всему, ответ точно знают два человека: Лев Миримский и Василий Хмельницкий. Именно они стали победителями на многострадальных округах, обеспечив себе сногсшибательный результат. Первого поддержали 4 262 избирателя, то есть 63,1%, второго - 4 349 (50%).

К победам Льва Миримского – известного до авторитетности крымского предпринимателя, основателя корпорации с говорящим именем "Империя", неофициального владельца одной газеты, одного местного телеканала, одного информагентства и одной партии "Союз", в Крыму привыкли уже давно. Он уже третий срок подряд избирается по одному и тому же мажоритарному округу в ВР Украины, при этом не отяжеляя электорат мудреными технологиями, предпочитая в отношениях с ним отработанную схему: "Ты - мне, я – тебе".

С именем Миримского на полуострове связано столько тяжких воспоминаний, громких, в том числе милицейских, скандалов, политических интриг, судебных процессов с журналистами; о нем столько сказано, написано и проговорено, что добавить что-то еще к светлому образу крымской современности больше нечего, кроме как повторить известный на полуострове слоган: "Что не может Папа Римский, то сумеет Лев Миримский". Лева сумел опять.

Он обошел 14 своих конкурентов, среди которых был и некий Владимир Беляев, главная должность которого вовсе не начальник управления по акцизам Налоговой администрации Крыма, а племянник со стороны жены главного мытаря страны Азарова. Он так очаровал окружную комиссию, что ее интересы в суде во время избирательной кампании представлял его адвокат Александр Шеховцов, знаменитый тем, что выиграл все многочисленные процессы Миримского против журналистов. Он так изящно провел предвыборную кампанию, что наблюдатели и конкуренты не зафиксировали ни единого существенного нарушения законодательства. Наконец, он не только победил сам, но и привел в Крым Василия Хмельницкого.

О Хмельницком в Крыму не знают ничего. То есть абсолютно. Избиратели, в столь трогательном единодушии отдавшие за него свои голоса, никогда не видели его живьем, а лишь с жизнерадостных плакатов, на лицевой стороне которых кандидат желал им счастья, а на обратной – бесхитростно расписался: "Конечно, Вася". Им – счастливым - еще только предстоит узнать, что новый крымский депутат не какой-нибудь там отставной козы барабанщик, а фигура хоть и молодая, но о-очень важная.

Что Хмельницкий - экс-член руководства компании "Реал-групп" теперь то ли совладелец, то ли управляющий госпакетом акций "Запорожстали", а заодно и контрольных пакетов нескольких облэнерго. Что он человек с практически неограниченными финансовыми возможностями, которого называли одним из главных "кошельков" Партии Зеленых Украины, в чью первую пятерку он входил, являясь заместителем председателя партии. Что он не сумел скрыть своей причастности к реализации полит-коммерческого проекта "Жінки за майбутнє".

Что он не просто был очень близок к первой как бы леди страны Людмиле Кучме, но эта близость такова, что он даже имел как будто бы смелость не соглашаться с ней по некоторым вопросам женского партийного строительства. И, наконец, что с его именем был связан скандал с участием СБУ по поводу, якобы, не совсем украинского гражданства, который заглох столь же внезапно, как в свое время вопрос о гражданстве Миримского, поднятый и быстро забытый бывшим начальником крымской милиции Геннадием Москалем.

Видимо, победа Хмельницкого в Крыму объясняется исключительно скромностью, ведь в документах на регистрацию "Конечно Вася" - простой крымский паренек, проживающий в курортном поселке Николаевка, временно не работающий и даже беспартийный. Правда, злые языки и некоторые документы утверждают, что безработный миллионер брал избирателя не романтической беспартийностью, а вещами сугубо материальными.

Один из документов – заявление в окружком №30, подписанное 10-ю жильцами дома №9 по ул. Толстого. В нем сказано: "Мы…заключили договор с кандидатом в депутаты Верховного совета Крыма Хмельницким Василием, дав согласие отдать свой голос в день выборов за него, и получили за это деньги по 30 грн. на каждого человека".

Есть и изустные свидетельства подкупа избирателей. Среди них - одной известной в Крыму журналистки, занимающейся проблемами экологии, которой неизвестные люди, назвавшиеся группой поддержки Хмельницкого, обещали "сумму в валюте с двумя нулями", если она проведет агитацию в кругу семьи, знакомых и поклонников. Кроме того, в день выборов видеокамеры 2-х крымских телеканалов зафиксировали на одном из участков бойкого вида женщин, раздававших что-то под сенью деревьев из объемистого пакета. Их даже задержала милиция, но вскоре злоумышленницы скрылись, не раскрыв тайны содержимого пакета, в автомобиле, рядом с которым проявлял активность Лев Миримский. Камеры зафиксировали и организованный подвоз более 260 избирателей-крымских татар на автобусах, причем вся эта группа, ранее голосовавшая в других местах, вдруг оказалась прописанной по одному и тому же адресу Дзюбанова,13.

Телесъемка этих избирательных сюрпризов была, кстати, небезопасной. На группу ТРК "Черноморская" напали неизвестные лица, силой отобрали кассету с отснятым материалом и пытались залить аппаратуру краской. Председатель крымского Избиркома Михаил Малышев сообщил журналистам, что на округе Хмельницкого зафиксировано более 40 серьезных нарушений. А руководитель пресс-службы Прокуратуры АРК Анатолий Титарчук заявил, что прокурором Симферополя возбуждено уголовное дело по статье 157 часть 2 Уголовного кодекса Украины (препятствование осуществлению избирательного права) в связи с тем, что неустановленные лица на участках округа №30 Симферополя "путем подкупа склоняли жителей республиканского центра голосовать за одного из кандидатов, обещая выплатить в случае голосования за него 50 грн".

Остается понаблюдать, как правоохранители теперь будут доказывать факт подкупа, ведь это так же трудно, как иметь дело с мздоимством: поди, поймай взяткодателя в момент, когда он передает деньги взятковзятелю. Видимо, на это и рассчитывает Хмельницкий, понимая, что Избирком Крыма рано или поздно будет вынужден выдать ему депутатское удостоверение.

Это удостоверение, конечно, выдадут и Льву Миримскому, хотя Михаил Малышев намерен подождать оговоренный законом 21 день, в течение которых новоизбранный депутат должен отказаться от своего украинского мандата, как он это письменно засвидетельствовал, подавая документы на регистрацию кандидатом в депутаты крымского парламента.

И, скорее всего, не дождется. Лев Юльевич на идиота совсем не похож и явно рассчитывает, что законодательный процесс выяснения, какой он депутат: крымский или украинский – затянется, по крайней мере, на несколько месяцев. Этого времени у него будет достаточно, чтобы либо выполнить проект под названием "Если не догоню, то разогреюсь", либо претворить в жизнь собачью поговорку: "Если это нельзя съесть или трахнуть, значит, на это можно пописать".

Цель, которую Миримскому предстоит догнать или хотя бы подмочить, сегодня ни для кого уже не секрет - должность крымского премьера. В крымской политической фольклористике обговариваются несколько вариантов ее достижения, которые условно можно разделить на абсолютно безумные и сдержанно сумасшедшие.

Начнем с первых. "Двойной" депутат собирается, якобы, сам возглавить крымское правительство или на худой конец получить место спикера, сняв с этой должности Бориса Дейча. Даже с амбициями Миримского, вряд ли этот вариант им самим серьезно рассматривается. Снятие и утверждение на должность премьера автономии требует по Конституции согласования с президентом. Избрание спикером – процесс как будто независимый, но и тут никто не решится на местную революцию, не получив добро верхнего Папы. Даже имея в виду редкий кадровый талант Леонида Кучмы, трудно предположить, что он станет так мочить свою репутацию, зная репутацию Миримского.

К сдержанно сумасшедшим можно отнести варианты сценариев, для кого Миримский будет освобождать место Куницына. Называются несколько кандидатов: экс-премьер Валерий Горбатов, сын экс-премьера и экс-зять президента Игорь Франчук, главный "озимый", ныне произрастающий на почве администрации президента Валерий Хорошковский и, конечно, Василий Хмельницкий. Последнего, правда, можно из "сумасшедших" списков смело вычеркивать, потому что он, потратив кровные и немалые деньги на крымских выборах, наверное, на что-то рассчитывал и бесспорно может положиться на фракцию, которую вот-вот создаст в ВР Крыма его партнер Миримский.

Правда, в интервью журналистам Василий Иванович сообщил, что у него нет намерения подменять Куницына. "У меня не возникнет желание возглавить крымское правительство, у меня возникло желание вернуться в ВР Украины", - заявил он и объяснил, что, возможно, будет баллотироваться в нардепы Украины на довыборах в Запорожской области.

В общем, если Хмельницкому поверить на слово, то крымские выборы для него – не более чем репетиция с целью отработать механизмы своего очередного пришествия в привычные киевские стены. Но тогда нужно поверить и Льву Миримскому, который, как оказалось, готов отказаться от украинского мандата и нелишней для него депутатской неприкосновенности исключительно из альтруизма и интересов отечественного сельхозпроизводителя.

На следующий день после своей победы Лев Юлиевич поделился с журналистами: "Я хочу внести новую политическую культуру в крымскую политику, чтобы люди не боялись друг с другом общаться, друг друга критиковать", "Меня заставило прийти то, что надо менять экономику, надо внедрять новые технологии. Вот, к примеру, если бы было у нас капельное орошение, засуха абсолютно ничего бы с нами не сделала".

Пока капельное орошение ждет своего ренессанса, Сергею Куницыну пора орошать слезами администрацию президента и в очередной раз просить защиты. Этот политик, обладающий редким, граничащим с талантом, неумением создавать команду, рискует в очередной раз потерять свое место. Он, видимо, сам себе не веря, продолжает повторять заклинания о том, что в Багдаде все спокойно и из его фракции "Согласие" в ВР Крыма никто не уйдет под Миримского и Хмельницкого.

Но в парламентских кругах, во-первых, по поводу "сильных качеств" Куницына-руководителя никогда не строили особых иллюзий, во-вторых, недовольство собой он постоянно стимулирует то необязательностью, то неспособностью доводить любое дело до конца, то банальной неразборчивостью в подборе своих заместителей. Один из них, к примеру, не постеснялся украсить только что полученные милицейские погоны бриллиантовыми звездами. Злые языки, правда, утверждают, что бриллианты эти поддельные, но их блеск многих явно раздражает и заставляет говорить о нескромности нынешней власти, которая, мол, ведет себя с торопливой жадностью временщиков.

Кроме того, не надо забывать, что в парламенте автономии есть не менее десятка коммунистов, для которых Куницын - вечный противник Леонида Грача, как кость в горле. Лидер коммунистической фракции Лентун Безазиев уже заявил: "В сегодняшнем правительстве нет профессиональной основы, есть основа политическая. А такое правительство всегда шаткое и недолгое. Сегодня трудно загадывать, кто придет на место Куницына. Это могут быть те депутаты, которые победили на довыборах. Либо сами, либо выдвинут своего человека, иначе б они не покидали Киев. Это правительство временное…".

Существует еще небольшая группа депутатов, руководимая другим антипатиком премьера Андреем Сенченко, который в последнее время Куницына не называет иначе, как "особь мужского пола", а подведомственный Сенченко телеканал массированно убеждает крымскую аудиторию в том, что "дни нынешнего правительства сочтены". Не надо сбрасывать со счетов и представителей в парламенте Русского Блока, которым Миримский близок и идеологически, и финансово. И, конечно, людей Анатолия Франчука, давно ждущим подходящего момента, чтобы тем или иным способом избавиться от нынешнего премьера.

В конце концов, Куницына, скорее всего, "кинут" и крымскотатарские депутаты, подконтрольные Меджлису, а через него - вице-спикеру Ильми Умерову, который точно не прозевает нужный момент сменить ориентиры, чтобы оставить за собой нынешнее кресло. Тем более что Меджлису необходимо не только сохранить своих людей в правительстве, но и втиснуть туда тех, от которых Куницын в свое время отказался, рискуя вызвать недовольство Мустафы Джемилева. Сейчас этот сценарий может показаться несколько фантастичным, но организованная доставка крымских татар на избирательные участки Василия Хмельницкого кое о чем говорит наблюдательному взгляду.

Если сложить все эти силы вместе, то угроза смены руководства крымского правительства более чем реальна, особенно учитывая политическую активность Льва Миримского и финансовые возможности Василия Хмельницкого.

Те, кто не верит в такой исход событий, утешают себя убеждением, что Киев никогда не поставит на Миримского и последние события – исключительно его личная инициатива. А главное, что Банковой в разгар противостояния с оппозицией как никогда нужна стабильность в регионах. Последнее утешение, правда, весьма сомнительно, особенно если внимательно следить за тем, как ведут себя медведчуковские телеканалы.

В последнем "Эпицентре" в нарезке событий вокруг акции 16 сентября вдруг неожиданно появился Андрей Сенченко, который говорил о том, что в крымском парламенте будет поддержана днепропетровская инициатива об общеукраинском референдуме по статусу русского языка, как второго государственного. Днем ранее "1+1" не постеснялись выдать откровенную дезинформацию о том, что, якобы этот вопрос внесен в повестку дня ВР Крыма, хотя депутаты его провалили. Что это, если хоть и непрофессиональная, но настойчивая разработка темы о том, как зловредная оппозиция стимулирует процессы дестабилизации в регионах? Кто, если не Крым, будет поставлять Медведчуку примеры таких процессов?

Есть и другие немаловажные факторы: дружественные отношения между Медведчуком и Грачом и появившаяся информация о сближении главы администрации с Хмельницким; полное отсутствие в крымском парламенте эсдэков, о чем они часто и с большой обидой повторяют; странная до самоубийственности смелость Миримского в его борьбе на избирательном округе с племянником Азарова, которого он чуть было не снял с регистрации через суд; информация о том, что Киев не предпринимает никаких шагов по снижению активности 2-х новых депутатов, а лишь раздает успокаивающие обещания.

На этом фоне скрываемое от общественности желание Льва Миримского посадить в кресло своего нового друга не кажется таким уж нереальным. Самому себе, скорее всего, он поставил цель занять место одного из вице-спикеров в надежде сначала перехватить рычаги из рук Бориса Дейча, а там – чем черт не шутит. Этот последний план более рискован и невыполним, чем снятие Куницына. Дейч – политик спокойный, бесконфликтный и эти качества пока не вызывают желания создавать ему оппозицию в парламенте. Но, с другой стороны, Борису Давидовичу, не умеющему строить баррикады, нужно научиться еще и не строить иллюзий. Он пришел к власти в связке с Куницыным. И если Киев "сдаст" премьера, то стесняться "сдать" спикера будет даже как-то неприлично.

В Крыму все ожидают, как закончится этот новый политический анекдот. А пока вспоминают старый: На улице стоит мужчина в плаще, а навстречу ему идет пара - муж и жена. Внезапно мужчина распахивает плащ - а под ним никакой одежды, только …сами знаете что. Жена открывает рот, а муж недовольно говорит: "Отвернись, все это нам еще покажут после выборов".

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования