Литвиниада, или Загадка президентского ставленника

Четверг, 23 мая 2002, 13:21
"Владимир Литвин уже вырос их подгузников Администрации Президента, но очень стойкий запах остался".

Юрий Луценко, депутат от Соцпартии.

"Спикериада", которой так стремился избежать парламент, в особенности же новоизбранные депутаты, в разгаре. До рекорда предыдущего созыва, когда избрать руководство парламентариям не удавалось едва ли не в течение двух месяцев, еще далеко. Но полторы недели безысходности в "активе" четвертого созыва Верховной Рады уже есть. И несмотря на ежедневную надежду на то, что фракциям все-таки удастся договориться и выдвинуть приемлемый для всех "пакет" кандидатур, в кулуарах все громче раздаются голоса скептиков, которые прогнозируют еще как минимум неделю переговоров. Нынешняя эпопея отличается от предыдущей не только козырными картами в парламентской "колоде", и их очень ограниченным выбором, но и, в первую очередь тем, что тасуют "колоду" только шестеро четко определенных игроков.

Для этой важной миссии фракции делегировали своих руководителей, которые разыгрывают "партии" в закрытом от свидетелей помещении, соревнуясь в умении вытащить из рукава нужную карту в нужный момент. Вшестером, бесспорно, играть легче, чем в компании из четырех сотен "консультантов" и специалистов по политическому "махлеванию". Почему же тогда мы до сих пор не имеем Председателя Верховной Рады, а депутаты - возможности заниматься непосредственно своими прямыми, законотворческими, обязанностями? Почему парламентский "покер" на самом деле еще до раздачи карт игрокам превратился в "дурака", и кто этим дураком в конечном счете останется? Вопросов много. Ответов тоже, но все они сводятся к главному: когда карты шестерым участникам раздает седьмой, постоянно пододвигая нужный ему - Самому - козырь, результат партии запрограммирован заранее.

 
 
"Красные" принципы и "общая" овчарня

В парламентском противостоянии наиболее ярыми оказались две фракции: отряд красных бойцов под руководством Симоненко и "пищевая" команда президента. Ни та, ни другая сила, в отличие от четырех других участников переговоров, уступать свои позиции не желает, настаивая на предложенном именно ею "пакете" потенциальных парламентских поводырей. Коммунистов можно понять: неуклонно теряя позиции на политическом поле Украины, они стремятся сполна воспользоваться, возможно, последним в их истории моментом значимости и активно торгуют своей "золотой акцией", которая, однако периодически обесценивается, чтобы потом опять подняться в цене. До поры до времени, конечно.

А вот у "заедистов" совсем другая ситуация. И даже больше - трагедия. Как овцы, согнанные из разношерстных отар под крышу одной овчарни, горемычные народные избранники под громким именем "Единая Украина" вынужденны с отчаянным блеянием бежать за своим круторогим поводырем в пропасть, на пути пополняя собственные скамьи все большим количеством жертв и проклиная "передового" вместе с овцеводом на чем свет стоит. Во фракции "Еды" уже почти 180 депутатов, большей части которых тавро "поварят" на лбы влепили отнюдь не по их доброй воле. Среди них есть немало высококлассных специалистов в различных отраслях политической, экономической и научной сфер украинского общества, людей умных и образованных. И наделенных большими политическими амбициями, о которых приходится забыть, поскольку всесильный перст (нет, не судьбы и не провидения) выбрал из этой массы только одного достойного, отмеченного честью нести провластные "едучие" знамена. "Спикериада" превратилась в "литвиниаду", и именно о нем - кандидате на Председателя ВР от главы государства - отдельный разговор.

В том, что Владимир Литвина на должность спикера Верховной Рады "назначен" свыше, сомневаться может разве что он сам. Владимир Михайлович так часто слышит со всех сторон (в среде себе подобных, естественно) заверения в своей неординарности, что рано или поздно в нее все-таки поверит. Если уже не поверил. И зря. Ибо если бы новоявленный "публичный политик" в придачу ко всем своим талантам умел бы еще и читать мысли, его самолюбие из-под плинтуса, о котором Владимир Михайлович часто вспоминает, не вылезало бы.

О чем шепчутся на "кухне"

Все представители "заедунского" войска, из которых удается выжать хотя бы слово о кандидатуре своего "маршала", на удивление старательно вызубрили мантру "он - наш Лидер, кроме него, другого не знаем, его в спикеры выбираем". Других аргументов в пользу упрямого "стояния" на главной "пищевой" аксиоме "Литвин = спикер" услышать не пришлось. Разве что некоторые, наиболее опытные "полевые командиры" прибавляют что-то о высоком научном уровне "подопытного" (господин Литвин в них и профессор, и академик, и просто политический красавец) и его выдающихся "полководческих" способностях. Но без блеска в глазах, из-за чего в их искренность почему-то тяжело поверить.

Совсем другое дело - "рядовые". Запуганные, вымуштрованные, но по самую макушку преисполненные возмущением, они в частных разговорах криком кричат о "несправедливости", "уголовном государстве, в котором такие порядки", "унижении" и тому подобном. Крик, хотя, до связок не доходит, застревая где-то в душе и только в минуты наибольшего всплеска эмоций вырываясь из уст какого-то не слишком закаленного в политических боях нардепа. Тогда - шепотом и на ушко - удостоенный такого доверия помощник или даже журналист может услышать далеко не парламентские изречения в адрес профессора и академика вместе с тем самым "перстом", каторый вытянул его из зашторенного чиновнического кабинета и посадил в "публичное" кресло.

Но вместо того, чтобы разрубить "литвинов" узел "спикериады", засунув в свой "пакет" какую-то проходимую кандидатуру, "Еде" приходится последовательно соревноваться за высшее парламентское кресло только для экс-главы президентской администрации. Кстати, еще неизвестно, "экс-" ли, ведь указа об его освобождении, как утверждает в своем заявлении депутат Евгений Жовтяк, до сих пор не обнародован, что дает основания злым языкам подозревать господина Литвина в намерениях вернуться на предыдущую должность, если со спикерством не сложится.

Действительно подозрительно, что гарант и до сих пор держит свою "канцелярию" "обезглавленной". И перманентные слухи о назначении на этот пост того или другого достойного мужа поневоле наводят на мысль об их искусственном происхождении с целью оттянуть время до момента, когда против постановления об утверждении Председателя ВР засияет заветное число "больше 226". До этой минуты нардепы имеют достаточно времени для обсуждения всех достоинств президентского кандидата в спикеры (и можно только вообразить, как завидуют при этом подневольные "едуны" свободоязыким оппозиционерам, которым своего отношения к "человеку Президента" скрывать не нужно). Так какого же спикера назначает парламенту гарант?

"Героическое" прошлое...

Владимир Литвин действительно личность незаурядная. Хотя бы потому, что обычных в администрацию президента не берут: с первым встречным человеком обсуждать государственные дела по меньшей мере неумно. Особенно такие, за которые можно и за решетку (в нормальном демократическом государстве с верховенством права) загреметь. В неисчерпаемой аудиотеке майора Мельниченко можно почерпнуть немало свидетельств о профессиональных и моральных качествах бывшего главы АП, после ознакомления с которыми в голову закрадывается коварная мысль о том, что кое-кому стоит подготовить место совсем не в парламентских стенах. "Прославился" Литвин сразу же после обнародования Александром Морозом первого известного Украине эпизода из разговоров в президентском кабинете - именно того, где "абарзевшего" Гию Гонгадзе, которому 21 мая могло бы исполниться 33 года, рекомендовалось "департировать в Грузию" и выбросить на три не совсем пристойных буквы. Голос, похожий на "правую руку" гаранта, на этих записях услужливо предлагает шефу "востребовать дело" по нахальному журналисту, с которым, по словам руководящего лица, нужно что-то "решать". Как будет видно далее, в области "досье" Литвин специалист - недаром же историк, ему сам Бог велел копаться в архивах.

Из биографической справки лидера блока "Единая Украина" можно узнать не только о его научных степенях (доктор наук Литвин защитил диссертацию на тему "Политическая арена Украины: действующие лица и исполнители (Общественно-политическое развитие Украины во второй половине 90-х гг."), но более интересным является название кандидатской: "Деятельность Коммунистической партии Украины по усовершенствованию подготовки преподавателей общественных наук (1966-1975 гг.)"), звания и награды, но и более 200 публикаций. Интересно, входит ли в этот перечень "среферированая" у американского ученого Томаса Каротерса статья, опубликованная 19 января этого года в газете "Факты" при авторстве Литвина под заголовком "Гражданское общество: мифы и реальность". Не успели тогда специалисты возмутиться странной позицией представителя власти, который нещадно раскритиковал саму идею гражданского общества, как оказалось, что украинское научное светило нарушило главный канон ученого: не укради чужой труд. Даже если допустить, что занимался переписыванием Каротерсового материала Литвин не собственноручно (а, скорее всего, так оно и было), все равно получается большая "лажа": несолидно такому почтенному лицу для написания своих "трудов" использовать наемных помощников. После этого случая репутация "канцеляриста" гаранта была разрушена до основания, а сам он, вместо того, чтобы покаяться в плагиате, отбивался фразой в духе первокурсника – будто-бы "пересказал статью из американского журнала трехлетней давности, под которой не было указано имени автора". Но еще и заявил, что в результате "пиар-хода", задуманного с целью "увидеть, как на это реагирует наше общество", вышел "интересный эффект".

Интересно, сколько еще из двух сотен публикаций членкора НАН Украины Владимира Литвина "передраны" у других ученых ради исследования "эффекта"? Между прочимым, в той же биографической справке в графе "владения языками" отмечены только украинский и русский. А вот об английском упоминания нет.

А вечный борец с мафией и коррупционерами Григорий Омельченко считает, что Литвин ворует не только статьи. Народный депутат от блока Тимошенко еще в прошлом созыве среди своих многочисленных депутатских запросов по поводу преступной деятельности чиновников высшего эшелона власти вспомнил и главу АП, который якобы вместе с экс-депутатом и бывшим руководителем компании "Нафтогаз Украины" Игорем Бакаем в результате сложной схемы присвоил 88 патентов на изобретения Харьковского научно-исследовательского института природного газа, заработав вследствие этой махинации более 20 миллионов долларов. Владимир Литвин, конечно, эту информацию категорически отрицает. Не будем настаивать на этом и мы, хотя известно, что не говорят о дыме без огня.

.. и "подвиги" современности

В конечном счете, во всех этих "несовершенствах" можно сомневаться, не веря в аутентичность пленок Николая Мельниченко, возражать, сомневаясь в порядочности Григория Омельченко, оправдывать главного "заедиста", ссылаясь на его высокую занятость, которая не оставляет времени на написание собственных статей. Но от этого перспектива видеть Литвина во главе наивысшего представительского органа государства не становится более радужной. И виноват в этом только он сам. Уже первые шаги "новорожденного дитяти" в публичной политике доказали, что лучше бы он оставался в полумраке своего кабинета.

Свою "публичную" деятельность не привычный ко внекабинетной жизни Литвин "освятил" не только пластырем на лбу и поливкой оппозиции помоями, но и оскорблением огромной когорты украинских социологов (кстати, коллег Владимира Михайловича по научному цеху), которых во всеуслышание окрестил "проститутками". Но, как оказалось, это еще были цветочки. Уже в ипостаси народного избранника наш герой сполна оправдал свою далеко не идеальную репутацию, представляя собственную кандидатуру на должность Председателя ВР. На неприятные вопросы зала потенциальный спикер реагировал уж слишком примитивно и грубо.

Скажем, социалисту Юрию Луценко, который напомнил "едучему" претенденту о его фигурировании по "делу Гонгадзе", Литвин заявил, что имеет "на сохранении" какие-то таинственные свидетельства (очевидно, не диктофонные, поскольку по словам оратора, записывать "у нас нет практики") "совсем других" слов Луценко, сказанных в Литвиновом кабинете. И пригрозил, что "до определенного времени это лежит на сохранении". Если эта фраза позаимствованна не из лексики акушеров, то явно попахивает духом "кагебизма".

Как и реплика первого "шеф-повара" властного блока в ответ на выступление Владимира Яворивского, который представлял кандидата от "Нашей Украины" Ивана Плюща. Хотя "наш" писатель и депутат всего только напомнил тезке, где его блок выиграл выборы беспрекословно (в психбольницах и тюрьмах), и обратил внимание, что пластырь господина Литвина после аварии появлялся на различных сторонах лба, проводника "Еды" это почему-то весьма возмутило и вдохновило на сокрушительно-запугивающую тираду. Ее завершающую часть стоит привести почти дословно: "Теперь я хотел бы сказать следующее: господин Яворивский, когда я вас навестил в больнице, я только теперь понял диагноз. Второе, что я хотел вам сказать. По-видимому, вы смотрели телевизор один раз в нормальном состоянии, а во втором с потолка. И еще одно. Господин Яворивский, я бы вам посоветовал, как человек, который очень много проработал в архивах и прочитал архивных документов... Вы должны понимать, что архивы не горят, особенно партийные".

Эту высокоинтеллектуальную реплику можно было бы оставить без комментариев, если бы не одна интересная деталь, которую сообщил "Украине молодой" Владимир Яворивский. Кажется, президентский ставленник опять попался на лжи. Или, возможно, выйдя из кабинетного уюта на политический свет, с непривычки перепутал председателя Союза писателей с Юлией Тимошенко, которую действительно навещал в Феофании.

Яворивский же, по его словам, в больнице не лежал со студенческих лет, когда ему удалили гланды. А относительно "негорящих" партийных архивов, то Владимир Яворивский заметил, что запугивать кого-то подобными вещами для претендента на такую высокую должность недопустимо и попросил напечатать свой ответ рулевому "единых" в газете (чтобы другие "искатели компромата" также не беспокоились): "Господин Литвин, чтобы вы зря не тратили времени, я вам сообщаю, что все эти архивы мои политические оппоненты еще до вас перещупали в 1989-91 годах настолько, что вам там уже нечего делать. Поэтому запугивать нас не нужно, давайте учиться уважать мнение друг друга и дискутировать открыто". А этому, считает Яворивский, Литвину еще нужно учиться очень долго. И желательно не в зале, экспериментируя над 450 депутатами, поскольку спикер, который не способен себя контролировать, является человеком просто-таки "опасным". Как отмечает "наш" депутат, заданием Председателя ВР является мирить противников в зале, а не обижать их.

Кто знает, как изменится характер Литвина за длинных четыре года "подкупольного" стажа. Но пока что ему тяжело дается и контроль над своими движениями: скажем, когда 21 мая Владимир Филенко, зачитав с трибуны заявление от "Нашей Украины" о давлении на народных депутатов, объявил, что передает ее экс-помощнику Президента, чтобы тот в свою очередь вручил Самому, Владимир Михайлович разволновался не на шутку. И при всем честном зале, гостях и журналистах, раздраженным движением пальчика поданный ему документ отбросил. "Наш" депутат не поленился поднять его с пола и опять положить на стол перед Литвином, однако тот еще резче спихнул заявление на пол, прошипев при этом (по словам Филенко): "Отцепись! Я такой же депутат, как и ты". Это, по-видимому, касается того, что с гарантом "такой же депутат" не контактирует и ничего ему передать не может...

Выбрать его, чтобы "подставить" власть?

Известно, это далеко не исчерпывающий перечень литвиновских "подвигов", которые могли бы войти в сборник "Почему Литвин не должен возглавлять парламент". Но суть не в количестве. А в том, что "рекомендуя" в ультимативной (кулуарно) форме своего протеже на самую высокую в Верховной Раде должность, президент явно руководствовался не государственными или народными интересами. Тогда чем? Ответ на это может дать только сам Леонид Данилович. Хотя, возможно, его уже дал за него депутат от "Нашей Украины" Владимир Филенко.

Кстати, Филенко считает, что поскольку Литвин является одной из наиболее слабых кандидатур, которые "Еда" могла бы выставить на должность Председателя ВР, то лучше уже избрать его - чтобы власть скомпроментировала себя окончательно. С ним согласен и "БЮТовець" Анатолий Матвиенко, который предлагает быстро утвердить Литвина в спикерском кресле, чтобы у народа окончательно переполнилась чаша терпения, и можно уже было бы наконец совершить настоящую "бархатную" революцию. Только кто осмелится при этом запачкать свою парламентскую честь сотрудничеством с заплесневелой "Едой", пусть даже и ради благородной цели?

Так вот, относительно оснований, которыми руководствовался гарант при определении своего ставленника, господин Филенко напомнил распространенное в партийных органах советских времен понятие "уйти с повышением". "Я думаю, - говорит Владимир Филенко, - что Кучма просто не знал, как от своего администратора отделаться, поэтому и послал "на повышение". Бросив на растерзание Верховной Раде".

Версия интересная. И Литвина в таком случае даже жалко – потому что выяснилось, наконец, кому в результате парламентского "покера" придется носить звание "дурака". Причем при любых условиях - в случае выигрыша над украинским спикером (и, к сожалению, Украиной) будет смеяться весь мир, а в случае поражения Литвин останется около разбитого корыта. "Еда" распадется как минимум на пять более мелких фракций в любом случае, в этом даже ни один "пищевик", кажется, не сомневается (поэтому и стремятся избрать Владимира Михайловича, пока "единые"). В случае же неизбрания Литвина в президиуме из-за загадочного упрямства фракции, которое почему-то не нашло в своих рядах более достойных кандидатур, не будет ни одного ее представителя. (Интересно, что сам Литвин говорит: своей вины за такую "узурпацию" кандидатской вакансии, которая могла бы достаться кому-то из перспективных молодых "заедистов", он не будет ощущать, потому что это, мол, "решение фракции"). А еэс-глава АП станет рядовым нардепом. Но разве для этого он становился "серым кардиналом", чтобы дать лишний предлог убедиться в своей самой обыкновенной мышиной серости?