Литвин в столице "Еды"

Воскресенье, 24 марта 2002, 18:17
"Я почуваю себе, неначе повернувся до рідної домівки", - так сказал Владимир Литвин на митинге в Дергачах. Возможно, подобные вещи говорил он и в других регионах, но все же Харьковщина должна была показаться лидеру "Еды" более домашней, чем абсолютное большинство других областей. Ведь регион не только оплот блока, но и, как любят говорить на Харьковщине, - его родина, имея в виду тот факт, что юридическое оформление "За единую Украину" началось с резолюции Харьковского съезда НДП 1 декабря прошлого года.

А то, что "Еда" монополизировала в регионе наглядную агитацию, признал на днях даже отнюдь не оппозиционный к ней Виталий Кононов. Но за три дня, прошедших между его визитом и приездом Литвина, предвыборных плакатов и листовок в пользу блока власти стало еще больше. Во-первых, появились изображения самого Литвина, во-вторых, изображения губернатора Евгения Кушнарева как кандидата в Харьковский областной совет.

Глава обладминистрации баллотируется в отдаленном от Харькова Краснокутском районе, но его изображения в массовом количестве появились и в областном центре, и в Дергачах. На плакате значится тираж – 15 тысяч экземпляров. Для Краснокутского района, где живет 25 тысяч избирателей – это явно многовато. Раздавали на Дергачевской ярмарке и календарик с портретом Кушнарева и надписью "За единую Украину" (официальный тираж 10 000). Видимо, истинный рейтинг блока власти в регионе не так велик, что для его поднятия требуется открыто использовать имидж губернатора.

Впрочем, в первом пункте поездки Литвина – в объединении "Турбоатом" встреча была без знамен и ажиотажа, отнюдь не напоминая визит Кучмы на "Элетротяжмаш". В цеху №53 висел лишь один лозунг в поддержку блока, немногочисленные рабочие продолжали работать за станками. Некоторые из них, впрочем, подходили к главе администрации президента, спрашивали о повышении зарплаты и возврате вкладов. Из-за гула станков было сложно расслышать, что он говорит. Те, кто оказались ближе, услышали, что Литвин признал, что у рабочих маленькая зарплата, но заверил, что блок будет добиваться ее повышения.

К "Турбоатому" в последнее время проявляют интерес российские компании, Однако, судя по словам Литвина, даже нынешний уклон Украины в сторону Москвы, не дает россиянам, как и кому-либо другому завладеть "Турбоатомом".

Ранее большую часть акций завода предполагалось продать частным инвесторам, но сейчас Литвин считает, что это стратегическое предприятие должно остаться в государственным и что такова "однозначная позиция президента". Поддержал - уже на итоговой пресс-конференции - лидер "Еды" и позицию президента в вопросе о реприватизации, заметив, что очень многие инвесторы не выполняют взятых на себя обязательств. Тут же он добавил, что вопрос о социальной революции ставит не "Единая Украина", а другие участники выборов.

Тем не менее, сходства у "Еды" с революционерами больше, чем хочет представить Литвин. На ярмарке в Дергачах товары продавали дешево, поскольку, как объяснили не слишком веселые продавцы, им велели торговать без надбавки, снизив цену как минимум на 10%. Что это как не экспроприация - только не средств производства как у большевиков – а торговой надбавки. Правда, сама надбавка не уходила в карман "Еды", а оставалась в карманах электората в виде сэкономленных денег: чем не осовремененный вариант истории о благородных разбойниках, которые награбленное у богачей раздавали беднякам.

Сам Литвин на встрече с учителями сказал, что опыт торговли без надбавок ему понравился. Об этом можно судить и по тому обстоятельству, что митинг на площади в Дергачах и речь Литвина на нем были очень краткими, а обход главой администрации президента ярмарочных лавок очень подробным. Устроители шоу старались создать атмосферу всенародной любви к нему.

Женщины в вышиванках костюмах пели частушки со словами: "Нас веде до перемоги Володимир наш Литвин". А когда лидер "Еды" вместе с Кушнаревым и депутатом от Дергачей Александром Бандуркой поднялся на трибуну, то конферансье в смушковой шапке и шароварах стал, стимулируя аплодисменты, спрашивать толпу: "А як дергачівці вітають лідера блоку "За єдину Україну"? А як вони вітають голову облдержадмінстрації Євгена Кушнарьова?" Прямо как ребенка спрашивают: "Покажи, как ты любишь маму. Покажи, как ты любишь папу".

Как и бывает с занятыми родителями, Литвин был с дергачевцами краток.
Сказав, что чувствует себя как дома и, пообещав, что старшее поколение будет жить лучше, он отправился в Харьков.

Выступление перед работниками образования и ответы на их вопросы заняли больше часа. В отличие от Ющенко говорил Литвин без конспекта, что, видимо, должно было произвести впечатление на пожилых педагогов, не забывших речи Брежнева, не отрывавшегося от бумажки. Самые интеллектуальные из них, наверно оценили, что Литвин цитировал такого интеллектуального поэта, как Томас Стернс Элиот. Сказав, что если будет в СМИ и дальше нагнетаться негативная информация, то тогда по словам Элиота "світ повинен скінчитися не вибухом, а скиглінням".

После этого я ожидал, что лидер "Еды" начнет развивать тему воспитания на положительных примерах и думал, кто же окажется у него на месте Александра Матросова, Зои Космодемьянской, Николая Островского и прочего пантеона советских героев. Но нет, никаких новых и старых положительных примеров Литвин не называл, зато долго говорил, как государство позаботится об учителях, и пообещал, что при сохранении нынешних тенденций в экономике Украина к 2011 выйдет на средний уровень европейских стран (впрочем, о вступлении в Евросоюз не было сказано ни слова).

За предыдущий же развал экономики брать ответственность "Еда" не собирается, поскольку Литвин убежден, что главный кризис произошел в 1991-1994 году. Что же касается выборов и будущего большинства, то он дипломатично ушел от ответа на вопрос, с кем "За единую Украину" собирается вступать в коалицию, и выразил надежду, что "украинский народ определится с большинством еще на выборах, высказав кому-то одному свое доверие. Формировать же большинство на основе принципа "Мы вам спикера, вы нам премьера", он категорически не хочет".

Что же касается оппозиции, то Литвин, во-первых, сказал, что в Украине в основном есть не оппозиция, а обиженные жизнью люди, поскольку в списках всех оппозиционных партий в изобилии присутствуют представители власти, а именно – народные депутаты. "Адже влада у нас одна, тільки гілки різні", - отрезюмировал Литвин. Но хотя оппозиции у нас как бы и нет, лидер "Еды" считает, что нужен закон, который определит ее права и обязанности. Обязанности - это не действовать по принципу, "чем хуже, тем лучше" и не ездить по заграницам, жалуясь на свой народ.

Ну а права – это доступ к государственным СМИ, внесение альтернативных законопроектов и принятие законов с учетом мнения оппозиции. Последнее выглядит странным. Неужто Литвин предлагает такую утопию, чтобы все законы принимались консенсусом? Или все, сказанное им, лишь слова, призванные продемонстрировать демократичность в неискушенной в политике аудитории.

Думаю, среди харьковских педагогов есть люди, которые знают, что законопроекты в Украине могут предлагать все депутаты, независимо от партийной ориентации и закон об оппозиции для этого не нужен. Наверняка, есть и те, которые понимают, что депутат парламента отнюдь не является властью в сравнении с министром и представителем президентской администрации.

Ведь по логике Литвина получается, что даже большевики в царской России имели долю власти, раз было у них несколько депутатов ГосДумы. Может, кто захочет проверить и слова Литвина о том, как мы догоним Европу к 2011 году: достаточно лишь взять калькулятор и статсправочник, чтобы убедиться – даже при сохранении ежегодного 9%-го роста, украинский ВВП на душу населения составит к указанной дате лишь около 60% от сегодняшнего португальского.

Но трудно сказать, как много в аудитории было людей, способных оценить слова Литвина трезво – познания о политике у харьковского электората невелики. Так, на днях два человека, чей образовательный уровень выше среднего убеждали меня, что по окончании голосования кандидат может отдать или продать свои голоса кому хочет.

Именно для такого электората и был устроен концерт на площади Свободы с участием Вики Цыгановой, Александра Пономарева, Александра Буйнова. "Я на выборы иду, голосую за "Еду", лилось из динамика, свидетельствуя, что блоку власти нравится приклеившаяся к нему кличка.

А венцом концерта, который под занавес визита посетил Владимир Литвин стал запуск розового воздушного шара с надписью "За единую Украину". Шар улетел за Госпром, следовательно, в западном направлении. Трудно делать из этого однозначный символический вывод: путь из Харькова на Запад – это, конечно, путь в Европу - но через Белоруссию.

О том же, сколь благополучно пролетел шар "Еды" зону турбулентности под названием "день голосования" мы узнаем 1 апреля. Как любитель Элиота Литвин должен знать, что поэт называл апрель "самым жестоким месяцем".

________________
NB. О том, что приходится выслушивать обычному избирателю, кто аплодировал Тимошенко, сколько харьковчан встречали Литвина, кто по соционическому типу Ющенко, за что сняли Кальченко, кто носит прозвище "избирательных" клоунов, обо всем этом читайте в новом разделе "Украинской правды" ВЫБОРЫ 2002


Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования