Незаконченные дела в Европе
Понедельник, 23 сентября 2002, 11:19
Unfinished Business in Europe
Настойчиво повторяя, что смена режима в Ираке является стратегическим интересом США, президент Буш зарекомендовал себя стойким сторонником вполне очевидной традиции в международной дипломатии. Если Ирак от диктатуры перейдет к демократии, развивает он свою мысль, тогда по отношению к США он будет демонстрировать более дружелюбную внешнюю политику.
Чтобы доказать свою точку зрения, Буш может воспользоваться мощным историческим примером - концом эпохи холодной войны. Смена режимов в Восточной Европе и Советском Союзе существенным образом усилили систему национальной безопасности США. Если бы Ирак сегодня располагал ядерным арсеналом России, Америка оказалась бы в серьезной опасности. Два десятка лет назад мы боялись, что этот самый арсенал находится в руках Кремля. Сегодня нас это не беспокоит. Причиной этому служит факт, что власть в России стала более демократической и ориентированной на рынок, а следовательно и на Запад.
К сожалению, дело продвижения демократии в странах бывшего СССР не было доведено до конца. То, что сейчас усилия концентрируются на демократизации стран мусульманского мира - дело справедливое, однако администрация Буша терпит поражение в деле укрепления капитализма и демократии в мире бывших коммунистических стран и интеграции новоявленных демократий в сообщество западных демократических государств.
Было бы ошибкой предполагать, что процесс демократизации и интеграции будет продвигаться вперед без американского вмешательства. Во-первых, границы между Западной и Восточной Европой, вместо того, чтобы исчезнуть, стали еще больше ужесточаться. По завершению очередного раунда расширения Евросоюза, очень маловероятно, что в ближайшем будущем приглашение вступить туда получат восточные соседи ЕС.
Бюрократы в Брюсселе просто смеются, когда поднимается вопрос о возможном присоединении к ЕС России или Украины. НАТО, хоть и более агрессивно занялось наступлением на Восток, после очередного этапа расширения тоже по всей видимости займется внутренними проблемами. Но если оставшиеся за бортом расширения страны перестанут рассматривать как свои внешнеполитические цели перспективы членства в этих структурах, Запад в целом тоже потеряет для них привлекательность.
Во-вторых, процессы демократизации на периферии Европы остановились. Беларусью правит восхищающийся Сталиным диктатор. Президент Владимир Путин ослабил демократические институции и в попытках построить "управляемую демократию" в России массировано нарушает права собственных граждан в Чечне. В Украине Леонид Кучма намерен добиться такого же уровня государственного контроля над демократическими процессами, как в путинской России, чтобы обеспечить гладкую - т.е. приемлемую для Кучмы - передачу власти, когда в 2004 году подойдет к концу срок его правления.
В отличие от России, в Украине существует активное демократическое оппозиционное движение, чей лидер Виктор Ющенко вполне может выиграть свободные и честные президентские выборы. Однако эти выборы-2004 будут свободными и честными, лишь если за ними будет следить Запад. Только Молдове удалось избежать авторитаризма, да и то лишь из-за слабости самого государства, а это условие вряд ли можно рассматривать как достаточное для долговременной демократической консолидации.
С течением времени комбинация закрытых западных границ и растущий авторитаризм с восточной стороны этой стены станет представлять опасность для американских интересов в этом регионе. Пока Америка активно занимается созданием демократических и ориентированных на Запад режимов на Ближнем Востоке, она может потерять все, что было достигнуто, в мире пост-коммунистических стран.
Совершенно очевидно, что работающая над внешней политикой команда Буша, перетрудилась и сейчас сконцентрировалась на Ираке. Но, тем не менее, США должны быть способны заниматься более, чем одним внешнеполитическим направлением одновременно. В многочисленных выступлениях Буш уже не раз обрисовывал свою грандиозную стратегию внешней политики.
Не единожды он повторял, что Соединенные Штаты должны защищать свободу людей во всем мире, и если это необходимо, даже способствовать смене режима в тех странах, которые не предоставляют своим гражданам базовых демократических прав. Однако для того, чтобы эта стратегия стала успешной и заслуживающей доверия доктриной, она должна применяться постоянно.
Когда изучающие дипломатию историки будут обращаться к 1990-м годам, они назовут этот период эрой европейской интеграции. Но они смогут это сделать, только если этот проект будет завершен. Если администрация Буша начинает процесс продвижения демократических изменений на новых рубежах - в исламском мире, она также должна закончить работу на европейских рубежах.
Автор - профессор политологии в Стэнфордском университете, один из руководителей Фонда Карнеги за международный мир.
Настойчиво повторяя, что смена режима в Ираке является стратегическим интересом США, президент Буш зарекомендовал себя стойким сторонником вполне очевидной традиции в международной дипломатии. Если Ирак от диктатуры перейдет к демократии, развивает он свою мысль, тогда по отношению к США он будет демонстрировать более дружелюбную внешнюю политику.
Чтобы доказать свою точку зрения, Буш может воспользоваться мощным историческим примером - концом эпохи холодной войны. Смена режимов в Восточной Европе и Советском Союзе существенным образом усилили систему национальной безопасности США. Если бы Ирак сегодня располагал ядерным арсеналом России, Америка оказалась бы в серьезной опасности. Два десятка лет назад мы боялись, что этот самый арсенал находится в руках Кремля. Сегодня нас это не беспокоит. Причиной этому служит факт, что власть в России стала более демократической и ориентированной на рынок, а следовательно и на Запад.
К сожалению, дело продвижения демократии в странах бывшего СССР не было доведено до конца. То, что сейчас усилия концентрируются на демократизации стран мусульманского мира - дело справедливое, однако администрация Буша терпит поражение в деле укрепления капитализма и демократии в мире бывших коммунистических стран и интеграции новоявленных демократий в сообщество западных демократических государств.
Было бы ошибкой предполагать, что процесс демократизации и интеграции будет продвигаться вперед без американского вмешательства. Во-первых, границы между Западной и Восточной Европой, вместо того, чтобы исчезнуть, стали еще больше ужесточаться. По завершению очередного раунда расширения Евросоюза, очень маловероятно, что в ближайшем будущем приглашение вступить туда получат восточные соседи ЕС.
Бюрократы в Брюсселе просто смеются, когда поднимается вопрос о возможном присоединении к ЕС России или Украины. НАТО, хоть и более агрессивно занялось наступлением на Восток, после очередного этапа расширения тоже по всей видимости займется внутренними проблемами. Но если оставшиеся за бортом расширения страны перестанут рассматривать как свои внешнеполитические цели перспективы членства в этих структурах, Запад в целом тоже потеряет для них привлекательность.
Во-вторых, процессы демократизации на периферии Европы остановились. Беларусью правит восхищающийся Сталиным диктатор. Президент Владимир Путин ослабил демократические институции и в попытках построить "управляемую демократию" в России массировано нарушает права собственных граждан в Чечне. В Украине Леонид Кучма намерен добиться такого же уровня государственного контроля над демократическими процессами, как в путинской России, чтобы обеспечить гладкую - т.е. приемлемую для Кучмы - передачу власти, когда в 2004 году подойдет к концу срок его правления.
В отличие от России, в Украине существует активное демократическое оппозиционное движение, чей лидер Виктор Ющенко вполне может выиграть свободные и честные президентские выборы. Однако эти выборы-2004 будут свободными и честными, лишь если за ними будет следить Запад. Только Молдове удалось избежать авторитаризма, да и то лишь из-за слабости самого государства, а это условие вряд ли можно рассматривать как достаточное для долговременной демократической консолидации.
С течением времени комбинация закрытых западных границ и растущий авторитаризм с восточной стороны этой стены станет представлять опасность для американских интересов в этом регионе. Пока Америка активно занимается созданием демократических и ориентированных на Запад режимов на Ближнем Востоке, она может потерять все, что было достигнуто, в мире пост-коммунистических стран.
Совершенно очевидно, что работающая над внешней политикой команда Буша, перетрудилась и сейчас сконцентрировалась на Ираке. Но, тем не менее, США должны быть способны заниматься более, чем одним внешнеполитическим направлением одновременно. В многочисленных выступлениях Буш уже не раз обрисовывал свою грандиозную стратегию внешней политики.
Не единожды он повторял, что Соединенные Штаты должны защищать свободу людей во всем мире, и если это необходимо, даже способствовать смене режима в тех странах, которые не предоставляют своим гражданам базовых демократических прав. Однако для того, чтобы эта стратегия стала успешной и заслуживающей доверия доктриной, она должна применяться постоянно.
Когда изучающие дипломатию историки будут обращаться к 1990-м годам, они назовут этот период эрой европейской интеграции. Но они смогут это сделать, только если этот проект будет завершен. Если администрация Буша начинает процесс продвижения демократических изменений на новых рубежах - в исламском мире, она также должна закончить работу на европейских рубежах.
Автор - профессор политологии в Стэнфордском университете, один из руководителей Фонда Карнеги за международный мир.