Акции "скандальных" облэнерго будут проданы через Киевскую международную биржу

Среда, 28 августа 2002, 15:00
Недовыполнение программы по приватизации в текущем году стало одной из основных проблем по наполнению бюджета. И хотя значительные поступления уже вряд ли удастся обеспечить ввиду проблемности большинства приватизируемых объектов, ФГИ не оставляет надежды получить от энергетики (особенно - от прибыльных облэнерго) хоть что-то. Вместе с тем, вряд ли все решения правительства в сфере энергоприватизации продиктованы исключительно заботами о выполнении основного финансового документа страны...

Сегодня ни правительство, ни ФГИ даже не вспоминают о том, что на этот год в стране планировалась грандиозная продажа энергетики. В подкорректированных жизнью планах осталась только скромная "допродажа" небольших пакетов акций, остающихся в собственности государства после состоявшейся еще в 1998 году приватизации пяти энергокомпаний.

Собственно, решение о продаже блокирующих пакетов акций пяти облэнерго, в числе которых 25%-ные пакеты ОАО "Чернигов-", "Полтава-", "Сумы-", "Прикарпатьеоблэнерго" и 26,98% акций ОАО "Львовоблэнерго" было принято Кабинетом Министров еще в начале июня, однако продажу предполагалось начать не ранее конца лета - начала осени. То есть, сейчас.

Но громких торжеств по поводу подготовки к столь знаменательному в отечественной приватизации событию не предвидится. По крайней мере, о том, что государственные органы определили биржу, через которую, возможно, будут проданы акции названных облэнерго, знают только "информированные источники".

Они утверждают, что речь идет о Киевской международной фондовой бирже (КМФБ). Несмотря на то, что официально эту информацию пока никто не подтвердил (но и не опроверг), слухи о подобном варианте (полученные из разных, но близких к органам государственной власти источников) заставляют обратить на себя внимание.

Как ни странно, представители Фонда госимущества не готовы комментировать эту информацию. Они даже сомневаются в том, что само событие вообще будет в истории украинской приватизации, поскольку, как сказала пресс-секретарь ФГИ Нина Бурлюк, "отсутствует политическая воля для принятия окончательного решения".

Поэтому, дескать, официальная позиция Фонда пока не меняется - каждый пакет предполагается равномерно распределить между несколькими фондовыми биржами, в первую очередь, теми, которые находятся в Киеве. Но, правда, г-жа Бурлюк, в отличие от правительственных источников, не располагала информацией о конкретных биржах (или, точнее - бирже), на которых вот-вот состоятся торги.

А эта информация была бы, видимо, интересна многим: продаются блокирующие пакеты акций весьма успешных предприятий. В частности, "Чернигов-", "Полтава-", "Сумыоблэнерго" в прошлом году обеспечили наилучшие расчеты с энергорынком, оплатив, соответственно, 100,8%, 100,4% и 96,5% купленной в оптовом рынке электроэнергии. На фоне других облэнерго, долги которых исчисляются миллиардами гривен, эти компании - лакомый кусок в своей отрасли. Отчего же все происходит в режиме секретности?

Многие информированные эксперты утверждают, что сверхцелью правительственного решения о продаже блокирующих пакетов акций в ряде облэнерго является отнюдь не попытка увеличить доходы от приватизации и поспособствовать уменьшению остроты бюджетных проблем. По словам экспертов, ситуацию стоит рассматривать как продолжение передела на рынке электроэнергетики.

По мнению наблюдателей, этот процесс стал явным с момента скандала вокруг компании "Сумыоблэнерго", в которой, как известно, из наблюдательного совета были вытеснены представители финансово-политической группы, публичным лидером которой выступает Константин Григоришин.

По мнению аналитиков, "переворот" в сумской энергораспределяющей компании был совершен людьми, близкими к финансово-политической группе Суркиса-Медведчука. Если верить тем же информированным в вопросах энергетики источникам, условная "группа Григоришина" сконцентрировала в своих руках примерно по 40% акций проданных в 1998 году облэнерго, а условная "группа Суркиса-Медведчука" якобы владеет не более чем 25% акций тех же компаний.

В связи с этим информированные источники считают, что решение правительства о продаже пакетов акций "скандальных" облэнерго может быть продиктовано желанием группы Суркиса-Медведчука расширить свое влияние на энергокомпании посредством выкупа дополнительных 25% акций у государства и, возможно, еще 10% - у акционеров-физических лиц.

Подобная возможность, по мнению обозревателя еженедельника "Зеркало недели" Игоря Маскалевича, у бизнесменов, близких к группе Суркиса-Медведчука, появилась после назначения Виктора Медведчука на пост главы администрации президента - в то время как Григоришин, по словам Маскалевича, "плохо сработал на выборах".

Вместе с тем, Игорь Маскалевич заметил, что группе Суркиса-Медведчука вряд ли выгодно сейчас вкладывать средства в покупку пакетов акций облэнерго (по оценкам ФГИ стоимость этих пакетов составляет порядка 100 млн. грн.), поскольку необходимый контроль может быть обеспечен с помощью "доверенности на управление этими пакетами".

С учетом "сотрудничества" главы администрации президента с властями всех уровней, получение подобной доверенности вряд ли составит сложность, полагает эксперт. "С другой стороны, заинтересованность Константина Григоришина в приобретении выставляемых на продажу пакетов также не велика в настоящее время, поскольку сам факт покупки не увеличит влияние группы Григоришина в облэнерго, ведь менеджмент, который работал при Григоришине, теперь перешел под управление новых руководителей, - пояснил Маскалевич. - Вместе с тем, не исключено, что в будущем ситуация может измениться, поэтому теоретически каждая из групп заинтересована во владении пакетами акций, которые пока находятся в собственности государства".

Эксперты не берутся судить, с чем может быть связано решение (пока никем официально не подтвержденное) о планах продажи всех акций облэнерго через Киевскую международную фондовую биржу, которую, отметим ради справедливости, нельзя назвать "близкой" ни к одной из гипотетически заинтересованных сторон. Единственным преимуществом такой "централизации", по-видимому, является то, что такую продажу в любом случае легче контролировать. Кто этим займется (и займется ли) - пока вопрос.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования