Чем чревата монополия Укртелекома

Пятница, 12 апреля 2002, 12:48
Ситуация, возникшая в связи с отключением нескольких частных телефонных компаний от сети "общего пользования" ОАО "Укртелеком", кроме вызванного резонанса, позволила сделать и некоторые промежуточные выводы о том, в каком же "информационном обществе" мы сейчас реально живем.

Если кратко резюмировать все, что произошло в ночь с 5 на 6 апреля, то, в первую очередь, стоит определить следующие основные моменты.

Во-первых, отключение Укртелекомом частных телефонных операторов произошло без каких-либо предупреждений или предварительного обсуждения претензий, которые он имеет к вышеупомянутым компаниям. Действия по типу "сначала выключить, а потом разбираться" становятся основным алгоритмом при решении Укртелекомом каких-то своих проблем.

Во-вторых, отключения состоялись в ночь с пятницы на субботу. К примеру, компания "И.П.С." (один из пострадавших телефонных операторов) в течение выходных, понедельника и большей части вторника просто находилась в неведении, почему произошло отключение.

В-третьих, кроме отключенных от сети Укртелекома телефонных компаний, пострадали и их клиенты - частные лица, компании и государственные учреждения. Пока можно лишь говорить о "пострадании", поскольку на данный момент мы не располагаем информацией о том, что кто-либо из пострадавших предъявил Укртелекому официальные претензии о возмещении ущерба. По различным оценкам, в результате отключений пострадало около 100 тысяч человек - потребителей услуг связи.

Пока только компания "И.П.С." высказала готовность решать возникшую проблему в суде. Судебный иск к Укртелекому, возможно, будет подан уже в апреле. Под "Обращением граждан-пользователей интернет", которое было опубликовано на АИНе ночью 11 апреля, пока собрано не более двух десятков подписей и нет ни одной официальной претензии, которую можно было бы донести или в общество защиты прав потребителей или же в другие органы.

Пострадавшие от отключений интернет-провайдеры ограничились извинениями перед своими клиентами за проблемы с дозвоном с 5 по 11 апреля по причине "частичной неработоспособности Киевской городской телефонной сети" и пока никаких официальных претензий к Укртелекому НЕ ПРЕДЪЯВЛЯЮТ.

В-четвертых, в этом случае был нанесен материальный ущерб и самому Укртелекому. По скромным оценкам экспертов, за 5 дней компания потеряла около 150 тыс. гривен. Но здесь также пока нет каких-либо официальных претензий и движений с целью выяснить, кто будет нести ответственность за "нанесение ущерба в особо крупных размерах".

В-пятых, претензии Укртелекома к частным операторам строятся на фактах "кражи и подмены трафика" и т.н. "рефайла". При этом в Украине просто отсутствуют какие-либо нормативные документы, регламентирующие и определяющие подобные конкретные действия как незаконные.

"Из-за отсутствия соответствующих правил и инструкций, а также недостаточности правового поля возникают недоразумения между операторами, случаи "рефайла" (подмена международного трафика местным), "калл-бэка" (обратный звонок), применяются другие неразрешенные технологии", - отмечается в решении пятого съезда операторов связи, который состоялся 10 апреля в помещении Госкомсвязи. Как сообщает Интерфакс-Украина, в работе съезда приняли участие 202 представителя 107 операторов связи.

Уже можно делать какие-либо выводы по описанным выше тезисам, однако официальная реакция Укртелекома на происшедшее почти неделю назад отключение некоторых телефонных компаний от своей сети т.н. "общего пользования" пока отсутствует. И от того что же скажет Укртелеком в свое оправдание, зависят многие выводы, которые теоретически можно делать уже сейчас. Мы пока их делать не будем, и попытаемся все же дождаться "официоза".

Ночью 11 апреля (практически в одно время с публикацией на АИНе "Обращения") взаимодействие сетей компании "И.П.С." и Укртелекома начало восстанавливаться. Днем 11 апреля, по словам технического директора компании "И.П.С." Олега Биденко, было восстановлено около 95% каналов. Некоторым показалось, что проблема решена. Однако в этот же день утром началась проверка компании "И.П.С." украинским государственным центром радиочастот и надзора за связью ("Укрчастотнадзор"). И не исключено, что возобновление работы сетей было осуществлено исключительно на время проверки, задача которой, по словам господина Биденко, найти факты т.н. "рефайла".

Поэтому пока не ясно, чем закончится для украинского телекома очередная пятница (12 апреля). Станет ли она "черной" или принесет некоторое моральное облегчение? "Надеемся на лучшее, но ждем худшего", - такую негласную позицию сейчас занимают многие компании, работающие в сфере связи.

АИН по-прежнему призывает граждан Украины, у которых возникли проблемы или же которым нанесен ущерб в связи с происшедшими отключениями, присылать копии своих официальных претензий в редакцию по адресу: ain@brams.com. Пока таких обращений нет. Для Укртелекома это означает, что все, что говорится о тысячах пострадавших потребителей - глупости или вымысел. Или это все-таки правда?

P.S. По поступившей в редакцию АИН информации, с вечера 10 апреля определенные проблемы наблюдались на подключении к "Украинской сети обмена интернет-трафиком" у крупнейшего "государственного провайдера" "Инфоком". По непроверенной информации, у "Инфокома" "порвалась оптика" на UA-IX.

В связи с этим доступ клиентов других провайдеров к ресурсам, расположенным на серверах "Инфокома", в течение 11 апреля был значительно затруднен. Также определенные проблемы испытывали и клиенты "Инфокома" при попытках обращения к ресурсам, расположенным за пределами сети этого провайдера. Эта информация в данный момент уточняется.