Кинах, который никому не страшен

Вторник, 7 мая 2002, 23:37
"Временный премьер" Анатолий Кинах уверенно шагает к годовщине работы во главе правительства. Во вторник он устроил праздник эмоций – перед пресс-конференцией в течение полуминуты улыбнулся раз пять или шесть. Возможно, он просто был рад видеть журналистов. Однако у сдержанного Кинаха был и другой повод для счастья: он обеспечен работой по меньшей мере до осени. И это круто.

Кинаха принято считать человеком без среднесрочной перспективы и со сложной лексикой. Неизвестно, видит ли он себя в мыслях президентом. Зато никто другой таким его не воспринимает. Это и спасает Кинаха. В условиях отсутствия реального преемника Кучма и дальше вынужден держать его на главной кабминовской должности, чтобы никакой "ловкий Гонзалез" не ухватил стратегическое кресло. Да еще и в разгар "ползучего" Кучмагейта. По словам Николая Томенко, существует такая легенда: во время одной из послевыборных встреч Кучма пообещал, что "только через его труп" Ющенко еще раз станет премьером.

Сам Кинах, отказавшись от депутатского мандата, прыгнул в неизвестность. Повернуться назад он уже не может. И после увольнения с должности премьера ему, как и в 1997 году, останется только только мандат президента УСПП. В то же время Кинах не знает место и время такого своего приземления.

"Я понимаю, насколько это рискованное решение", - отметил Кинах после отказа от депутатства. И дальше в традиционном стиле добавил, что свой выбор делал, исходя "с точки зрения общенациональных проблем".

Не известно, как национальные интересы, а интересы самого премьера в этой непростой ситуации были учтены больше всего – из всех возможных вариантов. "Решение Кинаха отказаться от депутатства ситуативно для президента и выбор из двух зол для самого главы правительства. У него практически не было альтернативы. В "За едУ" у Кинаха нет шансов на политическую перспективу. В парламенте он стал бы одним из лидеров фракции, который конкурировал бы за лидерство вместе с Литвином и Тигипко", - считает политолог Владимир Полохало.

Николай Томенко, избранный в парламент по списку блока Ющенко, читает в решении Кинаха мысли "гаранта": "Должность премьера для Леонида Кучмы сейчас столь же важна, как и кресло спикера накануне президентских выборов".

Итак, для полудюжины фаворитов Кучмы, которые мечтают получить проклятие преемника, Кинах при своей бесперспективности оказался наименьшим злом. "Главное – не допустить до премьерства тех, кто является наиболее серьезными претендентами в президенты", - отмечает Томенко.

При таких условиях, по мнению Полохало, действующий премьер перестал быть "самодостаточной фигурой и на 90% оказался в зависимости от воли и настроения президента".

С другой стороны, Кинаха держат в напряжении и парламентские силы, которые в любой момент могут начать процедуру выражения недоверия правительству. Спасти от этого может принятие программы Кабинета министров, которая на год снимает вопрос отставки с повестки дня. И уже на 15 мая назначено заседание правительства, посвященное этой теме.

Однако Кабмин может работать и без этой индульгенции – пример Пустовойтенко тому подтверждение. Кроме того, можно работать и в статусе и.о. – правда, с еще большей зависимостью от Кучмы. Михаил Погребинский "не склонен считать решение Кинаха мгновенным самоубийством", поскольку и "без программы действий правительство может продержаться довольно долго".

Да и сам премьер предупреждает, что "юридически факт неутверждения программы – не повод для отставки". Логика интересная: то, что твои идеи не воспринимает Верховная Рада – плохо, но не на столько, чтобы самоликвидироваться. Однако следует все же помнить, что эпоха сейчас не та, как во время 900-дневного руководства Валерия Павловича. Мощные и голодные претенденты на "сундук" Кучмы спрятались за креслами руководителей всех парламентских фракций.

Все три политолога сходятся на мнении, что риск сказать правительству "бай-бай" перед Кинахом встанет, начиная с сентября. Года 2002 или 2003.

"Осенью начнется новая политическая жизнь", - отметил Погребинский. По его предположению, инициатором смены правительства не обязательно должен стать лидер "Нашей Украины", но и президентские кандидаты. "Однако есть ли заинтересованность в дестабилизации? Допустим, для Юлии Тимошенко эта среда существования. А вот какой смысл в этом для Ющенко и КПУ, учитывая, что правительство никому не угрожает?"

Погребинский также думает, что сейчас положение у Кинаха даже стабильнее, чем если бы в парламент прошли "Женщины", зеленые, которые бы могли сформировать с "едой" большинство. "Среди основных игроков пока нет интереса снимать премьера". А чтобы получить трамплин для президентской кампании, то, по мнению политолога, для этого можно прийти на это кресло осенью не этого, а следующего года.

Томенко же прогнозирует снятие правительства и формирование идеологического большинства уже на осенне-зимний период-2002. Конечно, если не будет принята программа деятельности правительства. Но и для получения годовой индульгенции, и для того, чтобы спастись от отставки, у Кинаха возникает дефицит голосов - "еды" и подозрительно солидарной с премьером СДПУ(О) будет маловато.

Кроме того, не следует забывать, что даже бесперспективные могут стать конкурентами для перспективных. По словам Погребинского, хоть сейчас у Кинаха и упал рейтинг, однако до этого наблюдалась позитивная динамика. "И если бы он был лидером блока власти, то его президентский рейтинг мог бы быть не ниже, чем у Симоненко".

Кто знает, но при всей неприемлемости с таким показателем можно и статус преемника из рук "гаранта" получить. Что же, в таких случаях герой превращается на жертву. И грустный конец истории от этого другим не становится. В среднесрочной перспективе.