"Власть выполнила недопустимую операцию…"
Четверг, 4 апреля 2002, 11:32
Теперь, когда из всех щелей полезли герои минувших выборов, с особым интересом присматриваешься к неудачникам. Сейчас можно уверенно говорить об "украинском избирательном феномене", поскольку выборы стали отличным барометром как социальной, так и технологической " самостийности".
Холеные московские пиарщики представляли аборигенов-избирателей, как легко поддающуюся манипуляции массу. Эдакая "Верхняя Вольта с ракетами и телевизорами". Основной посыл – украинское общество патологически неспособно на протест. Нужно дать деньги под выборы, дать красивую картинку, провести интенсвиную современную кампанию, и тогда привлеченный новой альтернативой электорат повторит успех " зеленых" для очередных соискателей.
В первую очередь, стоит отметить, что исход выборов решила тяжелая социально-экономическая ситуация. Да, будучи столетия глухой политической провинцией, украинцы еще не готовы без денег идти на массовые акции протеста. Но социальный катаклизм так очевиден, что протест принимает мягкую "дозволенную" форму - голосование. И стало очевидно - мы отличаемся от россиян тем, что в обществе давно созрела единственная альтернатива – "они", власть, и " мы" – оппозиция. Позиционирование политических сил по этой схеме провела сама власть. Именно Генеральная прокуратура своими преследованиями создала уникальный рейтинг блоку Тимошенко.
В отличие от России, новые политические решения не востребованы, требовалась просто реализация существующих. Поэтому тонкости рекламных ходов не имеют определяющего значения. Новые "брэнды" не нужны народу, ведущему борьбу за выживание в основном против наглых продажных чиновников, прочно сросшихся с бандитскими группировками.
Эффект новизны 98 года пропал, поскольку партийная политическая система в Украине стремительно прогрессирует, а правящая бюрократическая верхушка не понимает сущности происходящего. Президентский аппарат продолжает воспринимать выборы как старую игру советского образца, только проводимую по новым правилам. Загнанное же в угол население, которое действительно боится демонстраций, действительно восприняло выборы как единствено доступную возможность что-либо изменить.
Есть веские основания полагать, что власти предполагали о возможной давке и неразберихе в день выборов, и намеренно сохранили неэффективную организацию голосования. Дело в том, что чем меньше явка избирателей, тем больше возможностей для вброса фальшивых бюллетеней. Кроме того, хаос на избирательном участке позволяет реализовать в суматохе методы прямого давления. С одной стороны эта технология полностью удалась.
Проголосовало примерно на 10 процентов меньше, чем этого ожидало большинство социологов, и блок власти "натянул" себе минимум 4 процента "липовых" голосов. Но закономерности политических процессов привели к ошеломляющему для властей результату. Низкая явка, в отличие от 98 года, стала палкой о двух концах. Политические проекты, лоббируемые властями, строились на аполитичном электорате.
Люди, шедшие голосовать за "зеленых" или "женщин", видели очередь на участке, разворачивались, и шли по своим делам. Но на ряде участков очереди стояли по несколько часов, народ тратил на голосование целый выходной день. И понятно, когда разозленная толпа все же дорывалась к избирательным урнам, то люди голосовали отнюдь не "За единую Украину!" или Команду озимого поколения.
Еще один урок выборов – технологический. И причем очень важен накануне 2004 года. В парламент прошли только те партии, которые располагали мощной региональной инфраструктурой. "Виртуальные" партии провалились, поскольку не могли на пальцах показать избирателю, какие ценности они отстаивают. Виртуальные партии выполняли сугубо технологические задачи, распыляя протестный электорат, занимаясь контрпропагандой в интересах "старших братьев", собирая голоса восприимчивой молодежи и аполитичных граждан. А ведь пиар – это только часть избирательных технологий. Из ничего что-то не слепишь.
Власть рассчитывала, что, создав мощный информационный кулак, можно будет подавить оппозицию непроницаемой завесой телевизионного прессинга. То, что творилось почти на всех телеканалах, в первую очередь на общенациональных, за последние три месяца, поражает воображение. Ни слова правды, один сплошной пиар. Расчет строился на том, что примитивный народ не сможет вычленить реальное соотношение сил в ходе кампании. Это оказалось правдой. Народ не понял ничего, поскольку ТВ слепило кривое зеркало. Но избиратель уже давно не испытывает доверия к электронным СМИ. И люди в своем большинстве просто перестали воспринимать текущий информационный поток.
Отбросив всякое подобие объективности, ТВ реально вычеркнуло себя из числа эффективных рекламоносителей. Право на достоверную информацию перешло к оппозиционным агитаторам, снабженным пакетом дешевых газетных материалов. Очень показателен низкий результат СДПУ(О). Эта партия без сомнений стала рекордсменом по финансовым затратам на один человеко-голос. Самая мощная команда московских технологов, самый мощный информационный ресурс, самый большой бюджет (к каковому стоит добавить и бюджет "Яблука", ставшего системным пропагандистским проектом СДПУ(О)), солидный админресурс, развитая инфраструктура).
Вместо десяти запланированных процентов эсдеки получили результат, соответствующий их рейтингу в начале кампании. Этот провал наиболее ярко показал истинную цену абстрактным технологиям захвата власти, абсолютно оторванным от нынешней политической ситуации. Эсдеки решили воевать на этих выборах, будучи увереными в своих силах. Тотальная война принесла им пиррову победу.
Беспредельная жесткость и широкое применение властями сугубо бандитских методов политической войны, действительно привело к расколу в обществе. Но это раскол не между Западом и Востоком. Националистические настроения остаются пока еще одной виртуальной технологией, и не имеют реальной базы. Бескомпромиссный раскол произошел между ведущими финансово-политическими группировками. Слишком много ожесточения вызвала прошедшая кампания. Она показала характерную черту будущих президентских выборов – это будет война на уничтожение.
Холеные московские пиарщики представляли аборигенов-избирателей, как легко поддающуюся манипуляции массу. Эдакая "Верхняя Вольта с ракетами и телевизорами". Основной посыл – украинское общество патологически неспособно на протест. Нужно дать деньги под выборы, дать красивую картинку, провести интенсвиную современную кампанию, и тогда привлеченный новой альтернативой электорат повторит успех " зеленых" для очередных соискателей.
В первую очередь, стоит отметить, что исход выборов решила тяжелая социально-экономическая ситуация. Да, будучи столетия глухой политической провинцией, украинцы еще не готовы без денег идти на массовые акции протеста. Но социальный катаклизм так очевиден, что протест принимает мягкую "дозволенную" форму - голосование. И стало очевидно - мы отличаемся от россиян тем, что в обществе давно созрела единственная альтернатива – "они", власть, и " мы" – оппозиция. Позиционирование политических сил по этой схеме провела сама власть. Именно Генеральная прокуратура своими преследованиями создала уникальный рейтинг блоку Тимошенко.
В отличие от России, новые политические решения не востребованы, требовалась просто реализация существующих. Поэтому тонкости рекламных ходов не имеют определяющего значения. Новые "брэнды" не нужны народу, ведущему борьбу за выживание в основном против наглых продажных чиновников, прочно сросшихся с бандитскими группировками.
Эффект новизны 98 года пропал, поскольку партийная политическая система в Украине стремительно прогрессирует, а правящая бюрократическая верхушка не понимает сущности происходящего. Президентский аппарат продолжает воспринимать выборы как старую игру советского образца, только проводимую по новым правилам. Загнанное же в угол население, которое действительно боится демонстраций, действительно восприняло выборы как единствено доступную возможность что-либо изменить.
Есть веские основания полагать, что власти предполагали о возможной давке и неразберихе в день выборов, и намеренно сохранили неэффективную организацию голосования. Дело в том, что чем меньше явка избирателей, тем больше возможностей для вброса фальшивых бюллетеней. Кроме того, хаос на избирательном участке позволяет реализовать в суматохе методы прямого давления. С одной стороны эта технология полностью удалась.
Проголосовало примерно на 10 процентов меньше, чем этого ожидало большинство социологов, и блок власти "натянул" себе минимум 4 процента "липовых" голосов. Но закономерности политических процессов привели к ошеломляющему для властей результату. Низкая явка, в отличие от 98 года, стала палкой о двух концах. Политические проекты, лоббируемые властями, строились на аполитичном электорате.
Люди, шедшие голосовать за "зеленых" или "женщин", видели очередь на участке, разворачивались, и шли по своим делам. Но на ряде участков очереди стояли по несколько часов, народ тратил на голосование целый выходной день. И понятно, когда разозленная толпа все же дорывалась к избирательным урнам, то люди голосовали отнюдь не "За единую Украину!" или Команду озимого поколения.
Еще один урок выборов – технологический. И причем очень важен накануне 2004 года. В парламент прошли только те партии, которые располагали мощной региональной инфраструктурой. "Виртуальные" партии провалились, поскольку не могли на пальцах показать избирателю, какие ценности они отстаивают. Виртуальные партии выполняли сугубо технологические задачи, распыляя протестный электорат, занимаясь контрпропагандой в интересах "старших братьев", собирая голоса восприимчивой молодежи и аполитичных граждан. А ведь пиар – это только часть избирательных технологий. Из ничего что-то не слепишь.
Власть рассчитывала, что, создав мощный информационный кулак, можно будет подавить оппозицию непроницаемой завесой телевизионного прессинга. То, что творилось почти на всех телеканалах, в первую очередь на общенациональных, за последние три месяца, поражает воображение. Ни слова правды, один сплошной пиар. Расчет строился на том, что примитивный народ не сможет вычленить реальное соотношение сил в ходе кампании. Это оказалось правдой. Народ не понял ничего, поскольку ТВ слепило кривое зеркало. Но избиратель уже давно не испытывает доверия к электронным СМИ. И люди в своем большинстве просто перестали воспринимать текущий информационный поток.
Отбросив всякое подобие объективности, ТВ реально вычеркнуло себя из числа эффективных рекламоносителей. Право на достоверную информацию перешло к оппозиционным агитаторам, снабженным пакетом дешевых газетных материалов. Очень показателен низкий результат СДПУ(О). Эта партия без сомнений стала рекордсменом по финансовым затратам на один человеко-голос. Самая мощная команда московских технологов, самый мощный информационный ресурс, самый большой бюджет (к каковому стоит добавить и бюджет "Яблука", ставшего системным пропагандистским проектом СДПУ(О)), солидный админресурс, развитая инфраструктура).
Вместо десяти запланированных процентов эсдеки получили результат, соответствующий их рейтингу в начале кампании. Этот провал наиболее ярко показал истинную цену абстрактным технологиям захвата власти, абсолютно оторванным от нынешней политической ситуации. Эсдеки решили воевать на этих выборах, будучи увереными в своих силах. Тотальная война принесла им пиррову победу.
Беспредельная жесткость и широкое применение властями сугубо бандитских методов политической войны, действительно привело к расколу в обществе. Но это раскол не между Западом и Востоком. Националистические настроения остаются пока еще одной виртуальной технологией, и не имеют реальной базы. Бескомпромиссный раскол произошел между ведущими финансово-политическими группировками. Слишком много ожесточения вызвала прошедшая кампания. Она показала характерную черту будущих президентских выборов – это будет война на уничтожение.