Кучма наконец должен взять на себя ответственность за страну и уволить. Но не военных, а себя

Четверг, 8 августа 2002, 11:18
85 погибших и более 150 раненных в результате самого ужасного в мире авиашоу, прошедшего в позапрошлую субботу на западе Украины – это трагедия, которая не могла не произойти. Зная о том, что происходило в Украине в последние годы, мы не можем верить, что ее власти способны провести профессиональное расследование причин катастрофы, унесшей столько человеческих жизней. На Западе во время авиашоу самолеты летают на большом расстоянии от зрителей.

Президент Кучма, прибывший на место трагедии в тот же день, быстренько уволил главкома ВВС Виктора Стрельникова и распорядился, чтобы его Совет национальной безопасности провел немедленное расследование. Эти два решения – не что иное, как попытка прикрыть испуг, что эта трагедия еще больше испортит и так уже сильно запятнанную репутацию Украину. Более того, на этот раз Кучма не мог не признать трагедию, как это бывало раньше, поскольку падение самолета было снято на пленку.

В предыдущее три раза Украина старалась замять событие, а ее власти отказывались брать на себя ответственность. В октябре прошлого года украинская ракета сбила российский гражданский самолет, что привело к гибели фактически такого же количества людей. Но Кучма пытался уговорить Министра обороны не уходить в отставку. Через некоторое время Кузьмуку пришлось покинуть свой пост, но он довольно быстро вернулся на политическую сцену, будучи избранным в парламент при поддержке пропрезидентского блока "За ЕдУ". Так что, оглядываясь на недавнюю практику украинский властей, можно ожидать, что и уволенный главком ВВС не долго будет оставаться безработным.

Кучма попытался приуменьшить значение сбитого самолета, сказав, что "бывают и большие трагедии". В разговоре с послом России Виктором Черномырдиным, он даже пошутил, что ракеты Вооруженных сил Украины не понимают украинский язык.

Сначала украинские власти заявили, что никаких противовоздушных учений не проводилось, и отрицали, что ракеты, находящиеся в их распоряжении, могут достигать цель на расстоянии 250 км – расстоянии, на котором был сбит самолет. Но, несмотря на попытки Украины замять дело, американский спутник показал, что самолет был сбит украинской противовоздушной ракетой С-200.

Та же последовательность событий имела место в городке Бровары неподалеку от Киева в апреле 2000 года. Тогда военные признали, что их ракета попала в жилой дом только после того, как им продемонстрировали ее детали. Но сначала ведь во всем обвинили террористов. И хотя были человеческие жертвы, в тот раз никто из военного начальства не был уволен и Кучма не приказывал проводить расследование.

В июле этого года летчики израильского гражданского самолета, летевшего в Москву, и российского самолета, летевшего в Турцию, наблюдали на территории Украины взлет ракеты. Как и в предыдущих случаях, Кучма и военное руководство энергично отрицали, что увиденный летчиками объект был украинской ракетой, и попытались переложить вину на российскую ракету, которая могла быть запущена на учениях в Астрахани, на фейерверк, метеорит и даже "фрагмент космического мусора, вращающегося на околоземной орбите". Украинские власти снова заявили, что не было никаких военных учений и что все ракеты на месте.

Министр транспорта Израиля Эфраим Снех поддержал версию своего пилота – ветерана ВВС Израиля – и его версия выглядит куда более близкой к истине, чем версия украинских властей.

Однако еще более пугающе выглядит указание украинских властей, появившееся за неделю до Львовской трагедии. Пограничные войска получили разрешение сбивать угнанные самолеты, сделав предупредительные выстрелы. Эти меры призваны помочь в борьбе с "терроризмом" или защитить государственные и морские границы Украины.

Международное законодательство запрещает сбивать гражданские самолеты с пассажирами на борту, даже если их захватили террористы. Украина является членом Международной организации гражданской авиации, и возможно ей следует напомнить, что она должна придерживаться правил этой организации.

Со своей стороны МОГА сама должна начать расследование, можно ли в свете последних событий считать воздушное пространство Украины безопасным для любого вида самолетов.

В то же время, президент Кучма должен наконец взять на себя ответственность за государство, которым, как он утверждает, он руководит, и назначить досрочные выборы.

Автор – адъюнкт-профессор Центра российских и восточноевропейский исследований, Университет Торонто.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования