Medvedchuk kommander. System error
Пятница, 26 апреля 2002, 17:25
"Тщеславие – мой самый любимый порок!.. А ведь иногда приходится и уступать. Учти, сынок, нельзя выигрывать все эти дела, - вот тебе отличная цитата на воскресенье".
Фильм "Адвокат дьявола"
В эту субботу политический совет СДПУ(О) соберется на первый после 31 марта "разбор полетов". Ситуация отнюдь не безоблачна для лидера партии Виктора Медведчука и главы избирательного штаба Григория Суркиса, поскольку результат кампании не оправдал ожидания ряда их коллег. Сейчас прошел первый тур президентских выборов, и СДПУ(О) – аутсайдер этой гонки. Партийные бизнес-круги требуют откровенной работы над ошибками.
Переполох в муравейнике
"Одни люди сетуют на то, что все происходит не так, как должно происходить, а другие пытаются действовать в существующей обстановке и делать дело, сообразуясь с особенностями происходящего. Выигрывают обычно последние. Они не делают вид, что все прекрасно, что страна проходит очередной закономерный исторический этап... Вы видели когда-нибудь муравейник? А теперь представьте, что вместо муравейника есть один большой муравей. Размером с целый муравейник. У кого больше шанс выжить? Конечно, у муравейника".
Александр Зинченко, один из лидеров СДПУ(О), книга "Украинский технологический ренессанс".
До парламентских выборов партия СДПУ(О) считалась одним из фаворитов кампании. Однако авторитет СДПУ(О) строился преимущественно на признании больших ресурсных возможностей, о политической популярности речь не идет (особенно учитывая качество игры киевского "Динамо"). Популярность на выборах должны были обеспечить модные московские технологи во главе с Маратом Гельманом, которых привлек к работе глава избирательного штаба Суркис.
Партия изначальна в кампании 2002 года была зараженная вирусом высокой переоценки собственных возможностей и перспектив. Партия располагала солидным административным ресурсом, и большим числом чиновников в большинстве регионов страны. Ассигнования "эсдеков" на проведение выборов в абсолютных цифрах превышают расходы любых конкурентов. Точных оценок не существует, но источники, близкие к руководству партии, считают, что бюджет кампании с сентября 2001-го по март 2002-го составляет не менее тридцати миллионов долларов! Вызывает уважение, что "эсдеки" на свою раскрутку не поскупились, не стали на себе экономить.
Финансовые волны и грамотные специалисты сделали очень убедительным экранный образ СДПУ(О). Ведущие телеканалы различными способами подавали массированный информационный поток позитивной имиджевой информации о партии. Медведчук с розами был заметен в каждом телевизоре в каждом доме. Без сомнения, если бы исход выборов решался качеством телерекламы, "эсдеки" бы оставили позади всех конкурентов.
Еще одним плюсом стала поддержка региональных структур. Агитационные материалы были сделаны также на очень высоком полиграфическом и дизайнерском уровне. Тиражи "раздаточной" продукции и партийных газет полностью обеспечивали запросы местных организаций. СДПУ(О) позволила себе самую богатую гамму агитационных материалов. Население обеспечивали даже книжками партийных лидеров, между прочим, очень хорошо написанными и изданными. Кандидаты в одномандатных округах могли позволить себе не простенькие черно-белые листовки, но солидные качественные брошюры.
Очень важно отметить, что СДПУ(О) стала единственной партией, которая оказывала финансовую поддержку своим кандидатам, идущим по одномандатным округам. Есть данные, что размеры бонусов составляли до ста тысяч долларов. Эта уникальная особенность также показывает комплексный подход к ведению кампании.
Важно отметить, что "эсдеки" не просто пытались подавить всех противников по всей стране, но концентрировали свои усилия на перспективных регионах. Понимая, что Запад пойдет за Ющенко, а Восток – за блоком власти и коммунистами, "эсдеки" сосредоточили свои усилия прежде всего на центральной и южной Украине. О степени внимания к этим приоритетным областям говорит создание специальной информационной среды. Не довольствуясь контролем над "Интером" и "1+1", в центральном регионе партия перед выборами развернула телеканал "Тет", построив собственную сеть ретрансляторов. Основные организационные ресурсы направлялись в центр. Именно по центральным областям работали лидеры партии Медведчук и Кравчук.
Были выделены также приоритетные социальные группы. Особый упор был сделан на работу с молодежью. Очень много было приложено усилий для создания широкой сети молодежных организаций, для придания молодежным инициативам СДПУ(О) эффекта массовости. Здесь нельзя не отметить кроме интересных технологических ходов, и большую личную заслугу Суркиса, его системную работу в федерации футбола, поездки по регионам.
Избирательная стратегия корректировалась на основании регулярно проводившихся социологических исследований, как в целом по стране, так и по отдельным регионам. Данные отражали достаточно объективную картину.
Особо следует отметить систему контрпропаганды. Она также работала комплексно. Оппозиция подвергалась прямой открытой критике в подконтрольных СМИ. Причем атаки предпринимались довольно изобретательно, с разных направлений. Главный рецепт дискредитации – максимальная доходчивость. Центральные телеканалы "мочили" не только партии-конкуренты, но даже отдельных оппонентов на мажоритарных округах. Интересный пример – давление на кандидата от "Нашей Украины" Романа Зварыча в 90-м округе.
Кампания на "Интере" и "1+1" против Романа Михайловича развернулась за две недели до выборов. Словно из программ Шендеровича на экраны "1+1" попал сюжет, где некие ветераны афганской войны заявили, что бывший американский гражданин Зварич вербовал в США наемников для борьбы против советских войск! После убийства кандидата СДПУ(О) по 90-му округу оба телеканала тотчас фактически обвинили в преступлении кандидата "Нашей Украины", хотя следственные органы ни тогда, ни сейчас никаких претензий к Зварычу не предъявляли.
Для информационной войны против власти "эсдеки" использовали партию Михаила Бродского "Яблуко". Отдавал ли себе Бродский отчет, что он крутится в рамках заданной схемы, или нет, не столь важно. По словам источников, близких к руководству СДПУ(О), именно Медведчук выступал главным спонсором Бродского. Лидер "Яблука" - необычайно талантливый пропагандист, и работала его команда вдохновенно. Основным противником стал блок власти, с которым сами "эсдеки" поддерживали нейтралитет.
Михаил Юрьевич развернул четырехмиллионным тиражом выпуск газеты "Яблуко" во всех регионах страны. Газета критиковала власть куда резче и изобретательней, чем даже оппозиционная пресса. Мишенью номер один стал лидер блока "За единую Украину!" Владимир Литвин. Сам Литвин заявил в ходе кампании, что он готов дискутировать с любыми политическими силами, даже с Морозом и Тимошенко… Но только не с главным врагом - Бродским! После поражения "Яблука" Михаил Юрьевич сменил партийные апартаменты на офис Жидачевского целлюлозно-бумажного комбината, основной пакет акций которого контролируют Суркис и Медведчук.
Вряд ли мы ошибемся, заметив, что кампания СДПУ(О) была самой интересной кампанией команды Гельмана. Автор успеха Союза правых сил России на выборах 2000 года в Госдуму применил в Украине почти полный комплекс технологических приемов, уже прошедших проверку боем. Причем условия для раскрутки СДПУ(О) были просто тепличные, и никаких ресурсных ограничений не существовало.
И не удивительно, что анализируя ход кампании, лидеры СДПУ(О) рассчитывали набрать порядка 10 процентов голосов. За неделю до выборов соцопросы с учетом погрешностей показывали почти 9 процентов. Также абсолютно реально ожидалось проведение порядка 20-25 кандидатов по одномандатным округам. Медведчук заявил, что создаст партийную фракцию из 50 депутатов.
Ошибка операционной системы
"Я не возражаю, что Донецк - трудный регион. Но наши позиции там довольно крепкие. Последние социологические исследования удостоверяют, что СДПУ(О) после коммунистов в Донецкой области - на втором месте. Конечно, там серьезные позиции имеет Партия регионов. Но и мы не собираемся сдавать свои... Я вам хочу сказать, что партия абсолютно нормально чувствует себя в западных областях - Івано-Франковской, Тернопольской, Львовской и т.п.. Я уверен, что там у нас будут победы и в мажоритарных округах, и в соревновании партийных списков мы однозначно будем в тройке лидеров".
Виктор Медведчук, газета "День".
Если вспомнить бодрые прогнозы партийного руководства, то кампания обернулась серьезным поражением. Так, по Донецкой области партия показала результат 4,6 процента, тогда как "За едУ!" – 36, а КПУ – 29. В условиях донецкого "беспредела" это все же утешительный результат. А вот в Ивано-Франковской, Тернопольской и Львовской областях партия не то, что не попала в тройку лидеров, ее вообще не видно! Поскольку там тотальную победу одержали оппоненты - Ющенко и Тимошенко. По всем этим трем регионам "эсдеки" набрали примерно по одному проценту голосов! Только один кандидат от СДПУ(О) получил мандат в упомянутых Медведчуком областях.
Удивительно слабый результат получили "эсдеки" в приоритетных центральных районах. В Винницкой, Полтавской, Сумской и Черниговской областях партия вообще не преодолела четырехпроцентный барьер! В Киевской, Черкасской и Кировоградской областях заняла шестое место, в Житомирской области и в Киеве – пятое. Хотя "эсдеки" закрепились на втором месте в своих "вотчинах" Закарпатской и Черновицкой областях, они проиграли Ющенко с большим отрывом. Соответственно, 36 против 14 процентов, и 45 против 10. (Единственным отрадным моментом стали неожиданно высокие результаты партии в южных регионах, - Николаевской, Одесской, Херсонской областях, в Крыму).
Результат по мажоритарным округам оказался на порядок слабее, чем предполагалось. Несмотря на широкое применение в подконтрольных регионах технологий голосования и подсчета, которые, мягко говоря, не предусмотрены избирательным законодательством, многие кандидаты "эсдеков" сенсационно проигрывали. Такая судьба постигла, например, довольно известного деятеля партии Нестора Шуфрича на 70-м округе в Закарпатье.
Всю кампанию партийные "пиарщики" позиционировали Медведчука на уровне Ющенко, но разрыв между двумя лидерами в результате оказался слишком велик. Выходит, правильно Виктор Андреевич предпочел не светиться лишний раз в дебатах с Медведчуком, а поехал на встречу с избирателями. Но самое большое унижение кампании – это, конечно, не результат Ющенко. Это результат несравненной Юлии Тимошенко, чей "женский интерес" Медведчук "удовлетворял" (увы, безуспешно) на радио "Свобода" и в прочих местах всю кампанию.
Каково пережить двум настоящим мужикам Виктору и Григорию, что эта … Юля сумела их чисто конкретно "сделать"?! Без сомнений, если бы "эсдеки" набрали хоть на один голос больше, чем блок Тимошенко, многие бы угрюмые лица в партии прояснились.
Практика показала неоправданность массированной и агрессивной пропаганды, которую вели партийные СМИ. Телеканалы "Интер" и "1+1" по объему зубодробительных компроматов не уступали маргинальному государственному УТ-1. А партийные газеты в политическом плане вообще далеки от элементарных приличий. Причем в эсдековской пропаганды было отличие,- нет мало-мальски заметной политической силы, которая бы не попадала под обстрел. Мочи их всех! – очевидно, это и есть доминирующий системный подход.
Вместе с тем, даже на примере России заметно, что эпоха информационных тайфунов и тотального давления на психику прошла. Избирательная кампания не должна оглушать избирателя ни пропагандой, ни контрпропагандой. Во время недельных курсов подготовки активистов-агитаторов для демократической партии США, эти простые принципы агитации объясняют на первых же лекциях. СДПУ(О) провела кампанию скорее виртуальную, чем реальную.
В то время как оппозиция сделала упор на прямой маркетинг и расширение агитационной сети. Ющенко, Мороз, Симоненко, Тимошенко проводили время не столько на телеэкранах, сколько на встречах с избирателями. Стена глупейших обвинений электронных СМИ играла им на руку, поскольку привлекала к ним интерес. Этот интерес успешно использовался для прямой агитации.
Сам же Медведчук был мало активен в поездках по регионам. И вообще организационная структура "эсдеков" на выборах не получила качественного развития, поскольку не стала основным видом коммуникации.
Руководство партии тяжело восприняло итог выборов. Лидер до этой недели вообще не появлялся на публике. Гельман первые два дня после выборов отключил телефон и не показывался на глаза своим заказчикам. (Надо отдать должное Виктору Владимировичу – прежде чем отправить москвичей домой, он проверил выполнение перед ними финансовых обязательств. Кстати, "эсдеки" стараются рассчитаться не только с гастролерами, но и со своими кадрами. В течение мая они намерены погасить долги перед региональными структурами).
Почему же провалилась столь отлаженная и столь дорогостоящая избирательная машина? Это основной вопрос, на который должен ответить политсовет.
А вы друзья, как ни садитесь, лишь в "первых вице" пригодитесь…
"…Умен, но его излишняя ловкость смахивает на манипулирование. Он прекрасно воспитан, но высокомерен. Он тот, кому улыбнулась Фортуна, но кого не удается полюбить. Он элегантен, утончен, но оторван от народа. Графики и расчеты держат его на удалении от повседневной реальности".
Вы не угадали, эта характеристика дана отнюдь не Виктору Медведчуку. Такой оценкой в 1981 году наградил президента Франции Валери Жискар д’Эстена знаменитый французский рекламист Жак Сегела, когда планировал кампанию Франсуа Миттерана. Выигрывает тот кандидат, который отвечает ожиданиям большинства избирателей, который близок к народу. Тот, кто строит свой образ как виртуальную картинку, проигрывает, как проиграл тогда Жискар д’Эстен.
Среди руководителей различного ранга СДПУ(О) зреют раздумья, что главной проблемой партии является проблема лидера. Бесспорно, Медведчук – политик неординарной величины. Нельзя оспорить интеллект и масштаб мышления Виктора Владимировича. Но лидерские качества Медведчука, которые сделали его успешным менеджером и опытным юристом, неадекватны требованиям, которым должен отвечать публичный политик. В частности, образ Виктора Владимировича трудно "очеловечить".
Стали уже легендарными рассказы, как офисных работников, так и крупных партийных функционеров, что лидер партии может пройти мимо и даже не повернуть голову, не поздороваться. Самые успешные лидеры парламентской кампании – Ющенко, Симоненко, Мороз, Тимошенко, широко известны своими человеческими историями. Они популяризируют себя сами. И не жалеют тратить харизму на младших по званию.
В их партиях есть люди, которые искренне и взахлеб славославят лидеров. Доброе слово, улыбка, рукопожатие кумира – это огромная моральная стимуляция, это энтузиазм, который не покупается за деньги. В СДПУ(О) работают люди без сантиментов. Быть может, это правильно с деловой точки зрения. Но политика не строится без эмоций, ведь голосуют не за "брэнд", а за интересную личность. Всю кампанию пиар-машина усиленно пыталась сделать Медведчука ближе к людям, но замена галстука на гольф не помогла.
Любыпытно, что сам Медведчук ничуть не стеснен рамками своего образа. "Летом минувшего года Киевский международный институт социологии проводил опросы общественного мнения на тему: кто такие олигархи, и кого вы видите среди них. Юлия Владимировна занимает там второе место. На первом месте - Павел Иванович Лазаренко. Я, кажется, занимаю одиннадцатое место". Это еще одна цитата Виктора Владимировича из газеты "День". В данном интервью он не удивился, почему это его записали в олигархи, а вот, к примеру, Ющенко, Порошенко, Червоненко в рейтинг олигархов не попали. Медведчук доволен, что он в качестве олигарха аж десять позиций уступает Лазаренко, и девять – Тимошенко.
Виктор Владимирович сам запирает себя в узкой политической нише. Это выгодно многим. Ну, например, президенту Леониду Кучме, который постоянно нуждается в помощи хорошего адвоката. Медведчук нужен Леониду Даниловичу не как кандидат в президенты, - для этого он слишком умен, а как сугубо функциональная фигура. Вечный первый вице-спикер, которого удобно подставлять под амбразуру в ходе всяческих импичментов, следственных комиссий, земельных кодексов и т.п. В этом плане с Медведчуком реально считаются. Например, во вторник, будучи в ближневосточном турне, президент удостоил его своим звонком. Медведчук особенно востребован на Банковой во время кризисов. А во время голосования за отставку с поста первого вице-спикера, Кучма не захотел набрать знакомый номер…
"Наша мета – 200?"
Впрочем, проблема лидера упирается не только в имиджевые просчеты. СДПУ (О) перед выборами как СССР перед Второй мировой войной, - оказалась без серьезных политических союзников. И самое главное – в абсолютно враждебном окружении. Сам Медведчук подчеркнул эту уникальную особенность в интервью "Украинской правде", где посетовал, что "вся страна воюет с эсдеками". Это очень точно отражает политические расклады.
Странно, что лидер партии скорее бравировал этим противостоянием, а реально не предпринимал шагов к исправлению положения. Принцип "победитель получает все" хорош при игре на скачках. Но природа политики состоит в постоянном поиске ситуативных союзников. Перед выборами СДПУ(О) демонстративно отказалась от любых форм блокирования с какими-либо партиями.
Разорвали единственный протокол в намерениях объединиться, который "эсдеки" ранее подписали с Демократическим союзом. Все конкуренты четко понимают, что в случае победы Медведчука, остальным станет мало места. И Виктор Владимирович даже не пытался развеять эти иллюзии, даже не пытался договориться о ненападении.
Специально против СДПУ(О) на этих выборах активно действовали большинство участников кампании. "За единую Украину!", "Единство", "Наша Украина", блок Тимошенко, социалисты, коммунисты. Кроме политических оппонентов против "эсдеков" выступили и многие местные начальники, обеспокоенные попытками людей Медведчука вторгнуться в структуры власти на самых различных уровнях. Динамика экстенсивного развития партии вызвала противодействие местных элит. Финансово-политическое "Динамо" Медведчука-Суркиса построило такую схему действий, которая предполагает постоянный конфликт на разных уровнях.
Великолепный перфекционизм Медведчука проявляется и во всех деталях формирования партийной политики. Очень многие партийцы еще до начала кампании высказывали сомнения, что руководство избирательным штабом следует передавать Суркису. Но лидер настоял на кандидатуре Григория Михайловича.
Несмотря на внутреннюю энергетику главы федерации футбола, сейчас очевидно, что избирательные технологии – это не его поприще. В штабе, который был создан довольно поспешно, с бору по сосенке, а не на основе партийных кадров, все кипело, все бегали, все работало. Но КПД этой махины был таким же, как и у нынешней сборной Украины по футболу. Такая команда не может выйти в финал.
Причем сопутствующим моментом разбора деятельности штаба, где находилось очень много начальников, или просто малоизвестных в партии людей с некими полномочиями, станет финансовая отчетность. По мнению всех специалистов, причастных к деталям финансирования кампании, не целевое использование либо банальное исчезновение, скажем деликатно, партийных денег было массовым явлением. Ожидается, что политсовет примет решение о тщательном аудите как легальной, так и "теневой" кассы. Участники кампании рассказывают потрясающие примеры, когда из транша с четырьмя нулями до низовых исполнителей доходило процентов двадцать. И установить, на каком этапе и кто именно "облегчил" заветный чемоданчик было совершенно невозможно.
Масса непоследовательных действий обнаружилась и при формировании избирательной стратегии. "Эсдеки" так и не разобрались, какую дозу оппозиционности им можно взять на вооружение. И скорее ассоциировались с блоком власти. Власть же не имеет никакого авторитета среди электората. Делить админресурс с блоком "За едУ!" оказалось невозможно. Все-таки ресурс фальсификации не безграничен. Ставка на молодежь также не оправдалась. Молодежь и аполитичные граждане были мишенью слишком многих виртуальных политических проектов.
На руках были все козыри, а главное – лидер, настоящий мужик, настоящий кандидат в президенты 2004 года. Лидерские качества Виктора Медведчука получили оценку 6,27. Виктор Владимирович – сильный человек, который не кланяется поражениям. Но для тех, кто связывает свое будущее с поддержкой "динамо"-машины – это отрезвляющий провал. Стратегия руководства партии на выборах была неадекватна ситуации.
И речь может идти не только о позиции Александра Зинченко и Игоря Плужникова, но и о взглядах многих региональных лидеров организации. Перспектива распада СДПУ(О) получила реальные предпосылки. Мощная финансово-политическая группа должна сделать правильную ставку в президентской кампании. Цена ошибки слишком высока – это и посты в парламенте, и концерн "Славутич", и федерация футбола, и Сбербанк, и телеканал "Интер", и многое другое.
Некоторые советники Медведчука рекомендуют лидеру сосредоточиться на позитиве. Мол, эти выборы были лучше прошлых, "а на следующих парламентских выборах в 2006-м мы еще прибавим". Но любой объективный анализ показывает, - 2006-го для СДПУ(О) может и не быть. Если будет утрачена перспектива через два года. Если лидер и глава штаба не проведут честной работы над ошибками, партия не сможет их исправить. Если президентом станет другой Виктор, Медведчук и Суркис навсегда покинут списки и рейтинги олигархов. Политсовет СДПУ(О) должен пройти под лозунгом "Наша мета – 2004!"
P.S. Дай Бог ребята хоть на чемпионат Европы попадут…
Фильм "Адвокат дьявола"
В эту субботу политический совет СДПУ(О) соберется на первый после 31 марта "разбор полетов". Ситуация отнюдь не безоблачна для лидера партии Виктора Медведчука и главы избирательного штаба Григория Суркиса, поскольку результат кампании не оправдал ожидания ряда их коллег. Сейчас прошел первый тур президентских выборов, и СДПУ(О) – аутсайдер этой гонки. Партийные бизнес-круги требуют откровенной работы над ошибками.
Переполох в муравейнике
"Одни люди сетуют на то, что все происходит не так, как должно происходить, а другие пытаются действовать в существующей обстановке и делать дело, сообразуясь с особенностями происходящего. Выигрывают обычно последние. Они не делают вид, что все прекрасно, что страна проходит очередной закономерный исторический этап... Вы видели когда-нибудь муравейник? А теперь представьте, что вместо муравейника есть один большой муравей. Размером с целый муравейник. У кого больше шанс выжить? Конечно, у муравейника".
Александр Зинченко, один из лидеров СДПУ(О), книга "Украинский технологический ренессанс".
До парламентских выборов партия СДПУ(О) считалась одним из фаворитов кампании. Однако авторитет СДПУ(О) строился преимущественно на признании больших ресурсных возможностей, о политической популярности речь не идет (особенно учитывая качество игры киевского "Динамо"). Популярность на выборах должны были обеспечить модные московские технологи во главе с Маратом Гельманом, которых привлек к работе глава избирательного штаба Суркис.
Партия изначальна в кампании 2002 года была зараженная вирусом высокой переоценки собственных возможностей и перспектив. Партия располагала солидным административным ресурсом, и большим числом чиновников в большинстве регионов страны. Ассигнования "эсдеков" на проведение выборов в абсолютных цифрах превышают расходы любых конкурентов. Точных оценок не существует, но источники, близкие к руководству партии, считают, что бюджет кампании с сентября 2001-го по март 2002-го составляет не менее тридцати миллионов долларов! Вызывает уважение, что "эсдеки" на свою раскрутку не поскупились, не стали на себе экономить.
Финансовые волны и грамотные специалисты сделали очень убедительным экранный образ СДПУ(О). Ведущие телеканалы различными способами подавали массированный информационный поток позитивной имиджевой информации о партии. Медведчук с розами был заметен в каждом телевизоре в каждом доме. Без сомнения, если бы исход выборов решался качеством телерекламы, "эсдеки" бы оставили позади всех конкурентов.
Еще одним плюсом стала поддержка региональных структур. Агитационные материалы были сделаны также на очень высоком полиграфическом и дизайнерском уровне. Тиражи "раздаточной" продукции и партийных газет полностью обеспечивали запросы местных организаций. СДПУ(О) позволила себе самую богатую гамму агитационных материалов. Население обеспечивали даже книжками партийных лидеров, между прочим, очень хорошо написанными и изданными. Кандидаты в одномандатных округах могли позволить себе не простенькие черно-белые листовки, но солидные качественные брошюры.
Очень важно отметить, что СДПУ(О) стала единственной партией, которая оказывала финансовую поддержку своим кандидатам, идущим по одномандатным округам. Есть данные, что размеры бонусов составляли до ста тысяч долларов. Эта уникальная особенность также показывает комплексный подход к ведению кампании.
Важно отметить, что "эсдеки" не просто пытались подавить всех противников по всей стране, но концентрировали свои усилия на перспективных регионах. Понимая, что Запад пойдет за Ющенко, а Восток – за блоком власти и коммунистами, "эсдеки" сосредоточили свои усилия прежде всего на центральной и южной Украине. О степени внимания к этим приоритетным областям говорит создание специальной информационной среды. Не довольствуясь контролем над "Интером" и "1+1", в центральном регионе партия перед выборами развернула телеканал "Тет", построив собственную сеть ретрансляторов. Основные организационные ресурсы направлялись в центр. Именно по центральным областям работали лидеры партии Медведчук и Кравчук.
Были выделены также приоритетные социальные группы. Особый упор был сделан на работу с молодежью. Очень много было приложено усилий для создания широкой сети молодежных организаций, для придания молодежным инициативам СДПУ(О) эффекта массовости. Здесь нельзя не отметить кроме интересных технологических ходов, и большую личную заслугу Суркиса, его системную работу в федерации футбола, поездки по регионам.
Избирательная стратегия корректировалась на основании регулярно проводившихся социологических исследований, как в целом по стране, так и по отдельным регионам. Данные отражали достаточно объективную картину.
Особо следует отметить систему контрпропаганды. Она также работала комплексно. Оппозиция подвергалась прямой открытой критике в подконтрольных СМИ. Причем атаки предпринимались довольно изобретательно, с разных направлений. Главный рецепт дискредитации – максимальная доходчивость. Центральные телеканалы "мочили" не только партии-конкуренты, но даже отдельных оппонентов на мажоритарных округах. Интересный пример – давление на кандидата от "Нашей Украины" Романа Зварыча в 90-м округе.
Кампания на "Интере" и "1+1" против Романа Михайловича развернулась за две недели до выборов. Словно из программ Шендеровича на экраны "1+1" попал сюжет, где некие ветераны афганской войны заявили, что бывший американский гражданин Зварич вербовал в США наемников для борьбы против советских войск! После убийства кандидата СДПУ(О) по 90-му округу оба телеканала тотчас фактически обвинили в преступлении кандидата "Нашей Украины", хотя следственные органы ни тогда, ни сейчас никаких претензий к Зварычу не предъявляли.
Для информационной войны против власти "эсдеки" использовали партию Михаила Бродского "Яблуко". Отдавал ли себе Бродский отчет, что он крутится в рамках заданной схемы, или нет, не столь важно. По словам источников, близких к руководству СДПУ(О), именно Медведчук выступал главным спонсором Бродского. Лидер "Яблука" - необычайно талантливый пропагандист, и работала его команда вдохновенно. Основным противником стал блок власти, с которым сами "эсдеки" поддерживали нейтралитет.
Михаил Юрьевич развернул четырехмиллионным тиражом выпуск газеты "Яблуко" во всех регионах страны. Газета критиковала власть куда резче и изобретательней, чем даже оппозиционная пресса. Мишенью номер один стал лидер блока "За единую Украину!" Владимир Литвин. Сам Литвин заявил в ходе кампании, что он готов дискутировать с любыми политическими силами, даже с Морозом и Тимошенко… Но только не с главным врагом - Бродским! После поражения "Яблука" Михаил Юрьевич сменил партийные апартаменты на офис Жидачевского целлюлозно-бумажного комбината, основной пакет акций которого контролируют Суркис и Медведчук.
Вряд ли мы ошибемся, заметив, что кампания СДПУ(О) была самой интересной кампанией команды Гельмана. Автор успеха Союза правых сил России на выборах 2000 года в Госдуму применил в Украине почти полный комплекс технологических приемов, уже прошедших проверку боем. Причем условия для раскрутки СДПУ(О) были просто тепличные, и никаких ресурсных ограничений не существовало.
И не удивительно, что анализируя ход кампании, лидеры СДПУ(О) рассчитывали набрать порядка 10 процентов голосов. За неделю до выборов соцопросы с учетом погрешностей показывали почти 9 процентов. Также абсолютно реально ожидалось проведение порядка 20-25 кандидатов по одномандатным округам. Медведчук заявил, что создаст партийную фракцию из 50 депутатов.
Ошибка операционной системы
"Я не возражаю, что Донецк - трудный регион. Но наши позиции там довольно крепкие. Последние социологические исследования удостоверяют, что СДПУ(О) после коммунистов в Донецкой области - на втором месте. Конечно, там серьезные позиции имеет Партия регионов. Но и мы не собираемся сдавать свои... Я вам хочу сказать, что партия абсолютно нормально чувствует себя в западных областях - Івано-Франковской, Тернопольской, Львовской и т.п.. Я уверен, что там у нас будут победы и в мажоритарных округах, и в соревновании партийных списков мы однозначно будем в тройке лидеров".
Виктор Медведчук, газета "День".
Если вспомнить бодрые прогнозы партийного руководства, то кампания обернулась серьезным поражением. Так, по Донецкой области партия показала результат 4,6 процента, тогда как "За едУ!" – 36, а КПУ – 29. В условиях донецкого "беспредела" это все же утешительный результат. А вот в Ивано-Франковской, Тернопольской и Львовской областях партия не то, что не попала в тройку лидеров, ее вообще не видно! Поскольку там тотальную победу одержали оппоненты - Ющенко и Тимошенко. По всем этим трем регионам "эсдеки" набрали примерно по одному проценту голосов! Только один кандидат от СДПУ(О) получил мандат в упомянутых Медведчуком областях.
Удивительно слабый результат получили "эсдеки" в приоритетных центральных районах. В Винницкой, Полтавской, Сумской и Черниговской областях партия вообще не преодолела четырехпроцентный барьер! В Киевской, Черкасской и Кировоградской областях заняла шестое место, в Житомирской области и в Киеве – пятое. Хотя "эсдеки" закрепились на втором месте в своих "вотчинах" Закарпатской и Черновицкой областях, они проиграли Ющенко с большим отрывом. Соответственно, 36 против 14 процентов, и 45 против 10. (Единственным отрадным моментом стали неожиданно высокие результаты партии в южных регионах, - Николаевской, Одесской, Херсонской областях, в Крыму).
Результат по мажоритарным округам оказался на порядок слабее, чем предполагалось. Несмотря на широкое применение в подконтрольных регионах технологий голосования и подсчета, которые, мягко говоря, не предусмотрены избирательным законодательством, многие кандидаты "эсдеков" сенсационно проигрывали. Такая судьба постигла, например, довольно известного деятеля партии Нестора Шуфрича на 70-м округе в Закарпатье.
Всю кампанию партийные "пиарщики" позиционировали Медведчука на уровне Ющенко, но разрыв между двумя лидерами в результате оказался слишком велик. Выходит, правильно Виктор Андреевич предпочел не светиться лишний раз в дебатах с Медведчуком, а поехал на встречу с избирателями. Но самое большое унижение кампании – это, конечно, не результат Ющенко. Это результат несравненной Юлии Тимошенко, чей "женский интерес" Медведчук "удовлетворял" (увы, безуспешно) на радио "Свобода" и в прочих местах всю кампанию.
Каково пережить двум настоящим мужикам Виктору и Григорию, что эта … Юля сумела их чисто конкретно "сделать"?! Без сомнений, если бы "эсдеки" набрали хоть на один голос больше, чем блок Тимошенко, многие бы угрюмые лица в партии прояснились.
Практика показала неоправданность массированной и агрессивной пропаганды, которую вели партийные СМИ. Телеканалы "Интер" и "1+1" по объему зубодробительных компроматов не уступали маргинальному государственному УТ-1. А партийные газеты в политическом плане вообще далеки от элементарных приличий. Причем в эсдековской пропаганды было отличие,- нет мало-мальски заметной политической силы, которая бы не попадала под обстрел. Мочи их всех! – очевидно, это и есть доминирующий системный подход.
Вместе с тем, даже на примере России заметно, что эпоха информационных тайфунов и тотального давления на психику прошла. Избирательная кампания не должна оглушать избирателя ни пропагандой, ни контрпропагандой. Во время недельных курсов подготовки активистов-агитаторов для демократической партии США, эти простые принципы агитации объясняют на первых же лекциях. СДПУ(О) провела кампанию скорее виртуальную, чем реальную.
В то время как оппозиция сделала упор на прямой маркетинг и расширение агитационной сети. Ющенко, Мороз, Симоненко, Тимошенко проводили время не столько на телеэкранах, сколько на встречах с избирателями. Стена глупейших обвинений электронных СМИ играла им на руку, поскольку привлекала к ним интерес. Этот интерес успешно использовался для прямой агитации.
Сам же Медведчук был мало активен в поездках по регионам. И вообще организационная структура "эсдеков" на выборах не получила качественного развития, поскольку не стала основным видом коммуникации.
Руководство партии тяжело восприняло итог выборов. Лидер до этой недели вообще не появлялся на публике. Гельман первые два дня после выборов отключил телефон и не показывался на глаза своим заказчикам. (Надо отдать должное Виктору Владимировичу – прежде чем отправить москвичей домой, он проверил выполнение перед ними финансовых обязательств. Кстати, "эсдеки" стараются рассчитаться не только с гастролерами, но и со своими кадрами. В течение мая они намерены погасить долги перед региональными структурами).
Почему же провалилась столь отлаженная и столь дорогостоящая избирательная машина? Это основной вопрос, на который должен ответить политсовет.
А вы друзья, как ни садитесь, лишь в "первых вице" пригодитесь…
"…Умен, но его излишняя ловкость смахивает на манипулирование. Он прекрасно воспитан, но высокомерен. Он тот, кому улыбнулась Фортуна, но кого не удается полюбить. Он элегантен, утончен, но оторван от народа. Графики и расчеты держат его на удалении от повседневной реальности".
Вы не угадали, эта характеристика дана отнюдь не Виктору Медведчуку. Такой оценкой в 1981 году наградил президента Франции Валери Жискар д’Эстена знаменитый французский рекламист Жак Сегела, когда планировал кампанию Франсуа Миттерана. Выигрывает тот кандидат, который отвечает ожиданиям большинства избирателей, который близок к народу. Тот, кто строит свой образ как виртуальную картинку, проигрывает, как проиграл тогда Жискар д’Эстен.
Среди руководителей различного ранга СДПУ(О) зреют раздумья, что главной проблемой партии является проблема лидера. Бесспорно, Медведчук – политик неординарной величины. Нельзя оспорить интеллект и масштаб мышления Виктора Владимировича. Но лидерские качества Медведчука, которые сделали его успешным менеджером и опытным юристом, неадекватны требованиям, которым должен отвечать публичный политик. В частности, образ Виктора Владимировича трудно "очеловечить".
Стали уже легендарными рассказы, как офисных работников, так и крупных партийных функционеров, что лидер партии может пройти мимо и даже не повернуть голову, не поздороваться. Самые успешные лидеры парламентской кампании – Ющенко, Симоненко, Мороз, Тимошенко, широко известны своими человеческими историями. Они популяризируют себя сами. И не жалеют тратить харизму на младших по званию.
В их партиях есть люди, которые искренне и взахлеб славославят лидеров. Доброе слово, улыбка, рукопожатие кумира – это огромная моральная стимуляция, это энтузиазм, который не покупается за деньги. В СДПУ(О) работают люди без сантиментов. Быть может, это правильно с деловой точки зрения. Но политика не строится без эмоций, ведь голосуют не за "брэнд", а за интересную личность. Всю кампанию пиар-машина усиленно пыталась сделать Медведчука ближе к людям, но замена галстука на гольф не помогла.
Любыпытно, что сам Медведчук ничуть не стеснен рамками своего образа. "Летом минувшего года Киевский международный институт социологии проводил опросы общественного мнения на тему: кто такие олигархи, и кого вы видите среди них. Юлия Владимировна занимает там второе место. На первом месте - Павел Иванович Лазаренко. Я, кажется, занимаю одиннадцатое место". Это еще одна цитата Виктора Владимировича из газеты "День". В данном интервью он не удивился, почему это его записали в олигархи, а вот, к примеру, Ющенко, Порошенко, Червоненко в рейтинг олигархов не попали. Медведчук доволен, что он в качестве олигарха аж десять позиций уступает Лазаренко, и девять – Тимошенко.
Виктор Владимирович сам запирает себя в узкой политической нише. Это выгодно многим. Ну, например, президенту Леониду Кучме, который постоянно нуждается в помощи хорошего адвоката. Медведчук нужен Леониду Даниловичу не как кандидат в президенты, - для этого он слишком умен, а как сугубо функциональная фигура. Вечный первый вице-спикер, которого удобно подставлять под амбразуру в ходе всяческих импичментов, следственных комиссий, земельных кодексов и т.п. В этом плане с Медведчуком реально считаются. Например, во вторник, будучи в ближневосточном турне, президент удостоил его своим звонком. Медведчук особенно востребован на Банковой во время кризисов. А во время голосования за отставку с поста первого вице-спикера, Кучма не захотел набрать знакомый номер…
"Наша мета – 200?"
Впрочем, проблема лидера упирается не только в имиджевые просчеты. СДПУ (О) перед выборами как СССР перед Второй мировой войной, - оказалась без серьезных политических союзников. И самое главное – в абсолютно враждебном окружении. Сам Медведчук подчеркнул эту уникальную особенность в интервью "Украинской правде", где посетовал, что "вся страна воюет с эсдеками". Это очень точно отражает политические расклады.
Странно, что лидер партии скорее бравировал этим противостоянием, а реально не предпринимал шагов к исправлению положения. Принцип "победитель получает все" хорош при игре на скачках. Но природа политики состоит в постоянном поиске ситуативных союзников. Перед выборами СДПУ(О) демонстративно отказалась от любых форм блокирования с какими-либо партиями.
Разорвали единственный протокол в намерениях объединиться, который "эсдеки" ранее подписали с Демократическим союзом. Все конкуренты четко понимают, что в случае победы Медведчука, остальным станет мало места. И Виктор Владимирович даже не пытался развеять эти иллюзии, даже не пытался договориться о ненападении.
Специально против СДПУ(О) на этих выборах активно действовали большинство участников кампании. "За единую Украину!", "Единство", "Наша Украина", блок Тимошенко, социалисты, коммунисты. Кроме политических оппонентов против "эсдеков" выступили и многие местные начальники, обеспокоенные попытками людей Медведчука вторгнуться в структуры власти на самых различных уровнях. Динамика экстенсивного развития партии вызвала противодействие местных элит. Финансово-политическое "Динамо" Медведчука-Суркиса построило такую схему действий, которая предполагает постоянный конфликт на разных уровнях.
Великолепный перфекционизм Медведчука проявляется и во всех деталях формирования партийной политики. Очень многие партийцы еще до начала кампании высказывали сомнения, что руководство избирательным штабом следует передавать Суркису. Но лидер настоял на кандидатуре Григория Михайловича.
Несмотря на внутреннюю энергетику главы федерации футбола, сейчас очевидно, что избирательные технологии – это не его поприще. В штабе, который был создан довольно поспешно, с бору по сосенке, а не на основе партийных кадров, все кипело, все бегали, все работало. Но КПД этой махины был таким же, как и у нынешней сборной Украины по футболу. Такая команда не может выйти в финал.
Причем сопутствующим моментом разбора деятельности штаба, где находилось очень много начальников, или просто малоизвестных в партии людей с некими полномочиями, станет финансовая отчетность. По мнению всех специалистов, причастных к деталям финансирования кампании, не целевое использование либо банальное исчезновение, скажем деликатно, партийных денег было массовым явлением. Ожидается, что политсовет примет решение о тщательном аудите как легальной, так и "теневой" кассы. Участники кампании рассказывают потрясающие примеры, когда из транша с четырьмя нулями до низовых исполнителей доходило процентов двадцать. И установить, на каком этапе и кто именно "облегчил" заветный чемоданчик было совершенно невозможно.
Масса непоследовательных действий обнаружилась и при формировании избирательной стратегии. "Эсдеки" так и не разобрались, какую дозу оппозиционности им можно взять на вооружение. И скорее ассоциировались с блоком власти. Власть же не имеет никакого авторитета среди электората. Делить админресурс с блоком "За едУ!" оказалось невозможно. Все-таки ресурс фальсификации не безграничен. Ставка на молодежь также не оправдалась. Молодежь и аполитичные граждане были мишенью слишком многих виртуальных политических проектов.
На руках были все козыри, а главное – лидер, настоящий мужик, настоящий кандидат в президенты 2004 года. Лидерские качества Виктора Медведчука получили оценку 6,27. Виктор Владимирович – сильный человек, который не кланяется поражениям. Но для тех, кто связывает свое будущее с поддержкой "динамо"-машины – это отрезвляющий провал. Стратегия руководства партии на выборах была неадекватна ситуации.
И речь может идти не только о позиции Александра Зинченко и Игоря Плужникова, но и о взглядах многих региональных лидеров организации. Перспектива распада СДПУ(О) получила реальные предпосылки. Мощная финансово-политическая группа должна сделать правильную ставку в президентской кампании. Цена ошибки слишком высока – это и посты в парламенте, и концерн "Славутич", и федерация футбола, и Сбербанк, и телеканал "Интер", и многое другое.
Некоторые советники Медведчука рекомендуют лидеру сосредоточиться на позитиве. Мол, эти выборы были лучше прошлых, "а на следующих парламентских выборах в 2006-м мы еще прибавим". Но любой объективный анализ показывает, - 2006-го для СДПУ(О) может и не быть. Если будет утрачена перспектива через два года. Если лидер и глава штаба не проведут честной работы над ошибками, партия не сможет их исправить. Если президентом станет другой Виктор, Медведчук и Суркис навсегда покинут списки и рейтинги олигархов. Политсовет СДПУ(О) должен пройти под лозунгом "Наша мета – 2004!"
P.S. Дай Бог ребята хоть на чемпионат Европы попадут…