ГПУ – предвыборный пятновыводитель
Среда, 5 июня 2002, 15:18
"…Неприкосновенность депутата вовсе не означает, что он может делать все, что угодно… В интересах парламента или доказать, что подозрения беспочвенны, или изгнать "паршивую овцу"… Парламент не может позволить себе ходить с пятном…"
Леонид Кучма, президент Украины, 1999 год
Уже второй месяц святилище украинской Фемиды - генеральная прокуратура, работает без главного жреца. Исход генерального прокурора Михаила Потебенько в депутаты заставляет гадать всю политическую тусовку о кандидатурах возможных преемников, которых готовит президент. Останется ли у руководства команда Потебенько? Это не устраивает очень многих, и в первую очередь – главу налоговой администрации Николая Азарова, по-прежнему одного из самых близких людей президенту Леониду Кучме. В коридорах ГПУ и администрации президента идет борьба политических группировок за контроль над прокуратурой в канун избирательной кампании 2004 года. В том числе с помощью президентских указов, которые готовят сейчас к публикации.
Закон в загоне, загон в законе
"Вера в правосудие поддерживается не тысячами ежедневных справедливых приговоров, а редкими случаями, когда можно опасаться, что суд станет угодливым, потворствующим, прислуживающим".
Анатолий Кони, прокурор Петербургского суда Российской империи
Еще не стихли парламентские баталии по распределению портфелей в руководстве Верховной Рады, а политическая элита уже готовится к решению насущных задач. Главной из них является подготовка к кампании по выборам президента в 2004 году. И первым шагом, который предпримет новый парламент, будет вопрос обеспечения личной безопасности. Одним из средств, чтобы предохраниться от непредсказуемой политики властей (читай, президента), для истэблишмента является депутатская неприкосновенность.
Конституция предусмотрела единственный инструмент для снятия иммунитета – представление, подписанное генеральным прокурором, и утвержденное большинством ВР. Практика показала, что сам факт обнародования такого представления подрывает авторитет политического деятеля. Очевидно, что любого нашего лидера можно привлечь к ответственности за его действия в темное время накопления капитала в Украине в девяностых годах. Вопрос только в мере этой ответственности. Рассмотрение представлений прокуратуры по делам нардепов Звягильского, Лазаренко, Агафонова, Жердицкого показывает, что обвиняемые еще до суда сразу становятся "козлами отпущения" за все мыслимые грехи. Против подозреваемого Лазаренко, бывшего фаворита президента Кучмы, власть проводит такие "пятиминутки ненависти", как против оруэлловского Гольдштейна, воплощения зла. Поскольку все лишенные иммунитета, в различной степени проявляли оппозиционные настроения, в парламенте распространена точка зрения, что представления генеральной прокуратуры являются орудием политической борьбы. В прокуратуре же считают эти обвинения контрпропагандой нечистоплотных политиков.
Но парадокс в том, что роковых представлений боятся не столько профессиональные оппозиционеры, сколько люди, однозначно связавшие себя с Кучмой. Как показал пример Тимошенко, для оппозиции тюрьма – лучшая предвыборная реклама. А вот для лидеров ведущих финансово-политических групп, которые получили мандаты, "объективное" внимание нашей неподкупной Фемиды означает разгром бизнеса и лоббистской структуры. Поэтому уже сейчас многие олигархи в один голос заявляют, что не имеют оснований поддерживать какую-либо кандидатуру на пост генерального прокурора. Им выгодно наличие исполняющего обязанности. По Конституции только утвержденный прокурор имеет право подавать представление на снятие депутатской неприкосновенности. И.о. таким дивным правом не обладает.
Чтобы "друзья" не расслаблялись, президент каждому периодически демонстрирует зыбкость вельможного положения – с помощью строгих выговоров, рейдов налоговой милиции и т.п. Перед выборами прокуратура заявила о возбуждении уголовных дел на двух бизнесменов, некогда близких президенту – Волкова и Червоненко. Шаг в сторону – и… любой олигарх может получить по высшей мере президентского гуманизма. Кое-кому Леонид Данилович так прямо и заявил, когда некоторые его сторонники упрямились при вступлении во фракцию "Единая Украина".
Вместе с тем, большой бизнес нуждается в 2004 году в некоторой свободе рук. Фигура Кучмы консолидирует олигархическую общественность. Фигура любого другого кандидата власти приведет к политической войне. Для повышения маневренности в новых условиях, гранды желают безбоязненно разложить яйца по всем перспективным корзинам, в том числе оппозиционным. Диктат президента помешает строить светлое самостоятельное будущее. Олигархи не хотят, чтобы государственная бюрократия "строила" их так же бесцеремонно и унизительно, как на последних парламентских выборах. А "строят" в том числе с помощью прокурорской дубины. Причем значение этой дубины колоссально возрастает, даже несмотря на сужение возможностей ГПУ в результате малой судебной реформы.
Трудно вспоминаемый указ
"Надлежит законы и указы писать ясно, чтоб их не перетолковывать. Правды в людях мало, а коварства много. Под них такие же подкопы чинят, как и под фортецию". Петр Великий, российский император
Сейчас производство всех кадровых назначений в прокуратуре – исключительная прерогатива шефа ГПУ. По словам людей, которые заходят в президентский кабинет "как к дедушке в гости", перед стартом избирательной кампании в начале этого года глава государства подписал закрытый указ, который предусматривал включение сотрудников прокуратуры в номенклатуру исполнительной власти. Формально это означает согласование с администрацией президента всех назначений в прокуратуре, начиная с районного уровня. То есть фактически прокуратура может превратиться в охранное отделение администрации президента. Указ встретил яростное сопротивление не только в руководстве прокуратуры. Он широко обсуждался начальством других силовых структур, которое опасается вмешательства штатской бюрократии и в свои собственные кадровые расклады.
Поскольку в кабинете президента дверь одна, а входов, как известно, несколько, нашлись люди, которые убедили Леонида Даниловича не вводить в действие уже подписанный указ. Документ не был отправлен в архив, он ждет своего часа на столе главы государства. Грифа "секретно" на нем нет, так что никакой тайны мы не разглашаем (информация из президентского кабинета утекает широкими неудержимыми потоками). Однако трудно представить, какой резонанс вызовет обнародование даже самого проекта документа не только среди оппозиции, но и среди западных наблюдателей.
Любопытна реакция бывшего генерального прокурора Михаила Потебенько, на просьбу УП официально подтвердить или опровергнуть сам факт существования вышеупомянутого президентского указа. Михаил Алексеевич вначале очень быстро ответил: "Что-то не могу вспомнить такой указ…", так и не пожелав ответить "да" или "нет". Но после долгой паузы сделал интересную ремарку: "Если нечто и было в том роде, как вы сказали, то это наверняка не инициатива президента… Знаете, в аппарате всегда находятся люди, плохо знакомые с законодательством и Конституцией. Это наша общая беда... Извините, я больше ничего не хочу комментировать по затронутой вами теме".
Информацию о подготовке данного указа независимо подтвердили два авторитетных представителя пропрезидентской фракции "Единая Украины", которые участвуют в консультациях по кандидатуре нового генерального прокурора. Они также заявили о существовании высокой вероятности, что президент выдвинет на утверждение парламента кандидата со стороны, который ныне не является работником прокуратуры.
Следствие ведет знаток
Политическая позиция самого Потебенько в парламенте является отражением той сложной подковерной борьбы, которая идет вокруг генеральной прокуратуры. Потебенько создал в ГПУ свою команду, костяком которой являются девять членов коллегии прокуратуры, – высшего исполнительного и консультативного органа. В коллегию входят и все нынешние заместители генерального прокурора, и бывшие прокурорские работники – например, первый вице-спикер Верховной Рады Геннадий Васильев. Эта команда озабочена карьерой, и потому желает обеспечить стабильность своей деятельности, проводит собственную, достаточно гибкую политику, умело защищает корпоративные интересы. Такие во многом самостоятельные действия, очевидно, отнюдь не всегда совпадают с интересами администрации президента, что вызывает там сильное раздражение. Как показывает долгое расследование дела "ЕЭСУ" и прочие громкие финансово-политические процессы, прокуратура не является для гаранта Конституции безотказным оружием. Оппоненты Потебенько из АП считают это большим минусом, "неспособностью добиваться поставленного результата любыми средствами".
Потебенько сохраняет пост главы Координационного комитета по борьбе с преступностью при президенте. Комитет является чисто бутафорской структурой. Но привязка к легковесному креслу, дает президенту возможность включить экс-прокурора в свою политическую схему, и одновременно резко ограничивает поле для маневров самого Потебенько. Причем Михаилу Алексеевичу пришлось поссориться с коммунистами, которые год назад обеспечили спасли его от выражения недоверия со стороны ВР. Утрата поддержки коммунистов резко сужает ареал политического компромисса и политическую самостоятельность коллегии ГПУ, и замыкает ее на "Единую Украину". Это значительно усложнило перспективу утверждения в ВР кандидата, который будет пользоваться поддержкой Потебенько.
Коллегия, неформальным лидером которой остается Потебенько, считает, что единственным преемником Михаила Алексеевича может быть только человек из его команды. Но кто из них имеет шансы получить требуемую поддержку и в Верховной Раде, и в администрации президента? Нынешний исполняющий обязанности и первый заместитель генерального прокурора Н.Гарник имеет большой авторитет в коллегии, опыт руководства, достаточно компромиссную политическую позицию. Однако по всем признакам, именно эти качества Гарника не вызывают восторга у Леонида Даниловича. Николай Васильевич, вместе с тем, однозначно может считаться одним из тузов президентской колоды.
Однозначно не имеет шансов Обиход, за которым в политической тусовке давно закрепилось неоправданное, а сейчас даже и обидное определение "друг Суркиса". Николай Сергеевич, будучи начальником следственного управления, умеет работать по 70-80 часов в неделю, лично курируя все резонансные дела касающиеся почти всей нашей элиты. Эта осведомленность, само собой, не принесла ему симпатий ни в парламенте, ни в правительстве, ни в АП.
В ходе "кассетного скандала" не снискали политической популярности Баганец и Винокуров. Впрочем, источники в ГПУ утверждают, что они не утратили шансы на выдвижение своих кандидатур. Совершенно непроходным считается Юрий Гайсинский, который в свое время слишком много занимался активной политикой. Президент в свое время явно симпатизировал Васильеву, но тот, очевидно, не станет покидать вице-спикерское кресло ради химерного выдвижения. Ни Васильев, ни еще один член коллегии Пшонка не имеют никаких шансов на утверждение парламентом, поскольку поддерживают тесные контакты с донецкой финансово-политической группировкой.
Еще два члена коллегии Кудрявцев и Шинальский пока не наработали достаточно прочных позиций и авторитета внутри ГПУ, и потому вряд ли команда Потебенько станет лоббировать их кандидатуры. Поиск фигуры, приемлемой и на Банковой, и на Грушевского, продолжается.
Руководство ГПУ должно несомненно опасаться, что президент с макиавеллистской ловкостью захочет произвести смену караула. По достоверным данным, президент имеет свои планы по формированию в прокуратуре новой команды, возглавить которую может человек со стороны.
Им может стать авторитетный в парламенте юрист. Поскольку таковых у нас не густо, то мыслящие депутаты называют в качестве возможных вариантов имена представителя президента ВР Александра Задорожного и министра юстиции Александра Лавриновича. Впрочем, Леонид Данилович готовит несколько проектов решения, и тонко играет на противоречиях властных группировок, лишая их посторонней опоры.
