Украина наполнила трубу за свой счет, но не знает, что делать с проектом Одесса - Броды

Четверг, 8 августа 2002, 18:21
Оригинал статьи читайте здесь

В начале этой недели украинский нефтепровод Одесса - Броды принял первую нефть. Танкер Minerva Concert прибыл в Одессу из Новороссийска, где принял на борт 30 000 т нефти из системы Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Примечательно, что эту нефть "Укртранснафта", эксплуатирующая украинские трубопроводы, закупила у международного консорциума "Тенгизшевройл" за собственные средства. А вот перспективы регулярной прокачки нефти КТК по украинской трубе по-прежнему крайне туманны.

С нефтетерминала Южный (Одесса) Украина планирует перегружать нефть КТК в нефтепровод Одесса - Броды и прокачивать ее на рынки Восточной Европы через нефтепровод "Дружба". Магистраль Одесса - Броды длиной 674 км и пропускной способностью 9 млн. т в год была построена еще в августе прошлого года. Украина предлагает также продлить новый трубопровод до польского Гданьска и увеличить его мощность. В июле труба была частично заполнена технической нефтью: "Укртранснафта" перекачала туда 56 000 т нефти из недействующего (после введения обходной ветки) нефтепровода Великоцк - Лисичанск.

"Пока что трубопровод не загружен, и главная причина в том, что он строился без гарантий загрузки со стороны тех, кто добывает нефть на Каспии", - заявил "Ведомостям" Валерий Кузьменко, эксперт Национального института проблем международной безопасности при Совете нацбезопасности Украины. Кузьменко признает и другие минусы проекта Одесса - Броды.

"Во-первых, при нефтепроводе только создается банк качества нефти; пока он не будет создан, никто прокачивать нефть по нему не захочет. Во-вторых, в Восточной Европе не так уж много НПЗ", - говорит Кузьменко.

Украина принимает отчаянные попытки загрузить нефтепровод, торжественно открытый почти год назад. В конце июня украинский президент Леонид Кучма заявил, что трубопровод Одесса - Броды "следует рассматривать как часть более широкого проекта Баку - Супса - Одесса - Броды и как составляющую евразийского нефтетранспортного коридора". По словам Кучмы, надежды украинцев, связанные с транспортировкой нефти, возлагаются на международные компании, которые смогут заполнить трубу нефтью.

Пока неизвестно, как западные компании реагируют на "евразийскую" инициативу Кучмы. По украинской версии, относительную заинтересованность в маршруте проявили Chevron и MOL. Большие надежды Украина возлагала на сотрудничество с российскими компаниями - в частности, с "ЛУКОЙЛом", "Сургутнефтегазом" и "Сибнефтью", которым предлагалось участвовать в транспортировке нефти по этому маршруту.

"Мы звали "ЛУКОЙЛ" заполнить эту ветку, ведь он [ "ЛУКОЙЛ"] собирается купить НПЗ в Гданьске, последней точке транспортного маршрута Одесса - Броды - Плоцк - Гданьск", - говорит представитель пресс-службы "Укртранснафты". Однако российских нефтяников эта идея не устроила. Как заявил "Ведомостям" источник в "ЛУКОЙЛе", в мае нынешнего года российская компания ответила контрпредложением. "ЛУКОЙЛ" предлагал провести реверс трубопровода и использовать его в обратном направлении: качать нефть из "Дружбы" на Одесский НПЗ и в порт Южный с последующим экспортом через Босфор и Дарданеллы.

Украинский эксперт Валерий Кузьменко охарактеризовал это предложение как "циничное". Но у Украины применительно к проекту Одесса - Броды, похоже, нет иного выбора.

"Наверное, на сегодня нет более ужасного с точки зрения экономической эффективности трубопроводного проекта, чем Одесса - Броды, - считает Геннадий Красовский, аналитик компании "НИКойл". - Нефтепровод был построен по сугубо политическим мотивам и совершенно не используется. Одесса - Броды - это хороший урок для всех стран, строящих нефтепроводы: нельзя приступать к реализации проекта без гарантий загрузки". По мнению эксперта, Украине следует соглашаться на любые проекты по загрузке нефтепровода, поскольку в противном случае убытки от проекта будут увеличиваться. "Фактически Украина потеряла более $200 млн. бюджетных денег, вложенных в строительство, и продолжает терять их до сих пор, тратя деньги на поддержание системы", - считает Красовский.