Украина и Запад
Четверг, 8 августа 2002, 14:47
Оригинал статьи читайте здесь Ukraine and the West
Грядущее расширение НАТО на восток и его новые партнерские отношения с Россией привели к существенному изменению ориентации одной из крупнейших и самых неустроенных стран Европы – Украины. Государство с населением почти 50 млн. человек, после десяти лет независимости все еще пытающееся обрести экономический и политический фундамент своего существования, Украина внезапно отказалась от своей давней политики балансирования между Западом и Россией. Некоторое время назад украинское руководство выступило с просьбой начать переговоры о вступлении Украины как полноценного члена в НАТО и Европейский Союз.
Ответная реакция была осторожной: и европейские правительства, и администрация Буша, похоже, не уверены, должна ли Украина стать членом Западного Альянса в будущем. Кроме того, определенное сопротивление встречает даже идея повышения статуса ее отношений с ЕС. Но Украина слишком велика, чтобы со спокойным сердцем оставить ее наедине с собой. Соединенные Штаты и Европа должны сформулировать четкий ответ.
С одной стороны, вопрос о том, что делать с Украиной, довольно прост. Если учесть ее огромные размеры, стратегическое расположение в центре и на юге Европы и относительно развитое промышленное хозяйство, то Украина выглядит как естественный член транснациональных организаций, которые понемногу распространяются по континенту. Без Украины давнишняя мечта о "единой и свободной" Европе так и не будет реализована. И без якоря в ЕС и НАТО может возникнуть серьезная угроза для долгосрочной стабильности страны и даже для ее жизнеспособности как независимого государства.
Но та Украина, которая существует сегодня, - это один из самых сложных партнеров, с которым приходится иметь дело Западу. Ее посткоммунистическая экономика еле волочит ноги. Хотя Украина номинально считается демократической страной, ее президент, Леонид Кучма, часто прибегает к бандитским методам. Его рейтинг исчисляется одной цифрой, но ему удалось провести манипуляции во время недавних парламентских выборов, и в результате контроль над парламентом оказался у его сторонников, а не у оппозиции, набравшей 70% голосов избирателей.
Но еще большее беспокойство вызывает причастность Украины к нелегальной торговле оружием и то, что она служит перевалочным пунктом для транзита наркотиков и другой контрабанды. Насмехаясь над просьбами Запада, крупные украинские военные компании поставляли вооружение в Македонию, Сербию и Восточную Африку. Тайно сделанные записи указывают, что и сам Кучма, как минимум, обсуждал продажу высокотехнологической противовоздушной установки Ираку. Недавно Ирак открыл в Киеве посольство и объявил, что в его интересы входит покупка украинских промышленных товаров и технологий.
Администрация Буша и большинство европейских правительств основательно дистанцировались от г-на Кучмы. Конгресс урезал американскую помощь. Некоторые чиновники даже выступают за то, что Украину не следуют приглашать на начало переговоров об условиях ее присоединения к НАТО, по крайней мере, до тех пор, пока у власти находится Кучма и его приспешники.
Но Альянс, который уже разработал понятные и подробные программы реформ для всех стран, готовящихся получить приглашение на присоединение к НАТО позднее в этом году, также мог бы подготовить план долгосрочных преобразований для Украины.
Конструктивный диалог может начаться по поводу вопросов торговли оружием и наркотиками, военной реформы. Однако необходимо понимать, что это только первые шаги на пути подготовки к процессу вступления в НАТО, который может затянутся на десятилетие. Подготовка стран типа Украины ко вступлению в клуб западных демократий, возможно, не является первейшей задачей НАТО, но Альянс – лучший из существующих механизмов для управления этими изменениями, являющихся, по большому счету, жизненно важными для долгосрочной европейской стабильности.
Грядущее расширение НАТО на восток и его новые партнерские отношения с Россией привели к существенному изменению ориентации одной из крупнейших и самых неустроенных стран Европы – Украины. Государство с населением почти 50 млн. человек, после десяти лет независимости все еще пытающееся обрести экономический и политический фундамент своего существования, Украина внезапно отказалась от своей давней политики балансирования между Западом и Россией. Некоторое время назад украинское руководство выступило с просьбой начать переговоры о вступлении Украины как полноценного члена в НАТО и Европейский Союз.
Ответная реакция была осторожной: и европейские правительства, и администрация Буша, похоже, не уверены, должна ли Украина стать членом Западного Альянса в будущем. Кроме того, определенное сопротивление встречает даже идея повышения статуса ее отношений с ЕС. Но Украина слишком велика, чтобы со спокойным сердцем оставить ее наедине с собой. Соединенные Штаты и Европа должны сформулировать четкий ответ.
С одной стороны, вопрос о том, что делать с Украиной, довольно прост. Если учесть ее огромные размеры, стратегическое расположение в центре и на юге Европы и относительно развитое промышленное хозяйство, то Украина выглядит как естественный член транснациональных организаций, которые понемногу распространяются по континенту. Без Украины давнишняя мечта о "единой и свободной" Европе так и не будет реализована. И без якоря в ЕС и НАТО может возникнуть серьезная угроза для долгосрочной стабильности страны и даже для ее жизнеспособности как независимого государства.
Но та Украина, которая существует сегодня, - это один из самых сложных партнеров, с которым приходится иметь дело Западу. Ее посткоммунистическая экономика еле волочит ноги. Хотя Украина номинально считается демократической страной, ее президент, Леонид Кучма, часто прибегает к бандитским методам. Его рейтинг исчисляется одной цифрой, но ему удалось провести манипуляции во время недавних парламентских выборов, и в результате контроль над парламентом оказался у его сторонников, а не у оппозиции, набравшей 70% голосов избирателей.
Но еще большее беспокойство вызывает причастность Украины к нелегальной торговле оружием и то, что она служит перевалочным пунктом для транзита наркотиков и другой контрабанды. Насмехаясь над просьбами Запада, крупные украинские военные компании поставляли вооружение в Македонию, Сербию и Восточную Африку. Тайно сделанные записи указывают, что и сам Кучма, как минимум, обсуждал продажу высокотехнологической противовоздушной установки Ираку. Недавно Ирак открыл в Киеве посольство и объявил, что в его интересы входит покупка украинских промышленных товаров и технологий.
Администрация Буша и большинство европейских правительств основательно дистанцировались от г-на Кучмы. Конгресс урезал американскую помощь. Некоторые чиновники даже выступают за то, что Украину не следуют приглашать на начало переговоров об условиях ее присоединения к НАТО, по крайней мере, до тех пор, пока у власти находится Кучма и его приспешники.
Но Альянс, который уже разработал понятные и подробные программы реформ для всех стран, готовящихся получить приглашение на присоединение к НАТО позднее в этом году, также мог бы подготовить план долгосрочных преобразований для Украины.
Конструктивный диалог может начаться по поводу вопросов торговли оружием и наркотиками, военной реформы. Однако необходимо понимать, что это только первые шаги на пути подготовки к процессу вступления в НАТО, который может затянутся на десятилетие. Подготовка стран типа Украины ко вступлению в клуб западных демократий, возможно, не является первейшей задачей НАТО, но Альянс – лучший из существующих механизмов для управления этими изменениями, являющихся, по большому счету, жизненно важными для долгосрочной европейской стабильности.