Сейчас в парламенте на пост генерального прокурора активно лоббируется кандидатура Святослава Пискуна, заместителя главы налоговой админситрации, начальника следственного управления ГНАУ. Ряд представителей "Единой Украины" называют именно Пискуна первым кандидатом на выдвижение со стороны президента. Пикантная деталь, -Святослав Михайлович пришел в налоговую с должности помощника прокурора Киевской области. Чем он приглянулся Николаю Яновичу, – известно только им двоим, однако служебный взлет занял у Пискуна всего пару лет. То ли Потебенько его "протолкнул", то ли Азаров "одолжил" у Потебенько – об этом не принято распространяться. В любом случае, вряд ли сейчас Михаил Алексеевич в восторге от своего бывшего подчиненного. Любопытно, что стремительная карьера Пискуна вызвала к нему, мягко говоря, настороженное отношение со стороны других заместителей Азарова, которые рассказывают о нем куда больше забавных фактов, чем прокурорские работники.
На данном этапе утверждение Пискуна генеральным прокурором представляется все же маловероятным. Деятельность Азарова вызывает сильные опасения других лидеров финансово-политических группировок. Кроме того, сама налоговая в парламенте пользуется не большей популярностью, чем в простом народе. Сама система ГНАУ, к чести Азарова, является достаточно эффективным механизмом, и там немало порядочных людей. Однако в неофициальных рейтингах коррумпированности государственных органов налоговики находятся вне конкуренции. Многие сотрудники превратили, скажем, процедуру возврата НДС в свой доходный приработок, и с подобными примерами сталкиваются все предприниматели. Захочет ли парламентская бизнес-элита голосовать за превращение прокуратуры в филиал Азарова? Вопрос, очевидно, риторический.
По оценкам авторитетных политических наблюдателей, как минимум до октября интриги вокруг назначения и утверждения нового генерального прокурора будут превалировать над расследованием каких-либо уголовных дел. Избирательная кампания в ГПУ идет уже сейчас. Ищут "проходного" кандидата в генеральные прокуроры. Избирательная кампания идет по всей стране.
Леонид Кучма, президент Украины, 1999 год
Уже второй месяц святилище украинской Фемиды - генеральная прокуратура, работает без главного жреца. Исход генерального прокурора Михаила Потебенько в депутаты заставляет гадать всю политическую тусовку о кандидатурах возможных преемников, которых готовит президент. Останется ли у руководства команда Потебенько? Это не устраивает очень многих, и в первую очередь – главу налоговой администрации Николая Азарова, по-прежнему одного из самых близких людей президенту Леониду Кучме. В коридорах ГПУ и администрации президента идет борьба политических группировок за контроль над прокуратурой в канун избирательной кампании 2004 года. В том числе с помощью президентских указов, которые готовят сейчас к публикации.
Закон в загоне, загон в законе
"Вера в правосудие поддерживается не тысячами ежедневных справедливых приговоров, а редкими случаями, когда можно опасаться, что суд станет угодливым, потворствующим, прислуживающим".
Анатолий Кони, прокурор Петербургского суда Российской империи
Еще не стихли парламентские баталии по распределению портфелей в руководстве Верховной Рады, а политическая элита уже готовится к решению насущных задач. Главной из них является подготовка к кампании по выборам президента в 2004 году. И первым шагом, который предпримет новый парламент, будет вопрос обеспечения личной безопасности. Одним из средств, чтобы предохраниться от непредсказуемой политики властей (читай, президента), для истэблишмента является депутатская неприкосновенность.
Конституция предусмотрела единственный инструмент для снятия иммунитета – представление, подписанное генеральным прокурором, и утвержденное большинством ВР. Практика показала, что сам факт обнародования такого представления подрывает авторитет политического деятеля. Очевидно, что любого нашего лидера можно привлечь к ответственности за его действия в темное время накопления капитала в Украине в девяностых годах. Вопрос только в мере этой ответственности. Рассмотрение представлений прокуратуры по делам нардепов Звягильского, Лазаренко, Агафонова, Жердицкого показывает, что обвиняемые еще до суда сразу становятся "козлами отпущения" за все мыслимые грехи. Против подозреваемого Лазаренко, бывшего фаворита президента Кучмы, власть проводит такие "пятиминутки ненависти", как против оруэлловского Гольдштейна, воплощения зла. Поскольку все лишенные иммунитета, в различной степени проявляли оппозиционные настроения, в парламенте распространена точка зрения, что представления генеральной прокуратуры являются орудием политической борьбы. В прокуратуре же считают эти обвинения контрпропагандой нечистоплотных политиков.
Но парадокс в том, что роковых представлений боятся не столько профессиональные оппозиционеры, сколько люди, однозначно связавшие себя с Кучмой. Как показал пример Тимошенко, для оппозиции тюрьма – лучшая предвыборная реклама. А вот для лидеров ведущих финансово-политических групп, которые получили мандаты, "объективное" внимание нашей неподкупной Фемиды означает разгром бизнеса и лоббистской структуры. Поэтому уже сейчас многие олигархи в один голос заявляют, что не имеют оснований поддерживать какую-либо кандидатуру на пост генерального прокурора. Им выгодно наличие исполняющего обязанности. По Конституции только утвержденный прокурор имеет право подавать представление на снятие депутатской неприкосновенности. И.о. таким дивным правом не обладает.
Чтобы "друзья" не расслаблялись, президент каждому периодически демонстрирует зыбкость вельможного положения – с помощью строгих выговоров, рейдов налоговой милиции и т.п. Перед выборами прокуратура заявила о возбуждении уголовных дел на двух бизнесменов, некогда близких президенту – Волкова и Червоненко. Шаг в сторону – и… любой олигарх может получить по высшей мере президентского гуманизма. Кое-кому Леонид Данилович так прямо и заявил, когда некоторые его сторонники упрямились при вступлении во фракцию "Единая Украина".
Вместе с тем, большой бизнес нуждается в 2004 году в некоторой свободе рук. Фигура Кучмы консолидирует олигархическую общественность. Фигура любого другого кандидата власти приведет к политической войне. Для повышения маневренности в новых условиях, гранды желают безбоязненно разложить яйца по всем перспективным корзинам, в том числе оппозиционным. Диктат президента помешает строить светлое самостоятельное будущее. Олигархи не хотят, чтобы государственная бюрократия "строила" их так же бесцеремонно и унизительно, как на последних парламентских выборах. А "строят" в том числе с помощью прокурорской дубины. Причем значение этой дубины колоссально возрастает, даже несмотря на сужение возможностей ГПУ в результате малой судебной реформы.
Трудно вспоминаемый указ
"Надлежит законы и указы писать ясно, чтоб их не перетолковывать. Правды в людях мало, а коварства много. Под них такие же подкопы чинят, как и под фортецию". Петр Великий, российский император
Сейчас производство всех кадровых назначений в прокуратуре – исключительная прерогатива шефа ГПУ. По словам людей, которые заходят в президентский кабинет "как к дедушке в гости", перед стартом избирательной кампании в начале этого года глава государства подписал закрытый указ, который предусматривал включение сотрудников прокуратуры в номенклатуру исполнительной власти. Формально это означает согласование с администрацией президента всех назначений в прокуратуре, начиная с районного уровня. То есть фактически прокуратура может превратиться в охранное отделение администрации президента. Указ встретил яростное сопротивление не только в руководстве прокуратуры. Он широко обсуждался начальством других силовых структур, которое опасается вмешательства штатской бюрократии и в свои собственные кадровые расклады.
Поскольку в кабинете президента дверь одна, а входов, как известно, несколько, нашлись люди, которые убедили Леонида Даниловича не вводить в действие уже подписанный указ. Документ не был отправлен в архив, он ждет своего часа на столе главы государства. Грифа "секретно" на нем нет, так что никакой тайны мы не разглашаем (информация из президентского кабинета утекает широкими неудержимыми потоками). Однако трудно представить, какой резонанс вызовет обнародование даже самого проекта документа не только среди оппозиции, но и среди западных наблюдателей.
Любопытна реакция бывшего генерального прокурора Михаила Потебенько, на просьбу УП официально подтвердить или опровергнуть сам факт существования вышеупомянутого президентского указа. Михаил Алексеевич вначале очень быстро ответил: "Что-то не могу вспомнить такой указ…", так и не пожелав ответить "да" или "нет". Но после долгой паузы сделал интересную ремарку: "Если нечто и было в том роде, как вы сказали, то это наверняка не инициатива президента… Знаете, в аппарате всегда находятся люди, плохо знакомые с законодательством и Конституцией. Это наша общая беда... Извините, я больше ничего не хочу комментировать по затронутой вами теме".
Информацию о подготовке данного указа независимо подтвердили два авторитетных представителя пропрезидентской фракции "Единая Украины", которые участвуют в консультациях по кандидатуре нового генерального прокурора. Они также заявили о существовании высокой вероятности, что президент выдвинет на утверждение парламента кандидата со стороны, который ныне не является работником прокуратуры.
Следствие ведет знаток
Политическая позиция самого Потебенько в парламенте является отражением той сложной подковерной борьбы, которая идет вокруг генеральной прокуратуры. Потебенько создал в ГПУ свою команду, костяком которой являются девять членов коллегии прокуратуры, – высшего исполнительного и консультативного органа. В коллегию входят и все нынешние заместители генерального прокурора, и бывшие прокурорские работники – например, первый вице-спикер Верховной Рады Геннадий Васильев. Эта команда озабочена карьерой, и потому желает обеспечить стабильность своей деятельности, проводит собственную, достаточно гибкую политику, умело защищает корпоративные интересы. Такие во многом самостоятельные действия, очевидно, отнюдь не всегда совпадают с интересами администрации президента, что вызывает там сильное раздражение. Как показывает долгое расследование дела "ЕЭСУ" и прочие громкие финансово-политические процессы, прокуратура не является для гаранта Конституции безотказным оружием. Оппоненты Потебенько из АП считают это большим минусом, "неспособностью добиваться поставленного результата любыми средствами".
Потебенько сохраняет пост главы Координационного комитета по борьбе с преступностью при президенте. Комитет является чисто бутафорской структурой. Но привязка к легковесному креслу, дает президенту возможность включить экс-прокурора в свою политическую схему, и одновременно резко ограничивает поле для маневров самого Потебенько. Причем Михаилу Алексеевичу пришлось поссориться с коммунистами, которые год назад обеспечили спасли его от выражения недоверия со стороны ВР. Утрата поддержки коммунистов резко сужает ареал политического компромисса и политическую самостоятельность коллегии ГПУ, и замыкает ее на "Единую Украину". Это значительно усложнило перспективу утверждения в ВР кандидата, который будет пользоваться поддержкой Потебенько.
Коллегия, неформальным лидером которой остается Потебенько, считает, что единственным преемником Михаила Алексеевича может быть только человек из его команды. Но кто из них имеет шансы получить требуемую поддержку и в Верховной Раде, и в администрации президента? Нынешний исполняющий обязанности и первый заместитель генерального прокурора Н.Гарник имеет большой авторитет в коллегии, опыт руководства, достаточно компромиссную политическую позицию. Однако по всем признакам, именно эти качества Гарника не вызывают восторга у Леонида Даниловича. Николай Васильевич, вместе с тем, однозначно может считаться одним из тузов президентской колоды.
