Заметки ходока по правительственным сайтам

Среда, 5 июня 2002, 17:44
Как ни печально констатировать этот факт, но сегодня любой "движитель" идеи Информационного общества в Украине остаётся (и, я думаю, будет оставаться ещё довольно долго, и не только в Украине) своеобразным миссионером в варварской стане, приходским юродивым. И это не просто факт, как говорил известный персонаж, – так оно и есть на самом деле. По крайней мере, я не представляю, как иначе объяснить действия власти в русле так называемой "информатизации". В этом плане власть продолжает проявлять стойкие симптомы шизофрении: выступая сразу в нескольких ипостасях, она в итоге не знает, какой из себя угодить.

Так что для той себя, что предназначена демонстрировать "европейский выбор Украины", она заказывает разработку стратегий, написание теоретических работ и обширнейших аналитических записок – как именно мы намерены строить Информационное общество, и с какими именно пороками мы собираемся бороться с его помощью. Для обличья "верного славянского брата", верно получающего нефть и газ, власть старательно требует изучения и адаптации опыта соседней державы для украинских реалий – фактически, это сводится к переводу текстов и замене в нём "России" "Украиной". Всё это, естественно, с обязательной ссылкой на источники – а то вдруг кто-то сразу не поймёт, как сильна в нас братская любовь.

Ещё одно умильное личико существует для МВФ и прочих структур, работающих по стандартам США. В лучших американских традициях власть доказывает свою готовность оптимизировать работу государственного аппарата, расширить возможности для честного ведения бизнеса, предоставить рядовому гражданину реальные инструменты для контроля деятельности чиновников – и всё это с подробными и детально обоснованными бизнес-планами. По возможности, стройные таблицы проектов иллюстрируются цифрами – сэкономленные суммы, процент компьютеризации и прочее. Как жаль, что безвозвратно ушла в прошлое фраза "по сравнению с 1913 годом". Хотя...

Кроме этого, существует ещё один, "задний лик" нашей власти – тот самый, которым она повёрнута к рядовому гражданину. Именно на него мы натыкаемся при каждой наивной попытке воспользоваться всеми теми возможностями, которые усердно живописует власть во всех прочих ипостасях. А также в случае, когда со щенячьим восторгом пробуем себя в роли "взаправдашнего электронного гражданина". Ну и тут же, понятное дело, тычемся мордой в это самое, в смысле – в заботу родного чиновника о гражданине.

Вот, скажем, идёшь ты из лучших чувств на сайт отечественного Кабинета министров, встречаешь линк, допустим, Житомирской областной госадминистрации. Дай-ка, думаешь, гляну, чего они там с сайтом настарались. Глядишь. И понимаешь, что лучше бы ты этого не делал, а продолжал и дальше лелеять в душе светлый образ Информационного общества.

Ладно – берёшь себя в руки и выступаешь в долгий и многотрудный поход по сайтам министерств, комитетов, администраций, советов. Путь действительно долог и труден – единого портала или хотя бы принципа построения имён не существует. Слава богу, хоть все они объединены доменом .ua.

Поиск по категории (а это делать приходится, поскольку линков всех ресурсов, имеющих отношение к власти, в собранном, организованном виде не существует нигде, даже на "портале" Кабмина) через некоторое время выводит из себя: ни одна поисковая машина не даёт исчерпывающего или хотя бы более-менее полного перечня. Это не напраслина, и не чёрный пиар – это горькая правда жизни. Но в самых неожиданных местах всё-таки можно обнаружить ссылку на нигде не "оприходованную" страницу, возможно – очень интересную. Хотя содержательных, интересных и полезных ресурсов вовсе не так уж много.

Главные страницы официальных сайтов не блещут функциональностью и информативностью. Часто к этим "достоинствам" можно отнести и зубодробительную грамотность. Эргономики и удобства ждать уже не приходится, тем более – оригинального дизайна. Однако приятно наткнуться вдруг на действительно хорошо сделанный ресурс – такой, как киевский областной, ивано-франковский или днепропетровский. Через раз встречается электронная почта соответствующего органа, через два на третий – окошко внутреннего поиска. Заполняет сайты кто попало и чем попало.

Замечена закономерность: чем большую часть работ выполняла более-менее профессиональная компания за реальные деньги – тем более пристоен уровень технического исполнения, дизайна, функциональности. И соответственно, прямо противоположный результат наблюдается, когда исполнителем является какое-либо подразделение самого государственного органа и на деньги из внутреннего бюджета организации. Эта связь настолько прочна, что сказывается и на качестве поддержания ресурса в рабочем состоянии.

Вообще же создаётся впечатление, что в Украине в самом деле понятия не имеют, зачем создаются электронные правительственные ресурсы и что на них может понадобиться посетителю. Все нормальные государственные органы и учреждения в любой стране мира строят свою деятельность в сети и формируют структуру сайтов по принципу FAQ – то, что больше всего интересует граждан, с чем чаще всего обращаются.

Городок небольшой и на дворе лето? Большая часть главной страницы заполнена погодой, температурой воды, отчётами о состоянии пляжей, рекомендациями врачей и косметологов, стоимостью проката катеров, сведениями о доступных развлечениях, статистикой преступлений и рекомендациями, как уберечься от преступников. Не слишком официально? но именно за этими сведениями сюда заходят граждане, именно это волнует их в данное время – доступный, качественный, безопасный отдых. Всё прочее временно передвинуто на внутренние страницы сайта.

Городок молодой, много семей с детьми школьного возраста – муниципальный сайт посвящён школам: статистика, расписания, преподаватели, адреса, льготы при оплате, ответственность родителей, сведения об успеваемости и посещении занятий...

Возможно, там всё делается как у людей и для людей потому, что государственное управление – это тоже бизнес?

Если же судить по содержанию украинских сайтов, то большинство министерств, комитетов и администраций считают, что сайт – очередная форма заявления о существовании и дополнительная строка отчётности. Вот, мол, сказали сделать – сделали.

Для случайно же забредшего рядового гражданина – внушительное лицо главы соответствующего органа, его же приветственная речь, пара интервью с ним же и новостей о нём же... Вот, собственно, и всё, что считается обязательным на официальном сайте. Кто-то добавляет часы приёма и телефоны, кто-то биографию, кто-то фотогалерею – но это непринципиально. Ведь чаще всего более-менее полезная информация появляется лишь благодаря частной инициативе конкретного исполнителя сайта, который разделяет скепсис обычного гражданина по поводу директив.

Забавно смотрится сайт, когда ответственным лицам приходит в голову, что обычным посетителем именно их сайта является иностранец. В таком случае обычный презентационный характер сайта дополняется лубочными картинками "родной области" (министерства, отрасли, службы) на английском и украинском. Но главного это не меняет.

Основной проблемой внедрения электронного правительства в Украине остаётся директивность этого процесса, а стало быть – формальность результата. Этого и следовало ожидать, учитывая обратную направленность процесса – не снизу вверх, исходя из инициатив местных органов власти и их избирателей, а сверху вниз, в приказном порядке. Соответственно, и результат отражает потребности не граждан и бизнеса, а государства и чиновников.

Я, пожалуй, немного зациклился на украинских проблемах государственной информатизации, но в данном случае эти проблемы, во всяком случае в рамках СНГ, характеризует удивительная общность. Только в каждом государстве наблюдается свой, индивидуальный крен в сторону тех или иных ошибок.

Грузинские и армянские официальные сайты направлены преимущественно на просвещение иностранных посетителей. Сайты государственных органов среднеазиатских республик тяготеют к "культу личности" руководителей соответствующего уровня (страны, парламента, министерства, города). Сайты Беларуси пестрят статистикой и статьями в духе "у нас всё хорошо" (и, естественно, подробно расписывается причина такого процветания – бацька Лукашенко).

Фундамент eGov Российской Федерации в полной мере отражает тенденции к "укреплению властной вертикали" в стране. Украина просто объединяет в равной мере все ошибки, возможные на этом пути, и поэтому наиболее удобна для анализа.

Ещё немного о качестве исполнения официальных интернет-ресурсов: конечно же, сайты электронного правительства Российской Федерации превосходят (и часто значительно) продукт соседних государств: Россия действительно богаче остальных стран региона. Возможно, именно в силу этого (по крайней мере, многих этот довод утешает) контент государственного интернета более-менее отвечает представлениям гражданского общества о функциях органов государственного управления.

По пристальном рассмотрении обнаруживается, что такая форма работы государства с гражданами и бизнесом также идеальна для контроля этих самых граждан и бизнеса, а также для направления их действий в максимально выгодное для чиновников русло. Яркий пример этому описан в письме российского гражданина в ежемесячной рассылке-обозрении наиболее важных событий восточно-европейского региона.

Товарищ описывает свои попытки "уплатить налоги и спать спокойно": он был чрезвычайно рад обнаружить на сайте налогового ведомства России автоматическую форму налоговой декларации, большинство утомительных и повторяющихся расчётов производящую самостоятельно. Но это он как гражданин Европы обрадовался и заполнил форму. А как гражданин РФ не смог перебороть свою постсоветскую сущность и недоверие к государству – не пожалел времени и сил, сел и вручную пересчитал все четыре приложения к декларации.

Как оказалось, худшая часть натуры была права – родное государство обжуливало горячо любимого гражданина в каждой графе. Там посчитает дважды доход, здесь округлит до целого всё после запятой (естественно, в свою пользу)... Товарищ-то пересчитал. А ведь рассчитан балаганчик на тех, кто верит слову "автоматически". Вносят они основные показатели доходов, ждут, пока система сама выдаст полностью заполненный документ, который и отсылают налоговикам. Что-то не верится мне, что совестливые налоговики перепроверят суммы и с тысячью извинений вернут излишек гражданам. И, опять-таки, я не думаю, что любые другие автоматические схемы, любезно предлагаемые государством, созданы исходя из интересов прежде всего граждан. Слишком уж велик соблазн.

