Виктор Ющенко: "Главное - чтобы оппозиция не проиграла"
Четверг, 18 июля 2002, 12:03
Казалось бы, мы уже знаем Виктора Ющенко как облупленного. Хотя он "плавает" в волнах большой политики только год, но попробуй остаться неисследованным "на мушке" телекамер, перьев, софитов, на перекрестке взглядов добро- и недоброжелателей. Всем понятно: под таким прицелом Ющенко потому, что сам серьезно нацелился на 2004 год. Пока что именно В.Ю. – самый рейтинговый претендент на победу в следующих президентских гонках.
Поэтому к нему и повышенная требовательность, с него и больше всего спрашивают. Спрашивали на прошлой неделе и журналисты "УМ", когда лидер "Нашей Украины" был на "подиУМе" редакторского кабинета. Еще более усталый, чем всегда, поскольку, как признался Виктор Андреевич, депутатство - самая тяжелая работа из всех его предыдущих работ.
Чтобы ответы были не очень "формализованными", Ющенко сам предложил сесть не за стол, а кругом, поближе к дивану, как на привале. И - это ж надо - "облупленный" политик открыл в диалоге немало нового и интересного. Итак, проект "Виктор Ющенко - депутат. Промежуточные итоги".
"Проект власти о создании большинства потерпит фиаско"
- Виктор Андреевич, так когда же вас можно будет поздравить с назначением вице-президентом?
- (Смеется). Я боюсь, что это шутка была запущена для того, чтобы отвлечь политическое внимание от действительно серьезных вещей, отдалить от взаимопонимания и консолидации демократических сил Украины.
- Так о чем все-таки вы говорили с Леонидом Кучмой в последний раз, если не о том, как разыграть этот сценарий?
- Я говорил о позиции моей политической силы. Мы действительно во фракции ставим целью номер один - найти формулу консолидации демократических сил. Но консолидации не искусственной, навязанной через админресурс, через попытки сформировать большинство администрацией президента, а на демократических основах по итогам парламентских выборов. Это единственная формула, которая может обеспечить дееспособность Верховной Рады. То взаимопонимание, которое должны достичь политические силы, должно быть формализованным. На столе должно лежать соглашение, задача которого - сформировать в Верховной Раде коалицию. Об этом я и рассказывал президенту. Потому что у меня сложилось впечатление, что его тревожит ситуация в парламенте...
- Как вы относитесь к возможности формирования парламентского большинства властью по сценарию той же "Еды"? Ведь в последние дни сессии ВР именно такие попытки имели место, и исходили они именно из администрации президента.
- Я убежден, что этот проект потерпит фиаско. Эти попытки являются свидетельством того, что власть не хочет идти на демократизацию и искренне говорить о формировании политического большинства. Рождаются временные проекты, цель которых - создать виртуальные политические структуры.
Но нам нужно сделать все, чтобы в Украине работала одна очень простая формула. Нужно, чтобы все поняли: власть выбирает народ, и все изменения следует проводить, руководствуясь результатами выборов. А сейчас администрация президента вносит проекты, которые игнорируют результаты выборов, и пробует силой опять сформировать "Еду-2".
Вы понимаете, из этого ничего не получиться. Формально она может быть создана, но судьба этой политической силы будет такой, как у НДП, "Злагоды-1", "Злагоды-2". Такие шаги власти тревожат, потому что это не демократия.
О должностных лицах и "силовиках"
- Еще одна тема последних дней первой сессии парламента - судьба сегодняшнего Кабинета Министров. На ваш взгляд, сколько еще продержится правительство Кинаха?
- Правительство является заложником политического момента. Все мы понимаем, что правительство, которое не имеет доверия, - не имеет перспектив. И то решение, которое принял профильный комитет Верховной Рады, и парламент, свидетельствует об одном - политическим силам неинтересно рассматривать вопрос изменения правительства сегодня, поэтому они на данном этапе ограничились нейтральным пассивным голосованием. И только в силу определенных политических обстоятельств вопрос отставки летом не стоит так остро.
Но это абсолютно не значит, что деятельность правительства поддержана депутатами, наоборот, за бюджетную резолюцию, за выполнение бюджета за предыдущий год Кабмин получил от парламента негативную оценку, достаточную для того, чтобы на самом деле оценить по заслугам работу правительства.
- Михаил Потебенько на днях заявил, что в Украине нет коррупции. Не напоминает ли это вам известное выражение советских времен, что в стране...
- А как же, "секса нет"... Я не слышал, в каком контексте Михаил Алексеевич комментировал этот вопрос. Но если говорить о коррупции, то можно констатировать, что за годы украинской независимости государственная власть не справилась с заданием обеспечить верховенство права.
Структуры, которые работают в теневой экономике, перераспределяют огромные экономические и властные интересы. Эта общая потеря демократических позиций привела к тому, что мы не имеем соответствующей прозрачности в формировании политики и экономики.
Коррупция и преступность стали признаками украинской жизни. Это самая неудовлетворительная позиция в работе власти. Нам не хватает верховенства закона, не хватает ощущения того, что первые ростки демократии в Украине являются защищенными.
- Как вы оцениваете перестановки в Генеральной прокуратуре с приходом на должность Святослава Пискуна, в частности увольнение одиозных заместителей наподобие Обихода?
- Для прокуратуры были характерны системные внутренние связи, которые сформировались в течение последних лет. Если говорить о том, с чего бы стоило начинать реформирование Генеральной прокуратуры, то именно с серьезных кадровых перестановок.
Мне кажется, что Генеральный прокурор пробует изменить логику отношений и минимизировать внешнее влияние на прокуратуру. Только время может показать, удастся ли ему это сделать. Я бы хотел, чтобы Генеральный прокурор справился с заданием, которое было перед ним поставлено и на встрече с "Нашей Украиной".
Нужно иметь в государстве институт, который мог бы говорить "нет" тем действиям власти, государственных структур, которые противоречат закону. Я хотел бы, чтобы украинская прокуратура не была глухонемой, чтобы она не "брала под козырек" по сигналу "свыше", чтобы у нас работала сила закона, а не закон силы.
- Но, в общем, отношение общественности к назначению нового Генпрокурора было неоднозначным. Говорили, это еще одна победа власти. Чем руководствовалась ваша фракция при голосовании по кандидатуре Пискуна?
- Начну с того, что простой подсчет доказывал: независимо от позиции, которую займет "Наша Украина", результат будет позитивным. Для этого хватало голосов коммунистической фракции. На встрече с кандидатом я в первую очередь сказал ему: пан Святослав, ты украинец, у тебя есть дети, ты же хочешь, чтобы они жили в демократическом государстве? Тогда не забывай, что на тебе будет лежать колоссальная ответственность.
Кандидатура Пискуна была далеко не самым худшим вариантом из тех, которые могли быть предложены. После разговора с ним на фракции мы собрались, чтобы обсудить ситуацию. И приблизительно половина из присутствующих говорили: либо он очень хороший оратор, либо у этого человека и действительно есть чувство ответственности. Другие сразу заявили, что будут голосовать против. Потому что их не устроит ни одна кандидатура, которую может выдвинуть президент.
Лично я очень хорошо понимал позицию и одних, и других. Поэтому было принято решение относительно свободного голосования. Каждый определялся самостоятельно. Я не хотел, как лидер, влиять на чье-то мнение, поэтому вообще не голосовал. К тому же меня не устраивал тот факт, что кандидатура не прошла предварительного согласования с парламентом, а была сразу определена президентом.
"Уровень властного произвола в июле - еще выше, чем в марте"
- Как вы оцениваете ход повторных выборов в трех округах? (Разговор состоялся в конце минувшей недели. - Авт.).
- Я побывал во всех округах, где проводятся довыборы. То, что я там увидел, является показательным свидетельством того, что мы имеем далеко не демократическую власть. В Украине не существует механизмов общественного контроля над властью. Власть является основным агитатором и пропагандистом определенных лиц.
У меня не было надежды, что власть в этих округах способна обеспечить демократические выборы, но реальность оказалась более циничной, чем даже ожидалось. Больше всего меня поразил 35-ый избирательный округ. Полная изоляция кандидата в депутаты, который не нравится власти, информационная блокада в СМИ, регулярная травля всех структур, которые поддерживают этого политика. Там практически была дисквалифицирована окружная комиссия. Шесть человек ушли из комиссии под давлением.
Кроме того, мне передали информацию об угрозе жизни нашему кандидату Александру Жиру. Эту информацию я получил от тех, кому доверяю. Вот в такой атмосфере проходят выборы. На этих примерах я еще больше убедился, насколько далека от демократии существующая в Украине система.
- "Наша Украина" собиралась обжаловать результаты мартовских выборов. Были или будут такие иски на самом деле?
- В последние дни говорилось все о том же 35-ом округе, где у нас есть достаточно аргументов, чтобы апеллировать к суду. Во время первого тура выборов при полной победе нашего кандидата в 35 округе, причем с отрывом в несколько тысяч голосов, выборы 31 отменили.
У Жира украли победу, сфальсифицировали результаты выборов. Два дня не выдавали протоколы с результатами голосования. Это при том, что существует уголовная ответственность за нарушение избирательного законодательства. Суд тогда признал фиктивными протоколы восьми участковых комиссий. Но ЦИК вместо того, чтобы их исключить из подсчета, аннулирует все выборы.
Мы пытаемся поставить эти вопросы в суде. Но проблема в том, найдется ли суд, который сможет защитить закон, суд, который будет свободен от внешнего влияния, от давления определенных политических сил...
- Как вы думаете, была ли связана информация об угрозе жизни Александра Жира, которую вы получили и обнародовали, не только с выборами, но и с тем, что он на днях заявил о новых известных ему подробностях по делу Георгия Гонгадзе?
- Жир действительно ведет достаточно пикантную для Украины тему. В частности, он возглавлял парламентскую комиссию по расследованию обстоятельств исчезновения журналиста Георгия Гонгадзе и другим резонансным делам. Безусловно, он владеет таким материалом, который для многих политиков неудобнен. Именно поэтому власть не заинтересована в том, чтобы Жир стал народным депутатом, здесь все понятно.
- Какой логикой руководствовалась "Наша Украина", когда в 18-м округе на Винничине вместо того, чтобы поддержать явно проходящую социалистку Светлану Мельник, которая победила на выборах 31 марта, решила выдвинуть своего кандидата?
- По-видимому, у нас с вами различные данные о перспективах избрания того или иного кандидата. В этом округе на выборах 1998 года баллотировался Александр Николаевич Стоян - человек, который в 2002 году шел под вторым номером в моем списке. Следовательно, скорее всего, этот округ по идеологическим взглядам, по политической ориентации избирателей близок к "Нашей Украине", к тем силам, которые сегодня представляет Стоян.
Поэтому с самого начала мы знали, что обязательно будем выставлять там свою кандидатуру. Это во-первых. Во-вторых, нужно было определиться с тем, кто именно от нашего блока может претендовать на победу, ведь Виталий Коваль, которого "Наша Украина" выдвинула во время избирательной кампании 31 марта, тогда проиграл, заняв только четвертое место. Проанализировав сложившуюся ситуацию, мы выяснили, что вполне проходящим кандидатом может стать Николай Одайник.
А ситуация, кстати, производит гнетущее впечатление. Уровень своеволия власти и в 18-м, и в других двух округах теперь ничуть не меньше, чем мы могли наблюдать во время мартовских выборов. Колоссальные силы были брошены на дискредитацию демократических сил и их кандидатов. Мы располагали информацией, которую я сообщал и председателю Соцпартии Александру Мороза, что Светлану Мельник как действительно реально проходящую претендентку на мандат, нежелательную власти, "готовят" к снятию с регистрации.
К тому же в течение последних трех недель, которые оставались до дня голосования, просто сверхактивную агитационную кампанию развернули "симпатики" ректора налоговой академии Петра Мельника. И в результате за две недели до 14 июля Светлана Мельник значительно потеряла в рейтинге.
Обстоятельства сложились так, что если бы мы не задействовали агитационные ресурсы в поддержку Одайника, то даже в случае провала идеи со снятием Светланы единственным проходящим кандидатом оказался бы Петр Мельник. Это человек, который на сто процентов поддерживается властью, но в то же время начинает чуть ли не каждое свое выступление с заверений, что не имеет к власти никакого отношения.
Проанализировав на политическом совете ситуацию на 18-м округе, мы пришли к выводу, что там возможны только два варианта развития сценария: либо побеждает власть, а мы (оппозиционные силы) терпим поражение, либо выиграет лучший кандидат от демократических сил. Поверьте, морально мне было нелегко: я очень хорошо понимаю позиции, на которых стоит Александр Александрович (Мороз. - Авт.). Но для меня главным является не вопрос торгов за конкретную фамилию.
Главное, чтобы оппозиция не проиграла. Поэтому я предложил Морозу: если после социологического опроса выяснится, что один из наших кандидатов бесспорно имеет большие шансы на победу и при этом над ним не висит угроза снятия, давайте вместе определяться.
Но при этом недопустим такой аргумент, как "она же прошлый раз выиграла..." Понимаете, она выиграла 31 марта. Наш кандидат тогда действительно проиграл. Но на этот раз ситуация выглядит иначе, ведь появился новый для этого округа человек - из Ирпеня привезли Петра Мельника, который в марте нам, т.е. Евгению Жовтяку, проиграл.
Я эту кандидатуру (налоговика Мельника. - Авт.) очень хорошо знаю, недаром же он избрал скромный сельский округ, где люди всегда отличались доверчивостью и наивностью. И до сих пор помню митинги в Ирпене, где собирались тысячи, чтобы рассказать, что он там творит. Поэтому для нас было главное, чтобы и на этот раз не победила провластная кандидатура.
И, к сожалению, динамика последних недель показала, что рейтинг "властного" Мельника резко растет, тогда как Светланы не менее стремительно падает. "Наш" же Одайник, которому практически не делали никакой раскрутки (однажды приехала Оксана Билозир с концертом, Петр Порошенко к людям обращался - это, по существу, и все), однозначно пользовался в народе поддержкой, и, очевидно, имел все шансы на победу.
Хотя, искренне говоря, основной проблемой для всех непровластных кандидатов была даже не конкуренция, а явно подготовленная система фальсификаций. С этим бороться значительно тяжелее.
"Наши депутаты по две недели лежали в больнице, ехали за границу, чтобы избежать встреч с представителями власти"
- Как вы относитесь к тому, что оппозиция практически потеряла шанс, полученный после выборов? Люди избрали одних, а руководят другие, совсем не "Наша Украина", хотя вы имели шанс, чтобы взять власть в ВР...
- Я бы сделал другие выводы. Знаете, если бы год назад, когда мы на Говерле объявили о создании "Нашей Украины", кто-то мне сказал, что при таких обстоятельствах, которые были искусственно созданы на выборах, при таком безумном давлении власти, мы будем иметь в парламенте фракцию из 119 человек... Я бы, по-видимому, не поверил.
Если бы вы только знали, что пришлось и теперь приходится выносить каждому более-менее демократически настроенному депутату, который не хочет мириться с такой ситуацией, вы бы не задавали таких вопросов. Да, от нас отошли семь человек. Всего только семь!
Я мог бы рассказать о том, как один по две недели лежал в больнице, другой постоянно "находился в заграничной командировке" - люди выдумывали любые методы, чтобы только избежать "встречи", на которой их очень уж убедительно "уговаривали" и "наставляли" на путь истинный. Но не ампутировать же ему ногу, чтобы не ходить!
Мы почему-то удивляемся, что, пройдя в Верховную Раду с одной силой, люди переходят в другую. Но почему нас не удивляет, что власть считает возможным так обращаться с народными депутатами?!
У меня есть только один аргумент: моя мораль и моя политическая позиция. И нет ни налоговой, ни милиции, ни КГБ - нет тех методов и способов, которыми сейчас власть работает против каждого из депутатов. И при этом всем потерять только семерых - это разве поражение?!
Я убежден, что если мы хотим жить в демократической стране, есть только один выход: стабилизировать политическую ситуацию. Для этого демократическим силам необходимо большинство. Мы должны иметь механизмы влияния на власть. Потому что она в этой стране, как ни печально, может уважать только силу.
Поэтому я слишком хорошо понимаю ситуацию, в которой оказались те, кто был вынужден уйти из нашей фракции, т.е. поступить так, что нам пришлось их исключить. И если кто-то из них надумает вернуться - мы, возможно, примем их назад.
- И Щербаня примете?
- Нет. С Щербанем совсем другая ситуация. Я дал ему шанс, он его не использовал. Если рассказывать о том, почему нам пришлось включить его в список "Нашей Украины", то нужно начинать с нескольких обстоятельств. Во-первых, он возглавляет Либеральную партию, которая вошла в блок и решение внести фамилию Щербаня в избирательный список блока вынес партийный съезд.
Во-вторых, нужно было учитывать обстоятельства, которые сложились на Сумщине, где он был "губернатором". Достаточно знать стиль его "управления", чтобы понять: чтобы достичь каких-то результатов в этом регионе, нужно было найти с ним путь к взаимопониманию. Мы, в конечном счете, давали ему неплохой шанс.
Во-первых, такие люди обычно раскладывают яйца по нескольким корзинам, во-вторых, всем хорошо известно, что, будучи на такой должности, действовать против власти невозможно. Зато можно хотя бы не создавать препятствий ее оппонентам. И вы знаете, в Сумской области, в отличие от большинства других, мы во время избирательной кампании практически не имели скложностей ни с получением помещения под встречи с избирателями, ни с трансляциями по местным телеканалам. Из-за подобных вещей мы потеряли очень много голосов в других регионах.
К тому же Сумщина - это для меня особый край. Я там родился, это моя родина. И мне так хотелось, чтобы власть, которая там работает, поняла мой шаг как лидера блока... К сожалению, этого не произошло. Что же, по крайней мере возможность у экс-"губернатора" была. Он ей не воспользовался...
Зато те, кто остался с нами - действительно мужественные люди, я их глубоко уважаю и очень им благодарен за то, что они, любой ценой, держатся вместе.
Как нам выписать "формулу 226"
- Насколько велики шансы оппозиционных сил сформировать собственное большинство?
- Действительно, очень тяжело выписать "формулу 226", если действующая власть в этом не заинтересована и никогда не будет заинтересована. Однако, со многими фракциями нас не разделяет ничего, кроме административного давления и некоторых аспектов "эго". Удовлетворить второе очень просто, при условии, что первое не будет действовать так нагло. Обстоятельства очень сужают пространство для маневра, однако пути к взаимодействию все же нужно искать.
Мы пытались сделать это, предложив подписать Договор о совместной деятельности. Если бы вы только знали, как я с этим договором ходил по кругу и призывал к нему присоединиться! Вот прихожу, скажем, к коммунистам. О которых, между прочим, в нашей фракции многие уже говорят: сколько можно им доверять, они опять нас подведут, и всякое такое.
Но ведь нужно уважать их политическую позицию, ибо никуда не денешься от того, что это - вечная идея, так как всегда в мире найдется человек, для которого "отобрать и поделить" намного легче, чем целыми поколениями пытаться выйти на высокие социальные стандарты. И сейчас в парламенте они имеют 63 голоса, с этим также нельзя не считаться.
Вот приношу я им это соглашение, а они и говорят: Виктор Андреевич, ну, первый политический раздел (тот, где принципы формирования ВР на пропорциональной основе, выборность председателей областных госадминистраций и т.д.) мы понимаем и поддерживаем. А далее... А далее идет экономическая часть. Все. Потом - социальная. Ее также "лучше не пишите". И договор сразу укорачивается на три четверти.
Иду дальше. К социалистам. Политическая часть - замечательно, "мы поддерживаем". Но потом встают социальные вопросы, земельные... А мы же должны, если создадим большинство, брать ответственность и за экономический, и за социальный курс государства. Иначе не выйдет предложить конструктивную модель.
И здесь возникают вопросы уже не столько идейных разногласий, но и разницы между тактикой и стратегией. Мы говорим, что можем иметь эффективную власть и политический курс, а в ответ слышим: "У нас по этому поводу несколько другие соображения".
Ну, хорошо, этап политического соглашения мы прошли. Теперь нужно хотя бы создать политическую коалицию, но это возможно только при условии, что каждый четко будет следовать взятым на себя обязательствам.
Я теперь хорошо понимаю, почему мы проиграли, скажем, выборы спикера Верховной Рады. Так как именно "Наша Украина" имела больше всего шансов на победу, и этой победы не хотели видеть, в частности, те, кто был рядом с нами. Так что оппозиционные силы - это одно, а прагматическое голосование по конкретному вопросу - совсем другое.
"На самом деле мы победители"
- Не могли ли бы вы кратко подытожить первую сессию Верховной Рады четвертого созыва?
- Самое главное то, что у этого парламента самый большой демократический потенциал из всех предыдущих. С другой стороны, он терпит невиданное до сих пор вмешательство власти в свою деятельность. Без сомнения, если бы не этот фактор, демократические силы сейчас уже имели бы устоявшееся большинство, в которое входили бы не только представители "четверки", но и много депутатов, которые сейчас под давлением обстоятельств находятся якобы на стороне власти.
Сегодня многое зависит от того, как быстро невластные силы смогут найти привлекательную модель для тех парламентариев, которые все еще четко не определились. Ведь пока складывается так: одна часть имеет примерно 215 голосов, другая - около 210.
- Это была ваша первая сессия в качестве парламентария. Какие уроки вы из нее вынесли?
- В первую очередь, я оказался заложником обстоятельств. В течение многих лет политика не была моим ремеслом, и, возможно, имея соответствующий опыт, некоторых вещей можно было бы избежать. Но даже при этом я абсолютно удовлетворен тем, что за девять месяцев нам удалось создать проект, который вылился в крупнейшую фракцию в парламенте. И это при том, что никто никого силой участвовать в "Нашей Украине" не заставлял, как, скажите, происходит с провластными фракциями.
Более того, мы являемся альтернативой власти, и все равно в наших рядах - предприниматели, банкиры, интеллигенция, достойные и авторитетные люди. Поэтому ни о каком поражении речь не идет - на самом деле мы победители.
- Как изменился Ющенко-депутат по сравнению с Ющенко-банкиром, премьером?
- Знаете, мне всегда интересно заниматься каким-то новым делом, важным не только для меня, но и для общества, для государства. Когда я был банкиром еще в 80-90-х, мне было очень интересно применять новые для Украины подходы, делать революцию в банковской сфере, приближать ее к западным стандартам.
Потом, став председателем Национального банка, я оказался в ситуации, когда на мне лежала ответственность практически за всю финансовую систему государства, и при этом фактически не было на кого опереться, кроме нескольких ближайших людей. Это было чрезвычайно интересно - я в течение восьми лет ни разу не был в отпуске, чтобы не выбиваться из ритма.
Потом - правительство. Это невероятное ощущение, когда ты за пять-шесть месяцев видишь реальные изменения. И когда шаг за шагом удалось не только переломить негативные тенденции в экономике, но и повернуть ситуацию к лучшему, заложить фундамент дальнейшего роста, я чувствовал настоящее счастье. Нам тогда удалось создать действительно прагматическое правительство, но без поддержки Верховной Рады любой Кабмин не может воздействовать на полную мощность.
Поэтому в моей жизни появился новый этап - парламентская деятельность. Мне интересно этим заниматься, и я убежден, что вместе с моими единомышленниками мы принесем много пользы Украине. Будьте уверены, ради этого мы сделаем все, что от нас зависит. И даже больше.
"Осенью обломки "Еды" будут дрейфовать в "нашу" сторону еще более активно"
- Вы анонсировали, что к осенней сессии "Наша Украина" будет вести работу, направленную на создание демократического большинства в ВР. Какие именно планы вы связываете с осенью?
- Понятно, что осенняя сессия работы Верховной Рады нового созыва будет чрезвычайно сложной и крайне важной. Если первая проходила под лозунгом распределения портфелей и силового назначения руководства, то вторая должна стать сессией принятых законов. И президиум, назначенный силой, вряд ли сможет еще раз найти 226 голосов, необходимых для принятия любого законопроекта.
Депутаты, которые находятся под административным давлением, уже оплатили свой "оброк" власти, проголосовав за тройку президиума. Не думаю, что власть сможет еще раз вынудить их так унизить свое человеческое и политическое "я", и, несмотря на убеждения, отдать свой голос за чужое решение. Уверен, что это чувствует (хотя не всегда понимает) и сама власть.
На осень выпадает голосование по бюджету, в повестке дня будет стоять несколько принципиальных законопроектов, депутаты вернутся к программе правительства. Поиск компромисса в этих дискуссионных вопросах возможен только при условии существования стойкого парламентского большинства.
Как сформировать большинство в условиях политической "разношерстности" парламента? Только через подписание Договора о сотрудничестве, инициируемого моей фракцией. Работа над этим документом, над поиском новых союзников будет продолжаться и летом.
Уверен, в конечном итоге мы выйдем на подписание этого соглашения и на базе "Нашей Украины" сформируем парламентское большинство. Уже сегодня несколько фракций, которые образовались на обломках "Еды", заметно дрейфуют в нашу сторону. Осенью этот процесс активизируется.
- Если осенью будет отправлено в отставку правительство Кинаха, то есть ли шансы возглавить Кабмин у непропрезидентского политика?
- Я бы поставил этот, уже ритуальный, вопрос несколько иначе: а нужно ли в нынешней политической ситуации непровластному политику идти в правительство? И брать на себя ответственность за чужую игру? Разве возможно реализовать свою экономическую программу в условиях отсутствия в парламенте устоявшегося, а не ситуативного большинства? При условиях, когда "теневой" Кабмин, которым является в Украине администрация президента, возглавляют аутсайдеры избирательной гонки?
Сначала нужно изменить эти порочные правила. Если правительство Кинаха пойдет в отставку, новый Кабмин должен формироваться парламентом. Но - при условии формирования большинства на базе той политической силы, которая победила на выборах, которую поддержал народ. Это необходимое условие, при котором возможно существование "альтернативного" премьера. "Наша Украина" будет настаивать именно на таком сценарии.
- Виктор Андреевич, по вашему мнению, можно ли осенью ожидать вспышки протестной активности масс?
- Я не хотел бы такого развития сценария, хотя предпосылки есть: уже сейчас мы видим на улицах Киева шахтеров, растет социальное напряжение из-за задолженности по зарплатам, государство до сих пор не рассчиталась с учителями, которые пошли в летние отпуска. Поэтому нельзя исключать, что разуверившиеся люди отважатся на акции отчаяния. Хотя это был бы худший сценарий, который может отбросить украинское общество в вопросе политического взаимопонимания на несколько лет назад.
Я действительно не радикал, мне сложно принять уличный, митинговый стиль разрешения сверхсложных политических и экономических проблем. С другой стороны, я понимаю, что политическая система, от которой зависит экономическая стратегия развития страны, надо реформировать. Такую реформу мы предлагаем в Договоре. Но большинство политических сил пока что оказались неготовы к масштабной реформе всей вертикали власти.
Два "Ю": не нужно навязывать стереотипов...
- Каким Вы видите дальнейшее сотрудничество в среде демократических сил, учитывая президентские перспективы Ющенко, Тимошенко, Мороза?
- Именно в рамках Договора, который предлагает "Наша Украина".
- В одном из последних чисел "Зеркала недели" с резкой статьей выступила Юлия Тимошенко, в частности она остро критиковала не только позицию власти, а и упрекнула вас в связи с оценкой "выгодности-невыгодности" для Украины газотранспортного консорциума с Россией и Германией...
- Сначала относительно консорциума. Если мы хотим, чтобы украинский газопровод вообще существовал, то это невозможно без российского сырья и самого зажиточного западного потребителя. Поэтому я считаю идею создания газотранспортного консорциума здоровой.
Юлия Владимировна как член моего правительства хорошо знает, что вопрос создания международного консорциума звучал еще во времена правительства Ющенко, мы с российским премьером Михаилом Касьяновым затронули эту тему. Вопрос - в деталях, в условиях, на которых Украина войдет в этот проект.
Мы должны стать полноправным участником консорциума, защитить свои национальные интересы не через изоляционизм, а через детальный просчет наиболее выгодных для Украины условий участия в проекте. Но сегодня мы не знаем деталей, условий, на которых Украине предлагают войти в консорциум - это главная проблема. Поэтому не думаю, что этот документ будет легко ратифицирован парламентом Украины.
Теперь относительно упрека в мой адрес. Мне кажется, что в последнее время Юлия Владимировна нередко играет на собственной оппозиционности, подчеркивает, что все остальные - коллаборационисты, готовы к компромиссу с властью. Это устоявшийся ее "фирменный" стиль.
Блок Тимошенко позиционирует себя как радикально оппозиционный. Думаю, именно в этом главная разница между "Нашей Украиной" и БЮТ. Я уважаю позицию Юлии Владимировны и никогда не навязываю партнерам по "четверке" стереотипов поведения. Поэтому хотелось бы и от наших политических союзников видеть взаимное уважение и понимание относительно позиции "Нашей Украины".
"Я пожелал своим депутатам хорошо загореть, потому что слишком уж они бледные"
- Как и где вы проведете свои первые депутатские каникулы?
- Отпуск будет недолгим, но, уверен, очень насыщенным. У меня грандиозные планы, главное, чтобы хватило времени, сил и финансов. Это будут чуть ли не первые за много лет каникулы. Для меня отдых - это в первую очередь общение с семьей, поэтому дети будут вместе с нами, в том числе и самые маленькие Софийка и Кристинка.
Я обязательно поеду в Хоруживку, потому что для меня почувствовать атмосферу маминого дома, повозиться в родной земле - это духовная потребность. Побываю или в Крыму, или в Карпатах - я одинаково сильно ощущаю стихию моря и гор, люблю активный отдых. За время выборов и работы парламента у меня накопилось немало начатых интересных дел, связанных с моими многочисленными хобби, хотелось бы закончить некоторую работу. Обязательно проведу хотя бы несколько дней на даче, там ждут порядка усадьба и мини-ферма. Возможно, приму приглашение друзей попутешествовать. Не хочу раскрывать все маршруты и графики, ведь политик имеет право на частную жизнь. Главное: не войти во вкус, потому что отдыхать может и понравиться.
А "Нашу Украину" ожидает серьезная работа. Во время последнего заседания фракции я сделал замечание коллегам, что они слишком озабоченные и бледные. И пожелал загореть и набраться сил до следующей нашей встрече, в сентябре.
Материал подготовили Леся Шовкун, Диана Дуцик, Дмитрий Лиховий
Поэтому к нему и повышенная требовательность, с него и больше всего спрашивают. Спрашивали на прошлой неделе и журналисты "УМ", когда лидер "Нашей Украины" был на "подиУМе" редакторского кабинета. Еще более усталый, чем всегда, поскольку, как признался Виктор Андреевич, депутатство - самая тяжелая работа из всех его предыдущих работ.
Чтобы ответы были не очень "формализованными", Ющенко сам предложил сесть не за стол, а кругом, поближе к дивану, как на привале. И - это ж надо - "облупленный" политик открыл в диалоге немало нового и интересного. Итак, проект "Виктор Ющенко - депутат. Промежуточные итоги".
"Проект власти о создании большинства потерпит фиаско"
- Виктор Андреевич, так когда же вас можно будет поздравить с назначением вице-президентом?
- (Смеется). Я боюсь, что это шутка была запущена для того, чтобы отвлечь политическое внимание от действительно серьезных вещей, отдалить от взаимопонимания и консолидации демократических сил Украины.
- Так о чем все-таки вы говорили с Леонидом Кучмой в последний раз, если не о том, как разыграть этот сценарий?
- Я говорил о позиции моей политической силы. Мы действительно во фракции ставим целью номер один - найти формулу консолидации демократических сил. Но консолидации не искусственной, навязанной через админресурс, через попытки сформировать большинство администрацией президента, а на демократических основах по итогам парламентских выборов. Это единственная формула, которая может обеспечить дееспособность Верховной Рады. То взаимопонимание, которое должны достичь политические силы, должно быть формализованным. На столе должно лежать соглашение, задача которого - сформировать в Верховной Раде коалицию. Об этом я и рассказывал президенту. Потому что у меня сложилось впечатление, что его тревожит ситуация в парламенте...
- Как вы относитесь к возможности формирования парламентского большинства властью по сценарию той же "Еды"? Ведь в последние дни сессии ВР именно такие попытки имели место, и исходили они именно из администрации президента.
- Я убежден, что этот проект потерпит фиаско. Эти попытки являются свидетельством того, что власть не хочет идти на демократизацию и искренне говорить о формировании политического большинства. Рождаются временные проекты, цель которых - создать виртуальные политические структуры.
Но нам нужно сделать все, чтобы в Украине работала одна очень простая формула. Нужно, чтобы все поняли: власть выбирает народ, и все изменения следует проводить, руководствуясь результатами выборов. А сейчас администрация президента вносит проекты, которые игнорируют результаты выборов, и пробует силой опять сформировать "Еду-2".
Вы понимаете, из этого ничего не получиться. Формально она может быть создана, но судьба этой политической силы будет такой, как у НДП, "Злагоды-1", "Злагоды-2". Такие шаги власти тревожат, потому что это не демократия.
О должностных лицах и "силовиках"
- Еще одна тема последних дней первой сессии парламента - судьба сегодняшнего Кабинета Министров. На ваш взгляд, сколько еще продержится правительство Кинаха?
- Правительство является заложником политического момента. Все мы понимаем, что правительство, которое не имеет доверия, - не имеет перспектив. И то решение, которое принял профильный комитет Верховной Рады, и парламент, свидетельствует об одном - политическим силам неинтересно рассматривать вопрос изменения правительства сегодня, поэтому они на данном этапе ограничились нейтральным пассивным голосованием. И только в силу определенных политических обстоятельств вопрос отставки летом не стоит так остро.
Но это абсолютно не значит, что деятельность правительства поддержана депутатами, наоборот, за бюджетную резолюцию, за выполнение бюджета за предыдущий год Кабмин получил от парламента негативную оценку, достаточную для того, чтобы на самом деле оценить по заслугам работу правительства.
- Михаил Потебенько на днях заявил, что в Украине нет коррупции. Не напоминает ли это вам известное выражение советских времен, что в стране...
- А как же, "секса нет"... Я не слышал, в каком контексте Михаил Алексеевич комментировал этот вопрос. Но если говорить о коррупции, то можно констатировать, что за годы украинской независимости государственная власть не справилась с заданием обеспечить верховенство права.
Структуры, которые работают в теневой экономике, перераспределяют огромные экономические и властные интересы. Эта общая потеря демократических позиций привела к тому, что мы не имеем соответствующей прозрачности в формировании политики и экономики.
Коррупция и преступность стали признаками украинской жизни. Это самая неудовлетворительная позиция в работе власти. Нам не хватает верховенства закона, не хватает ощущения того, что первые ростки демократии в Украине являются защищенными.
- Как вы оцениваете перестановки в Генеральной прокуратуре с приходом на должность Святослава Пискуна, в частности увольнение одиозных заместителей наподобие Обихода?
- Для прокуратуры были характерны системные внутренние связи, которые сформировались в течение последних лет. Если говорить о том, с чего бы стоило начинать реформирование Генеральной прокуратуры, то именно с серьезных кадровых перестановок.
Мне кажется, что Генеральный прокурор пробует изменить логику отношений и минимизировать внешнее влияние на прокуратуру. Только время может показать, удастся ли ему это сделать. Я бы хотел, чтобы Генеральный прокурор справился с заданием, которое было перед ним поставлено и на встрече с "Нашей Украиной".
Нужно иметь в государстве институт, который мог бы говорить "нет" тем действиям власти, государственных структур, которые противоречат закону. Я хотел бы, чтобы украинская прокуратура не была глухонемой, чтобы она не "брала под козырек" по сигналу "свыше", чтобы у нас работала сила закона, а не закон силы.
- Но, в общем, отношение общественности к назначению нового Генпрокурора было неоднозначным. Говорили, это еще одна победа власти. Чем руководствовалась ваша фракция при голосовании по кандидатуре Пискуна?
- Начну с того, что простой подсчет доказывал: независимо от позиции, которую займет "Наша Украина", результат будет позитивным. Для этого хватало голосов коммунистической фракции. На встрече с кандидатом я в первую очередь сказал ему: пан Святослав, ты украинец, у тебя есть дети, ты же хочешь, чтобы они жили в демократическом государстве? Тогда не забывай, что на тебе будет лежать колоссальная ответственность.
Кандидатура Пискуна была далеко не самым худшим вариантом из тех, которые могли быть предложены. После разговора с ним на фракции мы собрались, чтобы обсудить ситуацию. И приблизительно половина из присутствующих говорили: либо он очень хороший оратор, либо у этого человека и действительно есть чувство ответственности. Другие сразу заявили, что будут голосовать против. Потому что их не устроит ни одна кандидатура, которую может выдвинуть президент.
Лично я очень хорошо понимал позицию и одних, и других. Поэтому было принято решение относительно свободного голосования. Каждый определялся самостоятельно. Я не хотел, как лидер, влиять на чье-то мнение, поэтому вообще не голосовал. К тому же меня не устраивал тот факт, что кандидатура не прошла предварительного согласования с парламентом, а была сразу определена президентом.
"Уровень властного произвола в июле - еще выше, чем в марте"
- Как вы оцениваете ход повторных выборов в трех округах? (Разговор состоялся в конце минувшей недели. - Авт.).
- Я побывал во всех округах, где проводятся довыборы. То, что я там увидел, является показательным свидетельством того, что мы имеем далеко не демократическую власть. В Украине не существует механизмов общественного контроля над властью. Власть является основным агитатором и пропагандистом определенных лиц.
У меня не было надежды, что власть в этих округах способна обеспечить демократические выборы, но реальность оказалась более циничной, чем даже ожидалось. Больше всего меня поразил 35-ый избирательный округ. Полная изоляция кандидата в депутаты, который не нравится власти, информационная блокада в СМИ, регулярная травля всех структур, которые поддерживают этого политика. Там практически была дисквалифицирована окружная комиссия. Шесть человек ушли из комиссии под давлением.
Кроме того, мне передали информацию об угрозе жизни нашему кандидату Александру Жиру. Эту информацию я получил от тех, кому доверяю. Вот в такой атмосфере проходят выборы. На этих примерах я еще больше убедился, насколько далека от демократии существующая в Украине система.
- "Наша Украина" собиралась обжаловать результаты мартовских выборов. Были или будут такие иски на самом деле?
- В последние дни говорилось все о том же 35-ом округе, где у нас есть достаточно аргументов, чтобы апеллировать к суду. Во время первого тура выборов при полной победе нашего кандидата в 35 округе, причем с отрывом в несколько тысяч голосов, выборы 31 отменили.
У Жира украли победу, сфальсифицировали результаты выборов. Два дня не выдавали протоколы с результатами голосования. Это при том, что существует уголовная ответственность за нарушение избирательного законодательства. Суд тогда признал фиктивными протоколы восьми участковых комиссий. Но ЦИК вместо того, чтобы их исключить из подсчета, аннулирует все выборы.
Мы пытаемся поставить эти вопросы в суде. Но проблема в том, найдется ли суд, который сможет защитить закон, суд, который будет свободен от внешнего влияния, от давления определенных политических сил...
- Как вы думаете, была ли связана информация об угрозе жизни Александра Жира, которую вы получили и обнародовали, не только с выборами, но и с тем, что он на днях заявил о новых известных ему подробностях по делу Георгия Гонгадзе?
- Жир действительно ведет достаточно пикантную для Украины тему. В частности, он возглавлял парламентскую комиссию по расследованию обстоятельств исчезновения журналиста Георгия Гонгадзе и другим резонансным делам. Безусловно, он владеет таким материалом, который для многих политиков неудобнен. Именно поэтому власть не заинтересована в том, чтобы Жир стал народным депутатом, здесь все понятно.
- Какой логикой руководствовалась "Наша Украина", когда в 18-м округе на Винничине вместо того, чтобы поддержать явно проходящую социалистку Светлану Мельник, которая победила на выборах 31 марта, решила выдвинуть своего кандидата?
- По-видимому, у нас с вами различные данные о перспективах избрания того или иного кандидата. В этом округе на выборах 1998 года баллотировался Александр Николаевич Стоян - человек, который в 2002 году шел под вторым номером в моем списке. Следовательно, скорее всего, этот округ по идеологическим взглядам, по политической ориентации избирателей близок к "Нашей Украине", к тем силам, которые сегодня представляет Стоян.
Поэтому с самого начала мы знали, что обязательно будем выставлять там свою кандидатуру. Это во-первых. Во-вторых, нужно было определиться с тем, кто именно от нашего блока может претендовать на победу, ведь Виталий Коваль, которого "Наша Украина" выдвинула во время избирательной кампании 31 марта, тогда проиграл, заняв только четвертое место. Проанализировав сложившуюся ситуацию, мы выяснили, что вполне проходящим кандидатом может стать Николай Одайник.
А ситуация, кстати, производит гнетущее впечатление. Уровень своеволия власти и в 18-м, и в других двух округах теперь ничуть не меньше, чем мы могли наблюдать во время мартовских выборов. Колоссальные силы были брошены на дискредитацию демократических сил и их кандидатов. Мы располагали информацией, которую я сообщал и председателю Соцпартии Александру Мороза, что Светлану Мельник как действительно реально проходящую претендентку на мандат, нежелательную власти, "готовят" к снятию с регистрации.
К тому же в течение последних трех недель, которые оставались до дня голосования, просто сверхактивную агитационную кампанию развернули "симпатики" ректора налоговой академии Петра Мельника. И в результате за две недели до 14 июля Светлана Мельник значительно потеряла в рейтинге.
Обстоятельства сложились так, что если бы мы не задействовали агитационные ресурсы в поддержку Одайника, то даже в случае провала идеи со снятием Светланы единственным проходящим кандидатом оказался бы Петр Мельник. Это человек, который на сто процентов поддерживается властью, но в то же время начинает чуть ли не каждое свое выступление с заверений, что не имеет к власти никакого отношения.
Проанализировав на политическом совете ситуацию на 18-м округе, мы пришли к выводу, что там возможны только два варианта развития сценария: либо побеждает власть, а мы (оппозиционные силы) терпим поражение, либо выиграет лучший кандидат от демократических сил. Поверьте, морально мне было нелегко: я очень хорошо понимаю позиции, на которых стоит Александр Александрович (Мороз. - Авт.). Но для меня главным является не вопрос торгов за конкретную фамилию.
Главное, чтобы оппозиция не проиграла. Поэтому я предложил Морозу: если после социологического опроса выяснится, что один из наших кандидатов бесспорно имеет большие шансы на победу и при этом над ним не висит угроза снятия, давайте вместе определяться.
Но при этом недопустим такой аргумент, как "она же прошлый раз выиграла..." Понимаете, она выиграла 31 марта. Наш кандидат тогда действительно проиграл. Но на этот раз ситуация выглядит иначе, ведь появился новый для этого округа человек - из Ирпеня привезли Петра Мельника, который в марте нам, т.е. Евгению Жовтяку, проиграл.
Я эту кандидатуру (налоговика Мельника. - Авт.) очень хорошо знаю, недаром же он избрал скромный сельский округ, где люди всегда отличались доверчивостью и наивностью. И до сих пор помню митинги в Ирпене, где собирались тысячи, чтобы рассказать, что он там творит. Поэтому для нас было главное, чтобы и на этот раз не победила провластная кандидатура.
И, к сожалению, динамика последних недель показала, что рейтинг "властного" Мельника резко растет, тогда как Светланы не менее стремительно падает. "Наш" же Одайник, которому практически не делали никакой раскрутки (однажды приехала Оксана Билозир с концертом, Петр Порошенко к людям обращался - это, по существу, и все), однозначно пользовался в народе поддержкой, и, очевидно, имел все шансы на победу.
Хотя, искренне говоря, основной проблемой для всех непровластных кандидатов была даже не конкуренция, а явно подготовленная система фальсификаций. С этим бороться значительно тяжелее.
"Наши депутаты по две недели лежали в больнице, ехали за границу, чтобы избежать встреч с представителями власти"
- Как вы относитесь к тому, что оппозиция практически потеряла шанс, полученный после выборов? Люди избрали одних, а руководят другие, совсем не "Наша Украина", хотя вы имели шанс, чтобы взять власть в ВР...
- Я бы сделал другие выводы. Знаете, если бы год назад, когда мы на Говерле объявили о создании "Нашей Украины", кто-то мне сказал, что при таких обстоятельствах, которые были искусственно созданы на выборах, при таком безумном давлении власти, мы будем иметь в парламенте фракцию из 119 человек... Я бы, по-видимому, не поверил.
Если бы вы только знали, что пришлось и теперь приходится выносить каждому более-менее демократически настроенному депутату, который не хочет мириться с такой ситуацией, вы бы не задавали таких вопросов. Да, от нас отошли семь человек. Всего только семь!
Я мог бы рассказать о том, как один по две недели лежал в больнице, другой постоянно "находился в заграничной командировке" - люди выдумывали любые методы, чтобы только избежать "встречи", на которой их очень уж убедительно "уговаривали" и "наставляли" на путь истинный. Но не ампутировать же ему ногу, чтобы не ходить!
Мы почему-то удивляемся, что, пройдя в Верховную Раду с одной силой, люди переходят в другую. Но почему нас не удивляет, что власть считает возможным так обращаться с народными депутатами?!
У меня есть только один аргумент: моя мораль и моя политическая позиция. И нет ни налоговой, ни милиции, ни КГБ - нет тех методов и способов, которыми сейчас власть работает против каждого из депутатов. И при этом всем потерять только семерых - это разве поражение?!
Я убежден, что если мы хотим жить в демократической стране, есть только один выход: стабилизировать политическую ситуацию. Для этого демократическим силам необходимо большинство. Мы должны иметь механизмы влияния на власть. Потому что она в этой стране, как ни печально, может уважать только силу.
Поэтому я слишком хорошо понимаю ситуацию, в которой оказались те, кто был вынужден уйти из нашей фракции, т.е. поступить так, что нам пришлось их исключить. И если кто-то из них надумает вернуться - мы, возможно, примем их назад.
- И Щербаня примете?
- Нет. С Щербанем совсем другая ситуация. Я дал ему шанс, он его не использовал. Если рассказывать о том, почему нам пришлось включить его в список "Нашей Украины", то нужно начинать с нескольких обстоятельств. Во-первых, он возглавляет Либеральную партию, которая вошла в блок и решение внести фамилию Щербаня в избирательный список блока вынес партийный съезд.
Во-вторых, нужно было учитывать обстоятельства, которые сложились на Сумщине, где он был "губернатором". Достаточно знать стиль его "управления", чтобы понять: чтобы достичь каких-то результатов в этом регионе, нужно было найти с ним путь к взаимопониманию. Мы, в конечном счете, давали ему неплохой шанс.
Во-первых, такие люди обычно раскладывают яйца по нескольким корзинам, во-вторых, всем хорошо известно, что, будучи на такой должности, действовать против власти невозможно. Зато можно хотя бы не создавать препятствий ее оппонентам. И вы знаете, в Сумской области, в отличие от большинства других, мы во время избирательной кампании практически не имели скложностей ни с получением помещения под встречи с избирателями, ни с трансляциями по местным телеканалам. Из-за подобных вещей мы потеряли очень много голосов в других регионах.
К тому же Сумщина - это для меня особый край. Я там родился, это моя родина. И мне так хотелось, чтобы власть, которая там работает, поняла мой шаг как лидера блока... К сожалению, этого не произошло. Что же, по крайней мере возможность у экс-"губернатора" была. Он ей не воспользовался...
Зато те, кто остался с нами - действительно мужественные люди, я их глубоко уважаю и очень им благодарен за то, что они, любой ценой, держатся вместе.
Как нам выписать "формулу 226"
- Насколько велики шансы оппозиционных сил сформировать собственное большинство?
- Действительно, очень тяжело выписать "формулу 226", если действующая власть в этом не заинтересована и никогда не будет заинтересована. Однако, со многими фракциями нас не разделяет ничего, кроме административного давления и некоторых аспектов "эго". Удовлетворить второе очень просто, при условии, что первое не будет действовать так нагло. Обстоятельства очень сужают пространство для маневра, однако пути к взаимодействию все же нужно искать.
Мы пытались сделать это, предложив подписать Договор о совместной деятельности. Если бы вы только знали, как я с этим договором ходил по кругу и призывал к нему присоединиться! Вот прихожу, скажем, к коммунистам. О которых, между прочим, в нашей фракции многие уже говорят: сколько можно им доверять, они опять нас подведут, и всякое такое.
Но ведь нужно уважать их политическую позицию, ибо никуда не денешься от того, что это - вечная идея, так как всегда в мире найдется человек, для которого "отобрать и поделить" намного легче, чем целыми поколениями пытаться выйти на высокие социальные стандарты. И сейчас в парламенте они имеют 63 голоса, с этим также нельзя не считаться.
Вот приношу я им это соглашение, а они и говорят: Виктор Андреевич, ну, первый политический раздел (тот, где принципы формирования ВР на пропорциональной основе, выборность председателей областных госадминистраций и т.д.) мы понимаем и поддерживаем. А далее... А далее идет экономическая часть. Все. Потом - социальная. Ее также "лучше не пишите". И договор сразу укорачивается на три четверти.
Иду дальше. К социалистам. Политическая часть - замечательно, "мы поддерживаем". Но потом встают социальные вопросы, земельные... А мы же должны, если создадим большинство, брать ответственность и за экономический, и за социальный курс государства. Иначе не выйдет предложить конструктивную модель.
И здесь возникают вопросы уже не столько идейных разногласий, но и разницы между тактикой и стратегией. Мы говорим, что можем иметь эффективную власть и политический курс, а в ответ слышим: "У нас по этому поводу несколько другие соображения".
Ну, хорошо, этап политического соглашения мы прошли. Теперь нужно хотя бы создать политическую коалицию, но это возможно только при условии, что каждый четко будет следовать взятым на себя обязательствам.
Я теперь хорошо понимаю, почему мы проиграли, скажем, выборы спикера Верховной Рады. Так как именно "Наша Украина" имела больше всего шансов на победу, и этой победы не хотели видеть, в частности, те, кто был рядом с нами. Так что оппозиционные силы - это одно, а прагматическое голосование по конкретному вопросу - совсем другое.
"На самом деле мы победители"
- Не могли ли бы вы кратко подытожить первую сессию Верховной Рады четвертого созыва?
- Самое главное то, что у этого парламента самый большой демократический потенциал из всех предыдущих. С другой стороны, он терпит невиданное до сих пор вмешательство власти в свою деятельность. Без сомнения, если бы не этот фактор, демократические силы сейчас уже имели бы устоявшееся большинство, в которое входили бы не только представители "четверки", но и много депутатов, которые сейчас под давлением обстоятельств находятся якобы на стороне власти.
Сегодня многое зависит от того, как быстро невластные силы смогут найти привлекательную модель для тех парламентариев, которые все еще четко не определились. Ведь пока складывается так: одна часть имеет примерно 215 голосов, другая - около 210.
- Это была ваша первая сессия в качестве парламентария. Какие уроки вы из нее вынесли?
- В первую очередь, я оказался заложником обстоятельств. В течение многих лет политика не была моим ремеслом, и, возможно, имея соответствующий опыт, некоторых вещей можно было бы избежать. Но даже при этом я абсолютно удовлетворен тем, что за девять месяцев нам удалось создать проект, который вылился в крупнейшую фракцию в парламенте. И это при том, что никто никого силой участвовать в "Нашей Украине" не заставлял, как, скажите, происходит с провластными фракциями.
Более того, мы являемся альтернативой власти, и все равно в наших рядах - предприниматели, банкиры, интеллигенция, достойные и авторитетные люди. Поэтому ни о каком поражении речь не идет - на самом деле мы победители.
- Как изменился Ющенко-депутат по сравнению с Ющенко-банкиром, премьером?
- Знаете, мне всегда интересно заниматься каким-то новым делом, важным не только для меня, но и для общества, для государства. Когда я был банкиром еще в 80-90-х, мне было очень интересно применять новые для Украины подходы, делать революцию в банковской сфере, приближать ее к западным стандартам.
Потом, став председателем Национального банка, я оказался в ситуации, когда на мне лежала ответственность практически за всю финансовую систему государства, и при этом фактически не было на кого опереться, кроме нескольких ближайших людей. Это было чрезвычайно интересно - я в течение восьми лет ни разу не был в отпуске, чтобы не выбиваться из ритма.
Потом - правительство. Это невероятное ощущение, когда ты за пять-шесть месяцев видишь реальные изменения. И когда шаг за шагом удалось не только переломить негативные тенденции в экономике, но и повернуть ситуацию к лучшему, заложить фундамент дальнейшего роста, я чувствовал настоящее счастье. Нам тогда удалось создать действительно прагматическое правительство, но без поддержки Верховной Рады любой Кабмин не может воздействовать на полную мощность.
Поэтому в моей жизни появился новый этап - парламентская деятельность. Мне интересно этим заниматься, и я убежден, что вместе с моими единомышленниками мы принесем много пользы Украине. Будьте уверены, ради этого мы сделаем все, что от нас зависит. И даже больше.
"Осенью обломки "Еды" будут дрейфовать в "нашу" сторону еще более активно"
- Вы анонсировали, что к осенней сессии "Наша Украина" будет вести работу, направленную на создание демократического большинства в ВР. Какие именно планы вы связываете с осенью?
- Понятно, что осенняя сессия работы Верховной Рады нового созыва будет чрезвычайно сложной и крайне важной. Если первая проходила под лозунгом распределения портфелей и силового назначения руководства, то вторая должна стать сессией принятых законов. И президиум, назначенный силой, вряд ли сможет еще раз найти 226 голосов, необходимых для принятия любого законопроекта.
Депутаты, которые находятся под административным давлением, уже оплатили свой "оброк" власти, проголосовав за тройку президиума. Не думаю, что власть сможет еще раз вынудить их так унизить свое человеческое и политическое "я", и, несмотря на убеждения, отдать свой голос за чужое решение. Уверен, что это чувствует (хотя не всегда понимает) и сама власть.
На осень выпадает голосование по бюджету, в повестке дня будет стоять несколько принципиальных законопроектов, депутаты вернутся к программе правительства. Поиск компромисса в этих дискуссионных вопросах возможен только при условии существования стойкого парламентского большинства.
Как сформировать большинство в условиях политической "разношерстности" парламента? Только через подписание Договора о сотрудничестве, инициируемого моей фракцией. Работа над этим документом, над поиском новых союзников будет продолжаться и летом.
Уверен, в конечном итоге мы выйдем на подписание этого соглашения и на базе "Нашей Украины" сформируем парламентское большинство. Уже сегодня несколько фракций, которые образовались на обломках "Еды", заметно дрейфуют в нашу сторону. Осенью этот процесс активизируется.
- Если осенью будет отправлено в отставку правительство Кинаха, то есть ли шансы возглавить Кабмин у непропрезидентского политика?
- Я бы поставил этот, уже ритуальный, вопрос несколько иначе: а нужно ли в нынешней политической ситуации непровластному политику идти в правительство? И брать на себя ответственность за чужую игру? Разве возможно реализовать свою экономическую программу в условиях отсутствия в парламенте устоявшегося, а не ситуативного большинства? При условиях, когда "теневой" Кабмин, которым является в Украине администрация президента, возглавляют аутсайдеры избирательной гонки?
Сначала нужно изменить эти порочные правила. Если правительство Кинаха пойдет в отставку, новый Кабмин должен формироваться парламентом. Но - при условии формирования большинства на базе той политической силы, которая победила на выборах, которую поддержал народ. Это необходимое условие, при котором возможно существование "альтернативного" премьера. "Наша Украина" будет настаивать именно на таком сценарии.
- Виктор Андреевич, по вашему мнению, можно ли осенью ожидать вспышки протестной активности масс?
- Я не хотел бы такого развития сценария, хотя предпосылки есть: уже сейчас мы видим на улицах Киева шахтеров, растет социальное напряжение из-за задолженности по зарплатам, государство до сих пор не рассчиталась с учителями, которые пошли в летние отпуска. Поэтому нельзя исключать, что разуверившиеся люди отважатся на акции отчаяния. Хотя это был бы худший сценарий, который может отбросить украинское общество в вопросе политического взаимопонимания на несколько лет назад.
Я действительно не радикал, мне сложно принять уличный, митинговый стиль разрешения сверхсложных политических и экономических проблем. С другой стороны, я понимаю, что политическая система, от которой зависит экономическая стратегия развития страны, надо реформировать. Такую реформу мы предлагаем в Договоре. Но большинство политических сил пока что оказались неготовы к масштабной реформе всей вертикали власти.
Два "Ю": не нужно навязывать стереотипов...
- Каким Вы видите дальнейшее сотрудничество в среде демократических сил, учитывая президентские перспективы Ющенко, Тимошенко, Мороза?
- Именно в рамках Договора, который предлагает "Наша Украина".
- В одном из последних чисел "Зеркала недели" с резкой статьей выступила Юлия Тимошенко, в частности она остро критиковала не только позицию власти, а и упрекнула вас в связи с оценкой "выгодности-невыгодности" для Украины газотранспортного консорциума с Россией и Германией...
- Сначала относительно консорциума. Если мы хотим, чтобы украинский газопровод вообще существовал, то это невозможно без российского сырья и самого зажиточного западного потребителя. Поэтому я считаю идею создания газотранспортного консорциума здоровой.
Юлия Владимировна как член моего правительства хорошо знает, что вопрос создания международного консорциума звучал еще во времена правительства Ющенко, мы с российским премьером Михаилом Касьяновым затронули эту тему. Вопрос - в деталях, в условиях, на которых Украина войдет в этот проект.
Мы должны стать полноправным участником консорциума, защитить свои национальные интересы не через изоляционизм, а через детальный просчет наиболее выгодных для Украины условий участия в проекте. Но сегодня мы не знаем деталей, условий, на которых Украине предлагают войти в консорциум - это главная проблема. Поэтому не думаю, что этот документ будет легко ратифицирован парламентом Украины.
Теперь относительно упрека в мой адрес. Мне кажется, что в последнее время Юлия Владимировна нередко играет на собственной оппозиционности, подчеркивает, что все остальные - коллаборационисты, готовы к компромиссу с властью. Это устоявшийся ее "фирменный" стиль.
Блок Тимошенко позиционирует себя как радикально оппозиционный. Думаю, именно в этом главная разница между "Нашей Украиной" и БЮТ. Я уважаю позицию Юлии Владимировны и никогда не навязываю партнерам по "четверке" стереотипов поведения. Поэтому хотелось бы и от наших политических союзников видеть взаимное уважение и понимание относительно позиции "Нашей Украины".
"Я пожелал своим депутатам хорошо загореть, потому что слишком уж они бледные"
- Как и где вы проведете свои первые депутатские каникулы?
- Отпуск будет недолгим, но, уверен, очень насыщенным. У меня грандиозные планы, главное, чтобы хватило времени, сил и финансов. Это будут чуть ли не первые за много лет каникулы. Для меня отдых - это в первую очередь общение с семьей, поэтому дети будут вместе с нами, в том числе и самые маленькие Софийка и Кристинка.
Я обязательно поеду в Хоруживку, потому что для меня почувствовать атмосферу маминого дома, повозиться в родной земле - это духовная потребность. Побываю или в Крыму, или в Карпатах - я одинаково сильно ощущаю стихию моря и гор, люблю активный отдых. За время выборов и работы парламента у меня накопилось немало начатых интересных дел, связанных с моими многочисленными хобби, хотелось бы закончить некоторую работу. Обязательно проведу хотя бы несколько дней на даче, там ждут порядка усадьба и мини-ферма. Возможно, приму приглашение друзей попутешествовать. Не хочу раскрывать все маршруты и графики, ведь политик имеет право на частную жизнь. Главное: не войти во вкус, потому что отдыхать может и понравиться.
А "Нашу Украину" ожидает серьезная работа. Во время последнего заседания фракции я сделал замечание коллегам, что они слишком озабоченные и бледные. И пожелал загореть и набраться сил до следующей нашей встрече, в сентябре.
Материал подготовили Леся Шовкун, Диана Дуцик, Дмитрий Лиховий