Кто в Украине служит общественному делу больше, чем самому себе?

Суббота, 2 марта 2002, 15:18
Предвыборный парламентский марафон, который в идеале имеет в виду привести в самый высокий законодательный орган нашей страны лучший из лучших, в самом разгаре. Политические блоки, партии и индивидуалы, которые репрезентуют разнообразные политические и деловые интересы неутомимо, многословно и темпераментно агитируют публику, пытаясь убедить в исключительности своего лица или команды, употребляя в этом процессе широкий спектр методов и стратегий убеждения, которые уже вошли в повседневный лексикон под загадочным именем пиар. На каких же таких качествах акцентируют глубокоуважаемые будущие законодатели в своих соревнованиях за сердца украинского избирателя?

Как правило, это:

- Профессионализм и компетентность, в доказательстве которого среднестатистичный избиратель не имеет возможности убедиться, поэтому воспринимает заверение с предостережениями…

- Политическая платформа, которая носит громкое имя, но, как правило, не имеет ничего общего с настоящей идеологией партии или блока…

- Патриотизм, который понятийно понимается диаметрально противоположно различными слоями украинского сообщества…

Возьму на себя смелость заявить - Господа кандидаты! Вы усложнили жизнь своих избирателей полемикой на темы, являющийся оторванными от повседневной жизни и которые не имеют ничего общего с их стремлениями сегодня. Вы забыли сказать своим избирателям то, что они от Вас хотят услышать.

Те граждане, которые придут к урнам, чтобы отдать свои голоса в пользу своих избранников являются, на самом деле, романтиками, которые выжили, невзирая на несправедливости повседневности и не потеряли веру в справедливость.

Украинцы более всего хотят чесности и порядочности государственных служащих, справедливости и равноправных отношений с властью, признания властью первоочередности общественных интересов перед личными, уважения к личности; т.е. ЭТИЧНОСТИ И НРАВСТВЕННОСТИ ВЛАСТИ. Это является той первоочередной целью, которая вынудит сознательных граждан Украины отложить свои повседневные дела в воскресение 31 марта, при чем, независимо от их политических симпатий.

Но по причине, которая неизвестна автору этих строк, те, кто претендует на должности народных избранников, странным образом обходят обсуждения темы этичности государства, этики отношений между государством и гражданином и кодекса чести вообще. Я не говорю о заедистах, с ними все понятно…

Эти абсолютно сознательно не касаются этой темы по двум причинам. Во-первых, для людей, которые объединились под знаменами с гордым названием "За ЕдУ!" понятие чести и порядочности являются абсолютно инородными и непонятными. Во-вторых, хотя они и не знают, что это такое, но подсознательно, при помощи рефлексов, которые приобрели вследствии длинного жизненного опыта приспособления, понимают, что риторика на эту тему с их уст будет звучать не лучше, чем проповедь целомудрия из уст проститутки.

У коммунистов тоже довольно существенные проблемы, связанные с этикой и моралью, поэтому дебатирование этой общественной проблемы с представителями или последователями этой ортодоксально-вымирающей идеологии больше будет напоминать разговор с палачом-пенсионером: "Да, мол, закатовал-замучал я людей много, но не со зла, а по необходимости…". Поэтому, заигрывая перед своей геронтократичной аудиторией, лидеры коммунистов не детализируют, каким образом они будут обеспечивать в случае своей победы "народовластие" и "режим равноправия и справедливости".

В программном документе БЮТи, где приоритетом провозглашается духовная жизнь и возрождение духовности (которая, в принципе есть по определению стандартом морально-этических норм), в контексте документа нет ни четкого определения понятия, ни механизмов внедрения, кроме достаточно контроверсийных идей - создания школьных программ духовности и "сверка законодательства с высшими духовными ценностями".

У "Нашей Украины" более подробно расписано "Внедрение моральных и прозрачных отношений общества и власти", но также ограничено легалистической трактовкой этих отношений как "внедрение установившихся процедур взаимодействия между властью и общественностью". Внедрено, господа… не работает. Как воровали - так и воруют… Но еще и презирают народ по полной программе, убивают безнаказанно, врут, не стесняются плагиат печатать и предвыборную агитацию конкурентов со столбов и заборов срывать… И не стыдно им, потому что не знают, что порядочные люди так не делают.

Между тем, самым действенным средством внедрения и общественного контроля этико-моральных норм, как демонстрирует опыт стран, которым раньше за нас посчастливилось наслаждаться благами гражданского общества, кроме законодательства, есть практика профессиональных этических кодексов. Они внедряются добровольными профессиональными объединениями, ими также, как правило, предусмотрены функции надзора за соблюдением кодекса профессиональной этики. И у государственных служащих такое объединение есть с кодексом чести, соответственно.

Для тех, кто читает на английском, пожалуйста, можете ознакомиться с Этическим Кодексом Американского Общества Государственных Служащих. А для тех, кто не читает, процитирую только первое предложение: "Служить общественному делу больше чем самому себе".

Вот так, не больше и не меньше. Это вам не сухой канцелярский стиль украинских "Общих правил поведения государственного служащего": "Государственный служащий при выполнении служебных обязанностей должен действовать…" и еще восемь страниц текста, которые дочитать до конца, ни разу не зевнув, нельзя. И не читает никто из них, наверное…

А все это к чему? А к тому, что теперешние выборы как можно лучше иллюстрируют борьбу между теми, кто пытается вернуть украинское общество к этично-моральным нормам, которые приняты среди людей доброй свободы и теми, кто ради личной выгоды готов на все. Как в сказке, где добро должно всегда побеждать зло.

Граждане наши умные, они понимают, кто есть кто. Читать между строк многие из них тоже научились еще в школе. Но почему бы нашим политикам не помочь украинцам, называя вещи своими именами и предоставив им свои варианты трактовки кодекса чести?

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования