Правительство уже формирует проект бюджета на 2003 год
Среда, 15 мая 2002, 18:36
Эксперты подсчитывают количество "если", которые должны быть выполненные для достижения прогнозных показателей
На общем заседании правительственные комитеты Кабинета министров рассмотрели проект основных направлений бюджетной политики на 2003 год. Основные направления бюджетной политики разрабатываются правительством в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Украины и направляются в Верховную Раду до 1 июня.
В комментариях к проекту основных направлений бюджетной политики министр финансов Украины Игорь Юшко отметил, что приоритетными является сбалансированность и реальность бюджета-2003, а также эффективность использования бюджетных средств. По словам министра, старая налоговая база является одним из основных препятствий для улучшения бюджетного процесса.
Теперь судьба перераспределения ВВП через сводный бюджет прогнозируется на уровне не менее 23%, отметил господин Юшко. Вместе с тем, если парламенту удастся принять необходимые изменения к налоговому законодательству, то уровень перераспределения ВВП через сводный бюджет может достигать 25%. В прошлом году через сводный бюджет было перераспределено 26,7% ВВП.
Еще одним приоритетным заданием правительство видит уменьшение объема государственного долга до уровня, который не превышает 36% ВВП. Госдолг Украины по итогам 2001 года составлял 37% ВВП. Согласно данным Минфина, общий объем прямого государственного и гарантированного долга Украины 2001 года уменьшился на $81,62 млн. (2,36 млрд. грн.) – до $14085 млн. (76,66 млрд. грн.).
Взаимоотношения госбюджета и местных бюджетов должны содействовать упрочению региональной политики, считает министр финансов. Из-за этого в течение нескольких следующих лет планируется постепенно снизить дотации местным бюджетам и перевести их на самофинансирование.
Кроме того, документ предлагает пересмотреть отношение ко льготному налогообложению, и с этой целью внести изменения к действующему законодательству, которые обеспечили бы реализацию эффективной бюджетной налоговой политики. Ожидается, что доработанный проект Основных направлений бюджетной политики на 2003 год будет рассмотрен Кабинетом министров на заседании 15 мая.
Основные направления бюджетной политики на следующий год в интервью "Контексту" прокомментировала эксперт Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины Ирина Клименко. По ее словам, проект "мало чем отличается от политики, сформированной больше года тому, еще правительством Виктора Ющенко". Речь "идет о планах не амбициозных, - отметила эксперт, - они призваны содействовать стабилизации бюджетной политики на нынешнем уровне".
Вместе с тем, как сообщила госпожа Клименко, "сложно говорить о реальности и выполнении нового бюджета, поскольку основным параметром, который предопределяет достижение прогнозных показателей, есть динамика экономического роста, которую нынче непросто предусмотреть".
Сейчас продолжается процесс формирования прогнозов макроэкономических параметров. По словам Ирины Клименко, "ожидания правительства относительно динамики экономического роста на следующий год могут быть опять безосновательно завышены". Согласно некоторым данным, правительство прогнозирует рост ВВП на уровне 6-7%, что, по мнению эксперта, "вряд ли досягаемо для украинской экономики".
Кроме того, увеличение уровня перераспределения ВВП через сводный бюджет сложно отнести "к однозначно позитивному экономическому явлению", считает Клименко. С одной стороны, рост уровня перераспределения ВВП через бюджет повышает возможности правительства относительно экономического регулирования, поскольку обеспечивает более высокие прибыли бюджета. С позиции некоторых коммерческих (узкой группы представителей бизнес-структур) и социальных обязанностей, которые берет на себя правительство, повышение уровня перераспределения ВВП повышает возможности Кабмина относительно выполнения этих обязанностей. Вместе с тем, с позиции бизнеса, "повышение уровня перераспределения ВВП через сводный бюджет значит увеличение налоговой нагрузки", пояснила Ирина Клименко.
Иначе говоря, перераспределяя ВВП, правительство получает более широкие возможности по фискальному регулированию экономики и увеличивает степень своего вмешательства в рыночные экономические процессы, что, соответственно, приводит к их искривлению, подчеркнул эксперт. На то время как практика свидетельствует о том, что "чем меньше государство вмешивается в экономическую жизнь страны, тем более высокие показатели развития демонстрирует государство".
В целом, по мнению эксперта, основные силы должны быть сконцентрированы на сохранении позитивной динамики экономического роста. На это время правительство достигло определенного уровня профессионализма в анализе и прогнозировании макроэкономических параметров, но существует много "походных", которые сложно учесть в анализе и предусмотреть, что, в свою очередь, влияет на реальные данные.
Вместе с тем, одной из основных проблем украинской экономики остается отсутствие эффективного менеджмента предприятий, а "задание о необходимости его создания даже не относится к уровню правительства", подчеркнула Клименко. По существу, отметила эксперт, "усилия многих бизнес-структур направлены не на улучшение менеджмента и достижение более высокого уровня рентабельности, а на "выбивание" налоговых льгот".
К тому времени, пока не изменятся условия ведения бизнеса и не сформируется спрос на эффективный менеджмент, экономическая политика правительства будет напоминать более быстрое "гашение пожара", нежели последовательное экономическое развитие. В подобных условиях сформировать прогнозы выполнения бюджета и ожидания относительно макроэкономических показателей достаточно сложно, отметила эксперт.
Кроме того, оценить реалистичность бюджета на 2003 год, по мнению аналитиков, можно будет только на конец текущего года, когда станет понятной позиция международных финансовых организаций, активизируются (или не активизируются) приватизационные процессы и станет известна позиция Национального банка относительно возможной "помощи правительству на случай значительного бюджетного дефицита".
На общем заседании правительственные комитеты Кабинета министров рассмотрели проект основных направлений бюджетной политики на 2003 год. Основные направления бюджетной политики разрабатываются правительством в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Украины и направляются в Верховную Раду до 1 июня.
В комментариях к проекту основных направлений бюджетной политики министр финансов Украины Игорь Юшко отметил, что приоритетными является сбалансированность и реальность бюджета-2003, а также эффективность использования бюджетных средств. По словам министра, старая налоговая база является одним из основных препятствий для улучшения бюджетного процесса.
Теперь судьба перераспределения ВВП через сводный бюджет прогнозируется на уровне не менее 23%, отметил господин Юшко. Вместе с тем, если парламенту удастся принять необходимые изменения к налоговому законодательству, то уровень перераспределения ВВП через сводный бюджет может достигать 25%. В прошлом году через сводный бюджет было перераспределено 26,7% ВВП.
Еще одним приоритетным заданием правительство видит уменьшение объема государственного долга до уровня, который не превышает 36% ВВП. Госдолг Украины по итогам 2001 года составлял 37% ВВП. Согласно данным Минфина, общий объем прямого государственного и гарантированного долга Украины 2001 года уменьшился на $81,62 млн. (2,36 млрд. грн.) – до $14085 млн. (76,66 млрд. грн.).
Взаимоотношения госбюджета и местных бюджетов должны содействовать упрочению региональной политики, считает министр финансов. Из-за этого в течение нескольких следующих лет планируется постепенно снизить дотации местным бюджетам и перевести их на самофинансирование.
Кроме того, документ предлагает пересмотреть отношение ко льготному налогообложению, и с этой целью внести изменения к действующему законодательству, которые обеспечили бы реализацию эффективной бюджетной налоговой политики. Ожидается, что доработанный проект Основных направлений бюджетной политики на 2003 год будет рассмотрен Кабинетом министров на заседании 15 мая.
Основные направления бюджетной политики на следующий год в интервью "Контексту" прокомментировала эксперт Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины Ирина Клименко. По ее словам, проект "мало чем отличается от политики, сформированной больше года тому, еще правительством Виктора Ющенко". Речь "идет о планах не амбициозных, - отметила эксперт, - они призваны содействовать стабилизации бюджетной политики на нынешнем уровне".
Вместе с тем, как сообщила госпожа Клименко, "сложно говорить о реальности и выполнении нового бюджета, поскольку основным параметром, который предопределяет достижение прогнозных показателей, есть динамика экономического роста, которую нынче непросто предусмотреть".
Сейчас продолжается процесс формирования прогнозов макроэкономических параметров. По словам Ирины Клименко, "ожидания правительства относительно динамики экономического роста на следующий год могут быть опять безосновательно завышены". Согласно некоторым данным, правительство прогнозирует рост ВВП на уровне 6-7%, что, по мнению эксперта, "вряд ли досягаемо для украинской экономики".
Кроме того, увеличение уровня перераспределения ВВП через сводный бюджет сложно отнести "к однозначно позитивному экономическому явлению", считает Клименко. С одной стороны, рост уровня перераспределения ВВП через бюджет повышает возможности правительства относительно экономического регулирования, поскольку обеспечивает более высокие прибыли бюджета. С позиции некоторых коммерческих (узкой группы представителей бизнес-структур) и социальных обязанностей, которые берет на себя правительство, повышение уровня перераспределения ВВП повышает возможности Кабмина относительно выполнения этих обязанностей. Вместе с тем, с позиции бизнеса, "повышение уровня перераспределения ВВП через сводный бюджет значит увеличение налоговой нагрузки", пояснила Ирина Клименко.
Иначе говоря, перераспределяя ВВП, правительство получает более широкие возможности по фискальному регулированию экономики и увеличивает степень своего вмешательства в рыночные экономические процессы, что, соответственно, приводит к их искривлению, подчеркнул эксперт. На то время как практика свидетельствует о том, что "чем меньше государство вмешивается в экономическую жизнь страны, тем более высокие показатели развития демонстрирует государство".
В целом, по мнению эксперта, основные силы должны быть сконцентрированы на сохранении позитивной динамики экономического роста. На это время правительство достигло определенного уровня профессионализма в анализе и прогнозировании макроэкономических параметров, но существует много "походных", которые сложно учесть в анализе и предусмотреть, что, в свою очередь, влияет на реальные данные.
Вместе с тем, одной из основных проблем украинской экономики остается отсутствие эффективного менеджмента предприятий, а "задание о необходимости его создания даже не относится к уровню правительства", подчеркнула Клименко. По существу, отметила эксперт, "усилия многих бизнес-структур направлены не на улучшение менеджмента и достижение более высокого уровня рентабельности, а на "выбивание" налоговых льгот".
К тому времени, пока не изменятся условия ведения бизнеса и не сформируется спрос на эффективный менеджмент, экономическая политика правительства будет напоминать более быстрое "гашение пожара", нежели последовательное экономическое развитие. В подобных условиях сформировать прогнозы выполнения бюджета и ожидания относительно макроэкономических показателей достаточно сложно, отметила эксперт.
Кроме того, оценить реалистичность бюджета на 2003 год, по мнению аналитиков, можно будет только на конец текущего года, когда станет понятной позиция международных финансовых организаций, активизируются (или не активизируются) приватизационные процессы и станет известна позиция Национального банка относительно возможной "помощи правительству на случай значительного бюджетного дефицита".