Проверка на дороге в объединенную Европу
Понедельник, 2 сентября 2002, 20:39
К визитам миссий международных экономических и политических институций украинским чиновникам не привыкать. Миссии ознакомительные, миссии проверяющие, миссии контролирующие... После публикации международной общественной организацией Transparency International очередного рейтинга коррумпированности, в котором Украина заняла 85-ое из 102 возможных мест (т.е., коррумпированнее Украины только 17 государств из включенных в данный рейтинг) в Украину прибыла очередная миссия Совета Европы с целью - проверить, как все же обстоят дела с борьбой с коррупцией на практике.
Поскольку обещаниями, которые регулярно дает украинское руководство, Евросоюз не накормишь. Однако, стоит ли переживать по поводу очередной проверки, результаты которой известны заранее украинским чиновникам?
Ровно неделю пробудет в Украине прибывшая вчера группа экспертов Совета Европы. Эксперты намерены за это время реализовать часть мероприятий в рамках Общей программы Европейской Комиссии по укреплению демократической стабильности в Украине. А именно: разобраться на практике, как и какими методами борются украинские чиновники со своей коррумпированностью и отмыванием нелегальных капиталов.
В свою очередь, встречающая сторона уже подготовила "культурно-развлекательную" программу: заседание Руководящей группы по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, семинары и двусторонние встречи. С распростертыми объятиями, наверное, экспертов примет руководство Государственного департамента финансового мониторинга Минфина, представители МИД, Минюста, Нацбанка, МВД, Генпрокуратуры и Ассоциации украинских банков. О чем пойдет речь? Как обещается, о борьбе с коррупцией и отмыванием средств, и не более.
Поводов для "проверки" (поскольку в нашей стране редко что-то происходит спонтанно) - хоть отбавляй. Это и присвоение международной общественной организацией Transparency International индекса величиной в 2,4, характеризующего (по десятибалльной шкале) степень коррумпированности Украины как малообнадеживающего в том, что Украина не декларативно, а реально борется с коррупцией. Ибо рост (на три десятых) уровня зафиксирован, но прогрессия явно недостаточна для декларируемой цели - интеграции Украины в евроструктуры. Что касается отмывания "грязных" денег, то и тут дела обстоят не лучшим образом - еще в июне международная организация Файненшл Акшн Таск Форс, которая базируется в Париже, сохранила позицию Украины в списке стран, которые не сотрудничают с международными институциями в вопросах об отмывании грязных денег.
Между тем, кроме декларируемой "интеграции в перспективе" в Европейский и другие союзы, есть и иные основания для скрупулезной проверки, как в действительности обстоят дела на этих двух важных для мирового сообщества, чистоты политики и экономики в целом моментах. Например, данное в июле на саммите Украина-ЕС руководству Евросоюза обещание, что до 10 октября парламент примет (а сам президент подпишет) закон об отмывании денег.
Этот закон нужен в первую очередь Украине, против которой международные организации, уже около года интенсивно сражающиеся с террористами, намерены ввести строгие санкции, ограничивающие выход Украины на международные рынки. Более того, не просто борьба, а искоренение коррупции и возможностей для легализации теневых капиталов является весомым аргументом для интенсификации притока иностранных инвестиций.
Однако, изменится ли что-то после очередной проверки на тернистой и извилистой дороге Украины в европейское сообщество? Независимые эксперты в этом очень сомневаются. И имеют на это все основания. Сегодня Financial Times - авторитетное в Британии экономическое издание, но имеющее после публикации целого ряда заказных материалов репутацию "бежевой" прессы в Украине - опубликовал консервативную точку зрения
члена Европарламента Чарльза Тэннока на возможность интеграции Украины на Запад.
Статья стала ответом на авторскую публикацию сочувствующего украинскому руководству аналитика Financial Times Стефана Вэгстила, который провозглашает роль Украины на европейском пространстве стратегической. Стоит отметить, что и этот автор, полагающий, что Запад мог бы достойнее оценить интенсивность демократизации Украины (т.е., что есть что оценивать), отмечает, что с коррупцией и экономическими реформами ситуация гораздо печальнее.
И Вэгстил, и Тэннок убеждены, что ЕС недооценивает достижения Украины, ставя ее в один ряд с околодиктаторской Беларусью или "полунищей Молдовой" (речь идет о том, что Украина, Молдова и Беларусь вместе получили одинаковый статус "соседей" ввиду того, что в скором будущем эти три государства будут иметь общие границы с ЕС). Разногласие в следующем: увеличит или нет шансы Украины на интеграцию с Европой сближение Запада с Россией. Напомним, что вопрос параллельной интеграции (теория двух паровозиков) не первый год обсуждается украинскими и российскими политологами, но единое мнение пока не выработано. Хотя и чем дальше, тем больше заметно и ощутимо, как Россия втягивает Украину в созданный ею же альтернативный ЕС ЕврАзЭС.
Именно этот факт и называет в качестве одного из основных аргументов в пользу того, что Украину в ЕС может втянуть не Россия, а сам Евросоюз г-н Тэннок. "Я не согласен, - пишет депутат Европарламента, - что новое сближение России и Запада улучшит шансы Украины на европейскую интеграцию, потому что ЕС, кажется, собирается пожертвовать интересами Украины для того, чтобы удовлетворить Россию, которая, в свою очередь, оказывает на Украину огромное давление, чтобы та вступила в евразийское экономическое содружество, контролируемое Россией. Если Турции позволяют быть кандидатом на членство в ЕС при всей противоречивости того, что там происходит, то, безусловно, Украине также нужно предоставить место в процессе расширения после 2004 года".
Точку зрения о том, что Россия удовлетворит Украиной свои геополитические амбиции, а ЕС с готовностью сдаст экс-буфер между Москвой и Брюсселем, разделяют и украинские политологи. В ее подтверждение директор Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов напоминает отказ ЕС в предоставлении Украине статуса страны с рыночной экономикой, результатом которого "однозначно стало усиление России в контексте украинско-российских отношений".
Именно в контексте этих отношений, подчеркивает эксперт, следует рассматривать и проверку состояния борьбы с коррупцией и легализацией в Украине теневых доходов (в том числе и российских). Так что, не стоит ожидать, что приезд в Украину очередных экспертов даст ответ на вопрос, сколько десятилетий нам ждать, чтобы "украинский" вопрос сдвинулся с мертвой точки в долгих ящиках брюссельских столов. Запад всего лишь декларирует интерес к реформам, которые декларирует Украина.
Поскольку обещаниями, которые регулярно дает украинское руководство, Евросоюз не накормишь. Однако, стоит ли переживать по поводу очередной проверки, результаты которой известны заранее украинским чиновникам?
Ровно неделю пробудет в Украине прибывшая вчера группа экспертов Совета Европы. Эксперты намерены за это время реализовать часть мероприятий в рамках Общей программы Европейской Комиссии по укреплению демократической стабильности в Украине. А именно: разобраться на практике, как и какими методами борются украинские чиновники со своей коррумпированностью и отмыванием нелегальных капиталов.
В свою очередь, встречающая сторона уже подготовила "культурно-развлекательную" программу: заседание Руководящей группы по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, семинары и двусторонние встречи. С распростертыми объятиями, наверное, экспертов примет руководство Государственного департамента финансового мониторинга Минфина, представители МИД, Минюста, Нацбанка, МВД, Генпрокуратуры и Ассоциации украинских банков. О чем пойдет речь? Как обещается, о борьбе с коррупцией и отмыванием средств, и не более.
Поводов для "проверки" (поскольку в нашей стране редко что-то происходит спонтанно) - хоть отбавляй. Это и присвоение международной общественной организацией Transparency International индекса величиной в 2,4, характеризующего (по десятибалльной шкале) степень коррумпированности Украины как малообнадеживающего в том, что Украина не декларативно, а реально борется с коррупцией. Ибо рост (на три десятых) уровня зафиксирован, но прогрессия явно недостаточна для декларируемой цели - интеграции Украины в евроструктуры. Что касается отмывания "грязных" денег, то и тут дела обстоят не лучшим образом - еще в июне международная организация Файненшл Акшн Таск Форс, которая базируется в Париже, сохранила позицию Украины в списке стран, которые не сотрудничают с международными институциями в вопросах об отмывании грязных денег.
Между тем, кроме декларируемой "интеграции в перспективе" в Европейский и другие союзы, есть и иные основания для скрупулезной проверки, как в действительности обстоят дела на этих двух важных для мирового сообщества, чистоты политики и экономики в целом моментах. Например, данное в июле на саммите Украина-ЕС руководству Евросоюза обещание, что до 10 октября парламент примет (а сам президент подпишет) закон об отмывании денег.
Этот закон нужен в первую очередь Украине, против которой международные организации, уже около года интенсивно сражающиеся с террористами, намерены ввести строгие санкции, ограничивающие выход Украины на международные рынки. Более того, не просто борьба, а искоренение коррупции и возможностей для легализации теневых капиталов является весомым аргументом для интенсификации притока иностранных инвестиций.
Однако, изменится ли что-то после очередной проверки на тернистой и извилистой дороге Украины в европейское сообщество? Независимые эксперты в этом очень сомневаются. И имеют на это все основания. Сегодня Financial Times - авторитетное в Британии экономическое издание, но имеющее после публикации целого ряда заказных материалов репутацию "бежевой" прессы в Украине - опубликовал консервативную точку зрения
члена Европарламента Чарльза Тэннока на возможность интеграции Украины на Запад.
Статья стала ответом на авторскую публикацию сочувствующего украинскому руководству аналитика Financial Times Стефана Вэгстила, который провозглашает роль Украины на европейском пространстве стратегической. Стоит отметить, что и этот автор, полагающий, что Запад мог бы достойнее оценить интенсивность демократизации Украины (т.е., что есть что оценивать), отмечает, что с коррупцией и экономическими реформами ситуация гораздо печальнее.
И Вэгстил, и Тэннок убеждены, что ЕС недооценивает достижения Украины, ставя ее в один ряд с околодиктаторской Беларусью или "полунищей Молдовой" (речь идет о том, что Украина, Молдова и Беларусь вместе получили одинаковый статус "соседей" ввиду того, что в скором будущем эти три государства будут иметь общие границы с ЕС). Разногласие в следующем: увеличит или нет шансы Украины на интеграцию с Европой сближение Запада с Россией. Напомним, что вопрос параллельной интеграции (теория двух паровозиков) не первый год обсуждается украинскими и российскими политологами, но единое мнение пока не выработано. Хотя и чем дальше, тем больше заметно и ощутимо, как Россия втягивает Украину в созданный ею же альтернативный ЕС ЕврАзЭС.
Именно этот факт и называет в качестве одного из основных аргументов в пользу того, что Украину в ЕС может втянуть не Россия, а сам Евросоюз г-н Тэннок. "Я не согласен, - пишет депутат Европарламента, - что новое сближение России и Запада улучшит шансы Украины на европейскую интеграцию, потому что ЕС, кажется, собирается пожертвовать интересами Украины для того, чтобы удовлетворить Россию, которая, в свою очередь, оказывает на Украину огромное давление, чтобы та вступила в евразийское экономическое содружество, контролируемое Россией. Если Турции позволяют быть кандидатом на членство в ЕС при всей противоречивости того, что там происходит, то, безусловно, Украине также нужно предоставить место в процессе расширения после 2004 года".
Точку зрения о том, что Россия удовлетворит Украиной свои геополитические амбиции, а ЕС с готовностью сдаст экс-буфер между Москвой и Брюсселем, разделяют и украинские политологи. В ее подтверждение директор Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов напоминает отказ ЕС в предоставлении Украине статуса страны с рыночной экономикой, результатом которого "однозначно стало усиление России в контексте украинско-российских отношений".
Именно в контексте этих отношений, подчеркивает эксперт, следует рассматривать и проверку состояния борьбы с коррупцией и легализацией в Украине теневых доходов (в том числе и российских). Так что, не стоит ожидать, что приезд в Украину очередных экспертов даст ответ на вопрос, сколько десятилетий нам ждать, чтобы "украинский" вопрос сдвинулся с мертвой точки в долгих ящиках брюссельских столов. Запад всего лишь декларирует интерес к реформам, которые декларирует Украина.