Избрание мажоритарщика от "За ЕдУ": пример технологии

Вторник, 9 апреля 2002, 18:44
В день, когда "За ЕдУ" известила о почти полутора сотнях мажоритарщиков, которые дали согласие присоединиться к пищефракции, наконец широкому обществу были представлены и документальные свидетельства того, каким именно образом проходят выборы "заедистов"-мажоров. Александр Жир, известный тем, что был в Верховной Раде третьего созыва председателем Временной следственной комиссии по делу Гонгадзе и других резонансных дел, во вторник раскрыл технологии, которые применялись, чтобы обеспечить победу кандидата, поддерживаемого блоком "За Единую Украину", на примере родного 35 округа, что в Днепропетровской области.

Конечно же, шансы, хотя бы минимальные, того, что причиной ливня нарушений в округе, стали не фигуры основных кандидатов на мандат депутата, остаются всегда. Однако - очень уж выразительны вещи, зафиксированные членами команды Жира.

Прелюдией к апрельским событиям на избирательных участках Днепропетровской области, сначала стало решение Жира (члена партии "Реформы и порядок") идти не по списку избирательного блока "Наша Украина", а самостоятельно баллотироваться в мажоритарном округе. Ведь, по словам самого Жира, он предполагал, что сможет победить сам, что и доказали, по его мнению, нынешние выборы. Впрочем, в области к выборам тоже готовились, поэтому, например, губернатор области Николай Швец несколько раз приезжал в Никополь, собирал руководителей предприятий и напоминал им, что "Жир не может быть избранным".

Но оперативные данные, полученные представителями Жира на участках в ночь с 31 на 1, говорили об обратном - может. От ближайшего соперника - Виктора Драчевского(самовыдвиженца, который "За ЕдУ") - его отделяли около 200 бюллетеней. Но это было только начало довольно длинной истории подсчета голосов в 35 округе.

Уже утром 1 апреля некоторые участки округа оказались блокированными представителями милиции. Туда почти никого не допускали, а доверенное лицо Александра Жира Елена Постилець была, по его словам, "с применением физической силы выведена" с участка № 70 доверенным лицом самого Драчевского - по совместительству сотрудником Днепропетровского областного управления внутренних дел.

Кроме того, от наблюдателей других кандидатов и от самих членов избирательных комиссий стали поступать сообщения об изъятии бюллетеней - во всяком случае, так происходило на 8 участках округа, о которых у Жира есть подтвержденные данные. После этого его команда пыталась документировать все возможные нарушения.

Так, например, по словам пока что кандидата в народные депутаты, у него есть видеозапись того, как блокировался 70-й участок (г. Марганец), на котором милиционерами руководил заместитель начальника управления внутренних дел Днепропетровской области по фамилии Кравец.

Кроме того, есть свидетельства того, что около 15-20 протоколов участковых избирательных комиссий окружная комиссия возвратила без надлежащего оформления - для "уточнения результатов". И это - "не в соответствии с законом", утверждает Жир. Того же первого апреля официальные представители Жира зафиксировали, что "председатели комиссий прямо около дверей ОИК переписывают протоколы , без сбора комиссий", о чем и говорилось в жалобе, поданной в ОИК, говорит Жир. Окружная комиссия отказалась рассматривать жалобу, мотивируя это тем, что она является просроченной.

Но еще более интересным было сравнение протоколов участковых избирательных комиссий (мокрых) и итогового протокола ОИК. По словами Жира, они "вышли на ужасные вещи", которые и стали основанием для подачи жалобы в ЦИК, составленной четвертого апреля.

В частности, оказалось, что имеет место существенное различие между количеством бюллетеней, которые, в целом, фигурировали в округе: 162 тысячи - по протоколами УИК о получении бюллетеней, по протоколам участковых комиссий о подсчете голосов их уже было 164,194 (вычислялось как сумма бюллетеней, которыми голосовали, признанных недействительными, и неиспользованных), а по протоколу ОИК об итогах голосования их оказалось 161,935. Таким образом, разница, между данными из протоколов участковых комиссий и окружной комиссии составляет 2, 259 голосов, что в ситуации, когда один кандидат в депутаты опережает другого на 720 голосов, может вызывать обоснованные подозрения.

