Конституционный суд признал конституционными ограничения полномочий Кучмы
Вторник, 17 сентября 2002, 17:06
Конституционный Суд признал соответствующими Основному закону положения проекта закона "О внесении изменений и дополнений в Конституцию" (от 23 февраля 2001 года), направленного ему Верховной Радой, предусматривающие, в частности, ограничение полномочий президента Украины.
Согласно заключению КС, принятому 16 октября и обнародованному в четверг, признана конституционной норма, преложенная парламентом, о том, что президент Украины может быть отстранен с поста Верховной Радой в порядке импичмента в случае нарушения им присяги, совершения им государственной измены или другого преступления.
Такое решение, согласно проекту, принимается не менее чем двумя третями конституционного состава парламента после проверки дела Конституционным судом и получения его заключения о соблюдении конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об импичменте, а также после получения представления Верховного суда Украины о том, что деяния, в которых обвиняется президент Украины, являются нарушением присяги или содержащими признаки государственной измены или другого преступления.
КС также признал конституционным положение о том, что в случае досрочного прекращения полномочий президента исполнение его обязанностей на период до избрания и вступления в должность нового главы государства возлагается на председателя Верховной Рады Украины.
В случае невозможности главой парламента выполнять свои обязанности по состоянию здоровья или если на время досрочного прекращения полномочий президента пост спикера является вакантным, исполнение обязанностей главы государства возлагается на премьер-министра.
Конституционный суд Украины признал соответствующими Основному закону положения проекта закона Украины об изменениях и дополнениях в Конституцию в части расширения полномочий Верховной Рады.
В обнародованном в четверг заключении КС названы соответствующими Конституции положения законопроекта о том, что к полномочиям парламента относится, кроме предоставления согласия на назначение президентом премьер-министра, предоставление согласия на отстранение президентом от должности главы правительства, утверждение состава Кабинета Министров по представлению президента, утверждение кандидатуры на вакантную должность члена правительства по представлению премьера.
Документом предлагается также предоставить парламенту право назначать и прекращать полномочия членов Центризбиркома без представления президента, как это предусмотрено в действующей Конституции.
Депутаты также предлагают дополнить Основной закон нормой о том, что парламенте предоставляет согласие на назначение президентом председателя Госкомитета охраны государственной границы, главы Службы безопасности, предоставления согласия на назначения правительством главы таможенной службы и главы Государственной налоговой администрации. Эти пункты проекта также признаны конституционными.
Соответствующим Конституции признано положение проекта закона о том, что Верховная Рада по предложению не менее одной трети конституционного состава парламента может рассмотреть вопрос об ответственности правительства и большинством конституционного состава принять резолюцию недоверия Кабинету Министров в целом или кому-либо из членов правительства, или любому другому должностному лицу, назначаемому по согласию с парламентом.
Признаны конституционными положения, согласно которым, если президент Украины в течение установленного срока не вернул закон для повторного рассмотрения, не подписал его и не обнародовал, закон считается утвержденным, официально обнародуется и вступает в силу за подписью председателя Верховной Рады.
Если во время повторного рассмотрения закон будет вновь принят парламентом не менее чем 250-ю голосами, президент обязан его подписать и официального обнародовать в течение десяти дней. Если в течение этого срока закон не был подписан и обнародован президентом, закон официально обнародуется и вступает в силу за подписью спикера.
Как сообщалось, президент Леонид Кучма в августе инициировал политическую реформу, предложив перейти к парламентско-президентской системе власти, расширить полномочия парламентского большинства в праве формировать Кабмин, закрепить пропорциональную систему выборов.
Уже создана комиссия для разработки законопроектов по внесению изменений в Конституцию и избирательные законы, в работе которой будут использованы заключения КС.
Интерфакс-Украина
Согласно заключению КС, принятому 16 октября и обнародованному в четверг, признана конституционной норма, преложенная парламентом, о том, что президент Украины может быть отстранен с поста Верховной Радой в порядке импичмента в случае нарушения им присяги, совершения им государственной измены или другого преступления.
Такое решение, согласно проекту, принимается не менее чем двумя третями конституционного состава парламента после проверки дела Конституционным судом и получения его заключения о соблюдении конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об импичменте, а также после получения представления Верховного суда Украины о том, что деяния, в которых обвиняется президент Украины, являются нарушением присяги или содержащими признаки государственной измены или другого преступления.
КС также признал конституционным положение о том, что в случае досрочного прекращения полномочий президента исполнение его обязанностей на период до избрания и вступления в должность нового главы государства возлагается на председателя Верховной Рады Украины.
В случае невозможности главой парламента выполнять свои обязанности по состоянию здоровья или если на время досрочного прекращения полномочий президента пост спикера является вакантным, исполнение обязанностей главы государства возлагается на премьер-министра.
Конституционный суд Украины признал соответствующими Основному закону положения проекта закона Украины об изменениях и дополнениях в Конституцию в части расширения полномочий Верховной Рады.
В обнародованном в четверг заключении КС названы соответствующими Конституции положения законопроекта о том, что к полномочиям парламента относится, кроме предоставления согласия на назначение президентом премьер-министра, предоставление согласия на отстранение президентом от должности главы правительства, утверждение состава Кабинета Министров по представлению президента, утверждение кандидатуры на вакантную должность члена правительства по представлению премьера.
Документом предлагается также предоставить парламенту право назначать и прекращать полномочия членов Центризбиркома без представления президента, как это предусмотрено в действующей Конституции.
Депутаты также предлагают дополнить Основной закон нормой о том, что парламенте предоставляет согласие на назначение президентом председателя Госкомитета охраны государственной границы, главы Службы безопасности, предоставления согласия на назначения правительством главы таможенной службы и главы Государственной налоговой администрации. Эти пункты проекта также признаны конституционными.
Соответствующим Конституции признано положение проекта закона о том, что Верховная Рада по предложению не менее одной трети конституционного состава парламента может рассмотреть вопрос об ответственности правительства и большинством конституционного состава принять резолюцию недоверия Кабинету Министров в целом или кому-либо из членов правительства, или любому другому должностному лицу, назначаемому по согласию с парламентом.
Признаны конституционными положения, согласно которым, если президент Украины в течение установленного срока не вернул закон для повторного рассмотрения, не подписал его и не обнародовал, закон считается утвержденным, официально обнародуется и вступает в силу за подписью председателя Верховной Рады.
Если во время повторного рассмотрения закон будет вновь принят парламентом не менее чем 250-ю голосами, президент обязан его подписать и официального обнародовать в течение десяти дней. Если в течение этого срока закон не был подписан и обнародован президентом, закон официально обнародуется и вступает в силу за подписью спикера.
Как сообщалось, президент Леонид Кучма в августе инициировал политическую реформу, предложив перейти к парламентско-президентской системе власти, расширить полномочия парламентского большинства в праве формировать Кабмин, закрепить пропорциональную систему выборов.
Уже создана комиссия для разработки законопроектов по внесению изменений в Конституцию и избирательные законы, в работе которой будут использованы заключения КС.
Интерфакс-Украина