Другая сторона проблемы информатизации власти и, пожалуй, более важная, чем направленность и качество исполнения государственных ресурсов, это законодательное и финансовое обеспечение.

Сегодня правительство в Украине демонстрирует отсутствие национальных приоритетов и рационального отношения к бюджету. Оно не верит в отечественного разработчика и демонстрирует приверженность дорогим проектам. "Сейчас сайт Кабмина работает на доморощенном и, соответственно, непрофессиональном программном обеспечении, и из-за этого доступ большого количества пользователей к ресурсу часто весьма затруднён. Для реализации проекта портала исполнительной власти будет объявлен конкурс...

Мы не хотим, чтобы на нас тренировались", - говорит начальник Управления стратегии развития информационных ресурсов и технологий Кабинета Министров Украины Виктор Бондарь. Хотя при этом чиновники любят перечислять достижения и громоздить цифры сэкономленных сумм. Но интересней другое.

Зачем, например, секретариату кабинета министров компьютеры профессионального уровня стоимостью $1500 (по крайней мере, на первом этапе, когда все проекты лишь в разработке) и почему при внедрении компьютерной сети Дома Правительства предпочтение было отдано дорогим проектам от западных компаний? Ведь средств, пусть и на частичное обеспечение потребностей создания электронного правительства, в бюджете нет. Своими силами государство не в состоянии позволить себе усовершенствованный инструмент, который сократит его расходы и повысит эффективность – а при удачном развитии событий сделает корпорацию "государство" прибыльной.

И почему, наконец, техническое, программное и финансовое обеспечение электронного правительства должно идти только за счет бюджета? Вполне естественно будет, если в обмен на определенные временные льготы производитель компьютерного или сетевого оборудования (определенный открытым тендером с использованием уже существующих правительственных он-лайновых ресурсов) возьмется бесплатно или за очень небольшую цену поставить нужную технику. Опять-таки, оборудование необязательно должно быть новейшим и мощнейшим.

Например, потребности интранета полностью удовлетворят компьютеры, уже снятые с производства, значительное количество которых осталось на складах и даже не распаковано. Ведь оптимизация документооборота и хранение данных, предотвращение дублирования функций и затрат достигается вследствие внедрения новых принципов работы правительственных структур, а не новых компьютеров, дизайна системного блока или плоских мониторов.

Здесь нельзя не отметить "Электронную Россию", ориентированную преимущественно на отечественных разработчиков и производителей. Но этот плюс нивелируется минусом, на мой взгляд, достаточно серьёзным, чтобы исключить эту программу из перечня ориентиров для Украины. Я всё о той же "вертикали власти", государственных службах (пожалуй, можно сказать спецслужбах), довлеющих над гражданином, его интересами и потребностями. И, конечно, несравнимые возможности государственного бюджета. Так что российский путь останется только российским – и по вполне объективным причинам. Украине же только предстоит встать на путь государственной информатизации.

Однако уже сейчас написаны программы, имеются теоретические разработки, созданы и просчитаны бизнес-планы и проекты для грантов и инвестиций. Но всё это начнёт работать только после создания соответствующей законодательной базы, после внесения пункта "электронное правительство" в стратегии развития страны и в бюджет, после корректировки образовательных планов и программ аттестации госслужащих, после законодательного закрепления их ответственности перед гражданами за качество обслуживания и прописывания связанных с этим процедур... Конечно же, для этого нужны лоббисты в парламенте и правительстве.

При всём опережении, Российская Федерация всё же и дальше идёт по пути жёсткой централизации инициативы, в ИТ-отрасли в том числе. Украина всё ещё имеет возможность выбора более цивилизованного варианта развития. Однако сегодня ни парламент, ни правительство, похоже, не готовы ни активно принимать документы, ни достойно финансировать проекты е-Gov. Придётся, по-видимому, подождать ещё год-другой с "электронным правительством" и "Электронной Украиной", то есть, поотстать ещё на пару лет и пару миллиардов (а может быть и триллионов).

Безусловно, в конце концов наша власть опомнится и примется яростно поднимать непаханую цифровую целину. Но тогда уж точно урожай не составит больше, чем отработавшие программы и техника, а в довесок – дискриминационные меры по "контролированию законности использования" и "защите прав интеллектуальной собственности". Это не страшилка, это обыденность. Мы не выдумываем потребности в информатизации и создании электронного правительства. Мы констатируем данность.

Никогда не стоит путать стратегов с прожектёрами. Вам, господа чиновники, это обойдётся дорого. Именно вам, если уж интересы государства и граждан давно опостылели. Так что беритесь за клавиатуры и докажите, на что ещё годятся ваши головы. Надеюсь, они способны на большее, чем нести гордый профиль.

Автор - заместитель директора Института Информационного общества