Правительство хочет "напечатать" 3 миллиарда гривен
Среда, 24 июля 2002, 15:19
Экономике нужны долгосрочные инвестиции. С данным утверждением никто не спорит. Однако правительственное предложение о целевой эмиссии в трехмиллиардном размере, повергло в недоумение всех, за исключением самого правительства. Искусственное стимулирование кредитных вложений для экономики может обернуться разрушением с трудом созданной макро и финансовой стабильности.
Итак, что предлагает правительство? Правительство предлагает экономике "дешевые" кредитные ресурсы. Как именно? Очень просто. Министерство экономики Украины убеждает Национальный банк Украины в необходимости проведения целевой эмиссии в объеме 3 млрд. грн.
При этом логика правительства выглядит следующим образом. Нацбанк эмитирует (то есть - напечатает) предложенную правительством сумму денег и, далее, предоставит эти средства коммерческим банкам под ставку рефинансирования (размер которой еще не определен) для кредитования инвестиционных проектов сроком 2-3 года с процентной ставкой для заемщика до 12% годовых.
Далее, Минэкономики планирует предоставить коммерческим банкам право отбирать инвестиционные проекты. Но окончательно вопрос о выделении денег под этот проект будет принимать межведомственная конкурсная комиссия. Базовые требования к банкам и заемщикам будут определены постановлениями правительства и Национального банка.
Заметим, что в настоящее время эксперты минэкономики пока не определились со способом эмиссии. Ясно, что существует два варианта: одномоментная, то есть когда НБУ выпустит все деньги одновременно, или эмиссию могут производить в течение 3-6 месяцев.
По оценкам, подчеркнем, правительственных специалистов, эмиссия не приведет к дополнительному росту инфляции выше, чем на 1,2%-1,4%. Несмотря на то, что сегодня еще не до конца определены все аспекты проведения и, особенно, использования эмиссионных денег (условия предоставления и возврата средств), правительство намерено уже сегодня предоставить президенту Украины свои выводы о реализации данной программы.
Как на предложения правительства реагирует рынок? Банкиры, независимые эксперты и международные финансовые организации однозначно негативно оценивают правительственные инициативы, полагая, что при неопределенном позитивном эффекте от реализации этой программы, негативом станет инфляционный рост, который может значительно превзойти скромные правительственные прогнозы.
Так, заместитель председателя правления банка "Форум" Ярослав Колесник, анализируя правительственные инициативы, подчеркнул, что "источники финансирования инвестпроектов должны быть иными, поскольку целевая эмиссия может привести к росту инфляции".
Он полагает, что схема кредитования инвестпроектов не несла бы в себе угрозу инфляции, если бы средства для кредитования выделило Государственное казначейство или эти средства привлекались государством на внешнем рынке.
Председатель правления банка "Аваль" Александр Деркач, в свою очередь, отмечает, что подобная эмиссия вряд ли согласуется с возможностями Нацбанка и договоренностями, которые НБУ имеет с международными финансовыми организациями, например, с Международным валютным фондом (МВФ).
"Это приведет к нарушению основных финансовых "маяков", - отметил Деркач.
По мнению независимых экспертов, целевая эмиссия в таких объемах, не может не повлечь за собой инфляционных процессов, даже если она выпускается для финансирования инвестиционных проектов.
Во-первых, как отметила эксперт Международного центра перспективных исследований Татьяна Сытник, проведение эмиссии "ударит" по ожиданиям экономических субъектов, в результате, инфляция может значительно увеличиться лишь за счет негативных ожиданий.
Кроме того, по сути, НБУ принимает участие в долгосрочном кредитовании, что не является его функцией, отметила Вероника Мовчан, эксперт Института экономических исследований и политических консультаций.
Дело в том, фиксируют аналитики, что в последнее время НБУ и так проводит довольно "мягкую" денежную политику. Так, с начала текущего года денежная база в Украине выросла более чем на 19%, а денежная масса - почти на 16%. С января НБУ трижды снижал учетную ставку, которая в настоящий момент находится на уровне 8% годовых, ломбардная - 9%.
Более того, с начала года Нацбанк предложил на аукционах по рефинансированию свыше 2 млрд.грн., однако смог разместить всего 10% этой суммы. Это свидетельствует о том, что коммерческие банки и без упомянутых действий НБУ (а уж тем более и без запланированной эмиссии) испытывают значительную избыточную ликвидность на рынке.
Вместе с тем, как отмечают эксперты, тот факт, что при избыточной ликвидности комбанки воздерживаются от увеличения своего кредитного портфеля, свидетельствует либо об отсутствии эффективного менеджмента, либо об отсутствии привлекательных инвестиционных проектов, которые банки согласились бы кредитовать.
Именно поэтому, намерение правительства провести целевую эмиссию, или, иными словами, напечатать 3 млрд. грн., что является довольно значительной суммой для монетарной системы Украины, вряд ли принесет ожидаемый позитивный эффект.
Следует отметить, что негативную оценку правительственным инициативам дали и представители Международного валютного фонда (МВФ). "Это будет попыткой вмешательства в проведение операций в рыночных условиях", - сказал Лоренцо Фильюоли, старший постоянный представитель МВФ в Украине. Более того, с макроэкономической точки зрения это приведет к увеличению дефицита государственного бюджета.
Эксперты, сходятся в том, что если правительство намерено предоставлять недорогие кредитные ресурсы для инвестиционных проектов, то оно должно проводить все операции прозрачно через бюджет. Иначе, получается, что Министерство экономики не располагая финансами (бюджетный дефицит по результатам первого полугодия уже превысил один миллиард гривен), просит Национальный банк напечатать три миллиарда гривен и профинансировать этими деньгами инвестиционные проекты.
Таким образом, ответственность правительства минимальна, а вся ответственность ложится на плечи коммерческих банков и НБУ.
Таким образом, результаты этой инициативы, в случае ее окончательного утверждения, могут быть следующими.
Во-первых, возрастет инфляция, причем, не исключено, что на более значимую величину, чем прогнозирует правительство. Во-вторых, значительно увеличатся денежные агрегаты, что помимо всего прочего может привести к дестабилизации валютного рынка, то есть можно ожидать, девальвационное движение курса национальной валюты.
Кроме того, создается опасный прецедент, когда правительство заставляет Нацбанк напечатать деньги для финансирования инвестиционных проектов. В таком случае не исключено, что через какое-то время, правительство не решит поддержать еще кого-нибудь и вновь договорится с НБУ о новой эмиссии.
В результате, существующая на сегодняшний день шаткая макро и финансовая стабильность будет полностью разрушена. Тогда правительству от поиска ответа на вопрос, как бороться с дефляцией, которая в первом полугодии составила 1,8%, придется искать варианты борьбы с галопирующей инфляцией.
Итак, что предлагает правительство? Правительство предлагает экономике "дешевые" кредитные ресурсы. Как именно? Очень просто. Министерство экономики Украины убеждает Национальный банк Украины в необходимости проведения целевой эмиссии в объеме 3 млрд. грн.
При этом логика правительства выглядит следующим образом. Нацбанк эмитирует (то есть - напечатает) предложенную правительством сумму денег и, далее, предоставит эти средства коммерческим банкам под ставку рефинансирования (размер которой еще не определен) для кредитования инвестиционных проектов сроком 2-3 года с процентной ставкой для заемщика до 12% годовых.
Далее, Минэкономики планирует предоставить коммерческим банкам право отбирать инвестиционные проекты. Но окончательно вопрос о выделении денег под этот проект будет принимать межведомственная конкурсная комиссия. Базовые требования к банкам и заемщикам будут определены постановлениями правительства и Национального банка.
Заметим, что в настоящее время эксперты минэкономики пока не определились со способом эмиссии. Ясно, что существует два варианта: одномоментная, то есть когда НБУ выпустит все деньги одновременно, или эмиссию могут производить в течение 3-6 месяцев.
По оценкам, подчеркнем, правительственных специалистов, эмиссия не приведет к дополнительному росту инфляции выше, чем на 1,2%-1,4%. Несмотря на то, что сегодня еще не до конца определены все аспекты проведения и, особенно, использования эмиссионных денег (условия предоставления и возврата средств), правительство намерено уже сегодня предоставить президенту Украины свои выводы о реализации данной программы.
Как на предложения правительства реагирует рынок? Банкиры, независимые эксперты и международные финансовые организации однозначно негативно оценивают правительственные инициативы, полагая, что при неопределенном позитивном эффекте от реализации этой программы, негативом станет инфляционный рост, который может значительно превзойти скромные правительственные прогнозы.
Так, заместитель председателя правления банка "Форум" Ярослав Колесник, анализируя правительственные инициативы, подчеркнул, что "источники финансирования инвестпроектов должны быть иными, поскольку целевая эмиссия может привести к росту инфляции".
Он полагает, что схема кредитования инвестпроектов не несла бы в себе угрозу инфляции, если бы средства для кредитования выделило Государственное казначейство или эти средства привлекались государством на внешнем рынке.
Председатель правления банка "Аваль" Александр Деркач, в свою очередь, отмечает, что подобная эмиссия вряд ли согласуется с возможностями Нацбанка и договоренностями, которые НБУ имеет с международными финансовыми организациями, например, с Международным валютным фондом (МВФ).
"Это приведет к нарушению основных финансовых "маяков", - отметил Деркач.
По мнению независимых экспертов, целевая эмиссия в таких объемах, не может не повлечь за собой инфляционных процессов, даже если она выпускается для финансирования инвестиционных проектов.
Во-первых, как отметила эксперт Международного центра перспективных исследований Татьяна Сытник, проведение эмиссии "ударит" по ожиданиям экономических субъектов, в результате, инфляция может значительно увеличиться лишь за счет негативных ожиданий.
Кроме того, по сути, НБУ принимает участие в долгосрочном кредитовании, что не является его функцией, отметила Вероника Мовчан, эксперт Института экономических исследований и политических консультаций.
Дело в том, фиксируют аналитики, что в последнее время НБУ и так проводит довольно "мягкую" денежную политику. Так, с начала текущего года денежная база в Украине выросла более чем на 19%, а денежная масса - почти на 16%. С января НБУ трижды снижал учетную ставку, которая в настоящий момент находится на уровне 8% годовых, ломбардная - 9%.
Более того, с начала года Нацбанк предложил на аукционах по рефинансированию свыше 2 млрд.грн., однако смог разместить всего 10% этой суммы. Это свидетельствует о том, что коммерческие банки и без упомянутых действий НБУ (а уж тем более и без запланированной эмиссии) испытывают значительную избыточную ликвидность на рынке.
Вместе с тем, как отмечают эксперты, тот факт, что при избыточной ликвидности комбанки воздерживаются от увеличения своего кредитного портфеля, свидетельствует либо об отсутствии эффективного менеджмента, либо об отсутствии привлекательных инвестиционных проектов, которые банки согласились бы кредитовать.
Именно поэтому, намерение правительства провести целевую эмиссию, или, иными словами, напечатать 3 млрд. грн., что является довольно значительной суммой для монетарной системы Украины, вряд ли принесет ожидаемый позитивный эффект.
Следует отметить, что негативную оценку правительственным инициативам дали и представители Международного валютного фонда (МВФ). "Это будет попыткой вмешательства в проведение операций в рыночных условиях", - сказал Лоренцо Фильюоли, старший постоянный представитель МВФ в Украине. Более того, с макроэкономической точки зрения это приведет к увеличению дефицита государственного бюджета.
Эксперты, сходятся в том, что если правительство намерено предоставлять недорогие кредитные ресурсы для инвестиционных проектов, то оно должно проводить все операции прозрачно через бюджет. Иначе, получается, что Министерство экономики не располагая финансами (бюджетный дефицит по результатам первого полугодия уже превысил один миллиард гривен), просит Национальный банк напечатать три миллиарда гривен и профинансировать этими деньгами инвестиционные проекты.
Таким образом, ответственность правительства минимальна, а вся ответственность ложится на плечи коммерческих банков и НБУ.
Таким образом, результаты этой инициативы, в случае ее окончательного утверждения, могут быть следующими.
Во-первых, возрастет инфляция, причем, не исключено, что на более значимую величину, чем прогнозирует правительство. Во-вторых, значительно увеличатся денежные агрегаты, что помимо всего прочего может привести к дестабилизации валютного рынка, то есть можно ожидать, девальвационное движение курса национальной валюты.
Кроме того, создается опасный прецедент, когда правительство заставляет Нацбанк напечатать деньги для финансирования инвестиционных проектов. В таком случае не исключено, что через какое-то время, правительство не решит поддержать еще кого-нибудь и вновь договорится с НБУ о новой эмиссии.
В результате, существующая на сегодняшний день шаткая макро и финансовая стабильность будет полностью разрушена. Тогда правительству от поиска ответа на вопрос, как бороться с дефляцией, которая в первом полугодии составила 1,8%, придется искать варианты борьбы с галопирующей инфляцией.