Кесарево сечение
Среда, 17 апреля 2002, 17:54
"Это было половодье страха…равенство (как наказание его защитников, и насмешка над его врагами) выражало себя триумфально, поскольку фанатизм корысти уравновешивался лихорадкой желаний".
Г.Флобер, "Воспитание чувств"
Мы строили-строили, и, наконец, построили! Всех, кого могли… За неделю до обнародования Центризбиркомом списков народных избранников, Президент Леонид Кучма триумфально сформировал парламентское большинство. Во всяком случае, именно такой победный рапорт он получил от главы своей администрации Владимира Литвина. Самое интересное, что это большинство спланировано… без Ющенко!
Большинство построено, в натуре
Выполнение боевой задачи по созданию законодательной "крыши" президент взял лично на себя. Переговоры ведутся зачастую в ультимативной форме, с упоминанием известных по истории с Гонгадзе фразеологизмов, а также уголовных дел, которые уже открыты или могут быть открыты против несговорчивых собеседников. Планка в преддверии 2004 года поднята на недостижимую высоту – 255-260 "штыков", каковые признаются достаточным обеспечением против мелких неприятностей типа импичмента либо парламентских следственных комиссий. Однако вожделенная цифра все еще не достигнута.
Несмотря на то, что в "переговорах" с непонятливыми депутатами-бизнесменами на предмет их вхождения в большинство активно участвуют оперативные подразделения налоговой администрации и управлений по борьбе с экономическими преступлениями МВД, набор рекрутов проходит трудно. Бизнес тоже готовится к президентским выборам, и не испытывает энтузиазма по поводу записи в "За едУ!", проигравшую парламентские выборы Виктору Ющенко.
На данный момент (по словам лидеров пропрезидентских сил), фракция "За едУ!" укомплектована 35 депутатами по партийному списку и 145 мажоритарщиками, а еще с пятью мажоритарщиками "переговоры" близки к успешному завершению. Выбор у них небольшой, поскольку колеблющимся вежливо напомнили, что ЦИК внимательно изучает ход кампаний как раз в тех округах, где они избирались. Так что, лучше определить свою политическую судьбу в правильной фракции, чем шагать на довыборы.
Системной частью большинства будет и фракция СДПУ(О). Виктор Медведчук уже отмобилизовал 38 депутатов, и жаждет довести это число до полусотни. Медведчук вместе с Литвиным удостоен чести быть одним из руководителей пропрезидентского блока в парламенте. Это подразумевает, что "золотая акция" СДПУ(О) будет находиться в надежных руках, там, где и хранятся подобные драгметаллы – на Банковой. А значит, шалостей типа поддержки чисто пропорциональной избирательной системы эсдеки уже не допустят. Если планы администрации будут реализованы, место первого вице-спикера для лидера эсдеков гарантировано. И это не предел карьерного роста.
В администрации не исключают, что если Медведчук успешно создаст большинство без Ющенко, и успешно совратит еще десяток-другой оппозиционных депутатов, то он может рассчитывать и на пост смотрителя нашей законодательной оранжереи. Но пост главы ВР - это скорее пряник, которым привлекают Виктора Владимировича. Кто же на самом деле будет давать спикерский пост неудавшемуся кандидату в президенты!
Кандидатура бывшего спикера Ивана Плюща не вызывает энтузиазма ни у блока власти, ни у президента. Слишком болезненным оказался Иван Степанович в критические дни украинской политики. Слишком мягок Плющ к врагам спокойной старости Леонида Даниловича.
186+38=224. Маловато для получения контрольного пакета. Но г-н Литвин уверен, что это дело поправимое. Еще порядка десяти депутатов-самовыдвиженцев представляют интерес как вполне вероятные участники проекта "За едУ!". Лидеры суперфракции полагают, что вряд ли им удастся привлечь более 234 депутатов. Но вместе с тем, они не решаются однозначно определить, сколько подопечных депутатов будет реально принимать участие в голосованиях. Скорее всего, пропрезидентские силы не смогут рассчитывать более чем на 200-210 мандатов по большинству рассматриваемых законопроектов.
Правда, в руках администрации есть "секретное оружие" – перечень бизнесменов, избранных по списку "Нашей Украины" и прошедших при поддержке Ющенко по мажоритарным округам. В списке "НУ" с 18 по 59-й номер есть по крайней мере 12-14 человек, например, Давид Жвания, которые не имеют жесткой личной либо политической привязанности к Виктору Андреевичу, и в силу этого попали под жернова "переговорного процесса". Не менее десятка мажоритарщиков "НУ", типа Игоря Насалика, также могут оказаться весьма податливыми всестороннему прессингу власти.
Цена решений парламента этого созыва настолько высока, что лидеры пропрезидентского блока в частных разговорах допускают повышение таксы за смену одним депутатом политической ориентации до 100 тысяч долларов!
Воспитание чувств
Тем не менее, власти не удастся построить под себя парламент. Протолкнуть какие-либо решения "За едУ!" и СДПУ(О) смогут только при ситуативной поддержке оппозиции. Сколько бы денег не ассигновали лояльные президенту санта-клаусы, объединить в двух фракциях даже 224 депутата не удастся. Поскольку по различным причинам многие самовыдвиженцы все равно захотят иметь свободу рук, дабы вести самостоятельную игру. А значит, проконтролировать их поведение фракционное начальство не сможет.
Если депутатов загнать в одну фракцию, значит управлять только кнутом. Пример НДП 98-го года доказал – кнут не срабатывает! Депутат должен аккуратно нажимать на кнопки, а под кнутом он будет постоянно на больничном, постоянно в командировке, и его карточку для голосования никто не найдет в самый важный момент.
Бизнесмены, входящие в блок власти, хотели бы эффективно воспользоваться своим положением для решения личных деловых вопросов. Это было основной причиной распыления пропрезидентского блока в прошлом созыве ВР. Учитывая численность "За едУ!", простой депутат не может эффективно использовать свои лоббистские полномочия. Ведь доступ к президенту имеют только лидеры фракций. Кроме того, управлять фракцией свыше 40 человек, которые, в отличие от коммунистов, не скованы партийной дисциплиной, технологически трудно реализуемо.
Сразу после выборов ряд политических деятелей, и прежде всего представитель донецкой Партии регионов Виктор Янукович, озвучили идею дифференцирования пропрезидентского большинства. Аналогичные мысли высказывали еще два активиста фракции власти – Александр Волков и Владимир Щербань (последний, по решению Президента, покидает пост сумского губернатора). Мол, каждая партия будет иметь свою фракцию. Однако президент настолько жестко пресек все попытки инакомыслия, что даже подобные разговоры сейчас прекратились. Вместе с тем, есть планы сделать фракцию власти дееспособной. Для этого с разных сторон озвучивается идея создать совет фракции, куда войдут представители каждой из пяти партий блока, плюс шестой участник – Демократический союз Волкова. Это и будет наиболее вероятной формой устройства "За едУ!". Любопытно, что появление Волкова в блоке наблюдатели связывают с возможной сдачей депутатского мандата лидером НДП Валерием Пустовойтенко. Беспокойного Валерия Палыча президенту настоятельно рекомендуют оставить в правительстве.
Не задушишь, не убьешь
Впрочем, послушное пропрезидентское большинство – все это вещи непостоянные. Уже много лет бумажные расклады администрации президента не соответствуют реальности. Как поведет себя грубо сколоченное большинство через год, когда начнется президентская избирательная кампания? По этому поводу обоснованных прогнозов пока не существует. Поскольку депутатская масса уже не контролируется Леонидом Кучмой, и он это прекрасно понимает. Создать большинство в 260 голосов в новой Верховной Раде можно только на антипрезидентской основе. А набрать 260 послушных овец – абсолютно нереально.
И первым тестом, который продемонстрирует бессилие президента, станет голосование по утверждению нового генерального прокурора. Существует высокая вероятность, что Михаил Потебенько уйдет на депутатскую работу. И сейчас даже в администрации президента никто не сомневается, что шансы на утверждение парламентом преемника Михаила Алексеевича практически отсутствуют.
Кого бы президент не предлагал – все равно. Это обратная сторона той системы политического давления, которую исповедует Кучма в отношении даже самых близких сподвижников. Дело в том, что по закону только утвержденный ВР генпрокурор может направить представление о снятии депутатской неприкосновенности. Исполняющий обязанности генпрокурора такое представление направить не может. Так зачем голосовать за свой возможный приговор?
Ни один олигарх в здравом уме, потративший кучу миллионов на получение депутатской неприкосновенности, не станет снимать с себя иммунитет. По этой же причине заведомо провальна идея об имплементации итогов референдума 2000 года. Нет, если президент грозно прикажет, все олигархи поддержат любую фантазию гаранта. Но президент своей волей неспособен обеспечить стопроцентную явку подданных депутатов. Их иммунитет зависит не только от ГПУ, но и от ОРЗ…
Пропрезидентское большинство в чистом виде, как инструмент администрации президента, не может быть создано. Потому что структуризация парламента проходит в интересах не того человека, который уйдет в отставку в 2004 году, а в интересах людей, готовящихся занять пост номер один. "Кучма уходит, да здравствует президент!" Впрочем, как заметил сам классик, бывают трагедии и большего масштаба…
Г.Флобер, "Воспитание чувств"
Мы строили-строили, и, наконец, построили! Всех, кого могли… За неделю до обнародования Центризбиркомом списков народных избранников, Президент Леонид Кучма триумфально сформировал парламентское большинство. Во всяком случае, именно такой победный рапорт он получил от главы своей администрации Владимира Литвина. Самое интересное, что это большинство спланировано… без Ющенко!
Большинство построено, в натуре
Выполнение боевой задачи по созданию законодательной "крыши" президент взял лично на себя. Переговоры ведутся зачастую в ультимативной форме, с упоминанием известных по истории с Гонгадзе фразеологизмов, а также уголовных дел, которые уже открыты или могут быть открыты против несговорчивых собеседников. Планка в преддверии 2004 года поднята на недостижимую высоту – 255-260 "штыков", каковые признаются достаточным обеспечением против мелких неприятностей типа импичмента либо парламентских следственных комиссий. Однако вожделенная цифра все еще не достигнута.
Несмотря на то, что в "переговорах" с непонятливыми депутатами-бизнесменами на предмет их вхождения в большинство активно участвуют оперативные подразделения налоговой администрации и управлений по борьбе с экономическими преступлениями МВД, набор рекрутов проходит трудно. Бизнес тоже готовится к президентским выборам, и не испытывает энтузиазма по поводу записи в "За едУ!", проигравшую парламентские выборы Виктору Ющенко.
На данный момент (по словам лидеров пропрезидентских сил), фракция "За едУ!" укомплектована 35 депутатами по партийному списку и 145 мажоритарщиками, а еще с пятью мажоритарщиками "переговоры" близки к успешному завершению. Выбор у них небольшой, поскольку колеблющимся вежливо напомнили, что ЦИК внимательно изучает ход кампаний как раз в тех округах, где они избирались. Так что, лучше определить свою политическую судьбу в правильной фракции, чем шагать на довыборы.
Системной частью большинства будет и фракция СДПУ(О). Виктор Медведчук уже отмобилизовал 38 депутатов, и жаждет довести это число до полусотни. Медведчук вместе с Литвиным удостоен чести быть одним из руководителей пропрезидентского блока в парламенте. Это подразумевает, что "золотая акция" СДПУ(О) будет находиться в надежных руках, там, где и хранятся подобные драгметаллы – на Банковой. А значит, шалостей типа поддержки чисто пропорциональной избирательной системы эсдеки уже не допустят. Если планы администрации будут реализованы, место первого вице-спикера для лидера эсдеков гарантировано. И это не предел карьерного роста.
В администрации не исключают, что если Медведчук успешно создаст большинство без Ющенко, и успешно совратит еще десяток-другой оппозиционных депутатов, то он может рассчитывать и на пост смотрителя нашей законодательной оранжереи. Но пост главы ВР - это скорее пряник, которым привлекают Виктора Владимировича. Кто же на самом деле будет давать спикерский пост неудавшемуся кандидату в президенты!
Кандидатура бывшего спикера Ивана Плюща не вызывает энтузиазма ни у блока власти, ни у президента. Слишком болезненным оказался Иван Степанович в критические дни украинской политики. Слишком мягок Плющ к врагам спокойной старости Леонида Даниловича.
186+38=224. Маловато для получения контрольного пакета. Но г-н Литвин уверен, что это дело поправимое. Еще порядка десяти депутатов-самовыдвиженцев представляют интерес как вполне вероятные участники проекта "За едУ!". Лидеры суперфракции полагают, что вряд ли им удастся привлечь более 234 депутатов. Но вместе с тем, они не решаются однозначно определить, сколько подопечных депутатов будет реально принимать участие в голосованиях. Скорее всего, пропрезидентские силы не смогут рассчитывать более чем на 200-210 мандатов по большинству рассматриваемых законопроектов.
Правда, в руках администрации есть "секретное оружие" – перечень бизнесменов, избранных по списку "Нашей Украины" и прошедших при поддержке Ющенко по мажоритарным округам. В списке "НУ" с 18 по 59-й номер есть по крайней мере 12-14 человек, например, Давид Жвания, которые не имеют жесткой личной либо политической привязанности к Виктору Андреевичу, и в силу этого попали под жернова "переговорного процесса". Не менее десятка мажоритарщиков "НУ", типа Игоря Насалика, также могут оказаться весьма податливыми всестороннему прессингу власти.
Цена решений парламента этого созыва настолько высока, что лидеры пропрезидентского блока в частных разговорах допускают повышение таксы за смену одним депутатом политической ориентации до 100 тысяч долларов!
Воспитание чувств
Тем не менее, власти не удастся построить под себя парламент. Протолкнуть какие-либо решения "За едУ!" и СДПУ(О) смогут только при ситуативной поддержке оппозиции. Сколько бы денег не ассигновали лояльные президенту санта-клаусы, объединить в двух фракциях даже 224 депутата не удастся. Поскольку по различным причинам многие самовыдвиженцы все равно захотят иметь свободу рук, дабы вести самостоятельную игру. А значит, проконтролировать их поведение фракционное начальство не сможет.
Если депутатов загнать в одну фракцию, значит управлять только кнутом. Пример НДП 98-го года доказал – кнут не срабатывает! Депутат должен аккуратно нажимать на кнопки, а под кнутом он будет постоянно на больничном, постоянно в командировке, и его карточку для голосования никто не найдет в самый важный момент.
Бизнесмены, входящие в блок власти, хотели бы эффективно воспользоваться своим положением для решения личных деловых вопросов. Это было основной причиной распыления пропрезидентского блока в прошлом созыве ВР. Учитывая численность "За едУ!", простой депутат не может эффективно использовать свои лоббистские полномочия. Ведь доступ к президенту имеют только лидеры фракций. Кроме того, управлять фракцией свыше 40 человек, которые, в отличие от коммунистов, не скованы партийной дисциплиной, технологически трудно реализуемо.
Сразу после выборов ряд политических деятелей, и прежде всего представитель донецкой Партии регионов Виктор Янукович, озвучили идею дифференцирования пропрезидентского большинства. Аналогичные мысли высказывали еще два активиста фракции власти – Александр Волков и Владимир Щербань (последний, по решению Президента, покидает пост сумского губернатора). Мол, каждая партия будет иметь свою фракцию. Однако президент настолько жестко пресек все попытки инакомыслия, что даже подобные разговоры сейчас прекратились. Вместе с тем, есть планы сделать фракцию власти дееспособной. Для этого с разных сторон озвучивается идея создать совет фракции, куда войдут представители каждой из пяти партий блока, плюс шестой участник – Демократический союз Волкова. Это и будет наиболее вероятной формой устройства "За едУ!". Любопытно, что появление Волкова в блоке наблюдатели связывают с возможной сдачей депутатского мандата лидером НДП Валерием Пустовойтенко. Беспокойного Валерия Палыча президенту настоятельно рекомендуют оставить в правительстве.
Не задушишь, не убьешь
Впрочем, послушное пропрезидентское большинство – все это вещи непостоянные. Уже много лет бумажные расклады администрации президента не соответствуют реальности. Как поведет себя грубо сколоченное большинство через год, когда начнется президентская избирательная кампания? По этому поводу обоснованных прогнозов пока не существует. Поскольку депутатская масса уже не контролируется Леонидом Кучмой, и он это прекрасно понимает. Создать большинство в 260 голосов в новой Верховной Раде можно только на антипрезидентской основе. А набрать 260 послушных овец – абсолютно нереально.
И первым тестом, который продемонстрирует бессилие президента, станет голосование по утверждению нового генерального прокурора. Существует высокая вероятность, что Михаил Потебенько уйдет на депутатскую работу. И сейчас даже в администрации президента никто не сомневается, что шансы на утверждение парламентом преемника Михаила Алексеевича практически отсутствуют.
Кого бы президент не предлагал – все равно. Это обратная сторона той системы политического давления, которую исповедует Кучма в отношении даже самых близких сподвижников. Дело в том, что по закону только утвержденный ВР генпрокурор может направить представление о снятии депутатской неприкосновенности. Исполняющий обязанности генпрокурора такое представление направить не может. Так зачем голосовать за свой возможный приговор?
Ни один олигарх в здравом уме, потративший кучу миллионов на получение депутатской неприкосновенности, не станет снимать с себя иммунитет. По этой же причине заведомо провальна идея об имплементации итогов референдума 2000 года. Нет, если президент грозно прикажет, все олигархи поддержат любую фантазию гаранта. Но президент своей волей неспособен обеспечить стопроцентную явку подданных депутатов. Их иммунитет зависит не только от ГПУ, но и от ОРЗ…
Пропрезидентское большинство в чистом виде, как инструмент администрации президента, не может быть создано. Потому что структуризация парламента проходит в интересах не того человека, который уйдет в отставку в 2004 году, а в интересах людей, готовящихся занять пост номер один. "Кучма уходит, да здравствует президент!" Впрочем, как заметил сам классик, бывают трагедии и большего масштаба…