Эксплуатация нефтепровода "Одесса-Броды" начнется в 2002 году

Среда, 17 июля 2002, 11:57
Свершилось. Многострадальный украинский нефтепровод "Одесса-Броды", построенный для транспортировки каспийской нефти, наконец-то начнет работать. Первая нефть вот-вот может поступить на терминал "Южный". Но, несмотря на реальную заинтересованность всех участвующих сторон, начало реализации проекта не обходится без проблем.

После долгих безрезультатных разговоров и многочисленных прогнозов о начале поступления технологической нефти для загрузки терминала "Южный" и запуска нефтепровода "Одесса-Броды" процесс наконец-то сдвинулся с мертвой точки.

"Укртранснафта" заявила, что 3-4 августа компания должна получить от ChevronTexaco танкер с 30 тыс. тонн легкой казахской нефти. Как уточнили в пресс-службе компании, нефть закуплена именно с целью запуска терминала "Южный" и проведения рабочих испытаний его морских сооружений.

Украинское правительство приложило титанические усилия для того, чтобы проект "Одесса-Броды" стал реальностью. Для повышения интереса к нему со стороны международных нефтяных компаний было решено создать Операционную компанию по эксплуатации украинского нефтепровода "Одесса-Броды".

Кроме того, "Укртранснафта" (отвечает за украинскую часть Евроазиатского нефтетранспортного коридора) в июне текущего года в рамках конференции "Развитие нефтегазового сектора Украины и возможности привлечения иностранных инвестиций" провела для иностранных инвесторов презентацию нефтепровода "Одесса-Броды".

В качестве своего взноса в компанию украинская сторона предложила передать технологическую нефть, которая закачана в систему, а также часть будущей прибыли от транспортировки нефти и ее хранения в резервуарах "Укртранснафты" в порту "Южный".

Иностранные участники в качестве вклада могут внести либо денежные средства, либо технологическую нефть, необходимую для наполнения нефтепровода. Также в качестве взноса могут быть предоставлены гарантии по регулярной прокачке нефти трубопроводом. Как сообщили в пресс-службе "Укртранснафты", сейчас проводятся переговоры с потенциальными участниками Операционной компании, однако их названия пока не разглашаются.

Ранее глава "Укртранснафты" Александр Тодийчук заявлял, что интерес к украинскому нефтепроводу "Одесса - Броды" проявили несколько крупных нефтяных компаний, таких как Shell, ChevronTexaco и Exxon Mobil, которые занимаются разработкой месторождений на Каспии. Кроме того, Exxon Mobil заинтересовало участие в создаваемом консорциуме по управлению Евроазиатским нефтетранспортным коридором, частью которого является нефтепровод "Одесса-Броды" и нефтетерминал "Южный".

Результаты проведенного американской компанией
HаlliburtonKelloggBrown&Root исследования европейского рынка нефти также свидетельствуют, что европейские нефтеперерабатывающие предприятия заинтересованы в запуске нефтепровода "Одесса-Броды".

Введение в эксплуатацию украинской магистрали позволит транспортировать нефть на НПЗ в Польшу и страны Северной Европы. Кроме того, южная часть нефтетранспортной системы Украины проходит через Броды в Словакию и Венгрию, из которых идут нефтепроводы в Чехию, Германию и Хорватию.

При условии строительства нефтепровода "Братислава-Швехат" будет возможность также транспортировать нефть на НПЗ Австрии. Иными словами, данный проект может оказаться бизнес-привлекательным не только для азиатских поставщиков нефти, но и для потребителей в Европе.

По оценкам некоторых специалистов, запуск нефтепровода "Одесса-Броды" позволит поставлять нефть европейским нефтеперерабатывающим заводам (например, австрийскому "Швехат" и германскому "Дойна") в 2 раза дешевле, чем через порт Новороссийск, и в 2,5 - 3 раза дешевле, чем через Джейхан.

Но, несмотря на все разговоры о заинтересованности зарубежных компаний украинским проектом, пока ни одна транснациональная компания официально не заявила о своем участии в эксплуатации нефтепровода. Можно предположить, что осторожность иностранных компаний связана, в первую очередь, с началом строительства альтернативного нефтепровода по транспортировке каспийской нефти "Баку-Тбилиси-Джейхан", в котором уже участвуют многие потенциальные иностранные партнеры Украины.

Многие специалисты расценивают данный маршрут как конкурентный нефтепроводу "Одесса-Броды" (хотя, например, главный советник госсекретаря США по вопросам дипломатии в энергетической отрасли Каспийского региона Стивен Манн считает, что "Баку-Тбилиси-Джейхан" и "Одесса-Броды" ориентированы на разные рынки, а поэтому между ними не будет конкуренции).

В пользу успешности реализации проекта транспортировки каспийской нефти по маршруту "Одесса-Броды" говорят несколько факторов. Во-первых, согласно некоторым прогнозам, в ближайшие десять лет экспорт нефти из стран Каспийского региона вырастет до 100-150 млн. тонн (2-3 млн. баррелей в день), что в 4-6 раз превышает сегодняшние объемы поставок. Однако пропускная способность протоки Босфор, через которую сегодня идут основные поставки нефти, как известно, ограничена.

Во-вторых, как заявил в прошлом году председатель совета директоров компании British Petrolеum (BP) Джон Браун, нефтепровод "Баку - Джейхан" в течение нескольких лет после открытия будет перекачивать исключительно нефть, добываемую двумя азербайджанскими консорциумами, возглавляемыми BP.

Таким образом, Казахстан и Туркменистан, а также компании Chevron и ENI не смогут прокачивать по нефтепроводу часть добываемой ими нефти. Все это красноречиво свидетельствует о перспективности украинского проекта "Одесса-Броды". Поэтому, невзирая на существующие трудности, эксперты "Укртранснафты" все же прогнозируют, что коммерческая эксплуатация нефтепровода начнется уже в четвертом квартале текущего года.

Первая очередь нефтепровода "Одесса-Броды" имеет проектную мощность 14,5 млн. тонн нефти в год, с потенциальным увеличением при сооружении второй очереди до 40-45 млн. тонн. В целом объем транспортировки нефти ОАО "Укртранснафта" на сегодня составляет порядка 64-66 млн. тонн в год. Пропускная способность всех нефтепроводов компании - 100 млн. тонн нефти в год, в том числе 66 млн. тонн - на экспорт.