Как делались выборы

Четверг, 18 апреля 2002, 14:55
Новые информационные технологии применяются на различных волеизъявлениях народных масс не в первый раз. Первые информационно-аналитические системы (ИАС) на базе интернет-технологий были применены на выборах в Верховную Раду Украины еще в 1994 году.

Развитие этого применения наблюдалось и на выборах в ВР в 1998 году, на президентских выборах в 1999 году и во время проведения Референдума в 2000 году. С каждым новым избирательным процессом эволюционно развивались и сами ИАС.

Естественно, что на выборах-2002, которые уже прошли, но которые еще долго будут оставаться актуальными, использование информационных технологий производилось на гораздо более высоком уровне, нежели ранее. Постоянно происходит процесс интеллектуализации ИАС.

Если в 1999 система верхнего уровня обладала достаточно высоким интеллектом, о чем свидетельствует ее web-отображение на сайте ЦИК, а нижний уровень системы поддерживал один логически завершенный блок- ввод и передача результатов голосования, то в 2002 году на нижнем уровне формировалось и передавалось в течение всей кампании более 10 различных видов сообщений.

Широко внедрена безбумажная ИТ в самом ЦВК :в одной только локальной сети Центральной избирательной комиссии на выборах-2002 работало 110 компьютеров (до этого было задействовано 70 ПК).

О том, что это было востребовано, свидетельствует статистика обращений к веб-серверу с данными о ходе выборов, которую любезно предоставили АИН в управлении информатизации ЦИК.

31 марта - 143511 (отправлено байтов 962,834,168)
1 апреля - 273196 (1,502,074,604)
2 апреля - 225179 (1,377,280,591)
3 апреля - 151302 (1,297,256,519)
4 апреля - 214927 (1,656,528,680)

Статистика по трафику в ночь с 31 марта на 1 апреля показывает, что загрузка входящего трафика на веб-сайт ЦИКа была на уровне 99%. Тем не менее, говорить о том, что разработки украинских "избирательных" ИАС в части оперативного интернет-оповещения общественности о результатах голосования уже дошли до какого-то уровня совершенства, пока сложно. И здесь больше причин внешних, нежели в самих разработчиках.

Так, например, канал от Инфокома к сайту, который выдавал предварительные результаты выборов, в 284К около часа ночи 1 апреля в аварийном порядке (АИН об этом факте "лежания" уже писал в истории "Сайт ЦИКа больше часа был в down") был срочно увеличен до... 384К. Смешное количество, которое, конечно же, не позволило получить необходимую информацию всем желающим, а таких, по разным оценкам, было чуть ли не несколько сотен тысяч пользователей интернет одновременно.

О том, что далеко не все еще хорошо с информационным обслуживанием внешнего пользователя, собственно, говорят и сами создатели системы "Выборы народных депутатов - 2002" из научно-производственного предприятия "Проком".

"Проком" - компания, которая занимается избирательным системами в Украине уже 8 лет. Компанией в содружестве с специалистами ЦИК была разработана концепция создания Единой информационно-аналитической системы "Выборы". Ею разрабатывались все автоматизированные системы предыдущих избирательных процессов.

В системе "Выборы-2002" Проком реализовывал верхний уровень системы - серверную часть. На этом уровне разрабатывалось ядро системы - все кодификаторы и справочники. Решались задачи по информатизации каждой составляющей избирательной кампании, начиная от создания округов,
избирательных комиссий окружного и участкового уровней, регистрации партийных списков, регистрации кандидатов по одномандатным округам, контроль организации и использования избирательных фондов партий и кандидатов и заканчивая подсчетами результатов по многомандатному округу и сбором, контролем участковых и окружных электронных протоколов по одномандатному.

Подсистема формирует банк данных "Выборы", организует прием, контроль и загрузку в банк данных и обработку всей информации, которая формируется на центральном уровне, а также ту, которая поступает по каналам связи от подсистемы сбора и передачи информации окружного (нижнего) уровня. При этом подсистема обеспечивает ее визуализацию и формирует web-сайт, обеспечивает 300 параметризированных запросов и поддерживает режим спорадических запросов.

Банк данных содержит все данные по всем кампаниям 1998-2002 года. Реализован он в среде СУБД ОРАКЛ.

Систему нижнего уровня на выборах-2002 реализовывала компания ICS. Эта система выполняла формирование и передачу сообщений из 225 окружных избирательных комиссий. Но об этом уровне - в следующем материале. Сейчас нас больше интересует основной, верхний уровень системы. АИН удалось пообщаться сразу с несколькими специалистами, непосредственно работавшими над этим уровнем.

Встретится с нами любезно согласились руководитель проекта директор НПП "Проком" Галина Петровна Мандрусова и главный программист проекта Александр Стельмах.

Общее мнение этих специалистов сводится к тому, что основными объективными и субъективными факторами, которые не позволили и в 2002 году довести систему до более высокого уровня эволюционного совершенства, являются: время, деньги и, как следствие, отсутствие возможности более глубокой проработки части проекта, которая связана с Интернет-обслуживанием.

Работа по созданию ИАС для выборов-2002 началась в декабре 2001 года, а в середине января 2002 года уже необходимо было активно организовывать информационную поддержку избирательной кампании. Специалисты отмечают, что работа системы не начинается и не заканчивается только днем-ночью выборов. До этого момента уже идет огромный информационный поток, который, в основном, и обслуживала созданная система: регистрация кандидатов, партий и блоков, организация комиссий и т.д.

Как утверждают специалисты ЦИК, "90% информации идет до выборов, и только незначительная, но самая главная часть информации идет непосредственно в день выборов и в ночь подсчета голосов". По мнению Галины Петровны Мандрусовой, для выполнения такого проекта, оптимально необходимо не менее 6 месяцев подготовительной работы: "Это при той квалификации, которая есть у специалистов "Прокома". При той квалификации, которая есть у постоянно меняющихся наших партнеров, времени на отработку всех необходимых моментов нужно еще больше".

"Основная проблема компаний, которые разрабатывают различные информационные системы - изучение предметной области, которая занимает в любой разработке львиную долю времени и, как правило, все системы писались уже во время избирательной кампании", - утверждают разработчики.

Каждый раз разработчикам приходится практически полностью заново моделировать систему. Здесь, по мнению разработчиков, проблема в избирательном законодательстве, которое необходимо стандартизировать для того, чтобы можно было на него наложить алгоритмическую модель.

Финансирование работ по созданию ИАС "Выборы-2002" также является одним из тех негативных факторов, которые не позволили выполнить поставленную задачу на максимально эффективном уровне. Пример тому ситуация с апгрейдом канала "Инфокома" к сайту с данными о ходе выборов. У разработчиков просто не было денежного люфта для того, чтобы решить эту проблему более эффективно.

Несмотря на то, что общий бюджет проекта составляет около 700 тысяч гривен, по мнению г-жи Мандрусовой, этого финансирования все же недостаточно: "компании, которые в этом году выполняли работы, вряд ли могут считать этот проект прибыльным для себя. В лучшем случае, он был не убыточным. Поступившего финансирования хватило на административные и подготовительные процессы по созданию системы, а сами разработки фактически были выполнены бесплатно". По мнению разработчиков, за счет их интеллектуального капитала, вложенного в проект, его реальный бюджет в 2002 году гораздо больше заявленной цифры поступившего финансирования.

Тем не менее, надо отдать должное тому, что несмотря на все эти трудности, система выполнила свою работу на всех уровнях: информация с нижнего уровня от 225 окружных комиссий поступила и была обработана на верхнем в запланированные сроки и без каких-либо сбоев системы. То, что система на должном уровне выполнила свою работу, доказывает и тот факт, что предварительные результаты, которые были получены системой, полностью совпадают с окончательными и официальными результатами выборов.

Высокий интеллект системы демонстрирует ее web-отображение в Интернет и положительные отзывы многочисленных пользователей системы.

Комментируя ситуацию с проблемами доступа к информации на сайтах ЦИКа через интернет, Галина Петровна Мандрусова заявила, что эти проблемы, конечно, были, однако они абсолютно не влияли на внутреннюю работу системы: "линия приема и обработки информации никак не зависит от существования интернет-отображения. Было два независимых процесса - сбор, обработка информации и ее отображение. Разговоры о том, что был отключен интернет или были еще какие-то технические проблемы, которые могли бы повлиять на прием и обработку информации, совершенно не имеют под собой оснований".

При этом, правда, отмечаются возникшие проблемы с доступом к информации через интернет. По словам Галины Петровны Мандрусовой, сайт, на котором в динамике выводились результаты хода выборов и подсчета голосов, работал без сбоев. Однако к нему выстроилась такая очередь, что получить с него информацию для многих оказалось просто невозможно. Можно было бы, конечно, задать вопрос "почему канал такой узкий", но, по словам г-жи Мандрусовой "таких узких мест у нас еще много" и здесь проблема упирается именно в вопрос финансирования.

Кроме проблемы с пропускной способностью канала к сайту ЦИКа, АИНом 3 апреля была также отмечена другая проблема с доступом к информации. На попытки добраться к серверу http://195.230.157.53/pls/vd2002/webproc0v получалось сообщение следующего содержания: "Database Log In Failed TNS is unable to connect to destination. Invalid TNS address supplied or destination is not listening. This error can also occur because of underlying network transport problems. Verify that the TNS name in the connectstring entry of the DAD for this URL is valid and the database listener is running".

Некоторые специалисты по этому поводу вынесли вердикт о том, что "лежала база". Как прокомментировал эту ситуацию главный программист проекта Александр Стельмах, 3 апреля в той части сервера, где хранится репликация базы данных для отображения в Интернет, , проходили работы по оптимизации выдачи информации. При этом сама основная база, конечно, не "лежала".

Для пресс-центра, работавшего в помещении ЦИКа и в который информация поступала из основной базы в режиме Интранет напрямую по локальной сети, информация была доступна постоянно и без сбоев, вся динамика поступлений и обработки информации была очевидна для всех присутствующих в пресс-центре и, конечно, работникам ЦИК.

Необходимость оптимизации выдачи информации была вызвана тем, что попытка обеспечить через интернет доступ ко всем информационным веткам в динамическом отображении была, по словам г-жи Мандрусовой, ошибочной: "необходимо было минимизировать выдачу информации только до результатов, что и было сделано впоследствии".

При этом, в управлении информатизации ЦИК не исключают того, что определенная часть запросов и обращений к сайтам ЦИК через интернет была сформирована именно с целью "забивания канала". Были попытки и откровенных атак, но они и не могли нанести какого-либо вреда основному серверу ЦИК, который работал на прием и обработку информации, поскольку, как уже было сказано, этот процесс и процесс выдачи информации в интернет были технически независимыми друг от друга.

По словам разработчиков ИАС "Выборы-2002", выявленные в этом году проблемы будут обязательно учтены "Проком" при следующих разработках аналогичных систем. Но есть проблема, которую руководство компании "Проком" не может решить.

По словам Галины Петровны Мандрусовой, "буквально после завершения выборов нет ни у кого ни времени, ни сил, ни желания, ни, возможно, денег проанализировать функционирование системы в реальном времени и, при необходимости, исправить ошибки, оптимизировать техпроцессы. Ни одна из компаний, которые создавали системы транспортировки информации и с которыми НПП "Проком" сотрудничала во время создания систем "Выборы" различного назначения, не оказалась способной на "поствыборную" работу. Нужно еще позволять себе невыгодный с точки зрения бизнеса месяц для того, чтобы проанализировать, что же было сделано и как, а не уходить на следующий день после выборов".

О своих партнерах на этих выборах Галина Петровна говорит следующее: "Фирма ICS достойно решила самую основную задачу - подъем 100% информации из 225 точек с детализацией до участков во время подведения итогов голосования в округах. Но совершит ли она подвиг по анализу и доводке своей системы после выборов я не знаю. Только этот фактор позволит мне сказать - не надо больше менять коней на переправе, пусть эта фирма продолжает начатое дело на всех последующих выборах в Украине, тем более, что Проком приложил немало усилий для ввода специалистов фирмы в проблему, осуществлял консультативно-методическое сопровождение подсистемы нижнего уровня, не хочется, чтоб этот труд пропал даром".

Подробнее о системе "нижнего уровня", которую разрабатывала и реализовывала компания ICS, АИН расскажет в следующих материалах. Однако для желающих получить информацию по этому поводу из первых рук, можно предложить посетить круглый стол "Новые информационные технологии для политики и политиков. После выборов", который пройдет в медиа-центре "Четвертый сектор" 19 апреля 2002 года с 14-00 до 18-00. На круглый стол приглашены руководители компаний Проком и ICS, политологи, руководители онлайн-СМИ, представители политических партий и блоков.