Однозначно не имеет шансов Обиход, за которым в политической тусовке давно закрепилось неоправданное, а сейчас даже и обидное определение "друг Суркиса". Николай Сергеевич, будучи начальником следственного управления, умеет работать по 70-80 часов в неделю, лично курируя все резонансные дела касающиеся почти всей нашей элиты. Эта осведомленность, само собой, не принесла ему симпатий ни в парламенте, ни в правительстве, ни в АП.
В ходе "кассетного скандала" не снискали политической популярности Баганец и Винокуров. Впрочем, источники в ГПУ утверждают, что они не утратили шансы на выдвижение своих кандидатур. Совершенно непроходным считается Юрий Гайсинский, который в свое время слишком много занимался активной политикой. Президент в свое время явно симпатизировал Васильеву, но тот, очевидно, не станет покидать вице-спикерское кресло ради химерного выдвижения. Ни Васильев, ни еще один член коллегии Пшонка не имеют никаких шансов на утверждение парламентом, поскольку поддерживают тесные контакты с донецкой финансово-политической группировкой.
Еще два члена коллегии Кудрявцев и Шинальский пока не наработали достаточно прочных позиций и авторитета внутри ГПУ, и потому вряд ли команда Потебенько станет лоббировать их кандидатуры. Поиск фигуры, приемлемой и на Банковой, и на Грушевского, продолжается.
Руководство ГПУ должно несомненно опасаться, что президент с макиавеллистской ловкостью захочет произвести смену караула. По достоверным данным, президент имеет свои планы по формированию в прокуратуре новой команды, возглавить которую может человек со стороны.
Им может стать авторитетный в парламенте юрист. Поскольку таковых у нас не густо, то мыслящие депутаты называют в качестве возможных вариантов имена представителя президента ВР Александра Задорожного и министра юстиции Александра Лавриновича. Впрочем, Леонид Данилович готовит несколько проектов решения, и тонко играет на противоречиях властных группировок, лишая их посторонней опоры.
Сейчас в парламенте на пост генерального прокурора активно лоббируется кандидатура Святослава Пискуна, заместителя главы налоговой админситрации, начальника следственного управления ГНАУ. Ряд представителей "Единой Украины" называют именно Пискуна первым кандидатом на выдвижение со стороны президента. Пикантная деталь, -Святослав Михайлович пришел в налоговую с должности помощника прокурора Киевской области. Чем он приглянулся Николаю Яновичу, – известно только им двоим, однако служебный взлет занял у Пискуна всего пару лет. То ли Потебенько его "протолкнул", то ли Азаров "одолжил" у Потебенько – об этом не принято распространяться. В любом случае, вряд ли сейчас Михаил Алексеевич в восторге от своего бывшего подчиненного. Любопытно, что стремительная карьера Пискуна вызвала к нему, мягко говоря, настороженное отношение со стороны других заместителей Азарова, которые рассказывают о нем куда больше забавных фактов, чем прокурорские работники.
На данном этапе утверждение Пискуна генеральным прокурором представляется все же маловероятным. Деятельность Азарова вызывает сильные опасения других лидеров финансово-политических группировок. Кроме того, сама налоговая в парламенте пользуется не большей популярностью, чем в простом народе. Сама система ГНАУ, к чести Азарова, является достаточно эффективным механизмом, и там немало порядочных людей. Однако в неофициальных рейтингах коррумпированности государственных органов налоговики находятся вне конкуренции. Многие сотрудники превратили, скажем, процедуру возврата НДС в свой доходный приработок, и с подобными примерами сталкиваются все предприниматели. Захочет ли парламентская бизнес-элита голосовать за превращение прокуратуры в филиал Азарова? Вопрос, очевидно, риторический.
По оценкам авторитетных политических наблюдателей, как минимум до октября интриги вокруг назначения и утверждения нового генерального прокурора будут превалировать над расследованием каких-либо уголовных дел. Избирательная кампания в ГПУ идет уже сейчас. Ищут "проходного" кандидата в генеральные прокуроры. Избирательная кампания идет по всей стране.