Ющенко и Тимошенко прошли в парламент благодаря спирали

Среда, 24 апреля 2002, 21:42
Последняя избирательная кампания в Украине выявила два фактора, сработавших на результат выборов, считают социологи.

В ходе заседания киевского пиар-клуба в среду в Киеве в своем выступлении директор независимой фирмы Ukrainian Sociology Service Александр Вишняк отметил, что на положительный результат выборов во многом повлияли два фактора.

Это по его словам, это, в частности, так называемая "спираль молчания", когда отдельные политические силы не одобряются властью и средствами массовой информации, и избиратели сознательно умалчивают при социологических опросах свои симпатии к ним.

Вторым фактором, по мнению Вишняка, является эффект рекламы, который еще не достаточно изучен в Украине.

Лидерами рекламных рейтингов в ходе нынешней избирательной кампании, безусловно, по мнению Вишняка, были такие партии как СДПУ(О), Партия зеленых Украины, "Яблуко", а также объединение "Женщины за будущее", и только в конце избирательной кампании по рекламным рейтингам их догнали блоки "Наша Украина" и "За единую Украину!"

По мнению социолога, в этом случае "сыграл фактор престижа". "Престижно покупать какой-либо товар, когда видишь его рекламу каждый день", - пояснил он.

Вишняк также отметил, что победа на выборах блока Виктора Ющенко "Наша Украина" одержана только наполовину, поскольку основная масса избирателей проголосовали за этот блок в многомандатном округе, тогда как большинство кандидатов, победивших в одномандатных округах, представляли блок "За единую Украину!" По его словам, такая ситуация связана с тем, что выборы проходили по старой системе, мажоритарно-пропорциональной.

Он также отметил, что в ходе нынешней избирательной кампании были затребованы услуги социологов. По словам Вишняка, социологическими услугами пользовались блок "За единую Украину!", а также на разных этапах избирательной кампании блок "Еднисть" и партия "Новая генерация".

Вишняк также отметил, что пользовались такой технологией как стратегическое планирование избирательной кампании блок "За единую Украину!", СДПУ(О), объединение "Женщины за будущее", блок "Еднисть". Вместе с тем, по его словам, Партия зеленых Украины отказалась от такого плана и 90% своих средств использовала на рекламу.

Еще одним элементом избирательной кампании является позиционирование партии. В этом случае, по словам Вишняка, самым лучшим было позиционирование блока "Наша Украина". Он также отметил, что использованная впервые технология создания партий и блоков со схожими названиями оказалась неэффективной и требовала больших затрат.

В свою очередь заведующий кафедрой Пиар Киево-Могилянской академии Валентин Королько отметил, что на выборах в многомандатном округе сработали личностно-имиджевый, административный, финансовый, а также медийный ресурс. По его словам, в ходе избирательной кампании четко просматривался раскручиваемый имидж лидера.
Он также отметил, что политтехнологи на выборах 2002 года впервые столкнулись с таким явлением, когда имидж лидера и имидж партии поставлены на одну плоскость. В частности, об этом свидетельствует ситуация, сложившаяся с блоком "Наша Украина" и ее лидером Ющенко.

Королько также отметил, что избирательная кампания-2002 показала, что нужно внимательнее относится к вопросам символизации политики. По его словам, в нынешней избирательной кампании административный ресурс сработал в той степени, в которой он был представлен в том или ином регионе.

Вместе с тем меньше сработали пиар-технологии. При этом Королько отметил, что административный ресурс использовался скрыто в связи с пристальным вниманием к выборам в Украине со стороны международных наблюдателей.

Интерфакс-Украина

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования