Кабмин обещает погасить долги по НДС в следующем году
Вторник, 21 мая 2002, 14:51
Риск выполнения "обещания" очень высок
Министр экономики и по вопросам европейской интеграции Александр Шлапак заявил, что правительство Украины берет обязательство в течение следующего года погасить задолженность по возмещению налога на добавленную стоимость (НДС).
В целом долг по возмещению НДС составляет около 5,8 млрд. грн., в том числе 2,1 млрд. грн. - просрочена задолженность, которую нужно было возместить предприятиям. Возмещение задолженности не будет влиять на текущие возмещения, подчеркнул министр.
Вопрос о необходимости разрешения этой проблемы предстал давно, но особенно острым он стал в этом году, когда Международный валютный фонд (МВФ) поставил в прямую зависимость от его решения вопроса о предоставлении Украине дежурного транша кредита в рамках программы расширенного финансирования (EFF). Эксперты МВФ указывают на то, что невыполнение правительством своих обязательств по возмещению НДС перед экспортерами приводит к ряду негативных последствий для экономики.
Как объяснили "Контексту" эксперты Международного центра перспективных исследований (МЦПД), "НДС фактически становится налогом на экспорт и ограничивает ресурсы экспортеров, чем, по существу, уменьшает объем внешней торговли". Кроме того, указывают эксперты, непрозрачная процедура механизма погашения задолженности приводит к неровным условиям, в которых приходится работать предпринимателям. "Поскольку решение о возмещении НДС часто устанавливаются в "ручном режиме", и, к тому же, не всегда соблюдаются критерии процесса возмещения, то возникают условия для злоупотребления и коррупции", - указывают эксперты МЦПД.
В конечном счете, от поступлений с НДС зависит уровень выполнения бюджета, а рост задолженности приводит к нежеланию предпринимателей осуществлять платежи с этого налога, в результате чего возникает "замкнутый круг проблем": с одной стороны, правительство не возмещает НДС, с другой - в результате низкий уровень доверия к правительству, предприятия уклоняются от платежей налога, а, соответственно, у правительства уменьшаются возможности вернуть предпринимателям суммы оплаченного налога, отмечают эксперты. Все это приводит к нестабильности и непрогнозированности прибылей бюджета, которые де-факто ставятся в зависимость от политических решений относительно погашения задолженности с НДС, говорят экономисты.
В интервью "Контекста" директор экономических программ Украинского центра экономических и политических исследований им. О.Разумкова (УЦЕПД) Владимир Сиденко отметил, что "планы правительства о погашении задолженности по возмещению НДС 2003 года есть своего рода компромиссным решением, поскольку позиция Международного валютного фонда достаточно жесткая относительно этого вопроса". В принципе, ряд шагов по решению проблемы уже предприняты правительством, считает эксперт, однако, по его словам, Кабинету министров "необходимо найти причины роста задолженности для эффективной борьбы с ее накоплением".
Эксперты МЦПД выделяют следующие причины, которые предопределяют проблему невозмещения НДС. Во-первых, это структурные диспропорции в экономике. Самые крупные украинские экспортеры задействованы в материалоемком и энергоемком производстве, а следовательно, пользуются значительным налоговым кредитом, указывают экономисты. Во-вторых, существующие диспропорции в системе налогообложения приводят к углублению проблемы НДС.
Например, наибольшими должниками по уплате НДС стали предприятия энергетики, поэтому бюджет не получает тех поступлений с налога, которые должны быть выплачены экспортерам. Освобождение сельхозпроизводителей от НДС сужает базу налогообложения и, соответственно, влияет на уровень поступлений из этого налога. И, наконец, списание долгов налогоплательщикам уменьшило возможности бюджета относительно погашения задолженности по НДС.
Еще одной причиной роста задолженности является, по мнению экспертов МЦПД, существование теневой инфраструктуры, в границах которой растет количество фиктивных экспортных операций.
Кроме того, по словам экономистов, именно неэффективность механизмов возмещения увеличивает уровень невозмещенного налога. В частности, в соответствии с законодательством, возмещение налога проводится только с поступлений с НДС (поступления от других налогов не могут быть использованы с этой целью). До этого времени не разработан механизм возмещения НДС в одной области за счет поступлений с НДС в другой. Поэтому наиболее остро проблема возникает в тех областях, где сконцентрированы предприятия-экспортеры.
По мнению господина Сиденко, "правительство имеет шанс решить проблему по возмещению НДС, но для этого необходимо выполнение, как минимум, двух условий: сохранение высоких темпов экономического роста (на уровне, прогнозированном правительством) и улучшение эффективности налогового законодательства".
Кроме того, считает эксперт УЦЕПД, действия правительства относительно "разоблачения фиктивных операций, а также проведение взаимозачетов по возмещению НДС и налоговых обязательств плательщика НДС хотя бы уменьшат задолженность правительства с этого налога".
В частности, одно из постановлений, принятое правительством в конце февраля, предусматривает списание бюджетной задолженности по возмещению НДС тем предприятиям, которым 2001 года была списана их налоговая задолженность в соответствии с законом № 2181-III от 21 декабря 2000 года "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами".
Кроме того, постановление предусматривает реструктуризацию бюджетного долга по возмещению НДС тем предприятиям, которым была реструктуризирована их задолженность с уплаты налогов и сборов. Реструктуризация проводилась на приоритетных основах - на ту же сумму и на тот же срок, отметил министр экономики и по вопросам европейской интеграции.
Однако, по словам господина Сиденко, "этих усилий явно недостаточно, и без эффективной и прозрачной налоговой системы проблема НДС вряд ли будет решена". Кроме того, намерения правительства инициировать принятие двух законов, которые несколько изменят налоговое законодательство, "может стать ни чем другим, как защитой лоббистских интересов отдельных финансовых групп", считает эксперт.
Прогнозы правительства относительно 6%-го экономического роста, который позволит погасить задолженность с НДС, "есть явно завышенными, поскольку расчеты на восстановление мировой экономики, которое повлияет на динамику украинского экономического роста путем увеличения торговых операций, не учитывают двух основных факторов. Во-первых, мировая экономика "оживает" не так быстро, как ожидали эксперты, а во-вторых, главные экспортные отрасли Украины претерпели значительные ограничения со стороны стран ЕС и Соединенных Штатов".
Таким образом, по мнению эксперта, "хотя потенциально у правительства есть шансы решить проблему возмещения налога на добавленную стоимость, планка условий, которые должны быть выдержаны для ее решения, достаточно высока". Это ставит под сомнение реальность выполнения планов Кабинета министров.
Министр экономики и по вопросам европейской интеграции Александр Шлапак заявил, что правительство Украины берет обязательство в течение следующего года погасить задолженность по возмещению налога на добавленную стоимость (НДС).
В целом долг по возмещению НДС составляет около 5,8 млрд. грн., в том числе 2,1 млрд. грн. - просрочена задолженность, которую нужно было возместить предприятиям. Возмещение задолженности не будет влиять на текущие возмещения, подчеркнул министр.
Вопрос о необходимости разрешения этой проблемы предстал давно, но особенно острым он стал в этом году, когда Международный валютный фонд (МВФ) поставил в прямую зависимость от его решения вопроса о предоставлении Украине дежурного транша кредита в рамках программы расширенного финансирования (EFF). Эксперты МВФ указывают на то, что невыполнение правительством своих обязательств по возмещению НДС перед экспортерами приводит к ряду негативных последствий для экономики.
Как объяснили "Контексту" эксперты Международного центра перспективных исследований (МЦПД), "НДС фактически становится налогом на экспорт и ограничивает ресурсы экспортеров, чем, по существу, уменьшает объем внешней торговли". Кроме того, указывают эксперты, непрозрачная процедура механизма погашения задолженности приводит к неровным условиям, в которых приходится работать предпринимателям. "Поскольку решение о возмещении НДС часто устанавливаются в "ручном режиме", и, к тому же, не всегда соблюдаются критерии процесса возмещения, то возникают условия для злоупотребления и коррупции", - указывают эксперты МЦПД.
В конечном счете, от поступлений с НДС зависит уровень выполнения бюджета, а рост задолженности приводит к нежеланию предпринимателей осуществлять платежи с этого налога, в результате чего возникает "замкнутый круг проблем": с одной стороны, правительство не возмещает НДС, с другой - в результате низкий уровень доверия к правительству, предприятия уклоняются от платежей налога, а, соответственно, у правительства уменьшаются возможности вернуть предпринимателям суммы оплаченного налога, отмечают эксперты. Все это приводит к нестабильности и непрогнозированности прибылей бюджета, которые де-факто ставятся в зависимость от политических решений относительно погашения задолженности с НДС, говорят экономисты.
В интервью "Контекста" директор экономических программ Украинского центра экономических и политических исследований им. О.Разумкова (УЦЕПД) Владимир Сиденко отметил, что "планы правительства о погашении задолженности по возмещению НДС 2003 года есть своего рода компромиссным решением, поскольку позиция Международного валютного фонда достаточно жесткая относительно этого вопроса". В принципе, ряд шагов по решению проблемы уже предприняты правительством, считает эксперт, однако, по его словам, Кабинету министров "необходимо найти причины роста задолженности для эффективной борьбы с ее накоплением".
Эксперты МЦПД выделяют следующие причины, которые предопределяют проблему невозмещения НДС. Во-первых, это структурные диспропорции в экономике. Самые крупные украинские экспортеры задействованы в материалоемком и энергоемком производстве, а следовательно, пользуются значительным налоговым кредитом, указывают экономисты. Во-вторых, существующие диспропорции в системе налогообложения приводят к углублению проблемы НДС.
Например, наибольшими должниками по уплате НДС стали предприятия энергетики, поэтому бюджет не получает тех поступлений с налога, которые должны быть выплачены экспортерам. Освобождение сельхозпроизводителей от НДС сужает базу налогообложения и, соответственно, влияет на уровень поступлений из этого налога. И, наконец, списание долгов налогоплательщикам уменьшило возможности бюджета относительно погашения задолженности по НДС.
Еще одной причиной роста задолженности является, по мнению экспертов МЦПД, существование теневой инфраструктуры, в границах которой растет количество фиктивных экспортных операций.
Кроме того, по словам экономистов, именно неэффективность механизмов возмещения увеличивает уровень невозмещенного налога. В частности, в соответствии с законодательством, возмещение налога проводится только с поступлений с НДС (поступления от других налогов не могут быть использованы с этой целью). До этого времени не разработан механизм возмещения НДС в одной области за счет поступлений с НДС в другой. Поэтому наиболее остро проблема возникает в тех областях, где сконцентрированы предприятия-экспортеры.
По мнению господина Сиденко, "правительство имеет шанс решить проблему по возмещению НДС, но для этого необходимо выполнение, как минимум, двух условий: сохранение высоких темпов экономического роста (на уровне, прогнозированном правительством) и улучшение эффективности налогового законодательства".
Кроме того, считает эксперт УЦЕПД, действия правительства относительно "разоблачения фиктивных операций, а также проведение взаимозачетов по возмещению НДС и налоговых обязательств плательщика НДС хотя бы уменьшат задолженность правительства с этого налога".
В частности, одно из постановлений, принятое правительством в конце февраля, предусматривает списание бюджетной задолженности по возмещению НДС тем предприятиям, которым 2001 года была списана их налоговая задолженность в соответствии с законом № 2181-III от 21 декабря 2000 года "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами".
Кроме того, постановление предусматривает реструктуризацию бюджетного долга по возмещению НДС тем предприятиям, которым была реструктуризирована их задолженность с уплаты налогов и сборов. Реструктуризация проводилась на приоритетных основах - на ту же сумму и на тот же срок, отметил министр экономики и по вопросам европейской интеграции.
Однако, по словам господина Сиденко, "этих усилий явно недостаточно, и без эффективной и прозрачной налоговой системы проблема НДС вряд ли будет решена". Кроме того, намерения правительства инициировать принятие двух законов, которые несколько изменят налоговое законодательство, "может стать ни чем другим, как защитой лоббистских интересов отдельных финансовых групп", считает эксперт.
Прогнозы правительства относительно 6%-го экономического роста, который позволит погасить задолженность с НДС, "есть явно завышенными, поскольку расчеты на восстановление мировой экономики, которое повлияет на динамику украинского экономического роста путем увеличения торговых операций, не учитывают двух основных факторов. Во-первых, мировая экономика "оживает" не так быстро, как ожидали эксперты, а во-вторых, главные экспортные отрасли Украины претерпели значительные ограничения со стороны стран ЕС и Соединенных Штатов".
Таким образом, по мнению эксперта, "хотя потенциально у правительства есть шансы решить проблему возмещения налога на добавленную стоимость, планка условий, которые должны быть выдержаны для ее решения, достаточно высока". Это ставит под сомнение реальность выполнения планов Кабинета министров.