Черные дела украинского оружия на Черном континенте

Пятница, 24 мая 2002, 13:10
Украина - не частая гостья голубых экранов и страниц газет других стран. И в последнее время каждое ее появление, как правило, имеет негативную тональность: коррупция, убийства журналистов, а с недавних пор - еще и незаконная торговля оружием. Причем речь идет не только и не столько о возможной продаже радарных установок "Кольчуга", сколько о более смертоносном личном оружии, из-за которого за последние 10 лет погибло более 3 миллионов человек.

Официальная Украина гордится работой своих миротворческих подразделений, отправленных на помощь захлебывающейся в крови африканской стране Сьерра-Леоне. Однако, мало у кого хватает мужества признать, что если бы не та легкость, с которой старое советское оружие покидает нашу страну, то многих жертв удалось бы избежать.

23 мая одна из крупнейших американских телевизионных сетей PBS запустила в эфир новый документальный проект Frontline(приблизительно можно перевести как "Передовая"). Как говорится в анонсе серии, Frontline будет посвящен детальному изучению вопросов, на которые до 11 сентября 2001 года Америка предпочитала не обращать внимания. Так, в первой серии проекта, которая называется "Торговцы оружием", рассказывается о массовых убийствах в Сьерра-Леоне, поставщиках нелегального оружия из Украины и безразличии мировой общественности.

Как отмечают авторы фильма, на сегодняшний день ни одно обвинение в адрес Украины не доказано – по крайней мере, в судебном порядке, однако, со стороны самой Украины также не наблюдается особого желания отмыть свою репутацию. Почему?

Ниже предлагаем вашему вниманию краткое изложение содержания фильма, анализ Дэйва Гилсона причин того, почему Украина стала одним из основных источников нелегального оружия, а также отрывки из интервью Йохана Пелемана, который первым отследил то, каким образом украинское оружие очутилось в Сьерра-Леоне.

"Торговцы оружием"

Немногие места на земном шаре в последние несколько лет видели такую ужасную резню, как в Сьерра-Леоне, где во время длящейся вот уже десять лет гражданской войны были убиты и замучены десятки тысяч мирных жителей. Кровавое безумие достигло ужасающих размеров в январе 1999 года во время трехнедельной осады войсками бунтовщиков столицы страны Фритауна. Когда силы повстанцев заняли город, более 4000 человек были убиты. Они насиловали женщин и забрали тысячи детей в свою армию.

В ответ на насилие в Сьерра-Леоне ООН отправила туда самый крупный корпус миротворцев. ООН также создала "комиссию экспертов", в задачу которых входило расследовать, как нелегальное оружие, несмотря на санкции ООН и эмбарго, прокладывало себе дорогу в этот регион, кроме того, они должны были назвать имена тех, кто нарушал эти ограничения.

Бельгийскому следователю Йохану Пелеману повезло: расследую поставки оружия в Сьерра-Леоне, он наткнулся на дело украинского бизнесмена Леонида Минина (гражданина Израиля – УП), арестованного итальянскими властями за хранение кокаина. Как оказалось – наркотик был наименьшим из зол: в находившемся у Минина портфеле с документами были обнаружены бумаги, в которых детально прописывалась схема сделок, касавшихся нефти, алмазов, древесины и поставок оружия в Африку. Кроме того, в документах упоминался самолет, который ранее принадлежал баскетбольной команде Seattle Supersonics. Записи о рейсах этого воздушного судна помогли Пелеману раскусить нелегальную поставку оружия, которая имела место в 1999 году – тогда в Либерию были отправлены ракеты, гранатометы и тысячи автоматов Калашникова. То же самое оружие в конце концов попало в руки повстанцев из соседней Сьерра-Леоне.

Кроме того, как оказалось, Госдепартамент США владел информацией о незаконной поставке из Украины, однако решил не предпринимать никаких действий, ограничившись написанием "выговора" в адрес украинского правительства. Как говорят источники, Вашингтон был больше озабочен "бесхозным ядерным оружием" России и Украины, нежели поставками личного оружия в Африку.

Официальный представитель украинского экспортера вооружений сообщил съемочной группе FRONTLINE/World, что у них нет информации о том, что украинское оружие поставляется в страны, находящиеся под действием эмбарго, "как мы можем нести за это ответственность?"

Однако источники утверждают, что Минин рассказал итальянским следователям, что Вадим Рабинович, один из богатейших украинских бизнесменов, имеет отношение к поставке оружия в Либерию в 1999 году – это обвинение Рабинович отрицает.

Совет безопасности ООН расширил эмбарго на поставку оружия в Либерию, однако, не применил санкций к Украине.

Сейчас дело Минина многими видится как пробный мяч, но, по мнению специалистов, даже если его осудят, это не решит проблему поставки нелегального оружия - должна измениться сама процедура продажи оружия и отношение к ней в очень и очень многих странах мира.


Детальнее о деле Леонида Минина читайте здесь

 
 
Украина: зарабатывая на нелегальной торговле оружием

Дэйв Гилсон

За последние десять лет Украина заработала репутацию одного из самых активных поставщиков нелегального личного оружия. Она – одна из нескольких Восточноевропейских стран, которые превратили торговлю оружием в источник столь необходимой твердой валюты. Между 1997 и 2000 годами украинская оружейная индустрия увеличилась в десять раз, экспорт вооружения зарубеж составил $1.5 млрд. Пока в Украине расцветала легальная торговля оружием, выяснилось, что черный рынок личного оружия может быть еще более прибыльным.

С украинским оружием связывают некоторые из самых кровавых конфликтов в мире и правительства, пользующиеся самой дурной славой (включая иракский режим Саддама Хуссейна, и, до недавно, афганских талибов).

Арест подозреваемого в незаконной торговле оружием Леонида Минина, которого скоро ждет суд в Италии, пролил свет на то, как в Украине продается оружие.

Но его дело – это только один кусочек головоломки, составляющими частями которой являются собственно незаконное оружие, коррупция в высших эшелонах власти и организованная преступность, центр которой - в Украине.

Украина не является производителем личного оружия, однако, она унаследовала огромные запасы его после обретения независимости в результате распада СССР в 1991 году. … Новое независимое государство, стремясь построить партнерские отношения с НАТО, уменьшило свой военный контингент, в результате чего советское оружие вышло из употребления. Некоторое его количество было продано на законных основаниях, однако большая часть просочилась через различные лазейки на черный рынок. Солдаты с маленькой зарплатой "теряли" свои автоматы, а некоторых командиров просто ловили на продаже целых военных установок.

Авторы украинского парламентского расследования пришли к выводу, что между 1992 и 1998 годом Украина потеряла на военном оборудовании $32 млрд.– частично из-за краж, а также из-за заниженного уровня цен на оружие и недостаточного контроля (Для сравнения, по некоторым оценкам, официальные затраты Украины на оборонное вооружение в 1999 году составили $500 млн.).

Многое из недостающего оружия очутилось в руках жаждущих его покупателей в горячих точках планеты – от Сьерра-Леоне до Хорватии.

И по мере распространения этого оружия, увеличивалось и количество свидетельств существования международных преступных сетей, которые продавали оружие из Украины в обход международных санкций и эмбарго.

Воровство и коррупция в военных учреждениях облегчили утечку незаконного оружия из Украины. Кроме того, она была упрощена благодаря поддельным сертификатам конечного пользователя, документа, необходимого для экспортных операций, в котором, по идее, должен указываться окончательный получатель оружия. Та легкость, с которой поставки оружия проходили официальные каналы в Украине, позволила многим наблюдателям прийти к выводу, что чиновники из руководства страны, были причастны к сделкам.

В отчете 1999 года, посвященном Восточноевропейской торговле оружием, известная правозащитная организация Human Rights Watch пришла к выводу, что власти, отвечающие за контроль за экспортом, принимают документы торговцев оружием без лишних вопросов, то ли из-за "сложности процедуры", то ли из-за собственной "некомпетентности". Другие наблюдатели говорят, что ответственность лежит непосредственно на руководстве страны. Как писал в The Christian Science Monitor политолог Тарас Кузьо, "Представители высших эшелонов власти, если не сами напрямую торгуют оружием, то, вероятно, либо упрощают процесс продажи, либо, как минимум, отыскивают другой путь".

Подобные обвинения пока остаются недоказанными, до сих пор ни один украинский чиновник или политик не предстал перед судом по поводу незаконной торговли оружием. Однако нынешний политический климат в Украине позволяет говорить о возможной причастности руководства страны к подобным сделкам и, кроме того, объясняет, почему это так сложно доказать – как было в случае бывшего премьер-министра Павла Лазаренко, который предположительно, за все время своей политической карьеры заработал до $ 700 млн. на правительственных контрактах в области электроэнергии.

В то же время, Украинское правительство не демонстрирует особой заинтересованности в расследовании коррупции, организованной преступности и торговли оружием.

Украинские политики и журналисты, которые занимались этой темой, обнаружили, что это трудная и потенциально опасная стезя. Существует только одно официальное расследование торговли оружием, но и оно внезапно прекратилось после того, как ведущий его сотрудник оборонного ведомства был осужден военным судом. Находки комиссии исчезли, а ее члены хранят молчание. Журналист, который обнародовал некоторые из выводов расследования, в результате нападения получил огнестрельное ранение, и это дело так и не было раскрыто.

Журналисты, которые подвергают сомнению действия правительства, регулярно сталкиваются с цензурой, преследования и насилием в свой адрес.

Леонид Кучма, президент Украины с 1994 года, не единожды обвинялся в коррупции и притеснении оппозиции. В ноябре 2000 года один из его бывших охранников обнародовал тайно сделанные записи, которые вскрыли связь между президентом и исчезновением и убийством независимого журналиста, расследовавшего причастность Кучмы к делу Лазаренко.

Кроме того, на записях вроде бы зафиксирована встреча Кучмы с Александром Жуковым, представителем теневого мира Украины, имеющего связи с подозреваемым торговцем оружием Леонидом Мининым. В марте этого года глава парламентской комиссии, расследующей так называемый скандал "Кучмагейт", заявил, что на пленках присутствует разговор, в рамках которого президент обсуждает поставку в Ирак в нарушение эмбарго ООН военного оборудования стоимостью $ 100 млн. Ранее в этом году в загадочной автокатастрофе погиб глава украинского экспортного агентства, который, как говорят, и был собеседником Кучмы в этом разговоре. Кучма и его союзники называют записи подделкой.

Со своей стороны украинское правительство рьяно отрицает причастность представителей высшего эшелона власти к незаконной торговле оружием. Когда же открылись поставки оружия в Сьерра-Леоне и другие страны, они стали подчеркивать, что Украина делает все возможное для соблюдения международных соглашений и предотвращения незаконных продаж вооружения. Традиционный ответ, который недавно прозвучал и из уст президента Кучмы, комментировавшего обвинения в продаже оружия Ираку, - "другие страны пытаются испортить репутацию Украины как поставщика законного вооружения".

Международное давление привело к некоторым реформам в области экспорта вооружения из Украины. В течение последних нескольких лет правительство ввело более строгую инвентаризацию военного оборудования и ужесточило контроль за экспортом. Исследование, проведенное американцами в 1998 году, показало, что новая система очень близка к западным стандартам. Некоторые официальные представители Украины утверждают, что крайне маловероятно, чтобы оружие до сих пор попадало в руки контрабандистов и бандитов.

"Нынешняя система экспортного контроля Украины делает незаконные поставки оружия из или через Украину практически невозможными", говорит Ольга Островерхова, первый секретарь посольства Укаины в Вашингтоне. Такие случаи, как дело Минина и других украинцев, арестованных заграницей, говорит она, это исключения, которые не являются признаками более крупной проблемы, связанной с торговлей оружием.

Критики говорят, что Украина должна доказать свою стремление положить конец незаконной торговле оружием и изменить политический климат, который позволяет ей существовать.

Некоторое время назад появились обвинения, что в конце 90-х российский торговец оружием Виктор Бут, израильско-украинский бизнесмен Вадим Рабинович и бывший руководитель Службы безопасности Украины продавали талибам вооружение на миллионы долларов. Подобные истории, по идее, не могут быть на руку администрации Кучмы, которая пытается наладить более тесные политические и военные связи с Западом и предложила США свою поддержку в борьбе с терроризмом.

Представители Министерства обороны Украины сейчас заявляют, что до 50% нынешнего арсенала армии нуждаются в усовершенствовании либо от них необходимо избавиться. То, что произойдет с этими запасами оружия "секонд-хэнд", как раз предоставит информацию о связях Украины с нелегальными торговцами оружием. Если вооружение не попадет к контрабандистам, оно все равно может быть продано, но с гораздо меньшей выгодой.

Но, где бы оружие не оказалось, важнейший вопрос, который стоит перед Украиной, ее зарубежными партнерами и международными организациями, которые следят за торговлей оружием, заключается в том, будет ли Украина по-прежнему получать международную поддержку, о которой она просит, так и не отмыв свою репутацию?

Комментарий Йохана Пелемана

Йохан Пелеман (Бельгия), ведущий международный специалист по торговле оружием, принимал участие в экспертных комиссиях ООН, специализируется на финансовых аспектах войны.

В Украине правительственные чиновники заявили нам, что с их точки зрения, в случае поставок оружия Мининым в Либерию Украина выполнила все, что требовал от нее закон.

Я с этим полностью согласен. Более того, они полностью соблюли все международные процедуры, регулирующие торговлю оружием. Они даже пошли дальше, отправляя кого-то на самолете. Они даже пошли еще дальше, получив документ с подписью клиента, в данном случае Кот-д'Ивуар, в котором говорится, что боеприпасы будут использоваться с учетом эмбарго и моратория на личное оружие, действующих в Западной Африке. То есть, это была дополнительная гарантия. Откровенно говоря, они следовали правильной процедуре.

Знали ли они о том, с кем они ведут дела?

Об этом Вам лучше спросить их. Если такого рода деятельность позволяется в большинстве стран в мире международной торговли оружием, очевидно, что будут и злоупотребления. Если вы позволяете компании, зарегистрированной в офшорной зоне, заниматься продажей смертоносного оборудования, то злоупотребления не заставят себя ждать. Украина не исключение.

Украинские чиновники говорят, "Мы бедная страна, у нас нет возможностей проверять, кто действительно стоить за этими компаниями. Что вы от нас хотите?"

Этот ответ можно услышать от чиновников во многих странах мира. Если вы захотите проверить, кто стоит за компанией Technical Engineering and Services (посредник в поставках Минина), то вам удастся обнаружить имена всего лишь двух человек. И если они не числятся в списках разыскиваемых в вашей стране, вам не удастся узнать о них больше или отследить их деятельность. Более того, я думаю, что с точки зрения Украины, поставка, о которой мы ведем речь (113 тонн боеприпасов), была так, мелочь. Это была относительно небольшая партия боеприпасов…

Естественно, я бы хотел видеть более тщательное ведение дел в торговле оружием по всему миру. Но с точки зрения властей, если вы соблюдаете международные процедуры, все законно. Я думаю, каждая страна в мире, которая занимается производством оружия или обладает большими запасами вооружения, должна иметь дело с тысячами разрешений, которые, как правило, проверяются на месте офицером, занимающимся вопросами распространения оружия, который, как правило, проверяет, находится ли страна назначения под действием эмбарго, все ли документы поданы. Они также могут затребовать дополнительную печать на том или ином документе. Большинство стран именно так и действует в области торговли оружием, Украина тоже. Они следовали международным процедурам. Единственное, что можно сказать, это то, что международных процедур по торговле оружием недостаточно, чтобы отследить такую торговлю, как мы видим здесь.

Я думаю, у Украины всего несколько посольств по всей Африке. И как многие восточноевропейские страны, она владеет огромным количеством оружия, которое больше ей не нужно. Но им не хватает валюты и возможностей для ведения бизнеса, поэтому они пытаются продать это вооружение. И если соблюдается процедура, я уверен, они выдают тысячи разрешений каждый год, которые отправляются в страны-клиенты, очень часто через брокеров. И я предполагаю, что среди этих тысяч дел, вы найдете некоторое количество незаконных сделок.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования