Мороз "прошел" благодаря тем, кто не определился, а "Женщины" проиграли, потому что первыми запустили рекламу - оправдываются социологи

Четверг, 4 апреля 2002, 17:55
Выборы в Верховную Раду Украины показали не только рост роли социологов, но и попытку политиков списать просчеты в избирательном процессе на социологию. Об этом сказала научный руководитель фонда "Демократические инициативы" Ирина Бекешкина в четверг на пресс-конференции.

Отвечая на вопросы журналистов о несоответствии рейтингов Блока Юлии Тимошенко и Социалистической партии Украины, обнародованных социологами перед голосованием, и результатами выборов, президент Киевского международного института социологии Валерий Хмелько отметил, что большая работа Тимошенко, которая непосредственно работала с избирателями в последние дни, содействовала росту числа ее сторонников, невзирая на то, что ее выход на телевидение был блокирован. По словам Хмелько, это предоставило возможность достичь роста числа ее сторонников только на западной Украине до 14%, а в центре - до 11%. Как известно, социологические службы перед выборами определяли, что блок Тимошенко, по различными данным, получит от 4% до 7%..

Относительно СПУ, то, как считает Хмелько, разногласия между социологическими данными и результатами выборов, скорее всего, связаны с теми 20% опрашиваемых, которые заявляли, что они еще не определились. Сокрытие респондентами своих симпатий СПУ, наверно связано с тем, что партия "была в двойной оппозиции" - как к власти, так и к Коммунистической партии. СПУ, по мнению социологов, могла набрать только 3,8%.

Завышенность рейтингов в сравнении с реальными процентами, полученными на выборах Социал-демократической партией Украины (объединенной), Хмелько объясняет рядом причин, в частности, неправильным расчетами пиарщиков этой партии, которые провели кампанию так, что пик популярности СДПУ(О) пришелся на конец февраля - т.е. за месяц до выборов. По прогнозам социологов, СДПУ(О) должна набрать 10% голосов, а набрала реально только 6%.

Кроме того, социологи планируют провести исследование фактора отказа от голосования ряда избирателей из-за больших очередей на участках. Соцслужбы высказывают предположение, что именно молодежь не приняла участие в голосовании. Также много сторонников партия потеряла в последние недели на западе Украины и в центре, где в марте отмечен был рост рейтинга Ющенко и Тимошенко.

Провальные результаты на выборах Партии зеленых Украины (1,8%), социологи объясняют тем, что ПЗУ опять рассчитывала на рекламу на телевидении, но на этот раз ее ролики затерялись среди других реклам. Кроме того, по словам директора Центра "Социальный мониторинг" Ольги Балакиревой, на сегодня неидеологические партии становятся неинтересными избирателям.

Представители Социологической ассоциации Украины объясняли сравнительно высокий начальный рейтинг в соцопросах Всеукраинского политического объединения "Женщины за будущее" тем, что их рекламу начали крутить одну из первых. Кроме того, на начальной стадии к агитации за объединение на местах были задействованы такие структуры в органах исполнительной власти как отделы семьи и молодежи. Однако, когда "в игру вступил" блок "За единую Украину!", то объединение потеряло своих агитаторов, и его ресурсы распылились. За социологическими прогнозами, "Женщины за будущее" должны получить 6-8% голосов избирателей, а получили меньше 3%.

UNIAN

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования