За 10 минут до катастрофы пилоты получили команду не летать над людьми

Среда, 31 июля 2002, 16:57
Бывший главнокомандующий Военно-воздушными силами Украины Виктор Стрельников еще до появления в воздухе Су-27 во время авиашоу во Львове отдал приказ "перенести пилотаж от людей строго над взлетно-посадочной полосой". Об этом свидетельствует заместитель командующего 5-го авиационного корпуса Сергей Тронько.

"Я был рядом с главнокомандующим и сопровождал его с первой минуты его пребывания во Львове в субботу", - сказал он в среду в интервью агентству Интерфакс-Украина.

Тронько подробно восстановил события того дня. По его словам, по прибытию во Львов Стрельников заслушал руководящий состав о готовности к предстоящим мероприятиям. Когда ему доложили о том, что в Ивано-Франковске из-за ухудшающихся метеоусловий под угрозой вылет МИГ-29, однако предложили выпустить эту машину, а затем, если закроется аэродром, посадить во Львове, он это предложение категорически отверг.

Потом Стрельников отбыл во Дворец культуры на торжественное собрание, которое закончилось с опозданием на десять минут, и на аэродроме "Скнылив" уже началась работа парашютистов.

Когда главнокомандующий прибыл на смотровую трибуну вместе с руководителями области и города, командующим округа, начался пилотаж спортивного Як-52. Они прошли "с роспуском" над смотровой трибуной и выполнили несколько фигур над людьми. После этого главнокомандующий отдал приказание командующему 14-ым корпусом генерал-лейтенанту Сергею Онищенко: "Передайте руководителю полетов перенести пилотаж от людей строго над взлетно-посадочной полосой!"

"Этот приказ могу засвидетельствовать я, а также командующий генерал-майор Юрий Байдак (командующий 5-го корпуса)", - сказал он.

После этого приказа Онищенко подошел к комментатору полковнику Владимиру Харичко, взял у него средство прямой связи с руководителем полетов и передал эту команду. Собеседник агентства отметил, что команда была передана "за 10, а то и больше" минут до выхода боевого самолета Су-27.

Замкому 5-го авиакорпуса не известно, где в тот момент находился Су-27, - "или в районе воздушного ожидания, или был рассчитан прямой заход для пилотирования". Он также отказался говорить, "чьи подписи стоят под полетным заданием".

"Но я знаю, что есть жесточайшая система утверждения планирования, согласования, выполнения", - подчеркнул военный.

Тронько утверждает, что главком ВВС не имеет отношения к утверждению документов в отношении шоу, так как они составляются в корпусе. Он отметил, что уже после выполнения первой фигуры Су-27 "сделал отклонение в сторону людей, после чего пошла цепь ошибок, приведших к катастрофе".

Он также утверждает, что сразу же после катастрофы главнокомандующий взял на себя руководство по организации оказания первой помощи, отдавая распоряжения об усилении оцепления, эвакуации в первую очередь детей, оказании помощи раненым, катапультировавшимся летчикам.

Сразу же после происшедшего Стрельников "составил рапорт о своей отставке и через полтора часа передал его комиссии Минобороны во главе с Николаем Пальчуком", - отметил Тронько.

"Это соответствует кодексу чести Виктора Стрельникова", - подчеркнул он, добавив, что задержание Стрельникова является "унижением чести и достоинства не только его лично, но и всех авиаторов".

Военный также утверждает, что еще в понедельник сообщил об имеющейся у него информации прокурору Западного региона и заявил о готовности дать показания, как свидетель. Вместе с тем, до настоящего момента Тронько не был допрошен органами следствия.

Интерфакс-Украина