Акцизные сборы могут быть повышены
Суббота, 8 июня 2002, 15:51
Правительство использует все возможные методы ради наполнения доходной части бюджета
Министр финансов Украины Игорь Юшко заявил о том, что правительство намерено предложить Верховной Раде увеличить акцизные сборы на ряд товаров. Он отметил: "Существенного увеличения акцизов не предполагается. Речь идет вообще об индексации акцизов на уровень инфляции, который произошел за время, пока эти акцизы не пересматривались". Каких именно товаров может коснуться ожидаемое повышение акцизов, министр не конкретизировал.
Игорь Юшко сообщил, что упомянутые предложения изложены в подготовленном правительством проекте Закона "О внесении изменений в некоторые Законы о налогообложении". Согласно проекту, предполагается, в частности, внесение корректировок в Декрет Кабинета министров "Об акцизном сборе".
Суть предложений Министерства финансов состоит в необходимости проведения индексации специфической ставки акцизного сбора в соответствии с индексом инфляции (индексом потребительских цен). Это предполагает, что размер новой ставки акциза будет определяться путем умножения "старой" ставки на индекс годовой инфляции. Обновленные акцизные ставки, согласно предложению правительства, должны ежегодно утверждаться Верховной Радой одновременно с принятием закона "О Государственном бюджете Украины" и вступать в силу с 1 января каждого нового года.
Как известно, в настоящее время в Украине существуют преимущественно так называемые специфические ставки акцизных сборов, которые предполагают уплату фиксированной суммы сбора в зависимости от единицы массы, объема, количества товара. Предприниматели считают существующую схему несовершенной и неэффективной, поскольку данный вид ставок не дифференцирует товары разных ценовых категорий. Иными словами, на дорогие и дешевые товары устанавливается одинаковая акцизная нагрузка, что обременительно для многих потребителей.
С одной стороны, в условиях инфляции такой вид акциза поддерживает уровень бюджетных поступлений (цена на товары увеличивается - соответственно, увеличивается и сумма акциза, подлежащего уплате). С другой - эта система позволяет производителям и импортерам фиктивно уменьшать себестоимость подакцизной продукции, минимизируя таким образом непрямые налоги, что, в свою очередь, приводит к уменьшению поступлений в бюджет.
Признавая необходимость изменения существующей системы взимания акцизных сборов, большинство экономистов критически оценивают обнародованную министром финансов инициативу Кабинета министров.
По мнению экспертов, опрошенных "Контекстом", очевидной причиной, побуждающей правительство инициировать вопрос о повышении акцизных ставок, является низкий уровень выполнения доходной части государственного бюджета. В частности, по данным Государственной налоговой администрации Украины (ГНАУ), в мае доходы госбюджета были выполнены лишь на 75%.
И хотя, как заявил глава ГНАУ Николай Азаров, налоговая администрация намерена "оперативно реагировать на заявления об убытках предприятий и направлять туда инспекторов для проверок" (с целью выявления скрываемых прибылей и увеличения поступлений в бюджет), глава Фонда поддержки предпринимательства Эрнест Грамацкий отмечает, что ресурсы исполнительной власти по увеличению фискального давления на предпринимателей почти исчерпаны.
Именно этот факт, вероятно, побуждает правительство поднять вопрос о повышении акцизных ставок. Тем более, что в течение первых четырех месяцев текущего года поступления от акцизных сборов значительно увеличились, что способствовало улучшению наполнения доходной части госбюджета.
Однако доля акцизных сборов в доходах бюджета в настоящее время не превышает 6-7%. Согласно закону "О Государственном бюджете Украины на 2002 год", доходы от акцизных сборов с товаров, произведенных в Украине, должны составить 2,5 млрд.грн. (на 402 млн. больше, чем в 2001 году), от акцизных сборов с импортируемых товаров - 0,7 млрд. грн. (на 80,3 млн. грн. больше, чем в прошлом году), общая сумма налоговых поступлений запланирована на уровне 29,6 млрд.грн.
Однако, как отметила в беседе с корреспондентом "Контекста" эксперт Агентства гуманитарных технологий Елена Дурманова, "повышение ставок акцизного сбора вряд ли сможет спасти бюджет, но, скорее всего, приведет к серьезным негативным последствиям в экономике в целом". Эксперт пояснила, что даже если на начальном этапе реализации правительственных предложений поступления от акциза в доходную часть бюджета возрастут, то через некоторое время часть легального производства, спасаясь от усилившегося акцизного бремени, перейдет "в тень", что приведет к уменьшению бюджетных поступлений от акциза.
Эксперты полагают, что в нынешних украинских условиях целесообразно было бы не пересматривать ставки, а изменить механизм взимания акциза - подобно тому, как это происходит в странах Западной Европы. В некоторых из них применяется так называемая смешанная система уплаты акциза (фиксированная сумма сбора плюс процент от базы налогообложения).
Такое обложение акцизом, по мнению экспертов, оптимизирует поступления в государственный бюджет от данного обязательного платежа и при этом не сказывается на доходах производителя. Кроме этого, смешанная система служит своеобразным ограничителем ценовых диспропорций на рынке.
Вместе с тем, эксперты отмечают, что проблема перехода на смешаную систему акцизных ставок вряд ли будет решена в ближайшем будущем в Украине. Хотя в существующем на сегодня проекте Налогового Кодекса предусмотрены изменения в администрировании взимания акциза, однако украинский парламент пока не определился ни со сроками принятия Кодекса, ни с тем, будет ли продолжена работа над существующим проектом, или Верховная Рада начнет разрабатывать документ в совершенно новой редакции.
Министр финансов Украины Игорь Юшко заявил о том, что правительство намерено предложить Верховной Раде увеличить акцизные сборы на ряд товаров. Он отметил: "Существенного увеличения акцизов не предполагается. Речь идет вообще об индексации акцизов на уровень инфляции, который произошел за время, пока эти акцизы не пересматривались". Каких именно товаров может коснуться ожидаемое повышение акцизов, министр не конкретизировал.
Игорь Юшко сообщил, что упомянутые предложения изложены в подготовленном правительством проекте Закона "О внесении изменений в некоторые Законы о налогообложении". Согласно проекту, предполагается, в частности, внесение корректировок в Декрет Кабинета министров "Об акцизном сборе".
Суть предложений Министерства финансов состоит в необходимости проведения индексации специфической ставки акцизного сбора в соответствии с индексом инфляции (индексом потребительских цен). Это предполагает, что размер новой ставки акциза будет определяться путем умножения "старой" ставки на индекс годовой инфляции. Обновленные акцизные ставки, согласно предложению правительства, должны ежегодно утверждаться Верховной Радой одновременно с принятием закона "О Государственном бюджете Украины" и вступать в силу с 1 января каждого нового года.
Как известно, в настоящее время в Украине существуют преимущественно так называемые специфические ставки акцизных сборов, которые предполагают уплату фиксированной суммы сбора в зависимости от единицы массы, объема, количества товара. Предприниматели считают существующую схему несовершенной и неэффективной, поскольку данный вид ставок не дифференцирует товары разных ценовых категорий. Иными словами, на дорогие и дешевые товары устанавливается одинаковая акцизная нагрузка, что обременительно для многих потребителей.
С одной стороны, в условиях инфляции такой вид акциза поддерживает уровень бюджетных поступлений (цена на товары увеличивается - соответственно, увеличивается и сумма акциза, подлежащего уплате). С другой - эта система позволяет производителям и импортерам фиктивно уменьшать себестоимость подакцизной продукции, минимизируя таким образом непрямые налоги, что, в свою очередь, приводит к уменьшению поступлений в бюджет.
Признавая необходимость изменения существующей системы взимания акцизных сборов, большинство экономистов критически оценивают обнародованную министром финансов инициативу Кабинета министров.
По мнению экспертов, опрошенных "Контекстом", очевидной причиной, побуждающей правительство инициировать вопрос о повышении акцизных ставок, является низкий уровень выполнения доходной части государственного бюджета. В частности, по данным Государственной налоговой администрации Украины (ГНАУ), в мае доходы госбюджета были выполнены лишь на 75%.
И хотя, как заявил глава ГНАУ Николай Азаров, налоговая администрация намерена "оперативно реагировать на заявления об убытках предприятий и направлять туда инспекторов для проверок" (с целью выявления скрываемых прибылей и увеличения поступлений в бюджет), глава Фонда поддержки предпринимательства Эрнест Грамацкий отмечает, что ресурсы исполнительной власти по увеличению фискального давления на предпринимателей почти исчерпаны.
Именно этот факт, вероятно, побуждает правительство поднять вопрос о повышении акцизных ставок. Тем более, что в течение первых четырех месяцев текущего года поступления от акцизных сборов значительно увеличились, что способствовало улучшению наполнения доходной части госбюджета.
Однако доля акцизных сборов в доходах бюджета в настоящее время не превышает 6-7%. Согласно закону "О Государственном бюджете Украины на 2002 год", доходы от акцизных сборов с товаров, произведенных в Украине, должны составить 2,5 млрд.грн. (на 402 млн. больше, чем в 2001 году), от акцизных сборов с импортируемых товаров - 0,7 млрд. грн. (на 80,3 млн. грн. больше, чем в прошлом году), общая сумма налоговых поступлений запланирована на уровне 29,6 млрд.грн.
Однако, как отметила в беседе с корреспондентом "Контекста" эксперт Агентства гуманитарных технологий Елена Дурманова, "повышение ставок акцизного сбора вряд ли сможет спасти бюджет, но, скорее всего, приведет к серьезным негативным последствиям в экономике в целом". Эксперт пояснила, что даже если на начальном этапе реализации правительственных предложений поступления от акциза в доходную часть бюджета возрастут, то через некоторое время часть легального производства, спасаясь от усилившегося акцизного бремени, перейдет "в тень", что приведет к уменьшению бюджетных поступлений от акциза.
Эксперты полагают, что в нынешних украинских условиях целесообразно было бы не пересматривать ставки, а изменить механизм взимания акциза - подобно тому, как это происходит в странах Западной Европы. В некоторых из них применяется так называемая смешанная система уплаты акциза (фиксированная сумма сбора плюс процент от базы налогообложения).
Такое обложение акцизом, по мнению экспертов, оптимизирует поступления в государственный бюджет от данного обязательного платежа и при этом не сказывается на доходах производителя. Кроме этого, смешанная система служит своеобразным ограничителем ценовых диспропорций на рынке.
Вместе с тем, эксперты отмечают, что проблема перехода на смешаную систему акцизных ставок вряд ли будет решена в ближайшем будущем в Украине. Хотя в существующем на сегодня проекте Налогового Кодекса предусмотрены изменения в администрировании взимания акциза, однако украинский парламент пока не определился ни со сроками принятия Кодекса, ни с тем, будет ли продолжена работа над существующим проектом, или Верховная Рада начнет разрабатывать документ в совершенно новой редакции.