Тимошенко взяла в адвокаты Фемиду

Среда, 8 мая 2002, 21:58
Тимошенко добилась того, о чем мечтала последние года полтора - выйти к телекамерам и, держа в руках решения суда, заявить, что возбужденные против нее уголовные дела – фальшивка. Она это сделала в среду - хотя очень хотела успеть к выборам.

В руках Тимошенко держала вердикт Киево-Святошинского суда от 30 апреля 2002 года, а на пресс-конференцию она пришла вместе с мужем Александром. Момент, который сама Тимошенко, возможно, считает историческим. Она пытается навсегда закрыть эту страницу своего прошлого. В помощницы традиционно берет третью ветвь власти.

Вердикт у Киево-Святошинского суда не хилый. Он отменяет постановления о возбуждении уголовных дел и привлечении к уголовной ответственности: аннулированы четыре документа относительно самой Тимошенко и три касательно ее мужа Александра.

Согласно решению суда закрыты соответствующие уголовные дела. И, соответственно, для супругов отменена мера пресечения в форме подписки о невыезде.

Все это суд постановил в соответствии с жалобой Тимошенко на незаконные действия Генеральной прокуратуры Украины. Процесс длился, по словам лидера БЮТ, более восьми месяцев. Однако вердикт стоил потраченного (извлечения из постановления суда цитируются согласно пресс-релизу БЮТ):

- по эпизоду с контрабандой валюты:

"... у начальника следственного отдела УСБУ в Запорожской области не было оснований возбуждать против Тимошенко Ю.В. уголовное дело по признакам контрабанды по ст. 17, ч.2 ст. 70 УК Украины, а у заместителя начальника Управления по особо важным делам Генеральной прокуратуры Украины Корелова В.М. не было оснований предъявлять Тимошенко Ю.В. обвинения по этим статьям...";

(От УП. Этим решением суд закрыл уже… закрытое дело. Ранее, в сентябре 2001, Генпрокуратура сняла обвинения, выдвинутые в адрес Юлии Тимошенко по факту контрабанды валютных средств. Обиход тогда объяснил это применением нового уголовного кодекса. Тимошенко - отсутствием состава преступления и тем, что Генпрокуратура спешит снять эти обвинения, чтобы это не пришлось делать суду.

История такая. В 1995 году против Тимошенко было возбуждено уголовное дело по факту контрабанды валютных денежных средств в сумме $26 тыс. В том же году дело было закрыто соответствующим постановлением, однако в 1997 году постановление о прекращении расследования было отменено.

Второе дело было возбуждено следственным отделом внутренних дел в аэропорту "Внуково", когда в июле 1995 года в ручной клади Тимошенко было обнаружено $100 тыс.)


- по эпизоду с "контрабандой газа" и "подделкой документов" и "должностным подлогом":

Киево-Святошинский суд ".. с решением заместителя Генерального прокурора Украины и заместителя начальника, которые содержатся в постановлении о возбуждении уголовного дела и о привлечении Тимошенко Ю.В. в качестве обвиняемой суд не соглашается.

На основании исследованных в судебном заседании доказательств, суд считает установленным, что российский природный газ был поставлен в Украину в 1996-97 годах на законных основаниях в соответствии с договорами №4 ГУ-96 от 29.12.95 и №3 ГУ-97 от 31.12.96, заключенных между российским акционерным обществом "Газпром" с одной стороны и закрытым акционерным обществом с иностранными инвестициями "Промышленно-финансовая корпорация "Единые Энергетические Системы Украины" и фирмой "Юнайтед Енерджи Интернешнл" - с другой.

Вышеназванные договоры заключены должным образом, оформлены, подписаны полномочными представителями сторон и отвечают требованиям действующего законодательства Украины, которое применяется к этим соглашениям и международно-правовым нормам, в частности положениям Венской Конвенции ООН "О договорах международной покупки-продажи товаров" от 1980 года и которая, в соответствии с Конституцией Украины (статья 9) является частью национального законодательства Украины.

Отмеченные гражданско-правовые соглашения были юридическим основанием для перемещения российского природного газа через таможенную границу Украины.

Механизм таможенного оформления российского природного газа отвечал действующему законодательству Украины, которое действовало на момент таможенного оформления поставок российского природного газа по отмеченным договорам.

Трехсторонние акты принятия-передачи российского природного газа были оформлены должным образом полномочными представителями вышеуказанных сторон и были надлежащими документами для таможенного оформления поставок природного газа.

Фирма "Юнайтед Енерджи Интернешнл" была на законных основаниях включена в акты принятия-передачи, как солидарный покупатель российского природного газа по вышеуказанным договорам.

Возражений таможенных органов Украины против таможенного оформления российского природного газа, который применялся в соответствии с договорами, не было.

Учитывая это, в действиях Тимошенко Ю.В. отсутствует состав преступления контрабанда и должностной подлог. Она не вносила в официальные документы неправдивых сведений и не осуществляла другие подделки этих документов.

Суд считает, что предлогов и оснований, предусмотренных ст. 94 УПК Украины о возбуждении уголовного дела относительно Тимошенко Ю.В. по признакам преступлений, предусмотренных ст.. 70 ч.1 ст. 172 УК Украины не было, а поэтому постановление о возбуждении уголовного дела относительно нее подлежит отмене".

(От УП. Уголовное дело по этому эпизоду было возбуждено против Юлии Тимошенко 5 января 2001 года – за "фальсификацию документов и контрабанду в 1996 году российского природного газа в объеме около 3 миллиардов кубометров на сумму 445 миллионов гривен через таможенную границу Украины в составе организованной группы путем использования фиктивных документов". Так заявил тогда заместитель генпрокурора Николай Обиход.)

- по эпизоду со "взятками П.Лазаренко":

"Данных о том, что Тимошенко Ю.В., или Тимошенко А.Г. давали Лазаренко П.И. взятки в постановлениях о возбуждении уголовных дел относительно указанных лиц по признакам ч.2 ст. 170 УК Украины нет.

Данные о том, что Тимошенко Ю.В. и Тимошенко А.Г. лично или через посредников давали Лазаренко П.И. взятки как предлог к возбуждению уголовного дела, не установлены.

Законных поводов и оснований для возбуждения уголовных дел, предусмотренных ст. 94 УПК Украины относительно Тимошенко Ю.В. и Тимошенко А.Г., по признакам дачи взяток Лазаренко П.И. не было.

Суд считает, что решение должностных лиц о возбуждении уголовных дел относительно Тимошенко Ю.В. и Тимошенко А.Г. по признакам дачи взяток Лазаренко П.И. является незаконными, и подлежат отмене. Незаконными являются и постановления о привлечении их в качестве обвиняемых".

(От УП. Обвинение по этому эпизоду Тимошенко было выдвинуто в день ее ареста - 13 февраля 2001 года.

Тот же Обиход сообщил тогда, что обвинение касалось дачи повторной взятки в размере почти 80 миллионов долларов бывшему премьер-министру Павлу Лазаренко (статья 170 часть 3 Уголовного кодекса).

Он добавил, что средства "на личные тайные счета" Лазаренко перечислялись за использование служебного положения экс-премьера для содействия коммерческой деятельности корпорации "ЕЭСУ".

Против Александра Тимошенко это обвинение было выдвинуто на месяц раньше - 5 января 2001 года).


- по эпизоду о "факте хищения государственного имущества в особо крупных размерах" ("дело "Украгротехсервиса"):

"В день возбуждения должностным лицом Генеральной прокуратуры Украины уголовного дела от 12.11.97 по факту хищения средств концерна "Украгротехсервис", последний получил оплату за поставленный металлопрокат по контракту №11-003 от 30.04.93 полностью.

При таких обстоятельствах законных поводов и оснований для возбуждения уголовного дела против Тимошенко А.Г. по признакам хищения имущества в особо крупных размерах, предусмотренного ст. 86-1 УК Украины у должностного лица Генеральной прокуратуры Украины не было. Постановление о возбуждении уголовного дела от 18.08.00 подлежит отмене.

Поскольку суд признал незаконными постановления о возбуждении уголовных дел относительно Тимошенко Ю.В. по признакам ст. 70 ч.1 ст. 172 УК Украины и относительно Тимошенко А.Г. по признакам ст. 86-1 УК Украины, то подлежат отмене и постановления о привлечении их в качестве обвиняемых".

(От УП. Уголовное дело против мужа Юлии Тимошенко было возбуждено 18 августа 2000 года. Через три дня его, а также первого заместителя гендиректора ЕЭСУ Валерия Фальковича арестовали.

Николай Обиход заявил тогда, что Фалькович и Тимошенко, используя служебное положение, похитили государственные средства при осуществлении операций с металлопрокатом в 1990-х годах структурой "Украгротехсервис" в страны Дальнего Востока на сумму $800 тыс.)


На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 8, 55, 64, 124 Конституции Украины, суд постановил:

признать незаконным решение должностных лиц органов досудебного следствия и прокуратуры и отменить постановления:

относительно Тимошенко Юлии Владимировны

- от 30 марта 1995 года о возбуждении уголовного дела по ст. 17-70 УК Украины (обвинения, связанные с "контрабандой валюты");
- от 05 января 2001 года о возбуждении уголовного дела по ст. 70, ч.1 ст. 172 УК Украины (обвинения, связанные с "контрабандой газа");
- от 12 февраля 2001 года о возбуждении уголовного дела по ч.2 ст. 170 УК Украины (обвинения, связанные со "взятками Лазаренко П.И.");
- от 12 февраля 2001 года о привлечении в качестве обвиняемой по ч.2 ст. 17, ст. 70, ч.1 ст. 172, ч.2 ст. 170 УК Украины;

относительно Тимошенко Александра Геннадиевича

- от 18 августа 2000 года о возбуждении уголовного дела по признакам преступления предусмотренного ст. 86-1 УК Украины ( "дело "Украгротехсервиса");
- от 05 января 2002 года о возбуждении уголовного дела по признакам преступления предусмотренного ч.2 ст. 170 УК Украины (обвинения, связанные со "взятками Лазаренко П.И.");
- от 17 сентября 2001 о привлечении в качестве обвиняемого по ч.5 ст. 191 и ч.2. ст.. 369 УК Украины (в редакции Закона Украины от 05.04.01).

Уголовные дела относительно Тимошенко Юлии Владимировны и Тимошенко Александра Геннадиевича - закрыть.

Меру пресечения - подписку о невыезде относительно Тимошенко Ю.В. и Тимошенко О.Г. - отменить.


Тимошенко в пресс-релизе утверждает, что она вместе с мужем "полностью реабилитирована". В то же время, если мы уже подняли историю уголовных дел лидера БЮТ, то можем увидеть там такое: 5 января Николай Обиход сообщил, что против Тимошенко возбуждено два дела.

Кроме "фальсификации документов и контрабанды в 1996 году российского природного газа" Генпрокуратура в этот же день возбудила дело по факту уклонения от уплаты налогов на сумму 149 тысяч долларов (часть 2 статьи 148 уголовного кодекса).

"Основанием для возбуждения дела стали обнаруженные документы и данные, которые указывают на то, что Юлия Тимошенко, учредив вместе со своим мужем Александром компанию "Сомоли энтерпрайзез лимитед" на Кипре, получила от этой компании прибыль на общую сумму около 1 миллиона долларов", - заявил тогда Обиход.

По его словам, средства с Кипра перечислялись в "Инкомбанк" (Москва): "Их поступление в 1997-1999 годах Юлия Тимошенко, уже став народным депутатом, скрыла от украинских налоговых органов и уклонилась от уплаты налогов".

Сама Тимошенко в среду опровергла это: "Обиход просто брякнул. Никакого обвинения не было". На чьей стороне истина, разобраться сложно. Однако следует помнить: возбуждение уголовного дела и выдвинутые обвинения - это разные вещи. Так, Тимошенко несколько раз зимой 2001 приходила на допросы в Генпрокуратуру без адвоката, из-за чего и обвинения ей не могли быть предъявлены.

Еще одно уголовное дело, о закрытии которой нечего слышно не было - возбужденное против Юлии Тимошенко Главной военной прокуратурой России 30 июля 2001 года. В соответствии со статьями 33 ч.3 и ст. 291 ч.2 Уголовного кодекса России Тимошенко инкриминировалась соучастие в организации взятки и дачу взятки. Дело было возбуждено на основании данных, полученных в ходе расследования дела генерал-полковника Георгия Олейника, осужденного на днях к трем годам тюрьмы.

И последнее - поведение потебеньковского ведомства. По словам Тимошенко, "прокуратура была в шоке от данных решений - она оказалась публично раздетой". "Реакция прокуратуры была такой: да что нам те решения, мы возбудим еще десяток уголовных дел. И главное, чтобы вы успели все это обжаловать в судах".

Как следует из ее слов, на процессе были представители от Генпрокуратуры, которые, впрочем, постоянно менялись. А в среду Николай Обиход прореагировал на серию заявлений Тимошенко крайне негативно и сообщил об обжаловании судебного приговора в апелляционном суде: " Каждому, даже начинающему юристу, известно, что судья не может выносить решение о закрытии уголовного дела без рассмотрения доказательств, которые находятся в материалах дела, без их оценки. В этом случае судья сделал такую попытку, не имея материалов уголовного дела, и вынес такое, с юридической точки зрения, полностью необоснованное решение".

Могла ли Тимошенко передать в суд уголовные дела против себя? Известный киевский адвокат, который пожелал остаться неназванным, считает поведение Тимошенко абсолютно правильным. "Это законное конституционное право, поскольку в нашем государстве не существует органа или должностного лица, действия которого нельзя обжаловать в судебном порядке". И Тимошенко только требовала признать незаконным возбуждение против нее уголовных дел, и отнюдь не подавала сама против себя в суд.

"Статья 124 Конституции обещает, что "юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, которые возникают в государстве". Право на свободу и неприкосновенность граждан также защищается судом". Хотя, в изменениях к Уголовно-процессуальному кодексу прописана норма, которая предусматривает, что действия следователя или прокурора могут быть обжалованы в судебном порядке только после того, как дело передано в суд. Однако, по словам анонимного адвоката, это антиконституционно – из-за … записанного в 124 статье Конституции: "юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, которые возникают в государстве".

По мнению адвоката, после вердикта по супругам Тимошенко создан прецедент: "Это решение действительно радует, поскольку раньше, когда против человека возбуждали уголовное дело, забывалось обо всем, поскольку у нас есть священная корова - прокуратура. То, что начали рассмотрение таких дел - это прекрасно. Теперь пробито окно в бесправии следственных органов. Завтра следователи будут думать прежде, чем возбуждать уголовное дело".