Я не удивлюсь, если инициаторами импичмента станут сегодняшние ближайшие партнеры Кучмы - Тарас Чорновил

Пятница, 3 мая 2002, 15:59
Мирослава Гонгадзе: Мы начнем с самого актуального вопроса - продажи оружия Ираку, которая уже начала обсуждаться на высшем уровне в администрации Джорджа Буша. Как украинский политикум реагирует на подтверждение достоверности записей, сделанных в кабинете президента Кучмы, и насколько возможно, что высокотехнологичное оружие было все-таки продано в Ирак в обход санкции ООН?

Тарас Чорновил: В Украине практически никто не сомневается в достоверности записей. И представители государственных структур и президентской стороны не отрицают факт, что такой разговор мог быть. Они только заявляют, что в том разговоре не было речи о реальной продаже, а говорится о том, что кто-то хотел бы продать. Сейчас начинаются заявления, что это не произошло.

Но президентская сторона снова сделала несколько очень откровенных ляпсусов. Заявления, которые противоречат друг другу, стали слишком уж явными, поэтому большинство украинских зрителей в частных разговорах, не закрытых для свободного слова на сегодняшний день, довольно прозрачно комментируют ситуацию как критическую.

Мирослава Гонгадзе:Насколько возможна отставка президента и назначение досрочных выборов президента в Украине? Как вы оцениваете политическую ситуацию в Украине сегодня?

Тарас Чорновил: Я не принадлежу к розовым оптимистам, которые могут говорить, что режим сам собой завалится. Он сам собой не завалится. Мы уже сделали ошибку, когда год-полтора назад думали, что достаточно еще маленького толчка и Кучма упадет, и будут новые президентские выборы. Тогда этого не произошло, и сейчас достаточных внутренних предпосылок для этого нет.

Факты, связанные с поставками иракского оружия и очень серьезными судебными процессами, могут стать основанием, когда в связи с этим будет оказано внешнее политическое вмешательство в ситуацию в Украине. Как пойдут механизмы этого действия сегодня, анализировать очень тяжело. И может быть начало процедуры импичмента. Сегодня все политические силы несколько воздерживаются от упоминания слова импичмент, хотят сначала разобраться, что создается в парламенте.

Я не удивлюсь, если идея импичмента вынырнет даже не из нашей, не из оппозиционной среды, не со стороны Тимошенко, Мороза, "Нашей Украины", или коммунистов, если инициаторами станут сегодняшние ближайшие партнеры Кучмы. В блоке "За единую Украину" намечается, как мне кажется, колоссальный обвал. Они увидели, что проигрывают, увидели, кто реально может стать президентом Украины.

Те люди сегодня вероятнее всего будут не только бросать своего нынешнего патрона, но и стараться особенно жестко продемонстрировать свою нелояльность к нему, а, возможно, они станут инициаторами импичмента. Для успешных, очень мощных бизнесменов и финансистов появился фактор внутреннего оскорбления, когда их насильственно заставляют вступать во фракцию, в которую им вступать не хочется, и когда президент заявляет им, что они должны кровью расписаться в верности ему.

Мирослава Гонгадзе: Как вам показалось, каково отношение официальных лиц Америки, американских политиков, диаспоры к событиям в Украине, и чего ожидает Запад от Украины сегодня? Будет ли он предпринимать какие-то специальные шаги или будет выжидать, когда ситуация в Украине изменится собственными украинскими силами?

Тарас Чорновил: То, что я слышал и видел до настоящего времени, свидетельствует о том, что Запад старается удерживать максимальное молчание, пока нет реальных подтверждений, есть "Кольчуги" у Ирака нет ли. Если будет серьезное расследование в этом направлении, возможно, нам удастся избежать санкций против Украины. Я вижу и выжидательную позицию относительно того, как будут проходить наши общественные процессы. Весь мир также с надеждой смотрит на то, сможет ли Ющенко овладеть ситуацией в украинской власти, станет ли он реальной доминантой в украинском обществе.

Политики действительно хотели бы, чтобы в Украине появился честный человек, который имеет реальные шансы изменить украинскую ситуацию и сделать из Украины реально цивилизованное государство, и никто не будет бояться, что вдруг возникнут какие-то источники поставки оружия террористическим правительствам или что-то подобное.

Мирослава Гонгадзе:Как современные политические силы, которые победили на выборах, собираются строить свою внешнюю политику, и как вам удается балансировать между Россией и Западом?

Тарас Чорновил: В Верховной Раде очень двойственная ситуация. Наша Украина, блок Юлии Тимошенко сориентированы достаточно прозападно. Коммунисты и основная масса блока "За единую Украину" очень зависимы от России. Мы должны дать, во всяком случае, для тех людей из "За единую Украину", которые сегодня хотят идти по демократическому пути развития, возможность определенной альтернативы и поиска западного пути.

Что касается России, я не один раз слышал такую фразу: "У нас сейчас нет проблем с Россией, нет проблем с Путиным". Путин избрал очень хитрую тактику, которая дает ему возможность быть особенно близким и любимым американским правительством и американскими деловыми кругами. Это противопоставление он использует и относительно Украины, что показывает, насколько он более проамериканский, чем президент Украины. Нам следует показать, кто бы ни был президентом в Украине, что Украина реально настроена на демократические, принятые в западном обществе ценности, и тогда такие противопоставления исчезнут.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования