Выборы по-донецки: разгул законности и праповорядка
Среда, 10 апреля 2002, 14:39
Выборы в Донецке – пожалуй самое наглое из того, что происходило на просторах Украины за последние недели. Беспардонная зона власти. Наглая уверенность чиновников. Результат – кажется, что только в этой области предпочитают Еду. Сейчас донецкая область может служить примером как проявляется админресурс в действии.
И что любопытно, полное молчание по этому поводу контролирующих выборы организаций. Почему случилось так, что они ничего не заметили? Причины могут быть разные – вплоть до договоренности – в регионах ведь тоже люди работают. Так вот, если товарищам из КВУ не хватает фактов – их есть у нас. Берите и пользуйтесь.
Представители Донецка постепенно приходят в себя от выборов. Вставляют в помещениях участков оконные стекла, лечат побитых членов избирательных комиссий и наблюдателей, рассказывают избирательные истории.
По-видимому, еще долго жители шахтерского края будут делиться друг с другом впечатлениями о том, каким образом блоку "За еду!" удалось набрать почти сорок процентов голосов избирателей (при том, что по данным соцопросов даже в областном центре "едунов" поддерживали не более 9% взрослого населения. Рецепт победителей простой - запугивание избирателей и массовая фальсификация результатов голосования.
Вот, например, на участке № 7 избирательного округа № 44 в Петровском районе Донецка фальшивые бюллетни во время голосования впихивали в урну с такой силой, что она в этот момент просто рассыпалась. Парня, который так рьяно проявлял свое волеизъявление, наблюдателям удалось задержать и передать в руки стражей порядка, которые его якобы провели в районную прокуратуру. Тем не менее, голова избирательной комиссии отказалась подписывать акт о выявленном нарушении.
Что творилось в других местах, рассказывают очевидцы.
<і>Федотов Виктор Владимирович, предприниматель, владелец небольшого продуктового магазина в Кировском районе Донецькаі>
Примерно за неделю до выборов ко мне в магазин зашли двое мужчин и женщина с требованиями немедленно наклеить на витрины рекламные агитки блока "За ЕдУ!". Я отказался, тогда незванные гости в присутствии продавцов стали мне угрожать от имени донецкого губернатора Януковича, записали мою фамилию, адрес магазина и сказали, что больше работать я не буду.
На следующий день, в мое отсутствие подъехала белая "Волга", из которой вышла женщина, она предупредила продавцов об ответственности за невыполнение указаний о размещении рекламы "едунов" и собственноручно записала свой телефон 77-05-85 и фамилию, - Санина Лидия Васильевна - с требованием позвонить ей по телефону и прибыть для дачи объяснений. Никуда я, ясное дело, не звонил, и не ходил, потому уже после выборов, 5 апреля, пришли ко мне - сотрудники Кировского райотдела милиции провели в магазине обыск, изъяли договор аренды на помещение магазина и теперь требуют, чтобы я прекратил работать в этом районе.
Коваль Николай Леонтиевич, член участковой избирательной комиссии 31 избирательного округа № 60 (г. Зугрес)
Голосование на нашем участке проходило в помещении энергетического техникума. Из-за отсутствия достаточного количества кабин для голосования давка была невероятной. Пользуясь этим, к урнам несколько раз прорывались группы юнцов и вбрасывали в урны пачки бюллетней. Поскольку во время последней попытки пачка не пролезла в отверстие, бритоголовый "избиратель" просто пробил леток урны кулаком и вбросил туда сверток бумаг на глазах у членов участковой комиссии и наблюдателей. Двоих фальсификаторов удалось задержать и передать сотрудникам милиции. На соседних участках - в школе №10 та ТЭЦ Зугрес-2 - помещения для голосования были вообще разгромлены. Во время голосования кто-то отключил свет, после чего на членов участковых комиссий набросились неизвестные. Выбили окна, разбили мебель, в урны набросали фальшивых бюллетней. Одна из пачек упала мимо урны на пол. Так или иначе, но перепуганные члены комиссий составили акты о том, что "выборы прошли без нарушений".
<і>Работник ВАТ "Красногвардейский хлебокомбинат №2" (г. Макеевка)і>
За неделю до выборов начальник цеха Коновалов предупредил меня, что 31 марта пройдут выборы в Верховную Раду и поэтому, согласно распоряжению директора хлебокомбината, я должен взять открепительный талон в участковой избирательной комиссий по месту проживания. Поскольку я не согласился, 25 марта директор Болоцкий объявил, что если завтра я не покажу ему талон, буду уволен. 26 марта я обратился в избирательную комиссию, но там мне в откреплении от участка отказали, ссылаясь на то, что у меня нет никаких законных оснований не голосовать по месту проживания.
Я не стал настаивать и доложил на работе, что талон не могу показать по независящим от меня причинам. Тогда начальник цеха обязал меня оформить удостоверение на командировку и еще раз обратиться в избирательный участок с заявлением, что якобы 31 марта я буду в отъезде. 29 марта сотрудникам хлебокомбината объявили, что 31 марта они должны собраться в 7-00 часов возле бывшего кинотеатра "Космос" с открепительными талонами. В день выборов, по прибытии на место сбора, сотрудники хлебокомбината (в количестве приблизительно 90 человек) сели в поданные автобусы и поехали неизвестно куда.
Где-то через час руководитель группы раздал нам по 15 гривен и сказал, что мы едем в Словянск голосовать за блок "За единую Украину!" и кандидата в депутаты Лещинского. Для этого в избирательных бюллетнях мы должны поставить крестики напротив №14 и №4. Нас предупредили, что администрация хлебокомбината будет контролировать ход голосования (директор Болоцкий также ехал с нами), и если кто-то посмеет проголосовать по-иному, будет немедленно уволен с работы. По прибытии в Словянск автобусы остановились возле какой-то школы-интерната, где был избирательный участок. Хотя я собирался голосовать за блок "Наша Украина", рисковать не стал, и заполнил бюллетни, как мне сказали. Позже туда же подъехал автобус от Донецкого хлебокомбината №14. Мне говорили, что вроде бы таким способом были доставлены в Словянск 60 автобусов с людьми. Но лично я, кроме двух наших автобусов, видел еще 12.
Обезглавленый город
Без городского председателя и городского Совета оказался в Донецкой области город Харцызк. Попытка аппарата горисполкома собрать 9 апреля на первую сессию нового созыва новоизбранных депутатов закончилась ничем, результаты выборов в местный и областной советы до сих пор не обнародованы, а вероятный победитель на должность городского председателя уже четыре дня как пропал.
Поскольку результаты выборов в Харцызкий горсовет не опубликованы, новых депутатов работники исполкомовского аппарата собирали, звоня по телефону им домой и поздравляя с возможным избранием. Объявить результаты выборов на сессии также не удалось – зместитель председателя городского избиркома Галина Лебедева, которая председательствовала на сессии, заявила депутатам, что все данные по выборам находятся в сейфе у председателя избиркома Лидии Романюк, которая внезапно заболела.
Депутатам предложено ограничиться неофициальной информацией секретаря избирательной комиссии, напечатанной в официальном органе горсовета, газете "Родина", в виде списка новоизбранных депутатов без каких-либо данных о количестве поданных голосов. При этом Лебедева продемонстрировала и саму газету в виде одного листа газетной бумаги без исходных данных, номера и фамилии редактора. Поскольку газета "Родина" в действительности выходит в восьми колонках, а ее редактор Светлана Коваль этот "номер" к печати не подписывала, возможные депутаты посмеялись и через сорок минут разошлись из-за отсутствия официальной информации об итогах выборов.
Но не до смеха в семье Анатолия Игнатенко, кандидата на должность городского председателя, самовыдвиженца, который по данным участковых комиссий набрал 15 тысяч голосов, опередив коммуниста Виктора Васильева (12 тысяч голосов) и кандидата от блока "За едУ!" Олега Ляшенко (7 тысяч голосов). Последний раз вероятного мэра, который работает на таможне, видели 5 апреля. Игнатенко позвонил по телефону домой, сообщив, что он на работе, но заметил за собой слежку и поэтому попробует через черный ход выбраться из помещения таможни. Это была последняя весточка от него.
Учитывая, что предвыборная кампания Игнатенко сопровождалась многочисленными угрозами в его адрес, есть все основания считать, что исчезновение человека имеет непосредственное отношение к "торжеству демократии и празднику свободного волеизъявления народа", которое имело место 31 марта.
Правда, во время попытки проведения сессии горсовета заместитель председателя горизбиркома заявила, что якобы кандидат от "еды" набрал на 36 голосов больше, чем Игнатенко, но продемонстрировать в доказательство этого соответствующий протокол избиркома Лебедева не смогла.
_______________
NB. О харьковском побоище во время выборов, о том, кто же стал мэром в Черкассах и Кировограде, о шоу едунов на Буковине, о том, как на Львовщине можно выиграть выборы, о депутате/недепутате Граче, про последнюю волю Василия Куйбиды - обо всем этом читайте в разделе "Украинской правды" ВЫБОРЫ 2002
И что любопытно, полное молчание по этому поводу контролирующих выборы организаций. Почему случилось так, что они ничего не заметили? Причины могут быть разные – вплоть до договоренности – в регионах ведь тоже люди работают. Так вот, если товарищам из КВУ не хватает фактов – их есть у нас. Берите и пользуйтесь.
Представители Донецка постепенно приходят в себя от выборов. Вставляют в помещениях участков оконные стекла, лечат побитых членов избирательных комиссий и наблюдателей, рассказывают избирательные истории.
По-видимому, еще долго жители шахтерского края будут делиться друг с другом впечатлениями о том, каким образом блоку "За еду!" удалось набрать почти сорок процентов голосов избирателей (при том, что по данным соцопросов даже в областном центре "едунов" поддерживали не более 9% взрослого населения. Рецепт победителей простой - запугивание избирателей и массовая фальсификация результатов голосования.
Вот, например, на участке № 7 избирательного округа № 44 в Петровском районе Донецка фальшивые бюллетни во время голосования впихивали в урну с такой силой, что она в этот момент просто рассыпалась. Парня, который так рьяно проявлял свое волеизъявление, наблюдателям удалось задержать и передать в руки стражей порядка, которые его якобы провели в районную прокуратуру. Тем не менее, голова избирательной комиссии отказалась подписывать акт о выявленном нарушении.
Что творилось в других местах, рассказывают очевидцы.
<і>Федотов Виктор Владимирович, предприниматель, владелец небольшого продуктового магазина в Кировском районе Донецькаі>
Примерно за неделю до выборов ко мне в магазин зашли двое мужчин и женщина с требованиями немедленно наклеить на витрины рекламные агитки блока "За ЕдУ!". Я отказался, тогда незванные гости в присутствии продавцов стали мне угрожать от имени донецкого губернатора Януковича, записали мою фамилию, адрес магазина и сказали, что больше работать я не буду.
На следующий день, в мое отсутствие подъехала белая "Волга", из которой вышла женщина, она предупредила продавцов об ответственности за невыполнение указаний о размещении рекламы "едунов" и собственноручно записала свой телефон 77-05-85 и фамилию, - Санина Лидия Васильевна - с требованием позвонить ей по телефону и прибыть для дачи объяснений. Никуда я, ясное дело, не звонил, и не ходил, потому уже после выборов, 5 апреля, пришли ко мне - сотрудники Кировского райотдела милиции провели в магазине обыск, изъяли договор аренды на помещение магазина и теперь требуют, чтобы я прекратил работать в этом районе.
Коваль Николай Леонтиевич, член участковой избирательной комиссии 31 избирательного округа № 60 (г. Зугрес)
Голосование на нашем участке проходило в помещении энергетического техникума. Из-за отсутствия достаточного количества кабин для голосования давка была невероятной. Пользуясь этим, к урнам несколько раз прорывались группы юнцов и вбрасывали в урны пачки бюллетней. Поскольку во время последней попытки пачка не пролезла в отверстие, бритоголовый "избиратель" просто пробил леток урны кулаком и вбросил туда сверток бумаг на глазах у членов участковой комиссии и наблюдателей. Двоих фальсификаторов удалось задержать и передать сотрудникам милиции. На соседних участках - в школе №10 та ТЭЦ Зугрес-2 - помещения для голосования были вообще разгромлены. Во время голосования кто-то отключил свет, после чего на членов участковых комиссий набросились неизвестные. Выбили окна, разбили мебель, в урны набросали фальшивых бюллетней. Одна из пачек упала мимо урны на пол. Так или иначе, но перепуганные члены комиссий составили акты о том, что "выборы прошли без нарушений".
<і>Работник ВАТ "Красногвардейский хлебокомбинат №2" (г. Макеевка)і>
За неделю до выборов начальник цеха Коновалов предупредил меня, что 31 марта пройдут выборы в Верховную Раду и поэтому, согласно распоряжению директора хлебокомбината, я должен взять открепительный талон в участковой избирательной комиссий по месту проживания. Поскольку я не согласился, 25 марта директор Болоцкий объявил, что если завтра я не покажу ему талон, буду уволен. 26 марта я обратился в избирательную комиссию, но там мне в откреплении от участка отказали, ссылаясь на то, что у меня нет никаких законных оснований не голосовать по месту проживания.
Я не стал настаивать и доложил на работе, что талон не могу показать по независящим от меня причинам. Тогда начальник цеха обязал меня оформить удостоверение на командировку и еще раз обратиться в избирательный участок с заявлением, что якобы 31 марта я буду в отъезде. 29 марта сотрудникам хлебокомбината объявили, что 31 марта они должны собраться в 7-00 часов возле бывшего кинотеатра "Космос" с открепительными талонами. В день выборов, по прибытии на место сбора, сотрудники хлебокомбината (в количестве приблизительно 90 человек) сели в поданные автобусы и поехали неизвестно куда.
Где-то через час руководитель группы раздал нам по 15 гривен и сказал, что мы едем в Словянск голосовать за блок "За единую Украину!" и кандидата в депутаты Лещинского. Для этого в избирательных бюллетнях мы должны поставить крестики напротив №14 и №4. Нас предупредили, что администрация хлебокомбината будет контролировать ход голосования (директор Болоцкий также ехал с нами), и если кто-то посмеет проголосовать по-иному, будет немедленно уволен с работы. По прибытии в Словянск автобусы остановились возле какой-то школы-интерната, где был избирательный участок. Хотя я собирался голосовать за блок "Наша Украина", рисковать не стал, и заполнил бюллетни, как мне сказали. Позже туда же подъехал автобус от Донецкого хлебокомбината №14. Мне говорили, что вроде бы таким способом были доставлены в Словянск 60 автобусов с людьми. Но лично я, кроме двух наших автобусов, видел еще 12.
Обезглавленый город
Без городского председателя и городского Совета оказался в Донецкой области город Харцызк. Попытка аппарата горисполкома собрать 9 апреля на первую сессию нового созыва новоизбранных депутатов закончилась ничем, результаты выборов в местный и областной советы до сих пор не обнародованы, а вероятный победитель на должность городского председателя уже четыре дня как пропал.
Поскольку результаты выборов в Харцызкий горсовет не опубликованы, новых депутатов работники исполкомовского аппарата собирали, звоня по телефону им домой и поздравляя с возможным избранием. Объявить результаты выборов на сессии также не удалось – зместитель председателя городского избиркома Галина Лебедева, которая председательствовала на сессии, заявила депутатам, что все данные по выборам находятся в сейфе у председателя избиркома Лидии Романюк, которая внезапно заболела.
Депутатам предложено ограничиться неофициальной информацией секретаря избирательной комиссии, напечатанной в официальном органе горсовета, газете "Родина", в виде списка новоизбранных депутатов без каких-либо данных о количестве поданных голосов. При этом Лебедева продемонстрировала и саму газету в виде одного листа газетной бумаги без исходных данных, номера и фамилии редактора. Поскольку газета "Родина" в действительности выходит в восьми колонках, а ее редактор Светлана Коваль этот "номер" к печати не подписывала, возможные депутаты посмеялись и через сорок минут разошлись из-за отсутствия официальной информации об итогах выборов.
Но не до смеха в семье Анатолия Игнатенко, кандидата на должность городского председателя, самовыдвиженца, который по данным участковых комиссий набрал 15 тысяч голосов, опередив коммуниста Виктора Васильева (12 тысяч голосов) и кандидата от блока "За едУ!" Олега Ляшенко (7 тысяч голосов). Последний раз вероятного мэра, который работает на таможне, видели 5 апреля. Игнатенко позвонил по телефону домой, сообщив, что он на работе, но заметил за собой слежку и поэтому попробует через черный ход выбраться из помещения таможни. Это была последняя весточка от него.
Учитывая, что предвыборная кампания Игнатенко сопровождалась многочисленными угрозами в его адрес, есть все основания считать, что исчезновение человека имеет непосредственное отношение к "торжеству демократии и празднику свободного волеизъявления народа", которое имело место 31 марта.
Правда, во время попытки проведения сессии горсовета заместитель председателя горизбиркома заявила, что якобы кандидат от "еды" набрал на 36 голосов больше, чем Игнатенко, но продемонстрировать в доказательство этого соответствующий протокол избиркома Лебедева не смогла.
_______________
NB. О харьковском побоище во время выборов, о том, кто же стал мэром в Черкассах и Кировограде, о шоу едунов на Буковине, о том, как на Львовщине можно выиграть выборы, о депутате/недепутате Граче, про последнюю волю Василия Куйбиды - обо всем этом читайте в разделе "Украинской правды" ВЫБОРЫ 2002