Кроме того, наблюдатели Жира, зафиксировали наличие на нескольких участках двух вариантов "живых" протоколов, которые отличаются друг от друга либо количеством голосов, отданных за Жира, либо количеством неиспользованных или недействительных бюллетеней.

На основании всех этих фактов Александр Жир обратился с соответствующей жалобой к председателю ЦИК Михаилу Рябцу с требованием признать выборы в мажоритарном округе № 35 недействительными. ЦИК, рассмотрев представленные Жиром протоколы участковых комиссий, установил, что только 37 из них совпадают с протоколами УИК, представленными окружной избирательной комиссией.

7 апреля ЦИК издает постановление, в котором констатирует: "Допущенные нарушения Закона "О выборах народных депутатов Украины"…делают невозможным достоверно установить итоги голосования на отдельных избирательных участках одноманадатного избирательного округа № 35". Поэтому ЦИК отменяет решение ОИК о признании Драчевского победителем, однако не признает выборы "недействительными" и просит ОИК "уточнить" результаты голосования до 10 апреля.

8 апреля разворачивается очередное действие этой драмы "подсчета голосов". По свидетельству доверенного лица Жира Валентины Зозули, в 9 утра в большом зале Никопольского горисполкома были собраны председатели, заместители председателей, секретари и кое-где члены участковых избирательных комиссий округа. На встрече появился заместитель председателя Днепропетровской облгосадминистрации Виталий Рудниченко, который объяснил собранию, что им следует: "Уточнить, какие же цифры являются правильными".

Помогала "ликвидации арифметических погрешностей" (ее собственное выражение) начальник юридического отдела облгосадминистрации Ольга Лукманова, которая попросила присутствующих взять карандаши и бумагу и просто надиктовывала "уточненные" данные, объясняя как специалист, что закон не требует пересчета бюллетеней. Кроме того, чтобы проконтролировать это собрание на него были приглашены представители областной прокуратуры.

Собрание было снято на пленку, и эту запись Александр Жир продемонстрировал журналистам во вторник.

По его мнению, факты, которые были задокументированы на видеопленке, убедительно свидетельствуют о нежелании администрации области способствовать пересчету голосов. Следовательно, это - "конкретный факт использования или злоупотребления властью должностными лицами исполнительной ветви власти. Это есть прямое вмешательство в избирательный процесс", говорит он. "Это есть нарушение закона "О выборах народных депутатов Украины, сознательное нарушение".

Что дальше? Жир говорит, что передаст эти видеоматериалы, а также материалы о вмешательстве милиции, другие видеоматериалы, которые зафиксировали то, как происходило заседание ОИК, как "блуждали" протоколы участковых комиссий, как их возвращали без печатей и подписей наблюдателей, в надлежащие структуры, наблюдателям от ОБСЕ, поскольку такие нарушения уже не являются "фактом рассмотрения Центральной избирательной комиссии".

Кроме того, Александр Жир собирается обжаловать решение ЦИК в Верховном суде Украины - ту его часть, где, по его словам, Центризбирком обходит "факт имевшей место фальсификации".

10 апреля еще не наступило, поэтому о судьбе голосования в округе № 35 мы узнаем позже. Остается только надеяться, что открытые нарушения и давление админресурса не станут легализированным фактором избрания народных депутатов Украины. За что бы они не выступали.


_______________
NB. О харьковском побоище во время выборов, о том, кто же стал мэром в Черкассах и Кировограде, о шоу едунов на Буковине, о том, как на Львовщине можно выиграть выборы, о депутате/недепутате Граче, про последнюю волю Василия Куйбиды - обо всем этом читайте в разделе "Украинской правды" ВЫБОРЫ 2002


Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама: