А МВФ все обещает и обещает…
Среда, 29 мая 2002, 16:50
Правительство намерено усиливать фискальный контроль
Главным событием минувшей недели стало заявление главы миссии Международного валютного фонда о возможности выделения Украине нежданно крупной суммы кредита — $550 млн. Впрочем, кроме правительства, в обещания Фонда никто особо не верит, а некоторые эксперты усматривают в позиции МВФ даже попытку политического давления с целью изменения власти в Украине. Менее радикально настроенные аналитики говорят о существовании, по крайней мере, очевидной напряженности в отношениях между Украиной и МВФ.
Как бы то ни было, но для получения кредита ( а может - просто используя эту цель как повод и пользуясь благоприятной политической ситуацией) фискальные органы инициировали многочисленные проверки источников бюджетных расходов. И хотя пока "ревизоры" посетили в основном государственные организации и министерства, эксперты предполагают, что этим дело не закончится: до бизнес-структур тоже дойдет…
Об этом, видимо, свидетельствует тот факт, что Налоговая администрация и Национальный банк на прошлой же неделе договорились активно сотрудничать, контролируя отток из Украины "мягких" валют, а правительство тем временем усиленно занялось разработкой непрямых методов в определении налоговых обязательств.
Пообещать кредиты, еще не значит их выделить
Завершившийся в пятницу визит Международного валютного фонда (МВФ) оставил в душе правительства лучик надежды, что кредит Украине все-таки дадут и тем самым острота проблемы с бюджетным разрывом станет менее острой. Основанием для этого стало заявление главы миссии МВФ Эммануэля ван дер Менсбрюгге о том, что по итогам работы в Киеве миссия может рекомендовать Совету директоров Фонда выделить Украине очередной транш кредита по программе расширенного финансирования (Extended Fund Facility). Более того, кредит обещают дать, возможно, уже в июле.
Правда, "оптимистично оценивая результаты переговоров", Фонд продолжает настаивать на необходимости решения ряда проблем, над которыми правительство усиленно и пока безуспешно трудится, как минимум, с января текущего года. В первую очередь речь идет о проблемах фискальной политики. Эксперты МВФ обеспокоены уровнем поступлений в государственный бюджет Украины в 2002 году, ожидая, что он будет значительно меньше планового. И хотя глава миссии отметил, что исполнение бюджета в марте-апреле нынешнего года "внушает надежды", фискальный разрыв (дефицит бюджета) остается главным вопросом, который обсуждался на прошедших переговорах.
Помимо вопросов о выполнении бюджета и о количестве необоснованных налоговых льгот, миссия Фонда продолжила дискуссии с украинским правительством по проблеме выплаты долга по возмещению налога на добавленную стоимость (НДС). В частности, Фонд не удовлетворен правительственной новацией по списанию долга по НДС и ждет от Кабмина более принципиального решения проблемы, которое, по-видимому, правительство пока найти не может.
Как известно, министр экономики и по вопросам европейской интеграции Александр Шлапак заявил, что правительство Украины берет на себя обязательство на протяжении следующего года погасить задолженность по возмещению налога на добавленную стоимость (в целом долг составляет около 5,8 млрд. грн., в том числе 2,1 млрд. грн. - просроченная задолженность - "Контекст"). По словам министра финансов Украины Игоря Юшко, в текущем году правительство намерено погасить задолженности по НДС на 1 млрд. грн. и еще 1 млрд. грн. — выплатить по данному налогу в будущем году. Ряд мер в этом направлении был принят после возвращения украинской делегации из Вашингтона в конце января.
В частности, одно из постановлений, принятое правительством, предусматривает списание бюджетной задолженности по возмещению НДС тем предприятиям, которым в 2001 году была списана их налоговая задолженность в соответствии с законом № 2181-III от 21 декабря 2000 года "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами". Также был принят ряд документов, которые ужесточали порядок подания требования на возмещение НДС и другие постановления правительства, направленные на уменьшение задолженности по возврату данного налога.
Но наблюдателей МВФ, вероятно, не устраивают методы и скорость, с которой правительство предполагает решить эту проблему. Ведь, по сути, если правительство не решит вопрос с НДС, то уровень скрытого бюджетного дефицита, каковым является невозмещенный налог, будет представлять серьезную угрозу макро- и финансовой стабильности украинской экономики, объяснила главный экономист Международного центра перспективных исследований Татьяна Ситник.
По мнению украинских экспертов, позиция, которую занимает МВФ в вопросе погашения задолженности по НДС, "несколько жестковата", хотя вопрос должен ставиться не только о погашении суммы задолженности. "Необходимо найти причины ее роста для эффективной борьбы с накоплением долга по возврату НДС", — отметил в интервью "Контексту" директор экономических программ Украинского центра экономических и политических исследований им. А. Разумкова (УЦЭПИ) Владимир Сиденко.
Помимо проблем бюджета и возврата НДС, озабоченность у западных экспертов вызывает ситуация, сложившаяся в финансовом секторе "в связи с быстрым увеличением кредитования, низкой капитализацией многих банков и недостаточным выполнением банками требований надзора". Ввиду этого, представители Фонда полагают, что Украине следует усилить надзор за банковским сектором, улучшить процедуры оценки займов и т.д. Особое внимание необходимо уделить борьбе с отмыванием денег, считают эксперты.
Ответом на все претензии и пожелания Фонда стали попытки правительства уверить представителей МВФ в том, что для Украины важен не столько показатель роста ВВП (от которого зависит уровень выполнения бюджета), сколько "качественные структурные изменения в экономике" и что правительство готово вместе с МВФ создавать такие "разумные правила игры".
Сложно сказать, поверит ли Совет директоров МВФ украинскому правительству (в смысле – утвердит ли решение о предоставлении кредита), но, по мнению отечественных экспертов, надежды на это небольшие. До сих пор глубоких структурных изменений в экономике так и не произошло, а скорость реформ остается низкой, отмечают эксперты. По словам эксперта Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины Ирины Клименко, "главная проблема заключается в отсутствии в Украине государственного менеджмента, адекватного нуждам экономики". Да, экономическая программа, разработанная правительством, довольно оптимистично (по сравнению с экспертными оценками МВФ) прогнозирует перспективы развития экономики в последующие три года, но, вместе с тем, существуют значительные риски выполнения даже части написанного, отмечают эксперты. "Так происходит потому, что правительство политически не уполномочено работать на долгосрочную перспективу, а вся экономическая политика направлена на решение краткосрочных, "горящих" проблем", - полагает глава департамента экономического анализа Международного института сравнительного анализа Александр Сергиенко.
Поэтому не сложности с выполнением заведомо нереального бюджета, не проблемы финансового сектора страны или нереальности прогнозов относительно экономического роста и даже не подозрения в отношении Украины как страны, которая не борется в достаточной мере с отмыванием денег, являются причинами весьма вероятной задержки в выделении очередного кредита (хотя, не исключено, что именно перечисленные причины станут формальными отговорками Фонда), а именно "неуверенность МВФ в долгожительстве нынешнего правительства" станет латентной, но реальной причиной, сказал "Контексту" эксперт, пожелавший остаться неназванным. Г-н Сергиенко еще более критичен, он усматривает в позиции Фонда сугубо политический контекст: попытки давления на высших должностных лиц украинской власти с целью отставки некоторых из них.
Фискальные органы разбушевались…
Сталкиваясь с проблемой получения кредитных траншей в текущем году и подозревая, что вряд ли эта проблема станет легче в следующем, Кабмин начинает задумываться о реальных возможностях выполнения обязательств по своим внешним долгам. Темпы экономического развития, которые будут, вероятно, ниже, чем пытается уверить всех (и себя в том числе) правительство, едва ли позволят безболезненно обслуживать внешние долги.
И, несмотря на относительно неплохие валютные резервы Нацбанка (около $3,2 млрд.), которые правительство наверняка рассчитывает использовать для хотя бы частичного рефинансирования внешних долгов, при отсутствии доходов из внешних источников или хорошей динамики роста экономики правительство рискует попасть в затруднительную ситуацию, когда придется делать выбор между внешними и внутренними обязательствами. Это грозит как недофинансированием бюджетных расходов, так и значительным уменьшением валютных резервов НБУ - в случае, если Минфин обратится к центробанку "за помощью". Риски для финансовой стабильности в Украине в таком случае станут объективной реальностью.
Уже сейчас между Минфином и НБУ появляется "недопонимание" в вопросе погашения долга правительства перед Нацбанком. В соответствии с законом "О реструктуризации долговых обязательств Кабинета министров Украины перед НБУ" от 4 апреля 2000 года, задолженность правительства перед Нацбанком в иностранной валюте в размере $1183,912 млн. и начисленные проценты по ней в размере $133,209 млн. относились к внутреннему государственному долгу Украины и должны были погашаться равными частями с 2002 по 2009 годы. Однако госбюджетом-2001 действие этой статьи закона на 2002 год было приостановлено. Правительство в Бюджетной резолюции предлагает остановить ее действие и на 2003 год, против чего выступает Нацбанк, объясняя это тем, что непогашение задолженности Кабмином усложняет процедуру контроля над инфляционными процессами и денежными агрегатами.
И хотя у правительства есть шансы (добровольно или принудительно) договориться с НБУ, проблему с внешним долгом это все равно не решит. В таких условиях Кабмину приходится внимательно изучать источники бюджетных расходов с целью их уменьшения. Складывается впечатление, что к этому занятию правительство уже приступило, "благословив" фискальные органы на проверку бюджетных структур по вопросу "санкционированных расходов".
На прошлой неделе практически через день Главное контрольно-ревизионное управление Украины (более известное как ГлавКРУ) заявляло о незаконном использовании средств той или иной государственной структурой. В частности, в этом были обвинены Министерство топлива и энергетики и Национальный депозитарий Украины. И хотя большинство экспертов сходятся во мнении, что данные ГлавКРУ "соответствуют действительности", возникает вопрос, почему именно сейчас этот орган обеспокоился нецелевым использованием бюджетных средств.
Вероятно, это связанно с необходимостью усиления бюджетной дисциплины, на которой настаивают представители международных организаций, в частности МВФ. Кроме того, правительство явно занялось поиском дополнительных источников бюджетных поступлений и целевым использованием бюджетных расходов, считают эксперты. Однако усиление фискального давления носит ярко выраженный политический характер, поскольку, как отметил эксперт УЦЭПИ Владимир Сапрыкин, "структура несанкцианированного использования средств не обнародуется".
И все же усиление давления со стороны фискальных органов, даже если пока они занимаются, главным образом, бюджетными организациями, не предвещает ничего доброго и для бизнеса.
Правительство уже вплотную приступило к разработке и утверждению мер, направленных на реализацию непрямых методов определения налоговых обязательств физических и юридических лиц. К 1 июня текущего года должны быть разработаны проекты соответствующих изменений в украинское законодательство, определено само понятие "непрямых методов определения налоговых обязательств субъектов экономической деятельности" и составлен перечень налогов и пошлин, к которым данные методы будут применены. Кроме того, планируется составить список информационных источников, необходимых для их применения, и определить особенности применения непрямых методов налогообложения физических лиц.
Эта новость вряд ли порадует бизнесменов, поскольку в случае реализации правительственных планов, будет предпринята очередная попытка установления тотального контроля за расходами предприятий и физических лиц - со всеми вытекающими последствиями.
И хотя, как рассказал "Контексту" директор экономических программ УЦЭПИ Владимир Сиденко, практика "непрямого определения уровня доходов" успешно используется во многих странах мира, в случае с Украиной может возникнуть ряд проблем, поскольку, "применение подобного комплекса мер должно производиться только параллельно с уменьшением налоговых ставок и усовершенствованием самой системы налогообложения", иначе рвение чиновников может привести к значительному усилению фискального давления как на предпринимателей, так и на рядовых граждан.
Еще одним предупредительным "звоночком" для предпринимателей прозвучало заявление о начале совместной деятельности Национального банка Украины (НБУ) и Государственной налоговой администрации Украины (ГНАУ) в борьбе с оттоком из страны так называемых "мягких" валют. "Для бизнеса подобная формулировка означает ни что иное, как ужесточение механизма регулирования работы с этими валютами", - полагает Сергиенко.
И даже если документ будет носить скорее декларативный характер, полагает эксперт, подписание данного соглашения уже является, по сути, очередной попыткой фискального органа (ГНАУ) расширить сферы своего влияния на финансовый сектор экономики. В таком свете симптоматичным видится тот факт, что очень многие политики, представляющие и лоббирующие интересы влиятельных бизнес-структур, "озаботились" в связи с усердием фискальных органов и все чаще поговаривают о смене Кабинета министров. Но эта тема, не прибавляя экономической определенности и стабильности в стране, все же относится к сфере политики.
Главным событием минувшей недели стало заявление главы миссии Международного валютного фонда о возможности выделения Украине нежданно крупной суммы кредита — $550 млн. Впрочем, кроме правительства, в обещания Фонда никто особо не верит, а некоторые эксперты усматривают в позиции МВФ даже попытку политического давления с целью изменения власти в Украине. Менее радикально настроенные аналитики говорят о существовании, по крайней мере, очевидной напряженности в отношениях между Украиной и МВФ.
Как бы то ни было, но для получения кредита ( а может - просто используя эту цель как повод и пользуясь благоприятной политической ситуацией) фискальные органы инициировали многочисленные проверки источников бюджетных расходов. И хотя пока "ревизоры" посетили в основном государственные организации и министерства, эксперты предполагают, что этим дело не закончится: до бизнес-структур тоже дойдет…
Об этом, видимо, свидетельствует тот факт, что Налоговая администрация и Национальный банк на прошлой же неделе договорились активно сотрудничать, контролируя отток из Украины "мягких" валют, а правительство тем временем усиленно занялось разработкой непрямых методов в определении налоговых обязательств.
Пообещать кредиты, еще не значит их выделить
Завершившийся в пятницу визит Международного валютного фонда (МВФ) оставил в душе правительства лучик надежды, что кредит Украине все-таки дадут и тем самым острота проблемы с бюджетным разрывом станет менее острой. Основанием для этого стало заявление главы миссии МВФ Эммануэля ван дер Менсбрюгге о том, что по итогам работы в Киеве миссия может рекомендовать Совету директоров Фонда выделить Украине очередной транш кредита по программе расширенного финансирования (Extended Fund Facility). Более того, кредит обещают дать, возможно, уже в июле.
Правда, "оптимистично оценивая результаты переговоров", Фонд продолжает настаивать на необходимости решения ряда проблем, над которыми правительство усиленно и пока безуспешно трудится, как минимум, с января текущего года. В первую очередь речь идет о проблемах фискальной политики. Эксперты МВФ обеспокоены уровнем поступлений в государственный бюджет Украины в 2002 году, ожидая, что он будет значительно меньше планового. И хотя глава миссии отметил, что исполнение бюджета в марте-апреле нынешнего года "внушает надежды", фискальный разрыв (дефицит бюджета) остается главным вопросом, который обсуждался на прошедших переговорах.
Помимо вопросов о выполнении бюджета и о количестве необоснованных налоговых льгот, миссия Фонда продолжила дискуссии с украинским правительством по проблеме выплаты долга по возмещению налога на добавленную стоимость (НДС). В частности, Фонд не удовлетворен правительственной новацией по списанию долга по НДС и ждет от Кабмина более принципиального решения проблемы, которое, по-видимому, правительство пока найти не может.
Как известно, министр экономики и по вопросам европейской интеграции Александр Шлапак заявил, что правительство Украины берет на себя обязательство на протяжении следующего года погасить задолженность по возмещению налога на добавленную стоимость (в целом долг составляет около 5,8 млрд. грн., в том числе 2,1 млрд. грн. - просроченная задолженность - "Контекст"). По словам министра финансов Украины Игоря Юшко, в текущем году правительство намерено погасить задолженности по НДС на 1 млрд. грн. и еще 1 млрд. грн. — выплатить по данному налогу в будущем году. Ряд мер в этом направлении был принят после возвращения украинской делегации из Вашингтона в конце января.
В частности, одно из постановлений, принятое правительством, предусматривает списание бюджетной задолженности по возмещению НДС тем предприятиям, которым в 2001 году была списана их налоговая задолженность в соответствии с законом № 2181-III от 21 декабря 2000 года "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами". Также был принят ряд документов, которые ужесточали порядок подания требования на возмещение НДС и другие постановления правительства, направленные на уменьшение задолженности по возврату данного налога.
Но наблюдателей МВФ, вероятно, не устраивают методы и скорость, с которой правительство предполагает решить эту проблему. Ведь, по сути, если правительство не решит вопрос с НДС, то уровень скрытого бюджетного дефицита, каковым является невозмещенный налог, будет представлять серьезную угрозу макро- и финансовой стабильности украинской экономики, объяснила главный экономист Международного центра перспективных исследований Татьяна Ситник.
По мнению украинских экспертов, позиция, которую занимает МВФ в вопросе погашения задолженности по НДС, "несколько жестковата", хотя вопрос должен ставиться не только о погашении суммы задолженности. "Необходимо найти причины ее роста для эффективной борьбы с накоплением долга по возврату НДС", — отметил в интервью "Контексту" директор экономических программ Украинского центра экономических и политических исследований им. А. Разумкова (УЦЭПИ) Владимир Сиденко.
Помимо проблем бюджета и возврата НДС, озабоченность у западных экспертов вызывает ситуация, сложившаяся в финансовом секторе "в связи с быстрым увеличением кредитования, низкой капитализацией многих банков и недостаточным выполнением банками требований надзора". Ввиду этого, представители Фонда полагают, что Украине следует усилить надзор за банковским сектором, улучшить процедуры оценки займов и т.д. Особое внимание необходимо уделить борьбе с отмыванием денег, считают эксперты.
Ответом на все претензии и пожелания Фонда стали попытки правительства уверить представителей МВФ в том, что для Украины важен не столько показатель роста ВВП (от которого зависит уровень выполнения бюджета), сколько "качественные структурные изменения в экономике" и что правительство готово вместе с МВФ создавать такие "разумные правила игры".
Сложно сказать, поверит ли Совет директоров МВФ украинскому правительству (в смысле – утвердит ли решение о предоставлении кредита), но, по мнению отечественных экспертов, надежды на это небольшие. До сих пор глубоких структурных изменений в экономике так и не произошло, а скорость реформ остается низкой, отмечают эксперты. По словам эксперта Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины Ирины Клименко, "главная проблема заключается в отсутствии в Украине государственного менеджмента, адекватного нуждам экономики". Да, экономическая программа, разработанная правительством, довольно оптимистично (по сравнению с экспертными оценками МВФ) прогнозирует перспективы развития экономики в последующие три года, но, вместе с тем, существуют значительные риски выполнения даже части написанного, отмечают эксперты. "Так происходит потому, что правительство политически не уполномочено работать на долгосрочную перспективу, а вся экономическая политика направлена на решение краткосрочных, "горящих" проблем", - полагает глава департамента экономического анализа Международного института сравнительного анализа Александр Сергиенко.
Поэтому не сложности с выполнением заведомо нереального бюджета, не проблемы финансового сектора страны или нереальности прогнозов относительно экономического роста и даже не подозрения в отношении Украины как страны, которая не борется в достаточной мере с отмыванием денег, являются причинами весьма вероятной задержки в выделении очередного кредита (хотя, не исключено, что именно перечисленные причины станут формальными отговорками Фонда), а именно "неуверенность МВФ в долгожительстве нынешнего правительства" станет латентной, но реальной причиной, сказал "Контексту" эксперт, пожелавший остаться неназванным. Г-н Сергиенко еще более критичен, он усматривает в позиции Фонда сугубо политический контекст: попытки давления на высших должностных лиц украинской власти с целью отставки некоторых из них.
Фискальные органы разбушевались…
Сталкиваясь с проблемой получения кредитных траншей в текущем году и подозревая, что вряд ли эта проблема станет легче в следующем, Кабмин начинает задумываться о реальных возможностях выполнения обязательств по своим внешним долгам. Темпы экономического развития, которые будут, вероятно, ниже, чем пытается уверить всех (и себя в том числе) правительство, едва ли позволят безболезненно обслуживать внешние долги.
И, несмотря на относительно неплохие валютные резервы Нацбанка (около $3,2 млрд.), которые правительство наверняка рассчитывает использовать для хотя бы частичного рефинансирования внешних долгов, при отсутствии доходов из внешних источников или хорошей динамики роста экономики правительство рискует попасть в затруднительную ситуацию, когда придется делать выбор между внешними и внутренними обязательствами. Это грозит как недофинансированием бюджетных расходов, так и значительным уменьшением валютных резервов НБУ - в случае, если Минфин обратится к центробанку "за помощью". Риски для финансовой стабильности в Украине в таком случае станут объективной реальностью.
Уже сейчас между Минфином и НБУ появляется "недопонимание" в вопросе погашения долга правительства перед Нацбанком. В соответствии с законом "О реструктуризации долговых обязательств Кабинета министров Украины перед НБУ" от 4 апреля 2000 года, задолженность правительства перед Нацбанком в иностранной валюте в размере $1183,912 млн. и начисленные проценты по ней в размере $133,209 млн. относились к внутреннему государственному долгу Украины и должны были погашаться равными частями с 2002 по 2009 годы. Однако госбюджетом-2001 действие этой статьи закона на 2002 год было приостановлено. Правительство в Бюджетной резолюции предлагает остановить ее действие и на 2003 год, против чего выступает Нацбанк, объясняя это тем, что непогашение задолженности Кабмином усложняет процедуру контроля над инфляционными процессами и денежными агрегатами.
И хотя у правительства есть шансы (добровольно или принудительно) договориться с НБУ, проблему с внешним долгом это все равно не решит. В таких условиях Кабмину приходится внимательно изучать источники бюджетных расходов с целью их уменьшения. Складывается впечатление, что к этому занятию правительство уже приступило, "благословив" фискальные органы на проверку бюджетных структур по вопросу "санкционированных расходов".
На прошлой неделе практически через день Главное контрольно-ревизионное управление Украины (более известное как ГлавКРУ) заявляло о незаконном использовании средств той или иной государственной структурой. В частности, в этом были обвинены Министерство топлива и энергетики и Национальный депозитарий Украины. И хотя большинство экспертов сходятся во мнении, что данные ГлавКРУ "соответствуют действительности", возникает вопрос, почему именно сейчас этот орган обеспокоился нецелевым использованием бюджетных средств.
Вероятно, это связанно с необходимостью усиления бюджетной дисциплины, на которой настаивают представители международных организаций, в частности МВФ. Кроме того, правительство явно занялось поиском дополнительных источников бюджетных поступлений и целевым использованием бюджетных расходов, считают эксперты. Однако усиление фискального давления носит ярко выраженный политический характер, поскольку, как отметил эксперт УЦЭПИ Владимир Сапрыкин, "структура несанкцианированного использования средств не обнародуется".
И все же усиление давления со стороны фискальных органов, даже если пока они занимаются, главным образом, бюджетными организациями, не предвещает ничего доброго и для бизнеса.
Правительство уже вплотную приступило к разработке и утверждению мер, направленных на реализацию непрямых методов определения налоговых обязательств физических и юридических лиц. К 1 июня текущего года должны быть разработаны проекты соответствующих изменений в украинское законодательство, определено само понятие "непрямых методов определения налоговых обязательств субъектов экономической деятельности" и составлен перечень налогов и пошлин, к которым данные методы будут применены. Кроме того, планируется составить список информационных источников, необходимых для их применения, и определить особенности применения непрямых методов налогообложения физических лиц.
Эта новость вряд ли порадует бизнесменов, поскольку в случае реализации правительственных планов, будет предпринята очередная попытка установления тотального контроля за расходами предприятий и физических лиц - со всеми вытекающими последствиями.
И хотя, как рассказал "Контексту" директор экономических программ УЦЭПИ Владимир Сиденко, практика "непрямого определения уровня доходов" успешно используется во многих странах мира, в случае с Украиной может возникнуть ряд проблем, поскольку, "применение подобного комплекса мер должно производиться только параллельно с уменьшением налоговых ставок и усовершенствованием самой системы налогообложения", иначе рвение чиновников может привести к значительному усилению фискального давления как на предпринимателей, так и на рядовых граждан.
Еще одним предупредительным "звоночком" для предпринимателей прозвучало заявление о начале совместной деятельности Национального банка Украины (НБУ) и Государственной налоговой администрации Украины (ГНАУ) в борьбе с оттоком из страны так называемых "мягких" валют. "Для бизнеса подобная формулировка означает ни что иное, как ужесточение механизма регулирования работы с этими валютами", - полагает Сергиенко.
И даже если документ будет носить скорее декларативный характер, полагает эксперт, подписание данного соглашения уже является, по сути, очередной попыткой фискального органа (ГНАУ) расширить сферы своего влияния на финансовый сектор экономики. В таком свете симптоматичным видится тот факт, что очень многие политики, представляющие и лоббирующие интересы влиятельных бизнес-структур, "озаботились" в связи с усердием фискальных органов и все чаще поговаривают о смене Кабинета министров. Но эта тема, не прибавляя экономической определенности и стабильности в стране, все же относится к сфере политики.