Тимошенко прорвала блокаду

Четверг, 28 марта 2002, 13:37
За несколько дней до выборов в эфире Львовской государственной телерадиокомпании произошло воистину чудо. 12-й канал телевидения, который до сих пор почти полгода удовлетворял потребности исключительно одного блока -"За единую Украину", вдруг продемонстрировал чудо плюрализма.

Как следствие, информационную блокаду смогла преодолеть чуть ли не самый ярый оппонент "пищеблока" Юлия Тимошенко. Посетив с коротким визитом Львов, лидер БЮТи смогла, наконец, пробиться на "большой экран", пусть и рассчитанный, по большей части, на провинциальную публику. После того, за двадцать минут эфира Тимошенко смогла не только представить кандидатов-мажоритарников от своего блока, но и поделиться своими взглядами на ситуацию в стране и пути ее выведения из кризиса.

Но появление Тимошенко на телеэкраны это, скорее всего, исключение и дань большой популярности ЮВТ в Галичине. В общем же медиа-монополия в государственных СМИ на Львовщине почти полностью принадлежит "Еде". В полном распоряжении "пищеблока" один телеканал, газета и "колхозное" радио. А еще - Его величество админресурс, во многом благодаря которому "заедуны" рекламируются на столбах и маршрутных такси, поездах и биг-бордах.

Причем расхваливать приманки своего блока "пищевики" начали еще до Нового года и продолжали на протяжении всего срока моратория ЦИКа на политическую рекламу. Оппоненты "заединщиков" неоднократно жаловались на подобные действия Центризбиркома, но ведомство Михаила Рябца особой крамолы в нарушении участником избирательного процесса своего же запрещения на
агитацию не увидело.

Пропрезидентская информационная политика уже упоминавшихся государственных электронных масс-медиа, в общем была предполагаемой, хотя нельзя не отметить, что при этом руководство этих СМИ иногда как будто преднамеренно делает все возможное, чтобы раздражать избирателей. Например, предыдущий визит Тимошенко во Львов месячной давности, который вызвал значительный резонанс в городе, государственные СМИ просто не "заметили".

Так же не повезло и Виктору Ющенко, приезд которого на Львовщину государственные масс-медиа также практически проигнорировали. Лидер самого популярного блока три дня ездил областью, выступил, согласно приблизительным подсчетам, почти перед 150 тысячами ее жителей, вместо этого информационная программа "Вестник" ЛТБ почти все эти дни состояла из рассказов о том, как губернатор Гладий открывал акушерские пункты в селах и совершал другие благие дела. Ситуацию принципиально не изменил даже прямой эфир для Ющенко, который больше выглядел как неудачная попытка власти оправдаться.

Одна отрада для "ющенковцов", "тимошенковцов" и других партий - это местные газеты, которые, как будто пытаясь разрушить установившийся образ провинциальной прессы - затравленной и законопослушной, наперебой печатают агитматериалы БЮТи, "Нашей Украины", Соцпартии, "Яблока". Принимая во внимание достаточно серьезный тираж львовских изданий (а недельный тираж двух наиболее популярных газет "Экспресс" и "Высокий замок" вместе составляет почти полтора миллиона экземпляров), это существенно облегчает этим политическим силам донесение к широким массы избирателей своих программных основ.

Приблизительно те же пропрезидентские и антипрезидентские партии и блоки стали основными клиентами и рекламных фирм, которые специализируются на щитовой рекламе. Как следствие, на одной и той же улице мирно сосуществуют биг-борды с изображением, как бы мумифицированного Ющенко, и перепуганного Медведчука, ради которого предлагают "проявить характер", первые лица КОПа и блок "За единую Украину". В роли потерпевших оказались только "Яблоко" и Партия зеленых, почти полсотни щитов которых без предупреждения рекламисты заклеили.

"Наша Украина" вообще выступает на Львовщине в роли чуть ли не самого крупного рекламодателя. Типичные плакаты блока Ющенко с изображениями его лидера и кандидата-мажоритарника можно встретить в каждом округе. Как вариант, во Львове раздаются открытки, где рядом с этими двумя фамилиями указан кандидат от "Нашей Украины" в городской совет.

Фактически блок Ющенко входит в число немногих политических сил, печатные агитки которых не находятся под постоянной угрозой снятия. Частично это можно объяснить огромной популярностью среди обитателей Львова самого экс-премьера, которую власть не может не учитывать. Но в немалой мере "ющенковцы" ощущают себя свободно и из-за того, что вот уже восемь лет городом руководит мэр-руховец, который, известно, всячески содействует своему блоку.

Не обходится и без курьезов. Так, в одном из райцентров услужливые чиновники установили щит "Еды" как раз около погоста. Как следствие, на фоне крестов и могил оптимистически виднеется надпись: "Это моя земля, мне здесь жить. Блок "За единую Украину". Подобный прикол произошел и с одним из кандидатов на должность городского председателя Львова Богданом Федоришиним. Вблизи исторического Личаковского кладбища появился его биг-борд с надписью: "Делай людям добро, и будешь жить вечно".

Но в общем печатная агиткампания на Львовщине проходит, по большей части, мирно. Страсти бурлят только в отдельных округах и в соревновании кандидатов на должность мэра Львова. Работы командам кандидатов прибавляют и коммунальные службы областного центра, которые еще за неделю до дня голосования начали чистить город от открыток и плакатов.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования