Налоговая готовится к новым испытаниям, которые ставит Программа деятельности правительства
Понедельник, 17 июня 2002, 14:07
Программа деятельности правительства, поданная, в соответствии с п.11 ст. 85 Конституции Украины, на рассмотрение Верховной Рады Украины, предусматривает упрочение политико-экономического статуса Украины, разрешение социальных проблем, повышение жизненного уровня населения. Большинство программных заданий требует значительных финансовых ресурсов, источником которых остается государственный бюджет. Для обеспечения этого ГНА Украины приняла активное участие в подготовке проекта Закона Украины "О налоге на доходы физических лиц". Все предложения ГНА Украины учтены в проекте, сообщает пресс-служба ГНАУ.
Государственная налоговая администрация Украины ежегодно обеспечивает мобилизацию от 60 до 80 процентов доходов Государственного бюджета и практически полностью - доходы бюджетов органов местного самоуправления. На 2002 год часть ГНА Украины в Сводном бюджете составляет 70 процентов, в Государственном бюджете - 61 процент, в местных - 94 процента. За последние 4 года объемы поступлений из Налоговой выросли с 23,6 млрд. грн. до 36,3 млрд. грн., или в 1,5 раза.
На январь-май 2002 г. для Государственной налоговой администрации Украины определены показатели Государственного бюджета Украины в объеме 9658 млн. грн, что на треть (31 проц.) выше, чем в прошлом году. В таких условиях органы государственной налоговой службы за январь-май 2002 года в Сводный бюджет Украины мобилизировали 15,509 млрд. грн., или на 13 проц. (на 1,792 млрд. грн.) больше, чем за аналогичный период прошлого года (в сопоставимых условиях).
В Государственный бюджет Украины по платежам, которые контролируются органами Государственной налоговой службы, мобилизовано 8,526 млрд. грн., или на 6 проц. больше прошлогоднего.
ГНА Украины постоянно работает над расширением базы налогообложения и установлением партнерских отношений с налогоплательщиками. Вместе с тем, по материалу документов каждых второй из трех проверенных налогоплательщиков допускает нарушение налогового законодательства.
По результатам проверок доначисляется ежегодно 3,6 млрд. грн.(за 2001 год), что больше объемов среднемесячных поступлений Сводного бюджета (в среднем 3 млрд. грн.). Однако проблема состоит во взыскании этих средств. Как правило, законопослушные нарушители выплачивают доначисленные суммы. Вместе с тем, отдельная группа среди них - те преднамеренно уклонялись от налогообложения, или/и являются неплатежеспособными.
Следует учесть и затяжную процедуру апелляционного согласования налоговых долгов, которая также не содействует быстрому взысканию принадлежащих бюджету средств, и значительные судебные расходы, что сметой на удержание налоговой службы не предусмотренные.
Отмена порядка первоочередных расчетов с бюджетом и ежегодные списания государством долгов плательщикам перед бюджетом значительно ослабили платежную дисциплину. С начала года налоговый долг по налоговым обязательствам вырос на 48,8%.
Объемы долгов были бы значительно большими, однако налоговые органы фискальными мероприятиями обеспечивают ежегодно больше трети всех поступлений. С начала года дополнительно взыскали принадлежащих бюджету средств в сумме 3 679 млн. грн., или 24%, в Государственный бюджет 3 360 млн. грн., или 40%.
Программа деятельности Правительства предусматривает внедрение стимулирующей системы налогообложения доходов граждан. Для обеспечения этого задания, ГНА Украины приняла активное участие в подготовке проекта Закона Украины "О налоге на доходы физических лиц". Все предложения ГНА Украины учтены в проекте.
Отмеченный законопроект позволит:
- существенно расширить базу налогообложения;
- значительно уменьшить налоговое давление на плательщиков;
- будет содействовать выводу из тени определенной доли доходов;
- закрыть возможности уклонения от налогообложения;
- сократить время поступления в бюджет платежей, поскольку он будет удерживаться непосредственно из источников выплаты доходов.
Основными заданиями ГНА Украины в Программе деятельности Правительства остаются:
- участие в проработке проекта Налогового кодекса Украины, содействие его принятию и поэтапному вводу в действие;
- совершенствование механизма взыскивания платежей, взыскание долгов по принадлежащим бюджету платежам;
- упорядочивание расчетов по НДС. На сегодня вопрос НДС с разряда бюджетных переходит в политическое.
Учитывая это, необходимы принципиально другие подходы. В частности, целесообразно в Государственном бюджете Украины создать за счет части средств НДС, временный специальный фонд возмещения НДС. Это, во-первых, позволит аккумулировать достаточно средств в государственном бюджете. Во-вторых, позволит уменьшить задолженность государства перед плательщиками по невозмещенным суммам. В-третьих, снять проблемы, на которые постоянно обращает внимание МВФ.
- системный анализ действующего законодательства относительно льгот в налогообложении, подготовка предложений по отмене таких льгот, уменьшению налоговой нагрузки на плательщиков.
Однако отмеченные вопросы требуют надлежащей программной и технической оснастки и соответствующего финансирования налоговой службы из Государственного бюджета.
Государственная налоговая администрация Украины ежегодно обеспечивает мобилизацию от 60 до 80 процентов доходов Государственного бюджета и практически полностью - доходы бюджетов органов местного самоуправления. На 2002 год часть ГНА Украины в Сводном бюджете составляет 70 процентов, в Государственном бюджете - 61 процент, в местных - 94 процента. За последние 4 года объемы поступлений из Налоговой выросли с 23,6 млрд. грн. до 36,3 млрд. грн., или в 1,5 раза.
На январь-май 2002 г. для Государственной налоговой администрации Украины определены показатели Государственного бюджета Украины в объеме 9658 млн. грн, что на треть (31 проц.) выше, чем в прошлом году. В таких условиях органы государственной налоговой службы за январь-май 2002 года в Сводный бюджет Украины мобилизировали 15,509 млрд. грн., или на 13 проц. (на 1,792 млрд. грн.) больше, чем за аналогичный период прошлого года (в сопоставимых условиях).
В Государственный бюджет Украины по платежам, которые контролируются органами Государственной налоговой службы, мобилизовано 8,526 млрд. грн., или на 6 проц. больше прошлогоднего.
ГНА Украины постоянно работает над расширением базы налогообложения и установлением партнерских отношений с налогоплательщиками. Вместе с тем, по материалу документов каждых второй из трех проверенных налогоплательщиков допускает нарушение налогового законодательства.
По результатам проверок доначисляется ежегодно 3,6 млрд. грн.(за 2001 год), что больше объемов среднемесячных поступлений Сводного бюджета (в среднем 3 млрд. грн.). Однако проблема состоит во взыскании этих средств. Как правило, законопослушные нарушители выплачивают доначисленные суммы. Вместе с тем, отдельная группа среди них - те преднамеренно уклонялись от налогообложения, или/и являются неплатежеспособными.
Следует учесть и затяжную процедуру апелляционного согласования налоговых долгов, которая также не содействует быстрому взысканию принадлежащих бюджету средств, и значительные судебные расходы, что сметой на удержание налоговой службы не предусмотренные.
Отмена порядка первоочередных расчетов с бюджетом и ежегодные списания государством долгов плательщикам перед бюджетом значительно ослабили платежную дисциплину. С начала года налоговый долг по налоговым обязательствам вырос на 48,8%.
Объемы долгов были бы значительно большими, однако налоговые органы фискальными мероприятиями обеспечивают ежегодно больше трети всех поступлений. С начала года дополнительно взыскали принадлежащих бюджету средств в сумме 3 679 млн. грн., или 24%, в Государственный бюджет 3 360 млн. грн., или 40%.
Программа деятельности Правительства предусматривает внедрение стимулирующей системы налогообложения доходов граждан. Для обеспечения этого задания, ГНА Украины приняла активное участие в подготовке проекта Закона Украины "О налоге на доходы физических лиц". Все предложения ГНА Украины учтены в проекте.
Отмеченный законопроект позволит:
- существенно расширить базу налогообложения;
- значительно уменьшить налоговое давление на плательщиков;
- будет содействовать выводу из тени определенной доли доходов;
- закрыть возможности уклонения от налогообложения;
- сократить время поступления в бюджет платежей, поскольку он будет удерживаться непосредственно из источников выплаты доходов.
Основными заданиями ГНА Украины в Программе деятельности Правительства остаются:
- участие в проработке проекта Налогового кодекса Украины, содействие его принятию и поэтапному вводу в действие;
- совершенствование механизма взыскивания платежей, взыскание долгов по принадлежащим бюджету платежам;
- упорядочивание расчетов по НДС. На сегодня вопрос НДС с разряда бюджетных переходит в политическое.
Учитывая это, необходимы принципиально другие подходы. В частности, целесообразно в Государственном бюджете Украины создать за счет части средств НДС, временный специальный фонд возмещения НДС. Это, во-первых, позволит аккумулировать достаточно средств в государственном бюджете. Во-вторых, позволит уменьшить задолженность государства перед плательщиками по невозмещенным суммам. В-третьих, снять проблемы, на которые постоянно обращает внимание МВФ.
- системный анализ действующего законодательства относительно льгот в налогообложении, подготовка предложений по отмене таких льгот, уменьшению налоговой нагрузки на плательщиков.
Однако отмеченные вопросы требуют надлежащей программной и технической оснастки и соответствующего финансирования налоговой службы из Государственного бюджета.