Як тебе шкода, Києве мій...

Пятница, 26 июля 2002, 14:08
Софиевскому собору ничего не угрожает, аллею на бульваре Шевченко не снесут, но за строительство в Киеве никто не отвечает.

"Святая София в опасности!", "собор под угрозой разрушения", "спасайте национальную святыню" - этот полуплач-полуклич, мгновенно распространившийся по столичным домам при помощи всесильной службы "Баба-Бабе-Сказала" (если кратко, то "БиБиСи"), принудил прийти под стены киевской мэрии тех, кому судьба родного города действительно небезразлична.

В украинской прессе уже проскальзывала информация об открытом письме Общественного Комитета по спасению Софиевского собора президенту, но почему-то по большей части прошла незамеченной, ибо очень уж редакторы пытались придать ей "причесанный", "невинный" вид, хоть немного, но примять… Не из-за того ли, что в своей столице киевский мэр - царь и хозяин, и повлиять на него, кажется, даже Сам с Банковой не в состоянии?

Конечно, можно защищать Сан Саныча из тех соображений, что в Украине есть еще "хотя бы один человек, независимый от Кучмы" (цитата одного из сторонников "независимого"), но если бы "защитники" заглянули немного глубже, то, может, и поняли бы, что из таких маленьких, локальных омельченков и вырастают большие и страшные Кучмы…

Так или иначе, но общественные защитники Софии и чести Киева (не официального, нет, НАШЕГО с вами) подобное обращение уже послали и в ЮНЕСКО, под охраной которого пребывает объект очередной заботы киевлян. Там обещали "разобраться". Но пока комиссия международных специалистов едет в Киев, наши граждане тоже не сидят сложа руки.

Хотя, пикет, обещанный накануне Ларисой Скорик, - неутомимой противницей "выходок" творческого воображения главного столичного архитектора Сергея Бабушкина, которому мы благодарны и за "обновленный" Майдан, и за множество других подобных "усовершенствований" внешнего вида "матери городов русских", - был немноголюдным. Но (стоит надеяться) не столько потому, что обеспокоенных перспективой потерять памятник мирового значения в Киеве мало, сколько из-за неудобного времени "протестной акции" - в 10 часов утра люди по большей части сидят на работе. Беда в том, что и чиновники работают по обычному расписанию, поэтому приходить к ним с какими-то требованиями в нерабочее время нет никакого смысла. Собственно, есть ли смысл приходить к ним вообще - вот где настоящий вопрос...

Однако нет, таки есть - изредка можно услышать интересное мнение далеко не последнего в списке "кураторов" киевской "внешности" человека. Скажем, очередная акция, в которой все-таки приняли участие известные ученые, члены столичного общества охраны памятников, знаемые и уважаемые в Украине люди, не осталась без внимания начальника Управления охраны памятников истории, культуры и исторической среды Киева Руслана Кухаренко. К чести господина Кухаренко, он был единственным, кто осмелился выйти "на суд" озабоченных и настроенных далеко не на дружеское общение "активистов". И рассказал им много интересного.

Во-первых, мы узнали (в диалоге с главным "памятникохранителем" посчастливилось принять участие и автору этих строк), что в нашем доме, т.е. в украинской столице, в архитектурном и строительном плане и вправду далеко не все в порядке. Более того, даже те милые сердцу каждого киевлянина уголки и здания, которым удалось чудом устоять под напором любителей все ломать и перестраивать, уже давно исчезли бы с лица "города каштанов" (их, кстати, также становится все меньше), если бы не один человек.

Именно ему, "настоящему патриоту", у которого "сердце болит за родной город", мы и благодарны за то, что еще имеем. Наверно, лишнее говорить, что таким "хранителем" киевского "очага" считает себя именно господин Кухаренко. Вот вам и доказательство в подтверждение: когда возле стен Софиевского комплекса вырыли глубокий котлован для бассейна в будущем фитнес-центре, не кто иной, как наш собеседник, "стоял на краю этой ямы" и, разрывая на груди рубашку, кричал "не делайте этого!".

И это еще не все. Кто, как не господин Кухаренко, костьми ложился на защиту совсем другого (своего, естественно) проекта перестройки Майдана Незалежности, протестуя против того безобразия, которое там вытворили "всяческие Бабушкины"? Если бы его только послушали... Имели бы киевляне на центральной площади города "маленькую колонну с памятником Независимости, подпертую хорошенькой колоннадой с двенадцатью апостолами" и еще какую-то непостижимую "лесенку вниз", а не стеклянные парники и "бетмена" на Лядских воротах. Так нет же, такой чудесный проект "зарубили" кстати, силами "той самой крикливой Скорик" и "того самого Бабушкина".

Но это еще не все геройские поступки мужественного патриота столицы. Вы думаете, что если бы не он, то напротив памятника Богдану Хмельницкому и до сих пор бы блистали купола Софиевского храма? Дудки, все то архитектурное богатство давно бы уже полетело в другой, "младший" котлован. Его выкопали задолго до истории с фитнес-цетром для печальноизвестного многоэтажного подземного паркинга, вокруг которого также было сломано немало копий (постфактум, поскольку все работы уже были завершены).

А оказывается все делалось так: когда столичные "блюстители архитектурного порядка" "обнаружили" (!) в историческом центре города бездонную ямищу, сразу же бросились выяснять, "а есть ли у строителей соответствующая проектация". Ее, конечно же, не было. Тогда защитники памятников под проводом господина Кухаренко учтиво, но твердо сказали "нет!" и строительство... остановили. Хотя, не без помощи столичного головы.

Его все то же ангелоподобное создание, которое, невзирая на страшную спешку ("самолет в Севастополь вот-вот улетит, а я же здесь с вами говорю, потому что очень вас уважаю"), таки отвело частицу своего драгоценного времени нам, грешным, вытянуло к "месту преступления" из уютного кабинета, чтобы городской голова увидел, что вытворяют в его городе. Потому что он же тоже ничего не знал… А когда увидел, то ужаснулся, и… запросил о документации. Так и простоял котлован полуготовый, "аж пока они не оформили все так, как того требуют законы, не провели дренажную систему и не установили пять контрольных скважин на территории заказника". К этому, конечно, "нарушителей строительной конвенции" принудили доблестные кухаренки и иже с ними. Еще и штраф пришлось горе-копателям заплатить. И тогда уже все инстанции столицы с чистой совестью дали "добро" стройте, мол, что хотите...

Что же касается "бассейного" котлована, то благодаря (угадайте, кому) его "заморозили". Зияет себе вблизи Софиевских каменных стен пропасть, а работы в ней (ура!) не ведутся. Долго я пыталась выяснить у нашего визави, каковой же будет дальнейшая судьба бассейна, поскольку господин Кухаренко так гордился тем, что стены котлована укреплены и ничего туда "не поедет", что другие вопросы до него как-то и не доходили. Но в конечном итоге он так-сяк промямлил: "а дальше - нужно закопать". Вот только никакой гарантии, что и на этот раз все соответствующие разрешения и документы не будут оформлены задним числом, дать не смог.

И не удивительно. Ибо, в конечном счете, самым главным результатом нашей встречи стал болезненное, хотя далеко и не новое для нашего "правового" государства открытие: никто в этой стране ни за что не отвечает. Можно выкопать посреди столицы огромную яму, можно разрушить, что заблагорассудится, можно даже на свое усмотрение построить какое-нибудь грандиозное архитектурное чудище, и ничего тебе за это не будет. Ибо столичная власть кивает на государственную (хотя без разрешения Киеврады ЯКОБЫ нельзя даже чихнуть на строительной площадке, не то что начать строительство), а государственная, конечно же, на городскую. Виновных "нет", "главные" никогда ни о чем "не знают", а потом растерянно разводят руками: "что уж теперь поделаешь..." Так и живем, господа.

А для "обеспокоенных киевлян" все же есть и одно приятное известие: бульвар Тараса Шевченко останется бульваром. И никаких "восьмиполосных" проезжих частей, которыми пугает "всезнающая" г-жа Скорик с единомышленниками, на месте зеленого островка не будет. Только тополя "постепенно заменят каштанами", а ограду, ВОЗМОЖНО, перенесут на метр всередину, чтобы дорогу "расширить до европейских стандартов". Но аллею сохранят. Слово господина Кухаренко...