Бюджет за первое полугодие провален. Парламент будет "коллекционировать" просчеты правительства до осени
Среда, 10 июля 2002, 11:35
Результатом выполнения бюджета в первом полугодии текущего года стал дефицит в размере 1,443 млрд. грн. Несмотря на то, что номинально доходная часть бюджета и налоговые поступления превышают уровень прошлого года, план поступлений значительно недовыполнен.
В числе основных причин, которые обусловили невыполнение основного финансового документа, правительственные эксперты называют снижение темпов производства и экономического роста. С начала текущего года промышленное производство выросло лишь на 5,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а год тому назад этот показатель равнялся 10%.
Ряд законов, принятых Верховной Радой прошлого созыва, также оказали негативное влияние на выполнение доходной части бюджета. В частности, был продлен льготный режим налогообложения для предприятий горно-металлургического комплекса и расширены налоговые преференции для некоторых автомобилестроительных предприятий.
Эти и некоторые другие законы привели к существенному снижению поступлений в бюджет, поскольку после принятия соответствующих законов главный финансовый документ не был скорректирован на величину "бюджетных потерь по льготам", отмечают специалисты Министерства финансов.
Вместе с тем, наиболее неожиданным и ощутимым для доходной части бюджета стал рост долгов между предприятиями ведущих отраслей экономики, что привело к потерям бюджета в размере 703 млн. грн., отметил глава Государственной Налоговой администрации Украины (ГНАУ) Николай Азаров. Только по предприятиям топливно-энергетического комплекса рост недоимки в первом полугодии превысил 60%.
Для увеличения поступлений во втором полугодии Налоговая администрация намерена "активно взяться за тех, кто использует схемы ухода от налогов". Вероятно, в первую очередь, это коснется нефтяной отрасли, поскольку, по мнению г-на Азарова, "они продали добытую нефть по заниженным ценам", что может свидетельствовать о махинациях с целью сокрытия реальной прибыли.
Эксперт Украинского центра экономических и политических исследований им. А. Разумкова Александр Барановский отметил в интервью "Контексту", что ситуация с недовыполнением бюджета вряд ли будет решена во втором полугодии, поскольку значительного ускорения темпов экономического развития не предвидится. Более того, помимо налоговых статей не выполняется план поступлений по приватизации, а также по внешним заимствованиям.
Несмотря на то, что в рамках программы расширенного финансирования Международный валютный фонд (МВФ) предполагал выделить порядка $550 млн., до настоящего момента этот вопрос не решен, а 4 сентября действие программы заканчивается. Прекращение сотрудничества с МВФ будет означать "проблематичность получения кредитов от Мирового банка", отметил эксперт.
Таким образом, скорее всего, к осени правительство встанет перед проблемой финансирования значительного дефицита бюджета. Варианты решения данной проблемы в условиях отсутствия внешнего финансирования сводятся к секвестру бюджета, законодательному увеличению предельного размера дефицита (который согласно Закону "О Государственном бюджете на 2002 год" установлен в размере 4,3 млрд. грн.) и увеличению внутренних займов.
В настоящий момент, по мнению Барановского, сложно сказать, какой вариант будет выбран правительством, поскольку каждый из них сопряжен с рядом сложностей, которые в конечном результате приводят к уменьшению потенциала роста экономики. Секвестр бюджета будет означать недофинансирование ряда государственных программ, а заимствования на внутреннем рынке, помимо сложностей для правительства в размещении государственных ценных бумаг (ввиду низкого спроса на эти бумаги) - будет "отвлекать" деньги из экономики, тем самым увеличивая стоимость кредитных ресурсов для предпринимателей.
По мнению министра финансов Игоря Юшко, идея об отчете правительства перед парламентом по итогам выполнения бюджета за первое полугодие возникла в связи с намерением многих депутатских фракций инициировать отставку правительства. Многие аналитики прогнозируют, что голосование по этому вопросу может состояться в Верховной Раде уже на этой неделе, после принятия решения по поводу обнародованной на прошлой неделе правительственной программы.
Но глава парламентского бюджетного комитета, представитель фракции "Наша Украина" Петр Порошенко разъяснил, что признание работы правительства неудовлетворительной не влечет за собой отставку Кабинета министров или некоторых его членов. Поэтому до начала осени изменений в исполнительном органе власти не предвидится, а значит, никаких кардинальных изменений в экономике происходить не будет.
В числе основных причин, которые обусловили невыполнение основного финансового документа, правительственные эксперты называют снижение темпов производства и экономического роста. С начала текущего года промышленное производство выросло лишь на 5,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а год тому назад этот показатель равнялся 10%.
Ряд законов, принятых Верховной Радой прошлого созыва, также оказали негативное влияние на выполнение доходной части бюджета. В частности, был продлен льготный режим налогообложения для предприятий горно-металлургического комплекса и расширены налоговые преференции для некоторых автомобилестроительных предприятий.
Эти и некоторые другие законы привели к существенному снижению поступлений в бюджет, поскольку после принятия соответствующих законов главный финансовый документ не был скорректирован на величину "бюджетных потерь по льготам", отмечают специалисты Министерства финансов.
Вместе с тем, наиболее неожиданным и ощутимым для доходной части бюджета стал рост долгов между предприятиями ведущих отраслей экономики, что привело к потерям бюджета в размере 703 млн. грн., отметил глава Государственной Налоговой администрации Украины (ГНАУ) Николай Азаров. Только по предприятиям топливно-энергетического комплекса рост недоимки в первом полугодии превысил 60%.
Для увеличения поступлений во втором полугодии Налоговая администрация намерена "активно взяться за тех, кто использует схемы ухода от налогов". Вероятно, в первую очередь, это коснется нефтяной отрасли, поскольку, по мнению г-на Азарова, "они продали добытую нефть по заниженным ценам", что может свидетельствовать о махинациях с целью сокрытия реальной прибыли.
Эксперт Украинского центра экономических и политических исследований им. А. Разумкова Александр Барановский отметил в интервью "Контексту", что ситуация с недовыполнением бюджета вряд ли будет решена во втором полугодии, поскольку значительного ускорения темпов экономического развития не предвидится. Более того, помимо налоговых статей не выполняется план поступлений по приватизации, а также по внешним заимствованиям.
Несмотря на то, что в рамках программы расширенного финансирования Международный валютный фонд (МВФ) предполагал выделить порядка $550 млн., до настоящего момента этот вопрос не решен, а 4 сентября действие программы заканчивается. Прекращение сотрудничества с МВФ будет означать "проблематичность получения кредитов от Мирового банка", отметил эксперт.
Таким образом, скорее всего, к осени правительство встанет перед проблемой финансирования значительного дефицита бюджета. Варианты решения данной проблемы в условиях отсутствия внешнего финансирования сводятся к секвестру бюджета, законодательному увеличению предельного размера дефицита (который согласно Закону "О Государственном бюджете на 2002 год" установлен в размере 4,3 млрд. грн.) и увеличению внутренних займов.
В настоящий момент, по мнению Барановского, сложно сказать, какой вариант будет выбран правительством, поскольку каждый из них сопряжен с рядом сложностей, которые в конечном результате приводят к уменьшению потенциала роста экономики. Секвестр бюджета будет означать недофинансирование ряда государственных программ, а заимствования на внутреннем рынке, помимо сложностей для правительства в размещении государственных ценных бумаг (ввиду низкого спроса на эти бумаги) - будет "отвлекать" деньги из экономики, тем самым увеличивая стоимость кредитных ресурсов для предпринимателей.
По мнению министра финансов Игоря Юшко, идея об отчете правительства перед парламентом по итогам выполнения бюджета за первое полугодие возникла в связи с намерением многих депутатских фракций инициировать отставку правительства. Многие аналитики прогнозируют, что голосование по этому вопросу может состояться в Верховной Раде уже на этой неделе, после принятия решения по поводу обнародованной на прошлой неделе правительственной программы.
Но глава парламентского бюджетного комитета, представитель фракции "Наша Украина" Петр Порошенко разъяснил, что признание работы правительства неудовлетворительной не влечет за собой отставку Кабинета министров или некоторых его членов. Поэтому до начала осени изменений в исполнительном органе власти не предвидится, а значит, никаких кардинальных изменений в экономике происходить не будет.