Чернобыль-Кучма-Динамо. Что в Европе знают об Украине?

Четверг, 20 июня 2002, 12:45
Представители официального Киева в последнее время не устают заявлять о намерениях Украины присоединиться к ЕС. Но что думают по этому случаю жители стран Евросоюза? Какой имидж у Украины на Западе? Ответы на эти вопросы попробовали найти эксперты австрийской консалтинговой компании "Troon Fields", проведя социологическое исследование об имидже Украины в мире.

Территория исследования охватила все страны Европейского Союза, а также Норвегию, Швейцарию, США и Канаду. Проанкетировали в общей сложности 1.500 журналистов, бизнесменов и представителей других влиятельных профессий. Кроме того, осуществлен контент-анализ целого ряда популярных изданий, начиная с немецкого журнала "Шпигель" и заканчивая американским "Тайм".

Исследование было проведено "Troon Fields" по заказу общественной организации "Украина известная" ("Україна відома"). Директор компании Вольфганг Швелле рассказывает, с чем чаще всего ассоциируется Украина:

"На 1-м месте - "Чернобыль", на 2-м - имя президента Кучмы, на 3-м месте - футбольный клуб "Динамо" (Киев)".

Что больше всего поразило австрийских исследователей, Украину недостаточно знают даже те, кто в ней работает или ею занимается. Директор "Troon Fields" Вольфганг Швелле говорит, что более 67% опрошенных охарактеризовали Украину как "неизвестную страну":

"Самый частый ответ - "незнакомая страна". Второй - "общество, насыщенное мафией". И третий - "культурная нация". Только на четвертом месте среди ответов - опция "рынок будущего".

По-своему симптоматично отношение людей на Западе к европейским стремлениям Украины. И особенно в таких странах как Германия, Австрия и Швейцария. Хотя большинство опрошенных однозначно признает, что географически Украина принадлежит к Европе, только 20% считают реальным ее вхождение в ЕС.

Автор исследования Вольфганг Швелле отмечает: "Украину считают частью Европы. Но относительно ее членства в Европейском Союзе, здесь уже опрошенные высказывают большие сомнения. Характерно, что больше всего скептиков вхождения Украины в ЕС - в немецкоязычных странах. Здесь квота критически настроенных достигает 47 процентов".

А как отразились на имидже Украины "кассетный скандал", убийство журналиста Гонгадзе, трагедия ТУ-154 и другие события сверхнационального масштаба? Вот что говорит социолог Вольфганг Швелле:

"Имидж за границей тесно связан с событиями внутри страны. И если конечно за границей сообщается о таких событиях негативной расцветки, то они обязательно отражаются на общем имидже. Однако следует заметить, что о трагедии пассажирского самолета узнали преимущественно журналисты, а не среднестатистические жители Европы".

Имидж страны формируется не в последнюю очередь благодаря школьным учебникам, газетам, кино, телевидению. Хотя социолог Вольфганг Швелле утверждает, что не следует умалять и возможности обычного "пиара". По его наблюдениям, пока что украинцы не занимались саморекламой. Разве что такие товарные знаки как "Крымское шампанское" и "Столичная водка" постоянно присутствуют на европейском рынке:

"Украину считают неизвестной страной, которая имеет что-то общее с Россией. И на этом знания ограничиваются. Причем мы же спрашивали не у обычных европейцев, а у людей более-менее образованных, бизнесовой и политической элиты. Если бы мы опросили среднестатистическое население, то они вообще ничего бы не сказали".

Немало настроенных критически, которые говорят, что лично симпатизируют украинцам. И даже рассматривают Украину как рынок будущего. Однако на пути к этому стоят бюрократические препятствия, отмечают участники опроса. Чтобы избавиться от имиджа уголовного и корумпированный государства, Вольфганг Швелле советует украинским чиновникам весты более открытую информационную политику:

"Улучшить имидж Украины можно, просто нужно распространять больше информации о ней. Эта страна имеет незаурядный потенциал, высокоразвитую культуру, полезные ископаемые, квалифицированных специалистов. За границей об этом следует рассказывать. Иначе Украину и дальше будут связывать только с убийствами, коррупцией и подобным негативом".

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования