Депутат не может обращаться в органы дознания и досудебного следствия по вопросам уголовных дел – решение КС
Вторник, 26 марта 2002, 10:54
Народный депутат Украины не имеет права обращаться в органы и к должностным лицам, осуществляющим функции дознания и досудебного следствия, с требованиями и предложениями по вопросам, касающимся проведения дознания и досудебного следствия по конкретным уголовным делам.
Это следует из решения Конституционного суда Украины в деле по конституционному представлению Министерства внутренних дел об официальном толковании положений статьи 86 Конституции Украины и ряда статей закона "О статусе народного депутата Украины".
Согласно толкованию КС, "в случае поступления в органы и к должностным лицам, осуществляющим функции дознания и досудебного следствия, требований и предложений народных депутатов Украины по вопросам, касающимся конкретных уголовных дел, руководители соответствующих органов, следователи и должностные лица, осуществляющие дознание, должны действовать с соблюдением требований, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Украины".
Решение КС Украины является обязательным к выполнению на территории Украины, окончательным и не может быть обжаловано.
Как сообщалось, МВД просило дать официальное толкование статьи 86 Конституции Украины, статей 12, 19 этого закона о праве народного депутата Украины обращаться к органам внутренних дел, налоговой милиции и Службе безопасности Украины с запросами и обращениями, которые содержат требования, указания, предложения о конкретных уголовных делах.
Министерство считает, что согласно Конституции и законодательству запрос народного депутата Украины предусматривает получение официального ответа по определенным вопросам, но не должен содержать указаний о проведение процессуальных действий в ходе расследования конкретных уголовных дел и о принятии по ним конкретных решений. В депутатском обращении предложения совершить определенные действия не могут касаться конкретных уголовных дел, поскольку такие вопросы не должны рассматриваться как связанные с деятельностью народных депутатов Украины.
На основании анализа соответствующих положений Конституции и действующего законодательства МВД характеризует запросы и депутатские обращения с требованиями и предложениями, связанными с расследованием уголовных дел, как вмешательство в деятельность следственных органов внутренних дел, налоговой милиции, СБУ и органов дознания, а также влияние на них с целью принятия желательного для народного депутата решения.
КС в своем официальном толковании положений части первой статьи 86 Конституции Украины исходит и того, что органами, в которые может обращаться с запросом народный депутат Украины, определены лишь органы Верховной Рады и Кабинет министров. Кроме того, запрос народного депутата может быть адресован руководителям других органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также руководителям предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Украины, независимо от подчинения и форм собственности.
Согласно положениям части первой статьи 16 закона "О статусе народного депутата Украины", депутат также "имеет право на депутатское обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления, к их должностным лицам, руководителям предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности и подчинения, объединениям граждан по вопросам, связанным с депутатской деятельностью".
Согласно части первой статьи 86 Конституции, народные депутаты могут обращаться с запросами только в МВД страны, к руководителям главных управлений, управлений и отделов МВД как руководителям органов государственной власти, а также к руководителям соответствующих предприятий и учреждений.
Вместе с тем, народный депутат не может адресовать свои запросы другим работникам внутренних дел, в том числе следователям органов внутренних дел и работникам милиции, осуществляющим функцию органа дознания.
КС Украины в своих решениях от 19 мая 1999 года и от 11 апреля 2000 года, учитывая гарантированную Конституцией и законами Украины независимость и неприкосновенность судей, а также запрет влияния на судей каким-либо образом, указал, что право народного депутата Украины на запрос не распространяется на вопросы, связанные с осуществлением правосудия в конкретных делах.
Вопросы проведения дознания, досудебного следствия в конкретных уголовных делах, отметил КС, являются именно такими, которые связаны с осуществлением правосудия в конкретных делах. Эти действия предусмотрены процессуальным законом и осуществляются лишь уполномоченными на это законом должностными лицами и определенным законом образом. Обращения в какой-либо другой форме к работнику органа дознания или следователю с целью влияния на исполнение им служебных обязанностей запрещено законодательством.
КС Украины считает, что руководители органов, следователи и должностные лица, осуществляющие функции дознания, в случае поступления к ним обращений народного депутата Украины по вопросам, касающимся проведения дознания и досудебного следствия в конкретных уголовных делах, не связаны обязательством рассматривать их в порядке рассмотрения запросов и обращений и не несут ответственности за невыполнение изложенных в них требований и предложений.
Интерфакс-Украины-выборы
Это следует из решения Конституционного суда Украины в деле по конституционному представлению Министерства внутренних дел об официальном толковании положений статьи 86 Конституции Украины и ряда статей закона "О статусе народного депутата Украины".
Согласно толкованию КС, "в случае поступления в органы и к должностным лицам, осуществляющим функции дознания и досудебного следствия, требований и предложений народных депутатов Украины по вопросам, касающимся конкретных уголовных дел, руководители соответствующих органов, следователи и должностные лица, осуществляющие дознание, должны действовать с соблюдением требований, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Украины".
Решение КС Украины является обязательным к выполнению на территории Украины, окончательным и не может быть обжаловано.
Как сообщалось, МВД просило дать официальное толкование статьи 86 Конституции Украины, статей 12, 19 этого закона о праве народного депутата Украины обращаться к органам внутренних дел, налоговой милиции и Службе безопасности Украины с запросами и обращениями, которые содержат требования, указания, предложения о конкретных уголовных делах.
Министерство считает, что согласно Конституции и законодательству запрос народного депутата Украины предусматривает получение официального ответа по определенным вопросам, но не должен содержать указаний о проведение процессуальных действий в ходе расследования конкретных уголовных дел и о принятии по ним конкретных решений. В депутатском обращении предложения совершить определенные действия не могут касаться конкретных уголовных дел, поскольку такие вопросы не должны рассматриваться как связанные с деятельностью народных депутатов Украины.
На основании анализа соответствующих положений Конституции и действующего законодательства МВД характеризует запросы и депутатские обращения с требованиями и предложениями, связанными с расследованием уголовных дел, как вмешательство в деятельность следственных органов внутренних дел, налоговой милиции, СБУ и органов дознания, а также влияние на них с целью принятия желательного для народного депутата решения.
КС в своем официальном толковании положений части первой статьи 86 Конституции Украины исходит и того, что органами, в которые может обращаться с запросом народный депутат Украины, определены лишь органы Верховной Рады и Кабинет министров. Кроме того, запрос народного депутата может быть адресован руководителям других органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также руководителям предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Украины, независимо от подчинения и форм собственности.
Согласно положениям части первой статьи 16 закона "О статусе народного депутата Украины", депутат также "имеет право на депутатское обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления, к их должностным лицам, руководителям предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности и подчинения, объединениям граждан по вопросам, связанным с депутатской деятельностью".
Согласно части первой статьи 86 Конституции, народные депутаты могут обращаться с запросами только в МВД страны, к руководителям главных управлений, управлений и отделов МВД как руководителям органов государственной власти, а также к руководителям соответствующих предприятий и учреждений.
Вместе с тем, народный депутат не может адресовать свои запросы другим работникам внутренних дел, в том числе следователям органов внутренних дел и работникам милиции, осуществляющим функцию органа дознания.
КС Украины в своих решениях от 19 мая 1999 года и от 11 апреля 2000 года, учитывая гарантированную Конституцией и законами Украины независимость и неприкосновенность судей, а также запрет влияния на судей каким-либо образом, указал, что право народного депутата Украины на запрос не распространяется на вопросы, связанные с осуществлением правосудия в конкретных делах.
Вопросы проведения дознания, досудебного следствия в конкретных уголовных делах, отметил КС, являются именно такими, которые связаны с осуществлением правосудия в конкретных делах. Эти действия предусмотрены процессуальным законом и осуществляются лишь уполномоченными на это законом должностными лицами и определенным законом образом. Обращения в какой-либо другой форме к работнику органа дознания или следователю с целью влияния на исполнение им служебных обязанностей запрещено законодательством.
КС Украины считает, что руководители органов, следователи и должностные лица, осуществляющие функции дознания, в случае поступления к ним обращений народного депутата Украины по вопросам, касающимся проведения дознания и досудебного следствия в конкретных уголовных делах, не связаны обязательством рассматривать их в порядке рассмотрения запросов и обращений и не несут ответственности за невыполнение изложенных в них требований и предложений.
Интерфакс-Украины-выборы